Словарь форм слова

    1. интеллиги́бельный;
    2. интеллиги́бельная;
    3. интеллиги́бельное;
    4. интеллиги́бельные;
    5. интеллиги́бельного;
    6. интеллиги́бельной;
    7. интеллиги́бельного;
    8. интеллиги́бельных;
    9. интеллиги́бельному;
    10. интеллиги́бельной;
    11. интеллиги́бельному;
    12. интеллиги́бельным;
    13. интеллиги́бельный;
    14. интеллиги́бельную;
    15. интеллиги́бельное;
    16. интеллиги́бельные;
    17. интеллиги́бельного;
    18. интеллиги́бельную;
    19. интеллиги́бельное;
    20. интеллиги́бельных;
    21. интеллиги́бельным;
    22. интеллиги́бельной;
    23. интеллиги́бельною;
    24. интеллиги́бельным;
    25. интеллиги́бельными;
    26. интеллиги́бельном;
    27. интеллиги́бельной;
    28. интеллиги́бельном;
    29. интеллиги́бельных;
    30. интеллиги́белен;
    31. интеллиги́бельна;
    32. интеллиги́бельно;
    33. интеллиги́бельны;
    34. интеллиги́бельнее;
    35. поинтеллиги́бельнее;
    36. интеллиги́бельней;
    37. поинтеллиги́бельней.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Ушакова

    ИНТЕЛЛИГИ́БЕЛЬНЫЙ [тэ], интеллигибельная, интеллигибельное (лат. intelligibilis - понятный) (филос.). В идеалистической философии - постигаемый лишь разумом, не данный в чувственных ощущениях, не материальный. Интеллигибельный мир.

  3. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    прил.

    1.

    Постигаемый только разумом; сверхчувственный.

    Ant:

    сенсибельный

    2.

    перен.

    Вымышленный, нереальный, сверхъестественный.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. История Философии: Энциклопедия

    ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ

    (лат. intelligibilis — умопостигаемый) — философская категория, образующая пару понятий с категорией сенсибельный. Термином И. обозначают такой объект, который является предметом интеллектуального созерцания. Термином ‘сенсибельный’ (лат. sensibilis — чувственно воспринимаемый) обозначают объект, который может быть предметом чувственного созерцания. Впервые строгое деление всех объектов познания на И. и сенсибельные предлагается Платоном. Если И. объект, получивший у Платона название ‘идея’, обладает свойствами тождественности, нерожденности и неуничтожимости, то основное свойство сенсибельного — изменчивость. Соответственно, критерием истины должно служить соотнесение суждения не с чувственным опытом сенсибельных предметов, но с чистым знанием предметов интеллигибельных. Поэтому ложность суждения — это не ‘иномнение’, когда мнится один чувственный предмет вместо другого, но соотнесение с ‘идеей’ умопостигаемого ‘небытия’. В схоластике И. именовались общие сущности, к которым относят пять предикабилий Аристотеля (род, вид, определение, собственное и привходящее), фигурирующие под общим названием ‘универсалии’. Сенсибельным же назывались единичные сущности. В философии Канта способ познания И. объекта характеризуется понятием ‘трансцендентный’, а способ познания объекта сенсибельного характеризуется понятием ‘имманентный’.

  7. Источник: История Философии: Энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ

    (лат. intelligibilis, intelle-giiiilis -· умопостигаемый, познаваемый, мыслимый; греч. ), филос. термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и не доступный чувств. познанию. Обычно противопоставляется термину «сенси-бильный» (обозначающему чувственно постигаемый объект). В платонизме И. понимается как мир идей, бестелесных сущностей, усматриваемых умом. Ср.-век. схоластика различает эссенциальное И., познаваемое непосредственно умом, и акцидентальное И., познаваемое умом через различные проявления и качества (напр., ум познаёт душу благодаря постижению её актов). Кант рассматривал П. как то, что дано рассудку или разуму, но не дано чувству. Пример И. (или ноумена) в философии Канта — «вещь в себе»: она может мыслиться, но не может познаваться (т. к., по Канту, познанию доступны только явления). В сфере практического разума И. служит основанием для морального действия, гл. условие которого — свобода — дана только как умопостигаемое. В марксистско-ленинской философии термин «И.» не употребляется.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Новейший философский словарь

    ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ (лат. intelligibilis - умопостигаемый) - философская категория, образующая пару понятий с категорией сенсибельный. Термином И. обозначают такой объект, который является предметом интеллектуального созерцания. Термином «сенсибельный» (лат. sensibills - чувственно воспринимаемый) обозначают объект, который может быть предметом чувственного созерцания. Впервые строгое деление всех объектов познания на И. и сенсибель-ные предлагается Платоном. Если И. объект, получивший у Платона название «идея», обладает свойствами тождественности, нерожденности и неуничтожимости, то основное свойство сенсибельного - изменчивость. Отсюда критерием истины должно служить соотнесение суждения не с чувственным опытом сенсибельных предметов, но с чистым знанием предметов интеллигибельных. Поэтому ложность суждения - это не «иномнение», когда мнится один чувственный предмет вместо другого, скорее это соотнесение с «идеей» умопостигаемого «небытия». В схоластике И. именовались общие сущности, к которым относят пять предикабилий Аристотеля (род, вид, определение, собственное и привходящее), фигурирующие под общим названием «универсалии». Сенсибельным же назывались единичные сущности. В философии Канта способ познания И. объекта характеризуется понятием «трансцендентальный», а способ познания объекта сенсибельного характеризуется понятием «имманентный».

  11. Источник: Новейший философский словарь



  12. Энциклопедический словарь

    ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ

    ИНТЕЛЛИГИ́БЕЛЬНЫЙ (лат. intelligibilis, intellegibilis — умопостигаемый, познаваемый, мыслимый), философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и недоступный чувственному познанию. Обычно противопоставляется термину «сенсибильный» (обозначающему чувственно постигаемый объект). В платонизме интеллигибельный понимается как мир идей, бестелесных сущностей, усматриваемых умом. Средневековая схоластика различает эссенциальное интеллигибельное, познаваемое непосредственно умом, и акцидентальное интеллигибельное, познаваемое умом через различные проявления и качества (например, ум познает душу благодаря постижению ее актов). Кант(см. КАНТ Иммануил) рассматривал интеллигибельный как то, что дано рассудку или разуму, но не дано чувству. В философии Канта интеллигибельный (или ноумен) это в первую очередь — «вещь в себе»: она может мыслиться, но не может познаваться (т. к. по Канту познанию доступны только явления). В сфере кантовского «практического разума» интеллигибельный служит основанием для морального действия, главное условие которого — свобода — дана только как умопостигаемое.

  13. Источник: Энциклопедический словарь