Большая Советская энциклопедия

    из Сикиона (Aratos Sikyonios) (271—213 до н. э.), древнегреческий государственный деятель. В 251, свергнув тирана Никокла, пришёл к власти в Сикионе и добился включения города в Ахейский союз. С 245 был фактическим руководителем союза (более 17 раз стратег), достигшего при А. полной независимости от Македонии. Однако в 224 А. для борьбы с усилившейся Спартой и движением бедноты в Пелопоннесе призвал на помощь македонского царя Антигона III Досона и т. о. вновь отдал союз под власть Македонии. А. — автор не дошедших до нас воспоминаний, использованных Полибием (См. Полибий) и Плутархом.

    Лит.: Walbank F. W., Aratos of Sicyon, Camb., 1933.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. ара́т;
    2. ара́ты;
    3. ара́та;
    4. ара́тов;
    5. ара́ту;
    6. ара́там;
    7. ара́та;
    8. ара́тов;
    9. ара́том;
    10. ара́тами;
    11. ара́те;
    12. ара́тах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    АРА́Т, -а, муж. В Монголии: крестьянин-скотовод.

    | прил. аратский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    Монгольский крестьянин, трудящийся-скотовод.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Крестьянин-скотовод (у монголов и тувинцев).

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Литературная энциклопедия

    Арат

    АРАТ (III в. до христ. эры) — греческий поэт, один из самых выдающихся представителей античной дидактической (см.) поэзии. Его главное произведение — поэма «Феномены» — перелагает в стихи сочинения астронома Эвдокса. «Феномены» сыграли в древности и средние века большую роль в деле популяризации астрономических знаний.

  11. Источник: Литературная энциклопедия



  12. Философская энциклопедия

    АРАТ

    АРАТ ("Αρατος) из Сол (4 в. до н. э.)—греческий поэт, близкий к стоической философии; особенно известен благодаря поэме “Небесные явления” (Φαινόμενα). Источником поэмы послужила астрономическая литература, включая Евдокса. Начальные стихи “Небесных явлений” сопоставимы с гимном Зевсу стоика Клеанфа: космос, наполненный присутствием Бога, опекающего людей и руководящего ими посредством знамений. Впоследствии поэма стала предметом подражания для поэтов и пристального изучения философами и грамматиками (Дионисий Фракийский, Посидоний, Диодор Александрийский), переводилась латинскими авторами (Вергилий, Овидий, Цицерон и др.). Сохранились небольшие фрагменты арабского перевода 9 в., а также армянский текст с буквальными параллелями к греческому оригиналу.

    Текст: Arati Phaenomèna, ed. E. Maass. В., 1893; Cominentariorum in Aratum Reliquiae, ed. E. Maass. B., 1898 (repr. 1958); Arati Phaenomèna, ed. J. Martin. Firenze, 1953; Scholia in Aratum vetera, ed. J. Martin. Stuttg., 1974; Россиус А. А. Небо, наука, поэзия. M., 1992. Лит.: Martin J. Histoire du texte des Phénomènes d'Aratos. P., 1956; Ludwig W. Aratos, RE, Suppl. X, 1965, col. 27—30; Emn M. Die Phainomena des Aratos von Soloi. Untersuchungen zum Sach-und Sinnverstandnis. Wiesbaden, 1967.

    А. В. Пахомова

  13. Источник: Философская энциклопедия



  14. Энциклопедический словарь

    АРА́Т -а; м. В Монголии: крестьянин, скотовод.

    Ара́тский, -ая, -ое. А-ое хозяйство.

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Советская историческая энциклопедия

    из Сикиона ('ґAratos o Sikyonios; 271 или 270-213 до н. э.) - др.-греч. гос. деятель. С 245 был фактич. руководителем (17 раз стратег) Ахейского союза, достигшего под его руководством огромных успехов. Свел на нет зависимость Греции от Македонии, но в 224 для борьбы с усилившейся Спартой и движением бедноты в городах Пелопоннеса обратился за помощью к макед. царю Антигону Досону; после поражения Спарты в битве при Селласии 221 Ахейский союз вновь попал в зависимость от Македонии. Оставил записки gpomnnmata, к-рые были использованы в трудах Полибия и Плутарха.

    Источн.: Полибий, Всеобщая история, пер. с греч. Ф. Г. Мищенко, т. 1-3, М., 1890-99; Плутарх, Сравнительные жизнеописания, пер. с греч. В. Алексеева, т. 9, в. 1, СПБ, 1893.

    Лит.: Walbank F. W., Aratos of Sicyon, Camb., 1933; Ferrabino A., Arato di Sicione et 1'idea nazionale, Firenze, 1921.

  17. Источник: Советская историческая энциклопедия



  18. Реальный словарь классических древностей


    • Arătus,


    • 'Άρατος,

    1. сын сикионца Клейния, родился в 271 г. до Р. X.; после того как Клейний был убит, А., тогда семилетний мальчик, был отправлен в Аргос и там воспитан. Придя в возраст, он собрал вокруг себя сикионских изгнанников, с помощью их (251 г.) прогнал из Сикиона тирана Никокла (Plut. Arat. 2. Polib. 2, 43) и убедил сикионцев примкнуть к Ахейскому союзу (Plut. Arat. 9). Антигоп Гонат Македонский, враг Ахейского союза, старался противодействовать А.; тогда тот отправился к Птолемею Филадельфу Египетскому и здесь получил значительную денежную сумму для поддержки прежде изгнанных, лишенных состояния и теперь бедняками возвратившихся на родину сикионцев. Plut. Arat. 13 слл. В 245 г. до Р. X. А. был избран в стратеги союза, который теперь, по его настоянию, старался привлечь к себе пелопоннесские города. Эти планы тревожили Антигона, и он пытался вооружить против А. египетского царя, но тщетно (Plut. Arat. 15). Постоянно вновь избираемый в стратеги, А. был полезен союзу не столько как полководец (он не был хорошо знаком с военным делом, да, может быть, и не обладал в достаточной степени личным мужеством), сколько как хитрый политик, искусно действовавший подкупом. Он был терпелив, настойчив и расчетлив, но и очень честолюбив. Ему недоставало великодушия и нравственного благородства: часто в ущерб благоденствию союза он старался сделать подозрительными или удалить от дела тех лиц, которые действовали энергичнее его или подавали советы более разумные, чем он. Волновать и воодушевлять толпу он и не желал, и не умел. По смерти Антигона Досона (221 г. до Р. X.) А. имел сперва могущественное и благодетельное влияние на Антигонова преемника Филиппа III, но затем своими советами сделался в тягость царю и в 213 г. до Р. X., уже в 17-й раз избранный в стратеги, был отравлен. Polib. 2, 45 слл. 4, 8. 37. 70. 7. 7, 11. Plut. Arat. 48 слл. Сикионцы долго с благодарностью вспоминали о несомненных услугах, оказанных им Аратом. Plut. Arat. 54. Polib. 8, 14. Он сам описал события своей жизни и своего времени в сочинении (Ύπομνήματα), которое до нас не дошло, но было известно и служило источником для Плутарха и Полибия. ср.: Müller, frgm. hist. Gr., IV, 21 слл. [Васильевский. Политич. реф. и социальн. движ. в Др. Греции, стр. 49 сл. и 64 сл.];

    2. А. родом из Сол в Киликии, долгое время (приблизительно с 270 г. до Р. X.) жил при дворе македонского царя Антигона Гоната, по совету которого написал, следуя астрономическому сочинению Эвдокса Книдского и Феофрасту, дидактическое стихотворение Φαινόμενα και Διοσημει̃α, т. е. описание явлений звездного неба (размещения звезд и созвездий на небе, времен их восхода и захода и т. п.) и перечень примет погоды. Изложение сочинения возвышенно, просто, но лишено одушевления, слог у А. сжатый и обдуманный, стих (гекзаметр) правильный и легкий, язык искусственный и своеобразный, иногда несвободный от шероховатостей и даже неправильностей. Это (сохранившееся еще) стихотворение очень высоко ценилось древними. Cic. de or. 1, 16 de. rep. 1, 14. Ov. am. 1, 15, 16. Цицерон в юности (de. n. d. 2, 41) перевел его латинскими стихами, и от этого перевода сохранились еще отрывки; дошли до нас также переводы Германика и (из 4 в. от Р. X.) Руфа Феста Авиена. Арат писал еще элегии и другие произведения, занимался также грамматическими исследованиями и, между прочим, исправлением текста гомеровских поэм. Φαινόμενα изд. Koechly (в Poetae bucolici et didactici, Par., 1851) и др.

  19. Источник: Реальный словарь классических древностей



  20. Античные писатели

    Арат, Aratos, первая половина III в. до н. э., греческий поэт. В Афинах познакомился с учением стоиков, вероятно, слушал Зенона Китеонского. Большую часть жизни провел при дворе македонского царя Антигона Гоната, где почтил свадьбу царя гимном Пану. Некоторое время пребывал также при дворе Антиоха I Сотера в сирийской Антиохии, где работал над новым изданием Одиссеи Гомера. А. был автором многочисленных не сохранившихся поэтических произведений, среди них одной или двух дидактических поэм, касающихся медицины, траурных стихов на случай, а также сборника коротких произведений Осколки (см. Appendix Vergiliana). Подлинную славу А. принесла астрономическая дидактическая поэма Феномены (Fainomena; досл.: «то, что светится» или «то, что видно») в 1154 гекзаметрах, созданная, возможно, по инициативе Антигона Гоната. Основой ее послужили произведения Евдокса Книдского. Ее открывает гимн Зевсу, напоминающий (даже словесными формулировками) гимн Клеанфа. Далее следует описание звездного неба, лишь изредка прерываемое мифологическими вставками. В конце А. перечисляет знаки, помогающие предсказывать погоду, пользуясь здесь каким-то трудом перипатетиков, в свою очередь представляющим переработку более древнего произведения на данную тему, возможно, Теофраста. В целом же в своей поэме А. взял за образец Гесиода. Писал в духе стоической философии, стараясь показать великий закон, управляющий вселенной. В меньшей степени он заботился о точности астрономической информации, что критиковал Гиппарх Никейский в сохранившемся комментарии к Феноменам. Феномены пользовались большой популярностью у современников и потомков. Ими восхищались Каллимах и Леонид из Тарента, некоторые части поэмы перевели на латинский язык Варрон Атацин, Цицерон, целиком же поэму - Германик и Авиен (оба перевода сохранились). Влияние А. очевидно в произведениях Вергилия и Овидия. Еще в средние века Феномены считались источником знаний по астрономии.

  21. Источник: Античные писатели



  22. Античная философия

    АРАТ (Ἄρατος) из Сол (ок. 310 - ок. 245 до н. э.), греческий поэт и приверженец учения стоической школы. Изучал философию в Афинах, вероятно, у Зенона Китайского; с 276 вместе со стоиком Персеем находился при дворе царя Македонии Антигона Гоната, по заказу которого написал свое самое известное произведение - дидактическую поэму «Явления» (Φαινόμενα). Согласно «Введению» грамматика Ахилла (3 в. н. э.), А. был также автором «Канона», в котором изложил учение Пифагора о гармоническом движении светил (Achill. Introd. in Arat., 15 Maass).

    Поэма Α., ставшая одним из самых популярных школьных сочинений раннего периода Стой, представляет собой гекзаметрическое переложение «Зеркала» и «Явлений» Евдокса Книдского. Предприняв попытку изложить астрономические сведения, известные из трудов Евдокса, возвышенным стилем, А. архаизировал свой язык, подражая Гомеру и Гесиоду. Поэма традиционно, согласно каноническому изданию Теона Александрийского, делится на две части: астрономическую и метеорологическую. После краткого вступления, гимна к Зевсу, следует описание звездного неба: созвездий, планет и небесных кругов (согласно теории Евдокса—Каллиппа, которую разделял и Аристотель); разъяснение календаря, часов, месяцев и времен года; признаки хорошей и плохой погоды по Луне, Солнцу, созвездию Яслей и наземным явлениям. Начальные стихи «Явлений» по своему религиозному пафосу сопоставимы с гимном Зевсу стоика Клеанфа: космос наполнен присутствием Бога, опекающего людей и руководящего ими посредством знамений (это учение о промыслительных знамениях божества излагается также в заключительной части поэмы). А. пишет, что Зевс - начало всего, «он всюду» и потому не имеет среди людей особенного имени, принимая их все (οὐδέποτε ἄρρητον), для человечества он «отец» (πατήρ), «великое чудо» (μέγα θαῦμα), «благо» (ὄνειαρ), «мы — порода (γένος) его», он заботится о нас, посылая «знаменья верные» для жизни: когда следует сеять, когда собирать урожай и т. п., и «пределы времен» указывают звезды.

    Еще в Античности дискутировался вопрос, в какой мере сам А. был знатоком астрономии, которую взялся излагать. Критиком воззрений, сообщаемых в поэме, стал великий античный астроном Гиппарх Никейский (190— 125 до н. э.), его комментарий - наиболее ранний из сохранившихся текстов, посвященных А. и его поэме (см.: Hipparchi in Arati et Eudoxi phaenomena commentariorum libri III, éd. С Manitius. Lpz., 1894); «Явления» комментировал также старший современник Гиппарха математик и астроном Аттал Родосский, от 4-х книг его комментариев сохранились фрагменты, известные по репликам у Гиппарха. Стоик Посидоний написал «Сравнение мнений Гомера и Арата об астрономии» не в пользу А. Благодаря своим литературным достоинствам поэма стала предметом подражания и изучения. Близко к тексту ее пересказывают Плиний Старший в «Естественной истории» и Вергилий в «Георгиках»; поэму не раз переводили на латынь стихами и прозой (Цицерон, Цезарь Германик, Авиен, Аноним 7 в.). О популярности Аратова сочинения говорит цитата стиха «мы порода его» в проповеди ап. Павла в Афинах (Деян. 17:28), которую слушали в т. ч. «некоторые из эпикурейских и стоических философов» (Там же, 17:18).

    Текст: Arati Phaenomena. Ed. Ε. Maass В., 1893; Commentariorum in Aratum Reliquiae. Ed. E. Maass. В., 1898 (repr. 1958); Arati Phaenomena. Ed. J. Martin. Fir., 1953; Scholia in Aratum vetera. Ed. J. Martin. Stuttg., 1974. Рус. пер.: Арат. Явления, - в кн.: Небо, наука, поэзия: античные авторы о небесных светилах. Пер. и комм. А. А. Россиуса, вступ. ст. Г. М. Дашевского. М., 1992, с. 25-61 (пер.); 119-189 (комм.).

    Лит.: Martin J. Histoire du texte des Phénomènes d'Aratos. P., 1956; Ludwig W. Aratos, -RE, Suppl. X, 1965, col. 27-30; Erren M. Aratos Phaenomena. Münch., 1971; Poccuyc A. A. Композиция «Явлений» Арата, -ВДИ, 2004, 4, с. 21-38.

    M. А. СОЛОПОВА

  23. Источник: Античная философия