«Тема»

Тема в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Тема»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Русско-английский словарь математических терминов
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Литературная энциклопедия
  19. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  20. Философская энциклопедия
  21. Энциклопедический словарь
  22. Энциклопедический словарь
  23. Музыкальная энциклопедия
  24. Музыкальный словарь
  25. Энциклопедия кино
  26. Энциклопедия социологии
  27. Толковый словарь по социологии
  28. Словарь лингвистических терминов
  29. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  30. Тезаурус русской деловой лексики
  31. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Фема.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Те́ма

    [от греч. théma, буквально — то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. 2) Объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем или художником и спаянных воедино авторским замыслом. Органическая связь с идейным замыслом в известной мере даёт основания понимать Т. и как основную проблему, идею произведения (отсюда — понятия «идейно-тематическая основа» или «идейно-тематическое истолкование» произведения; см. Содержание и форма в искусстве). Отмечая роль миросозерцания художника в выборе и формировании Т., следует иметь в виду, что художественная Т. не существует вне художественного образа и, в частности, вне Сюжета (в повествовательных и драматических произведениях), хотя её логическое вычленение и более допустимо, чем иных компонентов художественного содержания. Поэтому Т. нельзя трактовать однозначно: всякое произведение тяготеет к многотемности — тематике (этим же словом называют совокупность Т. отдельного писателя, художественного направления, эпохи). Образное «бытие» Т. приводит также к тому, что в конечном итоге различные произведения на одну общую тему (например, о «лишнем человеке» (См. Лишний человек) или «потерянном поколении» (См. Потерянное поколение)) обретают разный духовно-ценностный смысл; в поэзии существуют так называемые «вечные темы» — о любви, смерти, свободе и др. В современном искусствознании бытует понятие «тематическая картина» — художественное произведение на значительные Т. (военно-исторические, трудовые, бытовые). Т. выступает жанрообразующим принципом в изобразительном искусстве (бытовой, исторический жанр, портрет) и отчасти в литературе (научная фантастика, детективная литература).

    В музыке Т. — построение, выражающее определённую музыкальную мысль и представляющее важный элемент музыкального произведения. Как правило, в музыкальной пьесе Т. не только излагается, но и развивается. В полифонической музыке Т. одноголосна и поочерёдно проводится в различных голосах, в гомофонной музыке Т. обычно объединяет ведущую мелодию и сопровождающие голоса, дающие мелодии гармоническое истолкование. В основе относительно крупных музыкальных пьес часто лежит 2—3 и более контрастирующих Т. (см. Политематизм; наиболее сложное построение в инструментальной музыке свойственно сонатной форме (См. Сонатная форма)). В других случаях сочинение строится на больших или малых свободных (вплоть до изменения жанровой основы) преобразованиях одной темы (см. Вариации, Монотематизм). Иногда, особенно в оперной музыке, значение Т. приобретают и очень короткие музыкальные построения (см. Лейтмотив).

    II

    Те́ма

    исходная часть предложения, одно из двух основных понятий актуального членения предложения (См. Актуальное членение предложения), при котором предложение делится в речи по смыслу на исходную часть, данное и то, что говорится о ней, — новое (см. Рема). Т. часто совпадает с подлежащим (См. Подлежащее), но возможно и любое другое её выражение: «яблок/ — уйма»; «На второе/ подали бифштекс». В письменной речи Т. обычно отделяется посредством тире (или не отделяется), в устной речи во многих языках Т. выделяется посредством интонации: «Охота/ запрещена». В русском языке Т. помещается чаще в начале высказывания. Во многих языках существуют особые морфологические или синтаксические показатели Т. (в японском, семито-хамитских и др. яз.). В так называемых нерасчленённых предложениях (со значением бытийности, констатации факта) Т. не выделяется: «Идёт снег», «Нет денег».

    Лит.: Распопов И. П., Актуальное членение предложения, Уфа, 1961; Адамец П., Порядок слов в современном русском языке, Praha, 1966; Грамматика современного русского литературного языка, М., 1970.

    III

    Те́ма (Тема)

    город в Гане. 58,8 тыс. жителей (1970). Порт на берегу Гвинейского залива Атлантического океана; грузооборот около З млн. т в 1972, главным образом импорт. Ж.-д. станция. Алюминиевый и сталелитейный заводы. Переработка нефти (импортной). Химическая (регенерация автомобильных шин, производство ядохимикатов, моющих средств и др.), текстильная, пищевая промышленность. Автосборка. Рыболовство; рыбохолодильник.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. те́ма;
    2. те́мы;
    3. те́мы;
    4. те́м;
    5. те́ме;
    6. те́мам;
    7. те́му;
    8. те́мы;
    9. те́мой;
    10. те́мою;
    11. те́мами;
    12. те́ме;
    13. те́мах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен., греч. предложенье, положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют.

    | Мелодия, напев, музыкльное.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ТЕ́МА, -ы, жен.

    1. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Перейти к другой теме. Т. рассказа.

    2. Главный мотив музыкального произведения. Т. с вариациями.

    | прил. тематический, -ая, -ое (к 1 знач.). Тематическая линия романа.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Предмет повествования, изображения, исследования.

    Сочинение на заданную тему. Тема доклада. Опера на современную тему.

    В мире все темы прекрасны, Музу смелее зови. Н. Некрасов, Подражание Шиллеру.

    Картины Алексея Пахомова подкупали смелостью замысла, оригинальной трактовкой темы. Арамилев, На острове Лебяжьем.

    ||

    Предмет разговора, беседы.

    Пили чай со сливками, с сухарями и, легко переходя с темы на тему, говорили о книгах, театре, общих знакомых. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

    Рассказы о подвигах многоопытных разведчиков были главной темой долгих ночных разговоров. Казакевич, Звезда.

    2. муз.

    Основной мотив какого-л. музыкального произведения или его части, обычно служащий предметом дальнейшего развития.

    Тема с вариациями.

    Главная тема «Исламея» была записана Балакиревым на Кавказе. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни.

    [греч. θέμα]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    предложенье, предмет обсужденья, разработки; задача; основная мысль

    Ср. "Не будем говорить на эту тему, — мы ведь говорим о матери. Да и вообще бросим-ка пока все темы. Au revoir".

    А.А. Соколов. Тайна. 20.

    Ср. Он... частными письмами... развивал свою тему со всеми вариациями.

    Маркевич. Из прожитых дней. 3.

    Ср. θέμα (τίθημι, кладу, полагаю, ставлю) — предложенье.

    См. адультер (адюльтер).

    См. вариация.

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    ТЕ́МА, темы, жен. (греч. thema).

    1. Предмет какого-нибудь рассуждения или изложения. Сочинение на тему о наполеоновских войнах. Избрать темой рассказа колхозную жизнь. «Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице.» Лесков.

    || Предмет, сюжет беседы, разговора. «Обиходные темы сокращали наш мирный досуг.» Некрасов. «Туфта потерял нить и перешел к другой теме.» Н.Островский.

    2. Музыкальное предложение, представляющее собой развитой мотив и являющееся основой для разработки (муз.). Главная тема, побочные темы увертюры. Тема с вариациями. Мрачная тема анданте. Бравурная тема аллегро. Увертюра к опере "Фауст" построена на теме арии Валентина.

    3. Производная глагольная основа, образующаяся прибавлением гласного звука (обычно "о" или "е") к корню (линг.).

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    То, что составляет основное содержание произведения, лежит в основе научного исследования, доклада, является предметом разговора и т.п.

    II

    ж.

    Мелодически завершенное музыкальное построение, являющееся основным мотивом музыкального произведения или его части и служащее предметом дальнейшего развития; главный мотив музыкального произведения.

    III

    ж.

    Форма, принимаемая в основу склонения или спряжения (в лингвистике).

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    те́ма стар. фе́ма, 1665 г.; см. Огиенко, РФВ 66, 368. Через нем. Тhеmа или лат. thema из греч. θέμα "установленное, положение"; см. Смирнов 288. Форма на -ф- непосредственно из греч.

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    I жен. subject, theme;
    (разговора, статьи тж.) topic;
    theme муз. перейти к другой теме ≈ to change the subject сочинение на тему Наполеоновских войн ≈ a work on the subject of the Napoleonic Wars тема с вариациями ≈ theme and variations муз. отклониться от темы ≈ to wander/deviate from the subject;
    to digress II жен.;
    линг. theme, foundationтем|а - ж.
    1. subject, theme;
    (разговора) topic;
    ~ доклада subject of a report;
    на ~ы дня on topical subjects;
    это его излюбленная ~ it is a favourite topic of his;
    запретная ~ taboo subject;
    он буквально заклинен на этой ~е разг. that`s all he can talk about;
    сквозная ~ thread (= continuous link of theme);

    2. муз. theme;
    ~ с вариациями theme with variations.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Русско-английский словарь математических терминов

    f.theme, subject, topic

  23. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    тема ж Thema n 1, pl -men; Gegenstand m 1a* (предмет) отклоняться от темы vom Thema ( vom Gegenstand] abkommen* vi (s)

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Thema n, pl -men; Gegenstand m (умл.)(предмет)

    отклоняться от темы — vom Thema ( vom Gegenstand ) abkommen(непр.) vi (s)

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    (сочинения, разговора) sujet m; муз. thème m

    тема рассказа — sujet d'un récit

    тема с вариациями — thème et variations

    отклониться от темы — s'écarter du sujet

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    tema m (тж. муз.); asunto m

    отклони́ться от те́мы — salirse (apartarse, desviarse) del tema

    предложи́ть те́му для разгово́ра — proponer un tema para la conversación

    переходи́ть с те́мы на те́му разг. — saltar de un tema al otro

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)soggetto m, argomento m, tema m

    отклониться от темы — uscire di tema; divagare dal tema; uscire dal seminato

    перейдем к теме — veniamo / passiamo all'argomento; scantonare vi(a)

    переменить тему разговора — cambiare discorso / argomento, girare il discorso; cambiare disco фам.

    переходить с темы на тему — saltare da un argomento all'altro

    2)муз. tema m, motivo m

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Литературная энциклопедия

    те́ма

    (греч. thema – то, что положено <в основу>), в литературоведении – содержание произведения в наиболее общем виде или содержание какого-либо фрагмента произведения. В литературе античности, Средних веков, Возрождения и классицизма тема сочинения была жёстко связана с его жанром. Так, о подвигах царей и полководцев повествовалось в эпических поэмах; их деяния восхвалялись в торжественных одах; конфликт человека и судьбы или борьба долга и страсти изображались в трагедиях, а человеческие пороки изобличались в комедиях. В эпоху романтизма чёткая соотнесённость жанра и темы была разрушена, она сохранилась лишь в некоторых жанрах. Например, идиллия – небольшое стихотворное произведение о простых радостях сельской жизни, а элегия – лирическое стихотворение грустного содержания об ушедшей молодости и обманувших надеждах. Различные литературные направления и течения (см. Направление и течение литературное) оказывают предпочтение разным темам. В классицизме это героические темы, темы служения государству, в романтизме – любовная тема, темы одиночества, смерти и др., в символизме – религиозно-мистические темы.

  35. Источник: Литературная энциклопедия



  36. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    科目, 题材

  37. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  38. Философская энциклопедия

    ТЕМА

    ТЕМА (в философии и истории науки) — термин, введенный Дж. Холтоном в качестве ключевого понятия тематического анализа. Термин “тема” используется Холтоном в трех различных аспектах: тематических понятиях, гипотезах и методологиях. Холтон не дает развернутого и достаточно концептуального разъяснения понятия темы, и большинство из тем он определяет индуктивно — через перечисление оппозиций (дублетов), таких, как эволюция и регресс, редукционизм и холизм, атомизм и концептуализм. Темы представляют собой неявные, т. е. скрытые, предпосылки или, точнее, эвристические правила, определяющие постановку вопроса, программу исследований, способ решения фундаментальных проблем, основу индивидуальных предпочтений, отдаваемых ученым той или иной гипотезе, проблеме и т. д. Сильное влияние, оказываемое определенными темами на ученого, позволяет объяснить приверженность ученого к определенной точке зрения, которая может в значительной мере расходиться с общепринятыми учениями и эмпирическими данными. Тематические компоненты, используемые в науке, в значительной степени являются имплицитными. Их присутствие наиболее заметно лишь в периоды созревания науки, когда еще не выработана сложная иерархическая структура из гипотез, ведущих от фактов к предельным тематическим обобщениям. Холтон отмечает, что его отношение к проблеме идентификации тематических элементов в чем-то аналогично подходам фольклориста или антрополога, выявляющих в эпических преданиях глубинные тематические структуры и повторы. В целом тематические структуры мышления практически не изменяются во времени и пространстве, а всего их можно насчитать, как полагает Ходтон, не более сотни. Появление же новой темы — событие крайне редкое. Большая часть тем уходит своими корнями в глубокую древность и постоянно воспроизводится в периоды эволюционных и революционных изменений в науке. Так, современная космогоническая теория имеет, согласно Холтону, свою порождающую модель в космологических представлениях милетцев. Проблему происхождения новых тем Холтон не считает существенной для историка науки, а поиск их истоков может завести в малоисследованную область когнитивной психологии.

    В. С. Черняк

  39. Источник: Философская энциклопедия



  40. Энциклопедический словарь

    ТЕ́МА -ы; ж. [греч. thema - то, что положено в основу]

    1. Предмет повествования, изображения, исследования. Неисчерпаемая, основная т. Историческая, бытовая т. Вечная, актуальная т. Т. доклада, диссертации. Т. романа, стихотворения. Т. для монографии. Выбор, формулировка темы. Развитие, раскрытие темы. Совокупность тем. Подход к теме. Роман, сочинение на заданную тему. Трактовать, излагать тему. Быть темой рассказа. Деревенская т.; т. деревни (посвящённая проблемам деревни). // Предмет разговора, беседы. Т. собрания, дискуссии. Спор на тему о молодёжи. Предложить тему для разговора. Касаться, избегать темы любви. Вернуться к начатой теме. Уклониться от предложенной темы. Переходить, перескакивать с темы на тему (разг.).

    2. Муз. Основной мотив какого-л. музыкального произведения или его части, обычно служащий предметом дальнейшего развития. Основная т. арии. Звуки темы. Т. с вариациями.

    Темати́ческий (см.).

    * * *

    те́ма

    [от греч. théma, буквально — то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д.2) В искусстве — объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем или художником и скреплённых воедино авторским замыслом.3) В музыке — относительно завершённое построение, составляющее основу произведения или его разделов. В крупных музыкальных произведениях могут быть 2—3 и более тем.4) В лингвистике — см. Актуальное членение предложения.

    * * *

    ТЕМА

    ТЕ́МА [от греч. thema, букв. — то, что положено (в основу)],

    1) предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д.

    2) В искусстве — объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем, художником или композитором и скрепленных воедино авторским замыслом.

    3) В музыке — построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов. В крупных музыкальных произведениях могут быть 2—3 и более тем.

    4) В лингвистике — см. Актуальное членение предложения(см. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ).

  41. Источник: Энциклопедический словарь



  42. Энциклопедический словарь

    ТЕ́МА -ы; ж. [греч. thema - то, что положено в основу]

    1. Предмет повествования, изображения, исследования. Неисчерпаемая, основная т. Историческая, бытовая т. Вечная, актуальная т. Т. доклада, диссертации. Т. романа, стихотворения. Т. для монографии. Выбор, формулировка темы. Развитие, раскрытие темы. Совокупность тем. Подход к теме. Роман, сочинение на заданную тему. Трактовать, излагать тему. Быть темой рассказа. Деревенская т.; т. деревни (посвящённая проблемам деревни). // Предмет разговора, беседы. Т. собрания, дискуссии. Спор на тему о молодёжи. Предложить тему для разговора. Касаться, избегать темы любви. Вернуться к начатой теме. Уклониться от предложенной темы. Переходить, перескакивать с темы на тему (разг.).

    2. Муз. Основной мотив какого-л. музыкального произведения или его части, обычно служащий предметом дальнейшего развития. Основная т. арии. Звуки темы. Т. с вариациями.

    Темати́ческий (см.).

    * * *

    Те́ма

    (Tema), город в Гане, к востоку от Аккры, порт в Гвинейском заливе. 110 тыс. жителей (1988). Нефтеперерабатывающие, алюминиевые, химические, цементные, текстильные, пищевые предприятия. Рыболовство.

    * * *

    ТЕМА

    ТЕ́МА [от греч. thema, букв. — то, что положено (в основу)],

    1) предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д.

    2) В искусстве — объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем, художником или композитором и скрепленных воедино авторским замыслом.

    3) В музыке — построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов. В крупных музыкальных произведениях могут быть 2—3 и более тем.

    4) В лингвистике — см. Актуальное членение предложения(см. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ).

  43. Источник: Энциклопедический словарь



  44. Музыкальная энциклопедия

    (от греч. tema, букв. - то, что положено в основу) - муз. построение, служащее основой муз. произв. или его части. Ведущее положение Т. в произв. утверждается благодаря значительности муз. образа, способности к развитию составляющих Т. мотивов, а также благодаря повторениям (точным или варьированным). Т. - основа муз. развития, стержень становления формы муз. произв. В ряде случаев Т. не подвергается развитию (эпизодич. Т.; темы, представляющие собой целое произв.).

    Соотношение тематич. и нетематич. материала в произв. может быть различным: от значит. количества тематически нейтральных построений (напр., эпизодич. мотивы в разработочных разделах) до полного подчинения Т. всех элементов целого. Произв. может быть однотемным и многотемным, причём Т. вступают между собой в разнообразные отношения: от очень близкого родства до яркого конфликта. Весь комплекс тематич. явлений в сочинении образует его тематизм.

    Характер и строение Т. находятся в тесной зависимости от жанра и формы произв. в целом (или его части, основой к-рой служит данная Т.). Существенно отличаются, напр., законы построения Т. фуги, Т. гл. партии сонатного allegro, T. медленной части сонатно-симф. цикла и т. д. Т. гомофонно-гармонич. склада излагается в форме периода, а также в виде предложения, в простой 2- или 3-частной форме. В нек-рых случаях Т. не имеет определ. замкнутой формы.

    Понятие "Т." претерпевало значит. изменения в ходе историч. развития. Термин впервые встречается в 16 в., заимствован из риторики и в это время часто совпадал по смыслу с др. понятиями: cantus firmus, soggetto, tenor и др. X. Глареан ("Dodecachordon", 1547) называет Т. осн. голос (tenor) или голос, к-рому поручается ведущая мелодия (cantus firmus), Дж. Царлино ("Istitutioni harmoniche", III, 1558) называет T., или passagio, мелодич. линию, в к-рой в изменённом виде проводится cantus firmus (в отличие от soggetto - голоса, проводящего cantus firmus без изменений). Др. теоретики 16 в. закрепляют это различие, применяя также термин inventio наряду с термином tema и subjectum наряду с soggetto. В 17 в. различие между указанными понятиями стирается, они становятся синонимами; так, subject как синоним Т. сохранился в зап.-европ. музыковедч. лит-ре вплоть до 20 в. Во 2-й пол. 17 - 1-й пол. 18 вв. термином "Т." обозначали прежде всего главную муз. мысль фуги. Выдвинутые в теории музыки классич. принципы построения Т. фуги основаны гл. обр. на анализе темообразования в фугах И. С. Баха. Полифонич. Т. обычно одноголосна, она непосредственно вливается в последующее музыкальное развитие.

    Во 2-й пол. 18 в. сформировавшееся в творчестве венских классиков и др. композиторов этого времени гомофонное мышление изменяет характер Т. В их произв. Т. - целый мелодико-гармонич. комплекс; появляется чёткое разграничение между Т. и развитием (Г. Кох ввёл понятие "тематическая работа" - в кн. "Musikalisches Lexikon", TI 2, Fr./M., 1802). Понятие "Т." применяется практически ко всем гомофонным формам. Гомофонная Т., в отличие от полифонической, имеет более определ. границы и чёткое внутр. членение, часто бульшую протяжённость и законченность. Такая Т. - обособленная в той или иной степени часть муз. произв., к-рая "заключает в себе его главный характер" (Г. Кох), что отражено в немецком термине Hauptsatz, употреблявшемся со 2-й пол. 18 в. наряду с термином "Т." (Hauptsatz означает также Т. гл. партии в сонатном allegro).

    Композиторы-романтики 19 в., опираясь в целом на законы построения и использования Т., выработанные в творчестве венских классиков, существенно расширили рамки тематизма. Более важную и самостоят. роль стали играть мотивы, составляющие Т. (напр., в соч. Ф. Листа, Р. Вагнера). Усилилось стремление к тематич. единству всего произв., вызвавшее появление монотематизма (см. также Лейтмотив). Индивидуализация тематизма проявилась в повышении значения фактурно-ритмич. и тембровых характеристик.

    В 20 в. использование нек-рых закономерностей тематизма 19 в. соединяется с новыми явлениями: обращением к элементам полифонич. тематизма (Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, П. Хиндемит, А. Онеггер и др.), сжатием Т. до кратчайших мотивных построений - иногда двух- или трёхзвуковых (И. Ф. Стравинский, К. Орф, последние произв. Д. Д. Шостаковича). Вместе с тем значение интонац. тематизма в творчестве ряда композиторов падает. Появляются такие принципы формообразования, по отношению к к-рым применение прежнего понятия Т. стало не вполне обоснованным.

    В ряде случаев предельная интенсивность развития делает невозможным использование оформленной, чётко выделенной Т. (т. н. атематическая музыка): изложение исходного материала совмещается с его развитием. Однако сохраняются элементы, играющие роль основы развития и близкие по функции к Т. Это те или иные интервалы, скрепляющие всю муз. ткань (Б. Барток, В. Лютославский), серия и общий тип мотивных элементов (напр., в додекафонии), фактурно-ритмич., тембровые характеристики (К. Пендерецкий, В. Лютославский, Д. Лигети). Для анализа подобных явлений ряд теоретиков музыки использует понятие "рассредоточенный тематизм".

    Литература: Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960; Мазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, (ч. 1), Элементы музыки и методика анализа малых форм, М., 1967; Способин И., Музыкальная форма, М., 1967; Ручьевская Е., Функция музыкальной темы, Л., 1977; Бобровский В., Функциональные основы музыкальной формы, М., 1978; Валькова В., К вопросу о понятии "музыкальная тема", в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып. 3, М., 1978; Riemann H., GroЯe Kompositionslehre, Bd 1, В.-Stuttg., 1902; Ha1m A., Zur Phдnomenologie der Thematik, в его кн.: Von Grenzen und Lдndern der Musik, Mьnch,, 1916; Кurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Bachs melodische Polyphonie, Bern, 1917, 1956 (рус. пер. - Курт Э., Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха, М., 1931); Вahle T., Eingebung und Tat im musikalischen Schaffen, Lpz., 1939; Reti R., The thematic process in music, N. Y., 1951; Form in der Neuen Musik, Mainz, 1966, S. 9-21; Dibe1ius TJ., Moderne Musik, 1945-1965, Mьnch., 1966.В. Б. Валькова.

  45. Источник: Музыкальная энциклопедия



  46. Музыкальный словарь

    Что означает это слово, без сомнения, знают все. Каждый день в школе вы слышите: «Тема сегодняшнего урока...», «К следующему разу повторите темы...», «Тема сочинения, которое вы будете писать...» А в музыке термин «тема» приобретает иное значение. Там вы можете услышать: «Тема вражды...», «Главная тема первой части...», «Основная тема финала...», «Тема Снегурочки...». Какой же смысл вкладывается в этот музыкальный термин? Тема в музыке -- это как бы герой музыкального произведения, его действующее лицо. С точки зрения музыкальной «технологии» это построение, способное явиться основанием для разработки. Поэтому композиторы стремятся сочинять темы, яркие по характеру, выразительные, запоминающиеся. Есть такие формы музыкальных произведений, в которых используется всего одна тема. Так бывает, например, в фуге (если это обычная, а не двойная или тройная фуга -- в тех, соответственно, две и три темы), в вариациях. Чаще их несколько. Например, в первой части сонаты или симфонии есть главная и побочная партии, в каждой из которой действует самостоятельная тема, а иногда и не одна (об этом можно прочесть в рассказе о сонате). В следующих частях симфонии тоже по нескольку тем -- по две или три, а в финале может быть гораздо больше. Темы могут быть протяженными, развернутыми, могут быть и краткими, лаконичными. Но во всяком случае тема должна быть относительно законченным построением. Иногда понятие темы совпадает с понятием лейтмотива. Именно в этом смысле говорится обычно: «Тема любви...», «Тема борьбы за счастье», «Тема кольца нибелунга» (о лейтмотивах вы, наверное, уже читали на предшествующих страницах).

  47. Источник: Музыкальный словарь



  48. Энциклопедия кино

    «ТЕМА», СССР, Мосфильм, 1979, цв., 99 мин.

    Психологическая драма.

    «Тема», заявленная в предыдущей картине режиссера Глеба Панфилова «Прошу слова», нашла в этом фильме непосредственное продолжение. Панфилов подвергает глубокому исследованию советское общество. Его занимает проблема Власти, ключевая для всякого социума. Однако для Советского Союза, где легитимность официальной власти всегда подвергалась негласному сомнению, эта проблема являлась ключевой. Панфилов — единственный из отечественных режиссеров — занимается ею сознательно и целенаправленно. Все его творчество посвящено исключительно этому.

    Картина «Прошу слова» исследовала феномен государственной власти и соотносимого с ней «простого советского человека». «Тема» рассматривает власть духовную. В центре — несколько дней из жизни процветающего столичного драматурга Кима Есенина. Первоначально эта роль предназначалась Алексею Баталову, идеальному герою-шестидесятнику. Баталов должен был привнести в фильм семейный альбом, где он, юный и красивый, запечатлен рядом с корифеями МХАТа, с Анной Ахматовой и т. п. «Здесь открывались поразительные возможности!» — скорбит Панфилов десятилетие спустя. Отказ Баталова, не пожелавшего разрушать имидж положительного героя, обескровил грандиозный замысел. Таким образом не состоялся один из самых мощных и концептуальных проектов в истории отечественного, а, пожалуй, и мирового кино!

    Михаил Ульянов, заменивший Баталова в последний момент, привнес громадную внутреннюю силу, однако, не сумел органично вписаться в гениально выстроенный контекст сценария. История получилась одномерной, временами — сатирической. Что, безусловно, противопоказано панфиловской органике и беспримерному социальному чутью.

    Итак, Ким Есенин, изолгавшийся приспособленец, приезжает в провинциальный город Суздаль — набраться творческих сил, покутить с молоденькой подружкой и старым товарищем. Здесь Ким встречает филолога Александру (Инна Чурикова), становится нечаянным свидетелем ее непростых отношений с непризнанным на родине писателем-диссидентом, отъезжающим в Израиль (Станислав Любшин).

    Есенин будто бы стыдится своего приспособленчества и уезжает в Москву, нервный и озадаченный. По другой сценарной версии он вешался в шкафу, по третьей — уезжал с подружкой в Крым и покупал «Мерседес».

    «Тему» следует считать едва ли не самым грандиозным провалом в истории советского кино, если соизмерять конечный продукт с высотой и глубиной первоначального замысла. Ничего не получилось, все разваливается на кусочки. Изобразительный изыск Панфилова, исповедующего продолжительные средние и общие планы, пропадает и воспринимается как необусловленный маньеризм. Но на вершинах духа — законы другого порядка, и счет предъявляется иной. Посему и на этот раз можно считать Глеба Панфилова победителем.

    В фильме использованы стихи и дневниковые записи крестьянского поэта А. Е. Балденкова из села Палех.

    В ролях: Михаил Ульянов (см. УЛЬЯНОВ Михаил Александрович), Инна Чурикова (см. ЧУРИКОВА Инна Михайловна), Станислав Любшин (см. ЛЮБШИН Станислав Андреевич), Евгений Весник (см. ВЕСНИК Евгений Яковлевич), Евгения Нечаева, Наталья Селезнева (см. СЕЛЕЗНЕВА Наталья Игоревна), Сергей Никоненко (см. НИКОНЕНКО Сергей Петрович), В. Асессорова, Галина Ильина, К. Лазарев, Н. Матвеева, З. Петрова, П. Рощина, С. Титов, Д. Ухина, В. Федулов.

    Режиссер: Глеб Панфилов (см. ПАНФИЛОВ Глеб Анатольевич).

    Авторы сценария: Глеб Панфилов (см. ПАНФИЛОВ Глеб Анатольевич), Александр Червинский (см. ЧЕРВИНСКИЙ Александр).

    Оператор: Леонид Калашников (см. КАЛАШНИКОВ Леонид Иванович).

    Художник-постановщик: Марксэн Гаухман-Свердлов (см. ГАУХМАН-СВЕРДЛОВ Марксэн Яковлевич).

    Композитор: Вадим Биберган (см. БИБЕРГАН Вадим).

    Текст песен: Анатолий Панфилов.

    Исполнение песен: Анатолий Панфилов.

    Звукорежиссеры: Евгения Индлина (см. ИНДЛИНА Евгения), Евгений Базанов (см. БАЗАНОВ Евгений Николаевич).

    Монтаж: Полина Скачкова.

    «Золотой медведь», приз ФИПРЕССИ, приз СИДАЛК МКФ в Западном Берлине-87.

  49. Источник: Энциклопедия кино



  50. Энциклопедия социологии

    (от греч. thema - вопрос для обсуждения) - англ. subject/theme; нем. Thema. 1. Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д. 2. В научной работе - часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов, к-рые предстоит решить на основе специальных исследований.3. В литературе - основная филос., соц., этническая или иная идеологическая проблема эпического и драматического произведения, реализованная посредством изображения и идейной интерпретации определенных жизненных событий и явлений. Т. конкретизируется в сюжете. 4. В музыке - музыкальное построение, выражающее основной замысел всего произведения или его части.

  51. Источник: Энциклопедия социологии



  52. Толковый словарь по социологии

    (от греч. thema - вопрос для обсуждения) - англ. subject/theme; нем. Thema. 1. Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д. 2. В научной работе - часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов, к-рые предстоит решить на основе специальных исследований.3. В литературе - основная филос., соц., этническая или иная идеологическая проблема эпического и драматического произведения, реализованная посредством изображения и идейной интерпретации определенных жизненных событий и явлений. Т. конкретизируется в сюжете. 4. В музыке - музыкальное построение, выражающее основной замысел всего произведения или его части.

  53. Источник: Толковый словарь по социологии



  54. Словарь лингвистических терминов

  55. Источник:



  56. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  57. Источник:



  58. Тезаурус русской деловой лексики

  59. Источник:



  60. Толковый словарь Даля

  61. Источник: