Большая Советская энциклопедия

    типичное (от греч. týpos — образец), нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира (см. Тип). В эстетике понятие Т. получило преобладающее развитие в литературных теориях 19 в. (В. Г. Белинский, И. Тэн, Г. Брандес и др.) в связи с осмыслением специфических черт реалистического искусства этой эпохи, охарактеризованных Ф. Энгельсом в письме М. Гаркнесс (1888) как «... правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 35). Создание типичных индивидуальностей — сложный творческий процесс, который часто обозначают термином «типизация». Типизацию нередко понимают как синтезирование в одном человеческом образе целого ряда типичных черт, которые художник нашёл у разных реальных людей. Но более существен другой процесс: развёртывание, доведение до конца тех возможностей, которые художник усмотрел в известных ему реальных людях. В типичных характерах, в их взаимодействии, в их связи с обстоятельствами воплощается художественное познание конкретного соотношения личности и общества.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    То, что обнаруживает общее, типичное [типичный 1.] в частном, индивидуальном.

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ТИПИЧЕСКОЕ (типичное) - нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы (см. Тип). В эстетике понятие типического получило развитие в литературных теориях 19 в. в связи с осмыслением специфических черт искусства этой эпохи.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    ТИПИЧЕСКОЕ

    (типичное)

    относящееся к прообразу, прототипу, представляющее какой-нибудь класс вещей или действий; нормальное, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира. Противоположность – атипическое, нетипическое, отклоняющееся от типа, не подходящее ни к какому типу.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    типи́ческое

    (типичное), нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы (см. Тип). В эстетике понятие типического получило развитие в литературных теориях XIX в. в связи с осмыслением специфических черт искусства этой эпохи.

    * * *

    ТИПИЧЕСКОЕ

    ТИПИ́ЧЕСКОЕ (типичное) (от лат. type фигура), в эстетике(см. ЭСТЕТИКА) — созданные творческим воображением автора художественные персонажи, обладающие обобщенными чертами характера и обстоятельства, отражающие существенные жизненные процессы; индивидуализированное обобщение, раскрывающее в конкретно-чувственной форме существенное для ряда явлений.

    Диалектика всеобщего (типического) и единичного (индивидуального) в мышлении соответствует их диалектическому взаимопроникновению в действительности. В искусстве это единство выражено в своей единичности: общее проявляется в индивидуальном и через индивидуальное. Стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил» адресовано возлюбленной поэта и говорит о самом сокровенном, интимном. Все неповторимо индивидуально. Так чувствовал только Пушкин. Однако сама индивидуальность художника несет в себе всеобщее. «Великий поэт, — писал В. Г. Белинский, — говоря о себе самом, о своем «я» говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество; и поэтому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству.

    Искусству классицизма присуща генерализация(см. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ) — художественное обобщение путем выделения и абсолютизации характерной черты героя. Романтизму свойственна идеализация(см. ИДЕАЛИЗАЦИЯ) — обобщение путем прямого воплощения идеалов, наложения их на реальный материал. Реализму присуща типизация(см. ТИПИЗАЦИЯ) — обобщение через индивидуализацию путем отбора существенных черт личности. Древнеиндийская притча рассказывает о слепцах, решивших узнать, что такое слон, для этого они стали ощупывать его. Один из них охватил ногу и сказал: слон — столб; другой ощупал брюхо великана и решил, что слон — жбан; третий коснулся хвоста и понял, слон — корабельный канат; четвертый взял в руки хобот и заявил, что слон — это змея. Их попытки понять, что такое слон были безуспешны, ибо они познавали не сущность явления, а его случайные свойства. Художник, возводящий в типическое случайные черты действительности, поступает как слепец, принимающий слона за веревку только потому, что ему не удалось ухватить ничего другого, кроме хвоста. Истинный художник схватывает характерное, существенное в явлениях. Искусство способно, не отрываясь от конкретно-чувственной природы явлений, делать широкие обобщения и создавать концепцию мира.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ТИПИЧЕСКОЕ
    ТИПИЧЕСКОЕ (типичное) - нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы (см. Тип). В эстетике понятие типического получило развитие в литературных теориях 19 в. в связи с осмыслением специфических черт искусства этой эпохи.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: