Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Волос.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Волос, древнеславянское языческое божество, считавшееся покровителем скота («скотий бог».) Культ В. был известен в 10 в. в Киеве, Новгороде, позже — в Ростовской земле. В чешских памятниках 15—16 вв. упоминается в ином значении — в смысле нечистой силы. После принятия христианства официальный культ В. был уничтожен, но в крестьянском быту роль покровителя скота была перенесена на св. Власия, день празднования которого совпадал с временем зимнего отёла (начало февраля), а также из-за сходства имён.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Даля

    муж., ряз. (велец. велеть? великий?) укорно, повелитель, распорядитель, указчик. Велибный? курск. высокий и сухопарый. Велебный, чествуют епископов в зап. ·губ.>

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ВЕЛЕС (Волос) - "скотий бог" в славяно-русской мифологии, покровитель домашних животных и бог богатства.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    ВЕЛЕС (Волос), в славяно-русской мифологии "скотий бог", покровитель домашних животных и богатства.

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    только др.-русск. Велесъ – языческий бог (СПИ). Это название пытались связать с болг. местн. н. Велес (в Македонии), ср.-греч. αελεσσός, αελεσσά, алб. Vëlës (Дринов, AfslPh 2, 170) и доказать значительную древность этого божества, но все это нельзя признать достоверным. Наряду с этим богом в древней Руси почитался бог Волосъ, которого пытались отождествить с Велесом, но история языка не дает для этого оснований, вопреки Ягичу (AfslPh 37, 502). Нидерле (RES 3, 117) и Погодин (ЖСт. 18, вып. 1, 105 и сл.) правильно отделяют оба названия друг от друга, но Погодин неверно считает Велесъ балт. словом. В морфологическом отношении это название напоминает образования типа bělesъ от bělъ русск. бе́лый. В таком случае оно было бы родственно ст.-слав. велии "большой"; см. вели́кий (ср. Крек у Ляпунова, AfslPh 9, 316). Менее очевидно сближение с велетъ "исполин" (Брюкнер, KZ 43, 313) или с лит. vė̃lės "души умерших" (Брюкнер, KZ 50, 180 и сл.; AfslPh 40, 10 и сл.). Абсолютно неприемлемо объяс- нение Нидерле (там же): Велесъ = "черт" (ср. чеш. veles – то же), происшедшее из αῆλος "Ваал". Невероятно также предположение Махека (RES 23, 62 и сл.) о праслав. *Velsъ (в таком случае было бы понятно только русск. Волосъ, но не Велесъ), которое возникло через метатезу из *Selvъ и якобы связано с др.-инд. C̨arvas, авест. saurva-. Чеш. слово он объясняет как заимств. из русск. Наконец, неудовлетворительно сравнение Потебни (СПИ), который сравнивает Велесъ с греч. ἄρσην "мужской", лат. verrēs, др.-инд. várṣati "идет дождь", vr̥ṣan- "оплодотворяющий".

    • [См. еще Топоров, КСИС, 30, 1961, стр. 29 – 32. – Т.]

  11. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  12. Энциклопедический словарь

    ВЕЛЕ́С -а; м. [с прописной буквы] У древних славян-язычников: божество - покровитель домашнего скота и бог богатства. Вероятно, Велес считался также и покровителем искусства, т.к. в "Слове о полку Игореве" Боян назван Велесовым внуком. После принятия христианства покровителем скота в народных поверьях стал святой Власий.

    * * *

    Веле́с

    (Волос), «скотий бог» в славяно-русской мифологии, покровитель домашних животных и бог богатства.

    * * *

    ВЕЛЕС

    ВЕ́ЛЕС (Волос), «скотий бог» в славяно-русской мифологии, покровитель домашних животных и бог богатства. Культ Велеса (Власия) был распространен по всему русскому Северу, где были найдены его каменные идолы. В «Слове о полку Игореве» Велесовым внуком назван Боян. Как языческий бог воспринимался позднее как «лютый зверь», «черт», диалектные названия волосатик, волосень. После принятия христианства часть функций Велеса как покровителя скота перешла к святому Власию.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    Волос, - др.-слав. языч. божество, считавшееся покровителем скота ("скотий бог"). Культ В. известен в 10 в. в Киеве, Новгороде, позже - в Ростовской земле. В источниках мало сведений о В. Предполагается, что В. - бог племени новгородских словен (Н. P. Лавров), бог богатства и торговли (В. О. Ключевский), покровитель пастухов и поэтов (Д. С. Лихачев). Основываясь на упоминании В. в чеш. памятниках 15-16 вв. Л. Нидерле считал его общеслав. божеством. После принятия христиан- ства офиц. культ В. был уничтожен, но в крест. быту роль покровителя скота была перенесена на св. Власия в связи с совпадением времени празднования его дня с временем зимнего отела скота (начало февраля) и сходством имен. Ряд исследователей вслед за А. Н. Веселовским считает культ В. отражением культа визант. св. Власия (ум. 316).

    Лит.: Лавров Н. P., Религия и церковь, в кн.: История культуры Др. Руси, т. 2, М.-Л., 1951; Нидерле Л., Слав. древности, М., 1956, с. 179-280.

    Я. Н. Щапов. Москва.

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник:



  18. Толковый словарь Даля

  19. Источник: