(differentia, διαηορά) — результат умственного процесса, в котором сопоставляются два или большее количество объектов мысли, причем каждый из этих объектов принимается за самостоятельное целое, отличное от всякого другого или только числом, или же и качественно. Процесс различения противоположен процессу сравнения, когда ищут в объектах сходных черт. Полного тождества двух объектов в природе быть не может; оно существует лишь в понятиях. Два предмета, как бы сходны они ни были, все же различны численно, т. е. занимают различное место в пространстве и воспринимаются в различное время. Однако когда говорят о Р. предметов, то не имеют в виду этого количественного Р., а лишь Р. их свойств, на основании коих ум делит предметы на различные классы, роды, виды и т. д. Это деление основано столько же на сходстве свойстве предметов, благодаря чему их относят к одной группе, сколько и на Р. их, благодаря чему устанавливаются самые группы. Как отрицание немыслимо без утверждения, так и различение немыслимо без предварительного сопоставления двух объектов и сравнения сходных черт их. Если бы мир состоял из предметов ничего общего между собой не имеющих, т. е. если бы каждый предмет отличался индивидуальными особенностями, как это мы видим в мире духовном, то это не помешало бы уму сопоставлять их и сравнивать. Пространство и время — начала разделения (principum individuationis); но вместе с тем, будучи общей формой всех познаваемых объектов, они дают основание и для сравнения их. Таким образом различение и сравнение суть две стороны одного и того же умственного процесса, стремящегося к познанию вещей.
Э. Р.
сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, отсутствуют у других; в материалистической диалектике Р. понимается как необходимый момент всякой вещи, явления и процесса, характеризующий их внутренняя противоречивость, развитие. Категория Р. находится в неразрывном единстве с категорией тождества (См. Тождество). Наиболее тесная связь, внутреннее взаимопроникновение Р. и тождества имеет место при отображении движения и развития объектов, когда Р. существует внутри тождества, а тождество — внутри Р. Объективной основой этого единства является единство устойчивости и изменчивости вещей. При этом устойчивость проявляется как тождество изменяющегося объекта с самим собой, а изменчивость — как нарушение этого тождества, как Р. внутри тождества.
РАЗЛИ́ЧИЕ, -я, ср. Разница, несходство между кем-чем-н. Существенное р. Без различия (не учитывая разницы, несходства).
-я, ср.
1.
Действие по глаг. различить—различать (во 2 знач.).
Пора учиться различию субъективного от объективного. Ленин, Задачи пролетариата в нашей революции.
2.
Разница, несходство между кем-, чем-л.
Различие в положении обоих братьев было слишком велико. Тургенев, Отцы и дети.
В нашей литературе не должно быть резкого различия между художественной и научно-популярной книгой. М. Горький, О темах.
без различия не делая разницы между кем-, чем-л.
- знаки различия
РАЗЛИ́ЧИЕ, различия, ср. Разница, несходство между кем-чем-нибудь. Различия между ними очень существенны. Без различия (одинаково). Он относится ко всем без различия.
❖
Знаки различия (неол.) - значки на форменной одежде, обозначающие звание, занимаемую должность.ср.
Несходство между кем-либо или чем-либо.
муж.
1) distinction делать/проводить различие ≈ to make/draw a distinction
2) (несходство, разница) difference различие во взглядахразличи|е - с. distinction;
не делать ~я между кем-л., чем-л. not discriminate between smb., smth., not make* distinctions between smb., smth.;
знаки ~я badges of rank;
без ~я irrespective of, regardless of.
difference
n.distinction, difference
различие с Verschiedenheit f c, Unterschied m 1d знаки различия воен. Rangabzeichen n 1d (по званию); Laufbahnabzeichen n 1d (по специальности) а без различия ohne Unterschied, unterschiedslos
с
Verschiedenheit f, Unterschied m
знаки различия воен. — Rangabzeichen n(по званию); Laufbahnabzeichen n(по специальности)
•
•
без различия — ohne Unterschied, unterschiedslos
с.
(несходство, разница) diversité f; distinction f
делать различие — faire une distinction
без различия — sans distinction
принимая во внимание все различие — toute proportion gardée
•
•
знаки различия воен. — insignes m pl de grade
с.
(несходство, разница) distinción f, diferencia f; diversidad f(отличие)
разли́чие во взгля́дах — diversidad de pareceres
разли́чие в положе́нии — diferencia de situación
де́лать разли́чие — establecer diferencia, hacer distinciones
без разли́чия — sin distinción
•
•
зна́ки разли́чия воен. — divisas f pl, insignias f pl
с.
differenza f, diversita f; distinzione f(отличие); disparita f(несходство)
различие во взглядах / мнениях — diversita d'opinione
без различия — indistintamente, senza distinzione, indifferentemente
差别
ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ
две взаимосвязанные категории философии и логики. При определении понятий Т. и Р. используют два фундаментальных принципа: принцип индивидуации и принцип Т. неразличимых. Согласно принципу индивидуации, который был содержательно развит в традиционной натурфилософии и эксплицитно сформулирован уже Боэцием, всякая вещь универсума обладает уникальными чертами. Из этого принципа вытекает проблема универсалий, которая формулируется в следующем виде: каким образом неповторимые индивиды содержат в себе нечто общее, т.е. можно ли считать свойство Т. реальным, если каждая вещь имеет своеобразие (см.УНИВЕРСАЛИИ). Благодаря появлению понятия абстрактного объекта, проблема универсалий стала решаемой. Абстрактным объектом называется реальный объект, характеризуемый по какому-нибудь одному свойству. Поскольку нет двух действительно тождественных вещей, путем абстрагирования выделяются такие объекты, в которых можно актуально установить Т. Для абстрактных объектов Лейбниц ввел принцип Т. неразличимых: один объект тождественен второму, если и только если все свойства одного и второго объекта являются общими. Итак, Т. двух реальных объектов определяется на основании их общего признака, Р. двух реальных объектов — исходя из наличия индивидуального признака. Таким образом, в зависимости от выделяемых признаков, между одними и теми же объектами имеет место как Т., так и Р. С этих позиций, познание свойств реальных объектов может быть интерпретировано как выявление в них Т. и Р., классифицирующих объекты по различным признакам.
сравнит. характеристика объектов на основании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, отсутствуют у других; в матсриалистич. диалектике Р. понимается как необходимый момент всякой вещи, явления и процесса, характеризующий их внутр. противоречивость, развитие. Категория Р. находится в неразрывном единстве с категорией тождества. Наиболее тесная связь, внутр. взаимопроникновение Р. и тождества имеет место при отображении движения и развития объектов, когда Р. существует внутри тождества, а тождество — внутри Р. Объективной основой этого единства является единство устойчивости и изменчивости вещей. При этом устойчивость проявляется как тождество изменяющегося объекта с самим собой, а изменчивость — как нарушение этого тождества, как Р. внутри тождества.
ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ - две взаимосвязанные категории философии и логики. При определении понятий Т. и Р. используют два фундаментальных принципа: принцип индивидуации и принцип тождества неразличимых. Согласно принципу индивидуации, который был содержательно развит в традиционной натурфилософии и эксплицитно сформулирован уже Боэцием, всякая вещь универсума обладает уникальными чертами. Из этого принципа вытекает проблема универсалий, которая формулируется в следующем виде: каким образом неповторимые индивиды содержат в себе нечто общее, т.е. можно ли считать свойство Т. реальным, если каждая вещь имеет своеобразие, (см. УНИВЕРСАЛИИ). Благодаря появлению понятия абстрактного объекта, проблема универсалий стала решаемой. Абстрактным объектом называется реальный объект, характеризуемый по какому-нибудь одному свойству. Поскольку нет двух действительно тождественных вещей, путем абстрагирования выделяются такие объекты, в которых можно актуально установить Т. Для абстрактных объектов Лейбниц ввел принцип Т. неразличимых: один объект тождественен второму, если и только если все свойства одного и второго объекта являются общими. Итак, Т. двух реальных объектов определяется на основании их общего признака, различие двух реальных объектов - исходя из наличия индивидуального признака. Таким образом, в зависимости от выделяемых признаков, между одними и теми же объектами имеет место как Т., так и Р. С этих позиций, познание свойств реальных объектов может быть интерпретировано как выявление в них Т. и Р., классифицирующих объекты по различным признакам.
РАЗЛИ́ЧИЕ -я; ср.
1. к Различи́ть - различа́ть (2 зн.). Провести различие между сходными понятиями.
2. Разница, несходство между кем-, чем-л. Р. в положении. Р. в подходах. Резкое р. Сходство и различие характеров. Существенное, резкое, невыраженное р. Знаки различия (знаки на форменной одежде для обозначения звания, рода службы или ведомства).
◁ Без разли́чия, в зн. нареч. Не делая разницы между кем-, чем-л. Это относилось ко всем, без различия званий.
difference
* * *
разли́чие с.distinction, difference
* * *
difference
с.
differenza f
- различие плотностей
вчт
1)різни́ця;(отличие) відмі́нність, -ності, відмі́на, неодна́ковість, -вості
2)(действие) розрі́знення, (неоконч. - ещё) розрізня́ння и розрі́знювання
•
- абсолютное различие
вчт
1)різни́ця;(отличие) відмі́нність, -ності, відмі́на, неодна́ковість, -вості
2)(действие) розрі́знення, (неоконч. - ещё) розрізня́ння и розрі́знювання
•
- абсолютное различие
- англ. difference/distinction; нем. Verschiedenheit. 1. Сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, отсутствуют у других; разница, несходство. 2. В материалистической диалектике - Р. понимается как необходимый момент всякой вещи, явления и процесса, характеризующий их внутреннюю противоречивость, несходство. см. ТОЖДЕСТВО.
- англ. difference/distinction; нем. Verschiedenheit. 1. Сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, отсутствуют у других; разница, несходство. 2. В материалистической диалектике - Р. понимается как необходимый момент всякой вещи, явления и процесса, характеризующий их внутреннюю противоречивость, несходство. См. ТОЖДЕСТВО.