«Конкуренция»

Конкуренция в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Конкуренция»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Англо-русский словарь технических терминов
  15. Русско-английский словарь математических терминов
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  19. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  21. Научно-технический энциклопедический словарь
  22. Биологический энциклопедический словарь
  23. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  24. Энциклопедический словарь экономики и права
  25. Энциклопедия юриста
  26. Энциклопедический словарь
  27. Сводная энциклопедия афоризмов
  28. Русско-английский политехнический словарь
  29. Dictionnaire technique russo-italien
  30. Естествознание. Энциклопедический словарь
  31. Энциклопедия социологии
  32. Социологический словарь
  33. Толковый словарь по социологии
  34. Социология: Энциклопедия
  35. Юридическая энциклопедия
  36. Словарь юридических международно-правовых терминов
  37. Словарь бизнес-терминов
  38. Русско-шведский бизнес-словарь
  39. Тезаурус русской деловой лексики
  40. Большой Энциклопедический словарь
  41. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    в области народного хозяйства деятельное соперничество нескольких лиц в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное хозяйственное благо, и потому К. всегда имеет характер борьбы. Под свободной К. подразумевается отнюдь не полное отсутствие юридических норм, регулирующих и ограничивающих хозяйственную деятельность частных лиц; такой свободы нигде не существует и не существовало. Системой свободной К. называется такой порядок вещей, когда правовой базис частно-хозяйственной деятельности сводится к свободе личности, частной собственности и возможно меньшему участию государства в определении материального и формального содержания частно-хозяйственных сделок. В этом смысле система свободной К. господствует в настоящее время в большей или меньшей степени во всех цивилизованных государствах. В области производства и обмена свободная К., несомненно, приводит ко многим благотворным результатам. Благодаря ей, предприимчивость и хозяйственная энергия отдельных лиц достигает maximum'a своего напряжения. Под угрозой разорения в случае победы конкурента каждый производитель, естественно, должен напрягать все силы, чтобы усовершенствовать технику производства, уменьшить его стоимость и расширить сбыт своих продуктов. Торговец, под влиянием тех же стимулов, повсюду ищет новые рынки для своих товаров, распространяет их в новых общественных кругах и вообще вызывает и оживляет потребление. Быстрый промышленный прогресс и колоссальное развитие торговли, составляющие такую характерную черту истории XIX ст., были бы невозможны без свободной К. Вообще К. имеет тенденцию понижать цены товаров, что следует признать большой выгодой для потребителя. Менее благоприятно влияние К. на качество товаров. Не говоря уже о недобросовестной К., прибегающей к фальсификации продукта, стремление производителей удешевить производство обычно приводит к понижению его достоинства. Качество продукта вообще трудно доступно определению, а потребитель к тому же весьма часто и не обладает для этого достаточными сведениями. Обыкновенный покупатель всегда обращает больше внимания на цену товара, чем на его истинное достоинство. Мало-помалу сами по себе ничтожные ухудшения товара суммируются, и в результате получается, что продукты хотя и продаются по низким ценам, но и качество их понижается также сильно, и потребитель, в конце концов, ничего не выигрывает или даже теряет. Под влиянием свободной К. развитие промышленности и торговли принимает особый, специфический характер. Периоды спекуляции и быстрого расширения производства сменяются кризисами и периодами застоя (см. Кризисы). При К., как и при всякой борьбе, побеждает сильнейший; поэтому в современном хозяйстве крупное производство побеждает мелкое; по той же причине неограниченная К., при благоприятствующих тому обстоятельствах, легко переходит в свою противоположность — монополию (см.). Монополия может возникнуть или вследствие разорения слабых конкурентов одним, более сильным, или вследствие добровольного соглашения между ними. Такого рода соглашениями являются картели (см.). Несмотря на многие невыгодные последствия свободной К., нельзя не признать, что в области производства и обмена положительные стороны ее перевешивают отрицательные, и влияние ее на промышленность и торговлю было, в общем, благотворно. Тем не менее, совершенно ошибочно мнение, видящее в свободной К. какой-то естественный порядок вещей в противоположность искусственному порядку, основанному на государственном вмешательстве или принуждении. Система свободной К. получила развитие очень недавно. Во Франции цеха уничтожены 4 августа 1789 г.; в Англии последний остаток средневекового строя — законы об ученичестве — отменены в 1813 г.; в германских государствах окончательное уничтожение цехов состоялось около того же времени; в России цехов в зап.-европейском смысле не было, но личность стала свободной только с 19 февраля 1861 г. Средневековая организация народного хозяйства, когда-то вполне удовлетворявшая своему назначению, бесспорно неприменима к нашему времени. Но, с другой стороны, факты новейшей промышленной истории доказывают, что и свободная К. не способна регулировать чрезвычайно сложное современное хозяйство. Жизнь требует новых хозяйственных форм, появление которых уже и начинает замечаться. В области распределения народного дохода влияние свободной К. менее благоприятно. В экономической науке долго господствовало учение, что невмешательство государства в частно-хозяйственные отношения (laisser faire, laisser passer) лучше всего гарантирует интересы всех общественных классов. Исходя из того, что при свободной К. побеждают наиболее способные элементы, победа которых поэтому выгодна для общества, и что интересы каждого отдельного лица лучше всего известны ему самому, заключали, что полная свобода хозяйственной деятельности должна привести к общему благополучию. При этом упускалось из виду, что условия борьбы далеко не одинаковы для различных общественных классов. Естественные причины неравенства людей, их индивидуальные преимущества и недостатки в современном обществе имеют подчиненное значение; гораздо важнее социальные причины и, главным образом, различная степень имущественного обеспечения конкурентов. Так как в рабочем договоре сильнейшей стороной, несомненно, является предприниматель, обладающий капиталом, то изолированный рабочий, предоставленный своим собственным силам, неминуемо должен проиграть в борьбе с предпринимателем. И действительно, вредные последствия свободной К. всей своей тяжестью ложатся именно на рабочие классы. Несмотря на громадное возрастание народного богатства в течение первой половины XIX в., когда рабочий договор в передовых странах зап. Европы был наиболее свободен, положение рабочего класса в этих странах не улучшилось или даже ухудшилось. Возрастание заработной платы (см.), последовавшее во второй половине XIX стол., совпало именно с ограничением свободной К. среди рабочих путем фабричного законодательства и рабочих союзов. Доктрина laisser faire, laisser passer перестала оказывать прежнее влияние на законодательство; в наше время замечается резкий поворот к государственному вмешательству (см.) в условия рабочего договора. Даже благотворные последствия свободной К. покупаются слишком дорогой ценой: слабейшие, менее приспособленные к борьбе элементы гибнут, а победа нередко основывается на таких моральных свойствах победителей, распространение которых меньше всего желательно с общественной точки зрения.

    М. Туган-Барановский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Конкуре́нция (позднелатинское concurrentia, от латинского concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь)

    свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; при капитализме — борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли. К. порождается частнокапиталистической собственностью на средства производства, когда между производителями не существует иной экономической связи, кроме рынка. Одновременно К. является механизмом стихийного регулирования общественного производства. В результате К. происходит разорение одних производителей и обогащение других (экономически более сильных), происходит дифференциация мелких товаропроизводителей, что неизбежно приводит к развитию капиталистических производственных отношений. Наиболее полное развитие К. получает в условиях капитализма. Она проявляется в действии экономического закона К. и анархии производства. Формы и методы конкурентной борьбы менялись на различных этапах развития капитализма. При домонополистическом капитализме преобладала свободная К., которая характеризовалась сравнительно мирными методами, сводилась к экономическому подавлению соперника (к разорению его) главным образом методом открытой ценовой К. (сбивания цен). В этот период в наиболее «чистом» виде проявляются 2 основные формы конкурентной борьбы — Внутриотраслевая конкуренция, которая ведётся за влияние и место на рынке (в результате её образуется единая общественная или рыночная стоимость), и Межотраслевая конкуренция за наиболее прибыльные сферы приложения капиталов. В результате межотраслевой К. происходит перелив капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли (См. Норма прибыли) в отрасли с высокой нормой прибыли, что ведёт к образованию средней нормы прибыли, одинаковой во всех отраслях производства. Таким образом К. является антагонистической формой развития производительных сил в капиталистическом хозяйстве. Каждый товаропроизводитель, капиталист или отдельная монополия, стремясь снизить Издержки производства, чтобы выжить в борьбе всех против всех и уничтожить соперника, вынуждены независимо от своей воли использовать современную машинную технику, прогрессивную технологию, развивать новые отрасли и виды производства.

    К. выступает мощным фактором концентрации производства (См. Концентрация производства), которая на определённой ступени приводит к возникновению монополий и перерастанию капитализма свободной К. в Империализм—высшую и последнюю стадию капитализма. Свободная К. сменяется монополией. Но господство монополий не устраняет конкурентной борьбы, т. к. присвоение результатов труда остаётся частным. Сохраняется анархия производства, антагонизм интересов различных монополистических групп, различных слоев буржуазии. И чем интенсивнее развивается монополистический капитализм, тем сильнее обостряется К., характер её зависит от степени монополизации капиталистического хозяйства. В. И. Ленин писал: «... монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют ее, а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов» (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 27, страница 386). Монополия, выросшая из свободной К., является прямой её противоположностью. Монополия существует в обстановке товарного производства, находится в постоянном противоречии с ней. Поскольку монополии хотя бы на время могут устанавливать монопольные цены (См. Монопольная цена), постольку до известной степени исчезает стимул к техническому прогрессу, но, тем не менее, «... монополия при капитализме никогда не может полностью и на очень долгое время устранить конкуренции с всемирного рынка...» (там же, страница 397). К. ведётся уже на новой основе. Взаимодействие сил монополии и К. составляет важнейшую особенность экономического механизма в эпоху господства монополий. Решающее значение приобретает К. между крупнейшими корпорациями: внутриотраслевая, межотраслевая, в рамках национальных хозяйств и в масштабе всей капиталистической системы. К. осуществляется также между монополиями и немонополизированными предприятиями (аутсайдерами), причём монополии широко используют методы прямого давления: лишение аутсайдеров покупателей (через соглашения с торговыми компаниями); затруднение транспортировки их товаров (через соглашения с транспортными компаниями); лишение кредита и т. п. В известной мере К. имеет место и внутри монополистических объединений. Особенно острая конкурентная борьба развёртывается из-за источников сырья, из-за рынков сбыта. Важнейшая особенность монополистической К. — изменение роли конкуренции цен. Она ведётся посредством маневрирования ценами (система тайных скидок и уступок по сравнению с объявленными ценами для крупных покупателей; общие и частичные распродажи товаров по сниженным ценам; установление одинаковой цены на товары различного качества). Для современной монополистической К. особенно характерно широкое использование различных форм неценовой К. (техническое превосходство, качество и надёжность изделий, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, условия оплаты). В руках крупнейших корпораций нововведения становятся орудием конкурентной борьбы на национальном и мировом рынках. Именно крупнейшие компании сосредоточивают в своих руках основные производственные мощности в динамичных отраслях, имеют исследовательские лаборатории и научные кадры, концентрируют у себя основные патенты, располагают необходимыми капиталами и пользуются правительственными субсидиями и заказами. Государство предоставляет крупнейшим монополиям бесплатные субсидии, льготные тарифы, право ускоренной амортизации (См. Амортизация), т. е. установления чрезмерно высоких норм износа основного капитала. Т. о. механизм стихийного рыночного регулирования находится под воздействием частномонополистического и государственного регулирования.

    Одним из основных средств конкурентной борьбы стала реклама. Она способствует перераспределению рынков между конкурентами, увеличению их ёмкости и созданию новых рынков. Крупные компании широко используют в конкурентной борьбе внерыночные формы борьбы: финансовые махинации, спекуляции ценными бумагами, судебные тяжбы, экономические бойкоты, принуждения к слиянию вплоть до прямых диверсий и т. д. Все эти методы и формы конкурентной борьбы ведут к росту издержек корпораций, которые перекладываются на общество через механизм монопольно высоких цен. Монополистическая. К., с одной стороны, ускоряет темп научно-технических, организационных и структурных изменений, с другой — обостряет противоречия капитализма. «Именно это соединение противоречащих друг другу „начал»: конкуренции и монополии и существенно для империализма, именно оно и подготовляет крах, т. е. социалистическую революцию» — указывал В. И. Ленин (там же, том 32, страница 146).

    В социалистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и планомерной организации производства, К. нет. Отношения товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи порождают Социалистическое соревнование, являющееся прямой противоположностью капиталистической К.

    Лит.: Маркс К., Нищета философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 151; его же. Капитал, т. 1, там же, т. 23, с. 279—80, 559; т. 2, там же, т. 24, с. 195: т. 3, там же, т. 25, ч. 1. с. 246—47, 253. 344—45. 391, 401—402, 480—81; т. 25, ч. 2, с. 32, 245; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 152, 220—21, 283; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27; его же, Как организовать соревнование, там же, т. 35, с. 195—96; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 1, М., 1970, гл. 7; Седов В. И., Новые формы конкурентной борьбы в условиях современного капитализма, М., 971.

    В. А. Бударин.

    II

    Конкуре́нция (биологическое)

    соревнование, взаимоотношения между организмами одного и того же или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения; одна из сторон борьбы за существование (См. Борьба за существование) (вторая её сторона — Элиминация, т. е. уничтожение менее приспособленных форм и устранение их от размножения). Различают внутригрупповую и межгрупповую К. Внутригрупповая осуществляется между особями популяции (См. Популяция) (на основе их индивидуальных различий) за сохранение своей жизни и жизни потомства. Межгрупповая происходит между популяциями (на основе их групповых различий) и приводит к вытеснению одних популяций другими, а также к накоплению различий между разобщёнными популяциями, что способствует образованию новых подвидов, а затем и видов. Межвидовая К. наиболее остро проявляется между близкими видами; при изменении условий в благоприятную сторону для одного вида К. приводит к вытеснению им другого вида. Т. о., межвидовая К. может вести к дивергенции (См. Дивергенция) близких видов, вымиранию одних и широкому распространению других групп организмов.

    А. А. Махотин.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. конкуре́нция;
    2. конкуре́нции;
    3. конкуре́нции;
    4. конкуре́нций;
    5. конкуре́нции;
    6. конкуре́нциям;
    7. конкуре́нцию;
    8. конкуре́нции;
    9. конкуре́нцией;
    10. конкуре́нциею;
    11. конкуре́нциями;
    12. конкуре́нции;
    13. конкуре́нциях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    КОНКУРЕ́НЦИЯ, -и, жен. Соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ. Торговая к. Вне конкуренции (перен.: выше всякого сравнения; разг.).

    | прил. конкурентный, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Соперничество на каком-л. поприще, борьба за достижение лучших результатов.

    Ладошников всегда заявлял, что лишь недалекие люди боятся конкуренции, а люди подлинного творчества ценят общение с каждым талантом. Бек, Талант.

    2.

    Борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров при товарном производстве; борьба между капиталистами за обеспечение наивысшей прибыли при капитализме.

    вне конкуренции

    выше всякого сравнения.

    [От лат. concurrere — сбегаться, сталкиваться]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    КОНКУРЕ́НЦИЯ, конкуренции, мн. нет, жен. (от лат., см. конкурент).

    1. Соревнование, соперничество на каком-нибудь поприще. Выдержать конкуренцию.

    2. В политической экономии - состязание, борьба на рынке различных участников капиталистического производства или торговли.

    Вне конкуренции (разг.) - о таком предмете или лице, с которым ничто или никто не может конкурировать. Товар вне конкуренции.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Соперничество в чём-либо или на каком-либо поприще; борьба за достижение лучших результатов.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    КОНКУРЕНЦИЯ - в биологии - взаимоотношения активного соревнования между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения. Одна из форм борьбы за существование. Другая форма - пассивное соревнование, т. е. борьба с неблагоприятным действием абиотических факторов среды и с общими врагами.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    КОНКУРЕНЦИЯ (позднелат. concurrentia - от concurrere - сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция - существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов (политика, экономика, наука, спорт и др.). Конкуренция получает широкое распространение после ликвидации наследственных, сословных привилегий и средневековых регламентаций, утверждения принципов демократии и рыночной экономики; вырабатываются нормы и правила конкуренции.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    КОНКУРЕНЦИЯ (позднелатинское concurrentia, от concurrere - сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция - существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов (политика, экономика, наука, спорт и другие.). Конкуренция получает широкое распространение после ликвидации наследственных, сословных привилегий и средневековых регламентаций, утверждения принципов демократии и рыночной экономики; вырабатываются нормы и правила конкуренции.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    конкуре́нция Через нем. Konkurrenz (XVII в.; Шульц–Баслер 1, 380) или польск. konkurencja от лат. concurrentia.

  23. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. competition вне конкуренции$ competition;

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Англо-русский словарь технических терминов

    competition, contention вчт.

  27. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  28. Русско-английский словарь математических терминов

    f.competition

  29. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Konkurrenz f; Wettbewerb m(соревнование)

    вне конкуренции — konkurrenzlos, unerreicht

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    конкуренция ж Konkurrenz f c; Wettbewerb m 1a (соревнование) вне конкуренции konkurrenzlos, unerreicht

  33. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  34. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    concurrence f; compétition f



    вне конкуренции — hors(придых.) concours

  35. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  36. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    competencia f, competición f



    вне конкуре́нции — sin par, único, no (nunca) visto

  37. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  38. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)эк. concorrenza

    2)перен. concorrenza, competizione

    быть вне конкуренции — non avere rivali; essere fuori concorrenza

  39. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  40. Научно-технический энциклопедический словарь

    КОНКУРЕНЦИЯ, в экологии - ситуация, при которой два или более организма (группы организмов) вынуждены пользоваться одними и теми же, притом ограниченными, ресурсами. Например, между ними может возникнуть открытая борьба за жизненное пространство, за пищу или брачные пары. Различают два основных типа: внутривидовую и межвидовую конкуренцию. В первом случае соперничество касается представителей одного вида, вовтором захватывает различные виды. Обычным результатом конкуренции является классическое «выживание самого приспособленного», которое сопровождается сокращением - иногда временным - численности менее приспособленных организмов. По этой причине конкуренция является одним из важнейших механизмов эволюции.

  41. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  42. Биологический энциклопедический словарь

    КОНКУРЕНЦИЯ

    (ср.-век. лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь), взаимоотношения между организмами одного и того же вида (внутривидовая К.) или разных видов (межвидовая К.), соревнующимися за одни и те же ресурсы внеш. среды при недостатке последних. Внутривидовую конкуренцию Ч. Дарвин (1859) рассматривал как важнейшую форму борьбы за существование. При этом наиб, острая К., по Дарвину, имеет место между более сходными особями вида. Это способствует преимущественному сохранению в каждом поколении наиб, отличающихся друг от друга вариантов особей и в конечном итоге ведёт к дивергенции. По совр. представлениям, внутривидовая К. не играет той решающей роли в процессах видообразования, к-рую отводил ей Дарвин, хотя существенно повышает интенсивность отбора. Межвидовая К. имеет место между особями экологически близких видов. Она может быть пассивной (потребление ресурсов внеш. среды, необходимых обоим видам) и активной (подавление одного вида другим). Часто межвидовая К. возникает между близкородств. видами при установлении вторичного перекрывания ареалов, когда географич. изоляция нарушается уже после завершения процессов аллопатрич. видообразования. Зачастую при этом имеют место антагонистич. отношения между родств. видами, когда один вид вытесняет другой (принцип конкурентного исключения, или Гаузе принцип). Естеств. отбор при межвидовой К. направлен на увеличение экологич. различий между конкурирующими видами и образование ими разных экологических ниш.

    .

  43. Источник: Биологический энциклопедический словарь



  44. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    竞争

  45. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  46. Энциклопедический словарь экономики и права

    - состязание между экономическими субъектами, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке: борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. К. представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Различают следующие виды К.: чистая, идеальная, совершенная - К., имеющая место на рынке с множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж; монополистическая - К., имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам: олигополистическая - К., имеющая место на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар; недобросовестная - К., участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены.

    Недобросовестную К. в наиболее простых формах называют хищнической; несовершенная - К. в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой К.

    неновая -К., осуществляемая посредством снижения цен; неценовая - К.

    осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах.

  47. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  48. Энциклопедия юриста

    состязатель ная деятельность хозяйствующих субъектов по извлечению прибыли,когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность друг друга односторонне повлиять на общие условия обращения товаров (производства работ и оказания услуг) на соответствующем рынке (Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). Данное определение относится только к товарным рынкам. Общего определения термина "К." как для товарных рынков, так и рынков ценных бумаг, банковских услуг, исключительных прав и т.д. в законодательстве РФ не содержится.

    ГК РФ использует категорию "К." всего два раза: в ст. 10, где устанавливает недопустимость использования гражданских прав в целях ограничения К., и в ст. 1033, где разрешает предусматривать в договорах коммерческой концессии отказ пользователя от получения аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладате-ля - стороны данного договора.

    Законодательство о К. не допускает злоупотреблений со стороны предпринимателей при осуществлении ими своего права собственности на принадлежащие им средства производства, продукцию и товары, а также - при выполнении ими работы или оказании услуг. Злоупотребления эти обыкновенно проявляются в формах монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Поэтому за этим законодательством закрепилось название антимонопольного законодательства.

  49. Источник: Энциклопедия юриста



  50. Энциклопедический словарь

    КОНКУРЕ́НЦИЯ -и; ж. [от лат. concurrere - сбегаться, сталкиваться]

    1. Соперничество на каком-л. поприще, борьба за достижение лучших результатов. Быть вне конкуренции (разг.; быть лучше всех, вне всякого сравнения).

    2. Борьба, соперничество между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров при товарном производстве. К. в торговле. Обострение конкуренции. Не выдержать конкуренции.

    Конкуре́нтный, -ая, -ое (2 зн.). К-ая борьба.

    * * *

    конкуренция

    I

    (позднелат. concurentia, от concurrere — сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция — существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов (политика, экономика, наука, спорт и др.). Конкуренция получает широкое распространение после ликвидации наследственных, сословных привилегий и средневековых регламентаций, утверждения принципов демократии и рыночной экономики; вырабатываются нормы и правила конкуренции. В экономике различают совершенную (чистую, идеальную), монополистическую, олигополистическую, несовершенную, ценовую, неценовую, недобросовестную конкуренцию.

    II

    (биол.), взаимоотношения активного соревнования между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения. Одна из форм борьбы за существование. Другая форма — пассивное соревнование, то есть борьба с неблагоприятным действием абиотических факторов среды и общими врагами.

  51. Источник: Энциклопедический словарь



  52. Сводная энциклопедия афоризмов

    КОНКУРЕНЦИЯ

    Конкуренция — это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов.

    Фридрих Хаек

    Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей.

    Дэвид Сарнофф

    Конкуренция — жизнь торговли и смерть торговцев.

    Элберт Хаббард

    Торговля не разорила еще ни одного народа.

    Бенджамин Франклин

    Нет ничего более благодатного для народа, чем свобода торговли, — и ничего более непопулярного.

    Томас Маколей

    Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже.(см. КОРПОРАЦИИ И МОНОПОЛИИ), (см. РАЗОРЕНИЕ И БАНКРОТСТВО), (см. ЭКОНОМИКА)

    Конкуренция

    см. Соперничество

  53. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  54. Русско-английский политехнический словарь

    competition, contention вчт.

    * * *

    конкуре́нция ж.

    физ. competition; (одновременное существование, напр. разных типов колебаний) concurrence (e. g., of modes )

    * * *

    concurence

  55. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  56. Dictionnaire technique russo-italien

    ж. экон., физ.

    concorrenza f

  57. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  58. Естествознание. Энциклопедический словарь

    (биол.), взаимоотношения активного соревнования между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения. Одна из форм борьбы за существование. Другая форма - пассивное соревнование, т. е. борьба с неблагоприятным действием абиотич. факторов среды и общими врагами.

  59. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  60. Энциклопедия социологии

    (от лат. concurren-tia - соперничество) - англ. competition; нем. Konkurrenz. 1. Соперничество, борьба индивидов или соц. групп за обладание ограниченными благами. 2. Нормативно регулируемый соц. процесс, в ходе к-рого индивиды или группы стремятся к одной и той же цели, достижение к-рой одними исключает других, в отличие от кооперации и сотрудничества. 3. Борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, характерная для товарного производства, основанного на частной собственности на средства производства. 4. В биологии - взаимоотношения между организмами одного и того же или разных видов, основанные на борьбе за средства существования и условия размножения.

  61. Источник: Энциклопедия социологии



  62. Социологический словарь

    (COMPETITION) Конкурентная ситуация — это ситуация, при которой индивиды с различными или противоположными интересами стремятся к максимальному увеличению своих преимуществ или вознаграждений. Согласно экономической теории, конкуренция среди покупателей или продавцов различных товаров на рынке ведет к снижению цен, уравниванию прибыли различных предприятий и способствует повышению эффективности производства. Благотворное влияние конкуренции подчеркивалось и некоторыми ранними социальными теориями. Приверженцы утилитаризма заявляли о том, конкуренция имеет полезные социальные последствия, являясь наиболее надежным механизмом производства общественного богатства. Сторонники социального дарвинизма проводили параллель между борьбой за выживание в природе и конкуренцией между людьми в обществе: и в том, и в другом случае процессы естественного отбора обеспечивают выживание наиболее приспособленных и улучшают качество вида. Различного рода институциональные попытки защитить слабых, неумных, занимающих низшее социальное положение — например, государственное вмешательство с целью облегчения положения городской бедноты — считались препятствующими естественному отбору. Это специфическое направление в социологической теории тесно связано с именем Г. Спенсера. Популярные версии спенсеровского эволюционизма оставляли без внимания то его положение, согласно которому конкуренция была основной чертой примитивного общества, тогда как ведущим принципом сложного общества является кооперация. Зиммель относил конкуренцию к категории «непрямого» конфликта, обосновывая это тем, что конкуренты стремятся превзойти, а не уничтожить друг друга. Поскольку в ситуации конкуренции люди тратят больше усилий и творческих сил, общество в целом часто выигрывает от этого процесса. Например, предприниматели, конкурирующие за клиентов, становятся гораздо более чувствительными к нуждам потребителей, а это выгодно широкой публике. В марксизме конкуренция рассматривается не как универсальная существенная черта человеческой природы, а как специфический структурный аспект капитализма. В теории капитализма К. Маркса проводится различие между тремя типами конкуренции: (1) конкуренцией между капиталистами за контроль над рынком; (2) конкуренцией между рабочими за гарантированные рабочие места; (3) конкуренцией между трудом и капиталом. Именно в этой конкурентной борьбе с капиталистами рабочий класс должен обрести революционное классовое сознание. Окончательным итогом конкурентной классовой борьбы должно быть разрушение капиталистического общества. М. Вебер (Weber, 1922) определял конкуренцию как мирный конфликт, состоящий из попыток достижения контроля над ограниченными ресурсами. Он соотносил регулируемую конкуренцию с социальным отбором — примером тому может служить конкуренция между научными работниками за получение ограниченного числа должностей, которая формально регулируется с помощью профессиональных норм поведения. Нерегулируемая или насильственная конкуренция соотносилась Вебером с естественным отбором, примером чего является межвидовая борьба за выживание. Вебер полагал, что конкурентная борьба есть неотъемлемая черта всех социальных отношений и не является особенностью одного лишь капитализма. Согласно Т. Парсонсу (Parsons, 1951; 1954), конкуренция при капитализме ограничивается множеством различных факторов: общими ценностями, кодексами поведения в профессиональных сообществах, взаимозависимостью между ролями и правовыми нормами. Ряд современных социобиологов утверждает, что агрессия — это биологический факт, лежащий в основании определенных аспектов человеческой социальной жизни. Они являются приверженцами неодарвинистского подхода, согласно которому все организмы стремятся к самовоспроизводству и передаче своих генов. С этой точки зрения, в случае с любым видом генетически выжившие мужские особи — это особи, преуспевшие в конкуренции за женские особи, а также за пищу и территорию. Несмотря на то, что насильственные конфликты по поводу сексуальных партнеров, пищи и территории уже не являются нормой в современных обществах, естественная мужская агрессия может находить выход в политической, социальной и экономической конкуренции. Игр теория также предполагает, что социальное взаимодействие в основном имеет конкурентный характер, поскольку интересы индивидов часто не совпадают, и рациональные индивиды эгоистически стремятся к максимальному увеличению своих преимуществ. Вместе с тем теория игр пытается объяснить, при каких условиях рациональным выбором для рациональных индивидов, стремящихся к максимальному увеличению своих преимуществ, даже в конкурентных ситуациях может быть кооперация. Таким образом, социологические дискуссии о природе конкуренции сосредоточивались, во-первых, на ее степени и постоянстве; во-вторых, на вопросе о том, является ли конкуренция определяющей характеристикой капитализма; в-третьих, на вопросе о существовании системы регуляции, контролирующей конкуренцию между индивидами. См. также: Городская экология; Индустриальный конфликт; Классовая борьба; Конфликта теория; Рынок; Социобиология.

  63. Источник: Социологический словарь



  64. Толковый словарь по социологии

    (от лат. concurren-tia - соперничество) - англ. competition; нем. Konkurrenz. 1. Соперничество, борьба индивидов или соц. групп за обладание ограниченными благами. 2. Нормативно регулируемый соц. процесс, в ходе к-рого индивиды или группы стремятся к одной и той же цели, достижение к-рой одними исключает других, в отличие от кооперации и сотрудничества. 3. Борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, характерная для товарного производства, основанного на частной собственности на средства производства. 4. В биологии - взаимоотношения между организмами одного и того же или разных видов, основанные на борьбе за средства существования и условия размножения.

  65. Источник: Толковый словарь по социологии



  66. Социология: Энциклопедия

    - экономическое соперничество, состязательность между юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели; между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

    В широком смысле понятие "К." употребляется как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие "К." употребляется как соперничество внутри отраслей, отдельных фирм или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, получение максимальной прибыли.

    В рамках социологического анализа К. выступает как объективный закон, влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены труда. Производители могут вытеснить друг друга с рынка товаров, продавая товар дешевле и без потери качества. Для этого они повышают производительную силу труда путем большего разделения труда, применения и постоянного усовершенствования машин, что требует ускорения подвижности трудовых функций работников. Между производителями возникает соперничество - они стремятся увеличивать разделение труда и количество машин и использовать их в возможно более крупном масштабе. Более мощные и более дорогие средства производства дают им возможность продавать товары дешевле, но одновременно вынуждают продавать больше товаров, завоевывая для них больший рынок. Эти нововведения распространяются до тех пор, пока цены производимых товаров не упадут не только ниже первоначальных, но и ниже новых издержек производства. На уровне новых издержек производства снова вводится большее разделение труда, вновь увеличивается количество машин, возрастает масштаб использования этого разделения труда и этих машин. К. же вновь порождает противодействие этому результату. Таким образом, непрерывно преобразуется способ производства: разделение труда (а следовательно - появление новых процессов) влечет за собой еще большее разделение труда, применение машин - еще большее применение машин, производство в крупном масштабе - производство в еще более крупном масштабе.

    Основные формы проявления закона К. отражают различные типы взаимодействия законов разделения и перемены труда через отношения субъектов рыночного хозяйства. Выделяют внутриотраслевой, межотраслевой и рыночный виды К. Внутриотраслевая К. связывается с получением сверхприбыли через повышение производительности труда и снижение индивидуальной ценности товара; именно механизм внутриотраслевой К. дал возможность многим странам с рыночной экономикой вырваться вперед в экономическом развитии. Не меньшее значение имеет и межотраслевая К., связанная с получением наибольшей прибыли через свободное переливание капитала из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли. Рыночная К. направлена на защиту интересов покупателей и продавцов (установление наивысших или самых низких цен) посредством регулирования соотношения спроса и предложения товара. Рыночная К. появилась в начале 19 в. как совершенная (свободная), затем ее механизм усложнялся и модифицировался, и к началу 20 ст., в связи с концентрацией капитала и образованием монополий, сформировалась несовершенная К.

    Важная роль К. в механизме функционирования рынка определяется теми функциями, которые она должна выполнять. К. обеспечивает: суверенитет потребителей, т.е. их предпочтения в том, какие товары и в каких объемах они хотели бы покупать; адаптацию производителей к изменяющимся запросам потребителей и новым методам производства; связь стремления предприятий к получению максимальной прибыли с научно-техническим прогрессом; создание условий, когда распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их эффективности; свободу выбора производственной деятельности. В системе рыночных отношений, когда деятельность и возможности выбора участников рынка ограничены, К. предполагает, с одной стороны, создание альтернатив для любой деятельности, а с другой - возможности самореализации субъектов рыночных отношений в рамках этих альтернатив.

    С учетом условий, в которых протекает К., различают две основные формы К.: совершенную и несовершенную, имеющую несколько моделей - монополия, монополистическая К., олигополия. Совершенная (свободная, неограниченная К.) предполагает большое число мелких продавцов и покупателей, отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капиталов, совершенное знание рынка потребителями и производителями. Из несовершенных (ограниченных) моделей монополия характеризуется наличием единственного производителя, т.е. единственного продавца на рынке, который устанавливает труднопреодолимые барьеры для потенциальных конкурентов. Монополистическая К. предполагает относительно большое число производителей, множество продавцов и покупателей, совершающих сделки в широком диапазоне цен, относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок. Олигополия - основная модель в современной рыночной структуре - определяется тем, что рынок состоит из небольшого числа производителей (крупные фирмы), проникновение на рынок новых претендентов затруднено, каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов, используется политика лидерства в ценах, а также возможен сговор между фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли.

    Осуществление политики в области К. со стороны государства проявляется в формировании антимонопольного регулировании и совершенствования организационных механизмов поддержки малого бизнеса.

    Г.Н. Соколова

  67. Источник: Социология: Энциклопедия



  68. Юридическая энциклопедия

    7) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

    Источник: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (редакция от 28.07.2012) "О защите конкуренции"

  69. Источник: Юридическая энциклопедия



  70. Словарь юридических международно-правовых терминов

  71. Источник: Словарь юридических международно-правовых терминов



  72. Словарь бизнес-терминов

  73. Источник:



  74. Русско-шведский бизнес-словарь

  75. Источник:



  76. Тезаурус русской деловой лексики

  77. Источник:



  78. Большой Энциклопедический словарь

  79. Источник:



  80. Большой Энциклопедический словарь

  81. Источник: