Словарь Брокгауза и Ефрона

    (греч.) — именуются в эфике безразличные сами по себе деяния или поступки, которые одинаково хорошо могут быть и совершаемы, и не совершаемы. К таковым относятся не только обычные наши движения, как, напр., хождение, стояние, сидение, но и такие действия свободной воли и выбора, для которых не может быть установлено общего правила, одинаково применимого во всех случаях жизни и для всех людей. Современная эфика, разбирающая обыкновенно вопрос об А. под понятием "позволительное", высказывается в лице большинства авторов против признания каких бы то ни было деяний безразличными. Позволительным она признает только то, что не может быть предписано никаким общим для всех случаев законом, при отсутствии, следовательно, взаимного права на нравственное воздействие друг на друга; оспаривает возможность того, чтобы то или другое действие человека представлялось для него нравственно безразличным, и полагает, что круг нравственно безразличного для каждого из нас во всяком случае должен суживаться по мере нравственного развития и пропорционально ему, чтобы уступить место действиям, определяемым нашими обязанностями. В противоположность этому некоторые утверждают, что, помимо нравственно обязательного для нас в том или другом случае, существует, несомненно, более или менее широкая область нравственно позволительного, допускаемого, служащая как бы мостом между должным и запрещенным.

    В церковных вопросах слово А. имело очень важное значение в смысле несущественности и необязательности, с христианско-философской точки зрения, некоторых обрядовых сторон и обычаев той или другой церкви, как то: облачений, свечей, изображений святых и т. д., в особенности в известных распрях протестантов с католиками и между собою.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Философская энциклопедия

    АДИАФОРА

    (греч. Adiaphora)

    безразличное, незначительное, лежащее, согласно учению киников и стоиков, между добром и злом, добродетелью и пороком, т.е. то, что с точки зрения морали не имеет значения. Стоик Зенон учит: «Во всем том, что существует, одна часть составляет благо, другая – зло, а третья есть адиафора... это суть жизнь и смерть, честь и бесчестье, удовольствие и боль, бедность и богатство, здоровье и болезнь...» Это воззрение было перенято иезуитами. В 16 в. долгое время шел спор между «адиафористами», сторонниками Меланхтона, и ортодоксальными лютеранами, каким был Флациус, утверждавший, что в делах веры нет никакой адиафоры (середины). В этике, согласно Фихте, нет адиафоры.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Новейший философский словарь

    АДИАФОРА (греч. adiaphora - безразличное, малозначительное) - термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, А. - расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали. Зенон-стоик учил: «Во всем том, что существует, одна часть составляет благо, другая зло, а третья есть адиафора... это суть жизнь и смерть, честь и бесчестье, удовольствие и боль, бедность и богатство, здоровье и болезнь...». Эту точку зрения, разделенную впоследствии идеологами ордена иезуитов, жестко отвергал Фихте, утверждавший, что в сфере этического нет и не может быть А.

  5. Источник: Новейший философский словарь



  6. Энциклопедический словарь

    АДИАФОРА

    АДИА́ФОРА (греч.), термин античной этики: «морально-безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. В этике Ранней Стои понятие адиафоры приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим «природные», но «не зависящие от нас», «внешние» вещи, не являющиеся объектом морального выбора (конечной целью). В свою очередь, адиафора делится (по принципу соответствия «природе») на «предпочитаемое» (здоровье, сила, богатство и т. п.), «непредпочитаемое» (отсутствие первого) и «безразличное» в узком смысле (не вызывающее ни стремления, ни отталкивания: две одинаковые монеты и т. п.). Для Средней и Поздней Стои характерен иной путь: введение «предпочитаемого» как разновидности блага в сферу целеполагания. Понятие адиафоры использовалось немецкими протестантами в учении о «средних вещах». Строгий этический формализм (Кант)(см. КАНТ Иммануил) не признает за адиафорой функционального значения.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Античная философия

    АДИАФОРА (греч. ἀδιάφορα [ἀ priv.+ διαφέρω, «различаю»], лат. indifferentia, media, interjecta), термин античной этики: «морально-безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на благо, зло и то, что «между ними» («ни то, ни другое»), восходящее к Платону (Gorg. 467c; D. L. III 102), формировалось параллельно в академической (Ксенократ — Sext. Adv. math. XI 3-4) и кинической (D. L. VI 105) традициях; к концу 4 в. до н. э. стало нормой.

    В этике Ранней Стой понятие А. приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим «природные», но «не зависящие от нас», «внешние» вещи, не являющиеся объектом морального выбора (конечной целью). В свою очередь, А. делится (по принципу соответствия «природе») на «предпочитаемое» (здоровье, сила, богатство и т. п.), «не-предпочитаемое» (отсутствие первого) и «безразличное» в узком смысле (не вызывающее ни стремления, ни отталкивания: две одинаковые монеты и т. п.) (D. L. VII 102 ел.; Sext. Adv. math. XI 59 ел.).

    Членение «безразличного» свидетельствовало о недостаточно строгом формализме этической теории и вызвало негативную реакцию уже среди ранних стоиков: Аристон Хиосский считал «безразличное» абсолютно безразличным и вообще не принимал его во внимание (D. L. VII 160). Для Средней и Поздней Стой характерен иной путь: введение «предпочитаемого» как разновидности блага в сферу целеполагания.

    Лит.: Rieth О. Grundbegriffe der Stoischen Ethik. В., 1933; Reesor M. E. The «Indifférents» in the Old and Middle Stoa, - ТАРА 82, 1951, p. 102-110; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995.

    A. A. СТОЛЯРОВ

  9. Источник: Античная философия