(греч. Lysías)
(459—380 до н. э.), афинский логограф (писал по заказу судебные речи), сторонник рабовладельческой демократии. Богатый метек. С 412 жил в Афинах. В период правления «Тридцати тиранов» (404—403) имущество семьи Л. было конфисковано, брат его казнён. Сам Л. бежал в Мегару, откуда вернулся в Афины после восстановления демократического правления (403). Традиция приписывает Л. свыше 200 речей и включает его в число десяти лучших ораторов древности. До нас дошло более или менее полно около 40 речей Л., которые являются богатым, красочным, нередко уникальным источником по вопросам политической, социально-экономической истории, внешней политики и быта Афин. Наиболее знаменита его речь против Эратосфена (виновника гибели брата Л.) — единственная, произнесённая самим Л. перед судом. Л. в совершенстве владел искусством индивидуализации речи «заказчика» — этопеей. Его речи написаны чистым, точным и ритмичным языком, характерным для лучших образцов аттической прозы.
Соч. в рус. пер.: Речи, пер. и комментарии С. И. Соболевского, М. — Л., 1933.
Лит.: Поздеева И., Политические процессы в Афинах в 403—400 гг. до н. э. (по речам Лисия), «Вестник древней истории», 1961, № 4; Ferckel F., Lysias und Athen, Würzburg, 1937.
И. В. Поздеева.
ЛИСА́, -Шы, мн. ли́сы, лис, ли́сам, ж.
-ья, -ье.
1.
прил. к лиса (в 1 знач.).
Лисья мордочка. Лисий след. Лисьи норы.
||
Сделанный из меха лисы.
Лисья шуба.
□
Из средних рядов поднялся казак в лисьем треухе. Шолохов, Поднятая целина.
2. перен.
Хитрый и льстивый.
В глазах у него много остроты и той особой лисьей хитрости, какую можно бывает подметить только у очень наблюдательных людей. Чехов, Скучная история.
Он — этот Ераско Поспешай — лисьей повадки человечишко. Говорил сладенько, а на деле самый зловредный был. Бажов, Таюткино зеркальце.
ЛИ́СИЙ, лисья, лисье. прил. к лиса. Лисий мех. Лисьи ухватки. «Кому, как не лисе, все лисьи плутни знать?» Крылов.
❖
Лисий хвост (бот.) - то же, что лисохвост.прил.
1.
соотн. с сущ. лиса I, связанный с ним
2.
Свойственный лисе [лиса I], характерный для неё.
3.
перен.Хитрый, лукавый, льстивый.
4.
Принадлежащий лисе [лиса I 1.].
5.
Сшитый из меха лисы [лиса I 1.].
ЛИСИЙ (ок. 435-380 до н. э.) - афинский логограф, сторонник демократической группировки. Античное предание приписывает Лисию св. 200 речей (дошло ок. 40) и включает его в число 10 лучших ораторов древности.
ЛИСИЙ (Лиэй) (греч. распускающий - освобождающий), в Др. Греции одно из прозвищ Диониса как бога, освобождающего участника оргий от всех обычных запретов.
ЛИСИЙ (около 435 - 380 до нашей эры), афинский оратор, сторонник демократической группировки. Предание приписывает Лисию свыше 200 речей (дошло около 40) и включает его в число 10 лучших ораторов древности.
прил. от лиса лисий мех лисий хвост лисий следfox attr.;
~ след fox tracks pl.;
лисьи норы fox holes;
лисья шуба coat lined with fox-skin.
Fuchs-(опр. сл.)
лисий мех — Fuchs m (умл.), Fuchsfell n
лисий Fuchs... лисий мех Fuchs m 1a*, Fuchsfell n 1a
de renard
лисий мех — renard m
прил.
de zorro, de zorra
ли́сий мех — piel de zorro, zorro m
ли́сья нора́ — zorrera f
ли́сья хи́трость перен. — zorrería f
прил.
di / della volpe, volpino тж. перен.
лисий мех — см.лиса 1)
лисья нора — tana di volpe, volpaia
лисья хитрость — astuzia volpina
(ок. 459 - ок. 380 до н.э.), афинский оратор, сын Кефала из Сиракуз, переселившегося в Афины по приглашению Перикла. Кефал обосновался в Пирее и устроил здесь оружейную мастерскую. Около 440 до н.э. Лисий вместе со своими братьями Полемархом и Эвтидемом отправился в недавно основанную Афинами колонию Фурии на берегу Тарентского залива (совр. зал. Таранто). Лисий обосновался здесь надолго и занимался общественной деятельностью, а также брал уроки у сиракузского ритора Тисия. После катастрофического завершения афинской экспедиции на Сицилию (413 до н.э.) Лисий, сторонник демократии, был изгнан олигархическим правительством Фурий и возвратился в Афины. Здесь он и его братья вошли в кружок Сократа (Платон выводит их в качестве персонажей диалога Государство, а диалог Федр построен на полемике с Лисием). Когда в 404 до н.э. к власти в Афинах пришли Тридцать тиранов, Лисий и Полемарх были осуждены на смерть, прежде всего для того, чтобы конфисковать их немалое состояние. Полемарх был казнен, а Лисию удалось бежать в Мегары. Лисий помогал демократам деньгами, оружием и наемниками, пока в следующем году не была восстановлена демократия. За эти заслуги перед Афинами Фрасибул предложил даровать Лисию гражданство. Возвратившись в Афины, Лисий хотел лично отомстить за смерть брата, вызвав в суд Эратосфена, одного из тиранов, однако его попытка не увенчалась успехом. Не будучи гражданином, Лисий написал множество судебных речей по заказу других лиц, 34 из них сохранились полностью и 3 - частично. Эти речи отличаются ясным, точным, выразительным языком. Речи Лисия являются ценнейшим источником по истории Афин и афинскому судопроизводству.
ЛИТЕРАТУРА
Лисий. Речи. М., 1994
ЛИ́СИЙ -ья, -ье.
1. к Лиса́ (1 зн.). Л-ья мордочка. Л. след. Л-ьи норы. // Сделанный из меха лисы. Л-ья шуба.
2. Напоминающий чем-л. лису. Л-ья походка. Л-ья морда у собаки. Л-ьи хитрые глаза. // Хитрый, лукавый, льстивый. Л-ье притворство. Л-ьи повадки человека.
* * *
Ли́сий(около 435 — 380 до н. э.), афинский логограф, сторонник демократической группировки. Античное предание приписывает Лисию свыше 200 речей (дошло около 40) и включает его в число 10 лучших ораторов древности.
Лисий см. Клавдий Лисий.
(Lysias) (459-380 до н. э.) - афинский оратор, сторонник рабовладельч. демократии. С 412 до н. э. жил в Афинах на положении богатого метека. В правление "тридцати тиранов" (404-403) имущество семьи Л. было конфисковано, брат казнен. Сам Л. бежал в Мегары и оттуда поддерживал рабовладельцев-демократов. После вос- становления рабовладельческой демократии вернулся в Афины. Традиция приписывала Л. св. 200 речей, из к-рых до нас дошло под его именем ок. 40. Наиболее знаменита его речь против Эратосфена, виновника гибели брата Л. Речи Л. являются богатым, красочным и часто уникальным источником, освещающим вопросы политич., социально-экономич. истории, внешней политики и быта Афин конца 5 - нач. 4 вв. до н. э.
Соч.: Речи, пер. и коммент. С. И. Соболевского, М.-Л., 1933.
Лит.: Поздеева И., Политич. процессы в Афинах в 403-400 гг. до н. э. (по речам Лисия), "ВДИ", 1961, No 4; Ferckel F., Lysias und Athen, Würzburg, 1937.
Л’исий — см. Клавдий Лисий.
- имя двух лиц:
а) (1Мак.3:32) наместник царя Сирийского Антиоха Епифана, которому было поручено управление государством и воспитание царского сына, Антиоха Евпатора, на время путешествия царя за Евфрат. Он получил от царя приказание истребить самую память Иудеев, но предпринятые им во исполнение царской воли воинские походы на Иудею, несмотря на огромные войска, оказались безуспешными. Разбитый Иудою Маккавеем, он должен был заключить с ним мир.
б) (Деян.23:26, Деян.24:7,22). см. Клавдий Лисий.
Лисий
(ок. 435 — 380 гг. до н.э.) афинский ораторОднажды Лисий передал какому-то человеку, имевшему тяжбу, написанную для него речь; тот, прочтя ее несколько раз, пришел к Лисию унылый и сказал, что при первом знакомстве речь показалась ему превосходной, а после второго и третьего чтения — вялой и никчемной, на что Лисий, засмеявшись, спросил: «А разве не один раз собираешься ты говорить ее перед судьями?»
• Lysĭas,
Λυσίας, занимает видное место в числе 10 афинских ораторов, хотя и не был афинским гражданином. Его отец, по имени Кефал, был богатым человеком в Сиракузах; но вследствие политического положения его родного города, а также и вследствие убеждений Перикла, с которым у него были приязненные отношения, он поселился в 447 г. в Афинах в качестве метэка; что он был человек умный и с характером, тому доказательством служат его отношения к Периклу, равно как и то обстоятельство, что Платон в своем сочинении о государстве выставляет его человеком, достойным уважения. Своим сыновьям Полемарху, Л. и Евфидему он дал превосходное образование. Л., как обыкновенно полагают, родился в Афинах в 80,2 ол. (459 г. до Р. X.). Вместе со своим старшим братом, еще не достигши 16-летнего возраста, он отправился в Фурии, город в Южной Италии, где, как кажется, и прожил 18 лет. Там он исправлял различные гражданские должности и пользовался большим уважением, благодаря своему богатству. Под руководством Тисия Сиракузского, ученика Коракса, изучал он здесь правила искусственного красноречия в связи с политическими доктринами софистов: остроумные антитезы, строгий параллелизм членов, созвучие слов и особенно конечных слогов отличали эту школу. Его политические убеждения были совершенно демократические. Когда, после поражения афинян в Сицилии, исчезло их влияние и в Фуриях, а лакедемонская партия одержала верх, Л. принужден был бежать вместе с братом Полемархом и 300 приверженцами и возвратился в Афины в 412 г. Там прежняя демократия была свергнута, а олигархическое господство 400 было непродолжительно. Следовавшая затем умеренная демократия, которой Фукидид воздает большие похвалы (8, 97), в скором времени пришла в упадок, как это обнаружилось в осуждении полководцев после битвы при Аргинусских островах. Л. с братом своим жил в это время в Афинах в качестве ι̉σοτελει̃ς, имел поместье и устроил с помощью 120 рабов довольно большую фабрику щитов. В правление «тридцати» они не только лишились своего имущества, но Полемарх должен был даже без всякого суда выпить яд; Л. удалился после этого в Мегару и отсюда оказывал с помощью остатков своего состояния немало содействия восстановлению демократии. Фрасибул сделал предложение дать Л. за его заслуги право гражданства, но вследствие несоблюдения какой-то формальности предложение не имело успеха. Еще до утверждения амнистии Л. выступил в качестве обвинителя против Эратосфена, как виновника казни брата, и эта речь, в которой он раскрыл всю политическую историю последнего времени, доставила ему большую славу. Она была первою из 31 речи, дошедших до нас, и единственною, которую Л. произносил сам; обыкновенно же он писал речи только для других, как λογογράφος; т. к. для этой цели простая, безыскусственная манера изложения была самой подходящей, то он и развил tenue dicendi genus и считался в этом случае образцом. По плодовитости он превзошел всех логографов; ему приписывали 425 речей; в древности знали 230 речей, достоверно принадлежавших Л. Значение и заслуга его речей заключается не только в их необыкновенной ясности и отчетливости изложения, но и в превосходном выяснении характера того лица, в защиту которого речь была написана. Совсем другой тон имеет речь, составленная для зажиточного крестьянина, защищающегося против обвинения в том, будто он выдернул священную маслину, нежели веселая, юмористическая речь для калеки, который отстаивает право дальнейшего пользования общественною благотворительностью и доказывает, что он вправе устроить свою жизнь как можно приятнее. На этом основании древние особенно восхваляли в Л. — η̉θοποιία, талант обрисовывать характер, ε̉νάργεια и διατύπωσις, живость и правдивое изображение жизни. Превосходную оценку его речей находим мы у Дионисия Галикарнасского. Л. жил, вероятно, до 378 г. Изд., кроме Oratt, attici Reiske, J. Bekker, Dobson, Baiter и Sauppe, Förtsch (1829), Franz (1881), Westermann (1854), Scheibe (2-е изд., 1855), Cobet (1863), Frohberger (3 т., 1866). Избранное Bremi (1826), Rauchenstein (7-е изд., 1876) и Frohberger (1875).
Лисий, Lysias, ок. 445-380 гг. до н. э., греческий оратор. Причислен к канону 10 ораторов. Был сыном богатого сиракузца Кефала. Родился в Афинах и жил там до смерти отца (430 г.). Пятнадцатилетним мальчиком переехал в Фурии (Южная Италия), где, возможно, воспитывался у Тейсия. После 412 г. вернулся в Афины. Он был богатым человеком, совместно с братьями пользовался доходами с процветающей мастерской по выделке щитов. Был репрессирован при 30 тиранах как сторонник демократии в 404 г. Еще до ареста ему удалось бежать в Мегару, но его брат Полемарх был приговорен к смерти и казнен, а имущество конфисковано. Будучи метеком, Л. не мог играть роли в политической жизни и выступать публично, он занимался писанием речей по заказу клиентов и преподавал красноречие. В 403 г. Тразибул выступил с предложением предоставить Л. афинское гражданство в награду за деятельную помощь, которую тот оказывал изгнанным демократам, но предложение это не было принято. Древние знали более 400 заглавий речей Л., но, по-видимому, только 233 действительно ему принадлежали. До нашего времени сохранилось 34 речи, и только 25 полностью. К наиболее известным речам для частных процессов принадлежат: Защита в деле об убийстве Эратосфена (Hyper tu Eratosthenus phonu apologia) - речь в защиту Евфилета, который убил Эратосфена, уличенного в прелюбодеянии с его женой; Защита Симона (Simona apologia) - речь 392 г.; обвинение в тяжких телесных повреждениях в ссоре за обладание гетерой (Peri traumatos ek pronoias); защита Каллия, обвиненного в святотатстве (Hyper Kallia hierosylias apologia), защита перед Ареопагом обвиненного в выкорчевании пня оливки, которая была в Афинах священным деревом (Areopagitikos peri tu seku apologia); обвинение Теомнеста, который выдал своего отца трибуналу Тридцати и стал причиной его смерти (Kata Theomnestu); обвинение Эратосфена - одного из Тридцати которого Л. обвинил в том, что он стал причиной смерти его брата Полемарха (Kata Eratosphenus tu genomenu ton triakonta). Среди речей на политических процессах следует назвать О том, что не стоит менять традиционного устройства Афин (Peri tu me katalysai ten patron politeian Athenesi). Эта частично сохранившаяся речь направлена против предложений об ограничении гражданства до уровня землевладельцев. От речи Против Эргокла (Kata Ergokleus) сохранился только эпилог. Эргокл из-за своей жажды славы сделался причиной неудач афинского флота. Отдельного упоминания заслуживают две большие речи, от которых сохранились лишь отрывки: Олимпийская (Olympikos) и Эпитафия (Epitaphios). Первая из них, очевидно, произнесенная в Олимпии в 388 г., содержит предостережение против опасности, грозящей Афинам с востока (персидский царь) и с запада (тиран Сиракуз). Эпитафия, посвященная памяти павших в Коринфской войне, имела чисто литературный характер и никогда не была прочитана. Ее долгое время считали неаутентичной. Сегодня преобладает мнение, что все же ее автором был Л. Л. обладал уникальной способностью четко представлять себе характер и умением приспособить к этому характеру стиль речи. Хорошо разбиравшийся во всех риторических тонкостях, он мог полностью вжиться в ситуацию клиента, для которого писал. Древние считали его образцом простого, лаконичного стиля. Л. избегал редких и поэтических выражений, метафор, фигур и сравнений. Охотнее всего он пользовался разговорным языком, хотя и не народным. Славился чистотой аттического диалекта и изяществом (charis) речей. Его признавали самым выдающимся аттическим логографом. Он оказал большое влияние на Демосфена и стал образцом для римских аттицистов. Композиция его речей была прозрачна, лучше всего ему удавался «рассказ» о сложившейся ситуации. Ему подражали Дейнарх, Харисий, Хигесий из Магнезии, его высоко ценили Дионисий Галикарнасский и Цецилий из Калеакте. Риторическое искусство Л. пользовалось у древних большим почётом.