Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Piatti, Cinelli — итал., cymbales — франц., Becken, Schellen — нем.) — металлический инструмент без определенной звучности, восточного происхождения, состоящий из металлической круглой доски с углублением в середине, к которому с наружной стороны прикреплен ремень. В оркестре применяются две Т. Играющий, держа Т. за ремни, ударяет одной Т. о другую. Звук Т. в forte резкий, блестятщий, дикий, в piano — дребезжащий, но гораздо мягче. Длительность звука должна быть точно обозначена в нотах. Он прекращается от прикладывания Т. играющим к своей груди. Партия пишется в басовом ключе и обозначается нотою ми между третьей и четвертой линейками или пишется на одной черте с обозначением только ритма. В Т. применяется также тремоло, т. е. быстрое чередование ударов Т. о Т. Красивее, мягче выходит тремоло от быстрых ударов палочками литавр по привешенной Т. Удары Т. часто соединяются с ударами турецкого барабана; партии обоих инструментов пишутся иногда на одной нотной системе, причем удары Т. обозначаются нотою ми, а турецкого барабана — ниже, нотой до, в ключе фа. Не следует считать одновременные удары Т. и турецкого барабана обязательными. Т. применяются как в оперном, так и в военном оркестре. В симфоническом оркестре их применение очень редко.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    ударный оркестровый музыкальный инструмент: два медных диска (диаметр около 400 мм), к центрам которых с внешней стороны прикреплены кожаные ремни. При ударе друг о друга Т. издают продолжительный звенящий звук.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    I

    мн.

    Ударный музыкальный инструмент в виде двух тонких металлических дисков.

    II

    мн.

    Название деталей, имеющих вид плоского диска.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ТАРЕЛКИ - ударный музыкальный инструмент; 2 металлических диска, ударяемые друг о друга. Иногда играют, ударяя палочкой по подвешенной тарелке. Известен с древности.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    ТАРЕЛКИ, ударный музыкальный инструмент; 2 металлических диска, ударяемые друг о друга (иногда играют, ударяя палочкой по подвешенной тарелке). Известен с древности. В симфоническом оркестре - с конца 18 в.

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  11. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    тарелки мн. муз. Becken n pl, Tschinellen f pl

  13. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    мн. ч. муз.

    Becken n pl, Tschinellen f pl

  15. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  16. Энциклопедия Кольера

    ТАРЕЛКИ

    ТАРЕЛКИ

    ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических дисков неопределенной высоты звучания. Металлические тарелки бывают разной величины - от 5 до 102 см в диаметре. Появившись в Азии, тарелки распространились по всему Древнему Востоку и средневековой Европе, где они применялись в торжественных церемониях или служили для создания восточного колорита. В последней роли они впервые стали использоваться в опере в конце 17 в. Введенные вскоре после этого в военную музыку, наряду с другими характерными инструментами распространенных в то время турецких (янычарских) оркестров, тарелки постепенно перестали ассоциироваться с Востоком и получили статус постоянного ударного инструмента современного симфонического и духового оркестров. Иногда в оркестровых партитурах используются т.н. античные тарелки - очень маленькие, обладающие определенной высотой звучания в высоком регистре.

  17. Источник: Энциклопедия Кольера



  18. Энциклопедический словарь

    таре́лки

    ударный музыкальный инструмент; 2 металлических диска, ударяемые друг о друга. Иногда играют, ударяя палочкой по подвешенной тарелке. Известен с древности. В симфоническом оркестре с конца XVIII в.

    * * *

    ТАРЕЛКИ

    ТАРЕ́ЛКИ, ударный музыкальный инструмент; 2 металлических диска, ударяемые друг о друга. Иногда играют, ударяя палочкой по подвешенной тарелке. Известен с древности.

  19. Источник: Энциклопедический словарь



  20. Музыкальная энциклопедия

    (итал. piatti, cinelli; нем. Becken; англ. cymbals; франц. cymbales, от греч. xumbalon - кимвал) - ударный муз. инструмент. Представляет собой 2 металлич. диска, выкованные из спец. сплава.

    Существуют Т. разной величины - малые (25-35 см в диаметре), средние (37,5-45 см), большие (47,5-60 см) и разной толщины - тонкие, средние, толстые. Эти различия отражаются на характере звучания. Играют на Т., ударяя одну о другую встречным скользящим движением; различают т. н. открытый удар, при к-ром Т. остаются свободно звучащими, и закрытый, при к-ром края Т. после удара исполнитель прижимает к плечам (приём piatti a 2). Широко применяются также удары по подвешенным на ремнях или закреплённым на стойках Т. разл. палочками (деревянными барабанными, литавровыми, с резиновыми головками, металлическими от треугольника) или т. н. метёлочками из тонкой стальной проволоки. Т., ударяемые друг о друга, дают яркую, "блестящую" звучность в f - ff и звенящую в pp. Звучание подвешенной Т. органичнее сочетается с орк. звучностью, характер его зависит от места удара - в край, в половину радиуса или в выпуклость в центре Т. (в "купол"). Лучшие по звуку орк. Т. - т. н. турецкие, с характерным серебристым звоном. Известны также кит. Т. (piatti cinesi), отличающиеся большими размерами (30-60 см), более низким, "тягучим" звуком, обладающие сильной шумовой волной; при игре их держат за высокие фигурные "чашечки" (округлые выступы в центре). Кит. Т. применяются гл. обр. в колористич. целях - в балете "Чудесный мандарин" Бартока, в "Турангалила-симфонии" Мессиана (наряду с турецкими). В 19 в. в дух. оркестрах (иногда и в симфонических) одну из Т. прикрепляли к большому барабану, что давало возможность играть на обоих инструментах одному исполнителю. В джазе и эстр. оркестрах играют на тонких тарелочках, а также на толстых, подвешенных на кронштейнах или спец. подставках. Обычно в джазовую ударную установку входят 3-4 подвесные Т. разл. размеров, а также педальная Т., т. н. чарльстон (итал. и франц. charleston, англ. hi-hat), - устройство, снабжённое 2 тарелками, одна из к-рых ударяет о другую при нажатии педали. Партия Т. нотируется на одной линейке ("нитке") обычными нотами или крестиками со штилем вверх (игра палочками) или со штилем вниз (для педальной Т.).

    Т. были известны уже в Др. Египте и Др. Индии, пользовались распространением в Турции и странах Дальнего Востока. В страны Европы проникли в ср. века, затем вышли из употребления и появились вновь в 18 в. вместе с "янычарской музыкой". В симф. оркестр введены К. В. Глюком (хор скифов из "Ифигении в Тавриде", 1779), встречаются в соч. Й. Гайдна, Л. Бетховена. В 19 в. Т. стали применяться в оркестрах любого состава. Их широко использовали М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Р. Вагнер, Р. Штраус, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.

    Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956, с. 244-71; Дмитриев Г., Ударные инструменты: трактовка и современное состояние, М., 1973, с. 62-66; Панаиотов A., Ударные инструменты в современных оркестрах, М., 1973, с. 70-81; Sachs С., Geist und Werden der Musikinstrumente, В., 1929; Кunitz H., Die Instrumentation, Bd 10, Lpz., 1960; Reed H. O., Leасh J. T., Scoring for percussion and the instruments of the percussion section, Prentice-Hall, (1969); Reinkоfer К., Tannige1 F., Handbook of percussion instruments, L.-N. Y., 1976.Ю. А. Фортунатов.

  21. Источник: Музыкальная энциклопедия



  22. Музыкальный словарь

    Не правда ли, странное название для музыкального инструмента? И тем не менее тарелки -- плоские металлические пластинки -- один из самых распространенных ударных инструментов. В оркестре тарелки появились еще в XVII веке, а известны были на много веков раньше. На тарелках играли еще 4 тысячи лет тому назад в Древнем Египте. В оркестре бывает обычно пара тарелок (поэтому, как и литавры, называются они во множественном числе). Звук извлекается ударом тарелок друг о друга, ударом по тарелке палочкой от барабана или литавр, ударом металлической метелкой. Звук тарелок, в зависимости от способа и силы удара, может получиться самый разнообразный, от звонкого, пронзительного, до еле слышного шопота. Чаще всего удары тарелок совпадают со звучанием большого барабана. Бывает, что одна из тарелок привинчивается к барабану, и играет на обоих инструментах один исполнитель. Тарелки -- инструмент с неопределенной высотой звука. Партия их записывается на одной линейке -- «нитке».

  23. Источник: Музыкальный словарь



  24. Большой Энциклопедический словарь

    ТАРЕЛКИ
    ТАРЕЛКИ - ударный музыкальный инструмент; 2 металлических диска, ударяемые друг о друга. Иногда играют, ударяя палочкой по подвешенной тарелке. Известен с древности.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  25. Источник: