Большая Советская энциклопедия

    фарси, эпический жанр. Распространён на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней и Юго-Восточной Азии. Бытует в двух видах: как народное творчество (в жанре сказания), в котором преобладают героические темы в поэтической форме, и литературная обработка сказочных сюжетов, легенд и преданий на романтические и героико-фантастические темы преимущественно в прозе. Однако прозаический текст часто перемежается со стихами — диалогами или монологами. Героический Д. у туркмен, азербайджанцев и турок называют также огузнаме (например, «Книга моего деда Коркута»). К жанру Д. близки также некоторые магайские Хикаяты. В классичической персидской, таджикской, узбекской и азербайджанской литературах 10—15 вв. Д. называют отдельные романтические поэмы («Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин» и др.) или главы из больших эпических поэм (например «Шахнаме» Фирдоуси). Следы индивидуального творчества носят инд. и пакист. Д. Большинство Д. литератуного происхождения, сложенных когда-то отдельными авторами, обрело со временем устно-народное бытование и почти не отличается от народно-поэтического Д. И тем и другим свойственны идеализация героя, гиперболизация и любовно-приключенческой ситуации. В профессиональной литературе Д. получил широкое развитие в 16—18 вв. Однако отмечено и более раннее распространение прозаического Д. У некоторых народов (узбеков, каракалпаков, турок и др.) Д. создаются и поныне.

    Тексты: Азэрбаjчан халг дастанлары, ч. 1—2, Бакы, 1961; Узбёк халк достонлари, т. 1—2, Таш., 1957—1958; Дастанхае эшкийе пакестан, Тегеран, 1961: Фахреддин Гургани , Вис и Рамин. [Предисл. И.С. Брагинского], М., 1963.

    Лит. ;Жирмунский В. М. , 3арифов Х. Т., Узбекский народный героический эпос, М., 1947; Орбели И., Армянский героический эпос, Ер., 1956; Короглы Х., Дестанный эпос туркменского народа, Тр. института языка и литературы АН СССР, в. 1, Аш., 1956; Сдфа 3., Хамасе-сарайидар Иран, Тегеран, 1333 с. г. х. (1954); Noldеке Th., Das Iranische Nationalepos, B. — Lpz., 1920; Гьян Чанд Джайн, Урду ки дастанен уннисвин садитак, Аллахабад, 1954.

    Х. Короглы.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Малый эпический - героический или романтический - жанр; (поэма - в литературе народов Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии; рассказ и повесть - в современной персидской литературе).

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ДАСТАН - героическая или романтическая поэма значительного объема в фольклоре и литературе народов Ближнего и Ср. Востока. Излагается стихами, прозой или прозой со стихотворными вставками; при исполнении декламация чередуется с музыкальными разделами. Дастан обычно исполняется ашугами, бахши.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    даста́н

    героическая или романтическая поэма значительного объёма в фольклоре и литературе народов Ближнего и Среднего Востока. Излагается стихами, прозой или прозой со стихотворными вставками; при исполнении декламация чередуется с музыкальными разделами. Дастаны обычно исполняются ашугами, бахши.

    * * *

    ДАСТАН

    ДАСТА́Н, героическая или романтическая поэма значительного объема в фольклоре и литературе народов Ближнего и Среднего Востока. Излагается стихами, прозой или прозой со стихотворными вставками; при исполнении декламация чередуется с музыкальными разделами. Дастан обычно исполняется ашугами(см. АШУГ), бахши(см. БАХШИ).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    (перс.) - эпич. жанр фольклора и литератур Ближнего и Среднего Востока и Юго-Вост. Азии. Обычно представляет лит. обработку народных сказок, легенд, преданий. Встречаются Д. поэтич. и прозаические; у тюркских народов в Д. проза перемежается со стихами, к-рые поются под аккомпанемент дутара, домбры и др. инструментов. Такие Д. слагаются гл. обр. нар. певцами-сказителями - ашугами и бахши, к-рые обычно выступают и в качестве гл. действующих лиц Д. В проф. лит-ре жанр Д. получил широкое развитие в 16-18 вв., в устно-позтич. творчестве пользовался популярностью и ранее, у ряда тюркоязычных народов (узб., туркм., каракалп.) Д. создаются и поныне.

    Литература: Короглы X., Дестанный эпос туркменского народа, в кн.: Труды Института языка и литературы АН ТССР, вып. 1, Ашхабад, 1956; Жирмунский В. М., Народный героический эпос, М.-Л., 1962.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Этнографический словарь

  11. Источник:



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: