«Секуляризация»

Секуляризация в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Секуляризация»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    в средние века лат. слово "Saeculum" (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis — мирской, светский и т. п. Словом С. каноническое право стало обозначать переход лица или вещи из духовного состояния или владения в светское, если только лишение духовного сана не было наказанием (деградацией). С. вещи состояла в уграте ею всех свойств церковного имущества и переходе в светские руки. По катоническому праву такая С. могла совершаться только с согласия церковных властей; но на самом деле наиболее важные случаи С. именно те, при которых она производилась вопреки воле церкви (часто бывали и случаи вынужденного согласия, когда церкви и монастыри уступали сильным соседям отдельные угодья, десятину и другие доходы). Наиболее широкие размеры принимала С. в тех случаях, когда ее производили государи. В VIII в. на Западе большое количество духовных земель было отобрано и роздано светским лицам Карлом Мартеллом (см.), так что по этому вопросу понадобилось особое законодательство (см. соотв. статью). В данном случае С. была вызвана потребностью государства в землях, которые оно могло бы раздавать за службу. Другой подобный случай был при имп. Генрихе II. В конце средних веков против церковного и монастырского землевладения стала раздаваться проповедь лучших представителей самого духовенства (напр., Гуса), которые в богатствах клира и монастырей видели главную причину порчи церкви. В эту эпоху церковное землевладение достигло наибольших размеров; в Англии, напр., около половины всей земли принадлежала епископам, капитулам и монастырям (одним монастырям — около трети всей почвы). В Германии, кроме того, была масса духовных княжеств, напр., владения духовных курфюрстов (см.) или арх. зальцбургского, бременского и т. д. Религиозная реформация сопровождалась С. в очень широких размерах. Первый пример подали еще в XV в. гуситы (см.), но главным образом С. совершилась в XVI в. Государи, принимавшие протестантизм, обыкновенно секуляризировали церковную и монастырскую собственность, причем, в большинстве случаев, делились ею с дворянством (см.). Ранее всего в эту эпоху С. была совершена в Германии. К секуляризации стремились рыцари, восставшие вскоре после начала проповеди Лютера (см.). По совету последнего, князья, принявшие реформу, отобрали в казну все церковные земли, для содержания нового духовенства, школ, благотворительных учреждений; но в большинстве случаев князья пользовались доходами с С. имений для других целей или раздавали их своим приближенным. С. подвергались и духовные владения. Первым духовным князем, сложившим с себя свой сан и превратившим свое владение в светское герцогство, был в 1525 г. гросмейстер тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский (см. Секуляризация Пруссии). В эпоху аугсбургского религиозного мира было постановлено (reservatum ecclesiasticum), чтобы духовные лица, принимающие протестантизм, не имели права на С. своих земель. Впрочем, это правило плохо соблюдалось, и из-за его нарушения происходили постоянные распри между католиками и протестантами (см. Тридцатилетняя война). По вестфальскому миру 1648 г. в Германии подверглись С. некоторые епископства (Магдебург, Гальберштадт, Бремен, Минден и др). В том же XVI веке С. была произведена и в других государствах, как-то в Швейцарии, Дании, Швеции, Англии, Шотландии и т. п. Даже в Польше, где удержался католицизм, протестантская шляхта овладевала участками земли, приписанными к приходским церквям, и церковной десятиной. В Англии С. распространилась только на монастырскую собственность, епископы, капитулы и деканы, наоборот, получили даже прибавку к своим прежним землям. Генрих VIII, начавший реформацио в Англии, роздал много отобранных у монастырей земель своим любимцам, приближенным и другим лицам. Когда дочь его Мария задумала возвратить церкви конфискованные земли, то новые владельцы объявили, что у них есть мечи для защиты своих прав (в Шотландии всеми духовными имениями завладело дворянство). При Эдуарде VI и Елизавете завершилась раздача дворянству секуляризованных земель. В эпоху первой английской революции, когда в Англии отменена была временно епископальная церковь, предпринята была С. и той церковной собственности, которая не была тронута реформацией. Церковные имения решено было распродать, но раскупалась они плохо, потому что не было доверия к прочности владения. Реставрация 1660 г. возвратила церкви ее прежнее положение в государстве и ее имения. Католическая реакция положила предел процессу С., но он возобновился в XVIII в. Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII века был неблагоприятен духовному землевладению (см.). Уничтожение ордена иезуитов сопровождалось конфискацией всех его имуществ (см.). Иосиф II в Австрии упразднил множества монастырей, обратив их имущества на государственные нужды. Новый период С. в. католических странах начался с французской революцией. Учредительное собрание в. 1789 г. объявило церковные земли собственностью нации и решило их продать для уплаты государственных долгов. Эту меру рекомендовали еще некоторые писатели XVIII в., "для блага и пользы государства" (см. Национальные имущества). Где во время революции утверждалась власть французов или под их влиянием происходили политические перевороты, там обыкновенно совершалась и С. То же продолжалось и при Наполеоне I. В начале XIX в. в Германии были секуляризованы все духовные княжества, которых оставалось еще очень много. С. 1803 г. была средством вознаграждения немецких князей, потерявших владения на. левом берегу Рейна (см. Люневильский мир 1801 г. и Наполеон). В силу этой С. перестали существовать, как политические единицы, 23 епископства и аббатства (Бриксен, Триент, Зальцбург, Эйхштэтт, Вюрцбург, Бамберг, Фрейзинг, Аутсбург, Пассау, Гильдесгейм, Падерборн, Оснабрюк, Любек, Фульда, Корвей, Констанц, Шпейер, Базель, Страсбург, Майнц, Вормс, Трир и Кельн) и множество меньших имений катол. церкви (см. Kleinschmidt, "Die S. von 1803", Б., 1878). В более близкое к нам время С. совершена в Испании и Италии. В известном смысле С. представляет собой и превращение в светское владение бывшей Церковной области. В эпоху франц. революции Рим был объявлен республикой, при Наполеоне I присоединен к французской империи; во время революции 1848 г. он опять на время сделался республикой. Последняя С. Папской области совершилась в два приема — в 1860 г. (Романья) и в 1870 г., когда окончательно пала светская власть папы. С. реформационной и революционной эпох влекла за собой важные политические и экономические следствия. В XVI в. она временно усилила власть правительств, дав им большие материальные средства, и в то же время создала из новых владельцев, получавших или покупавших бывшие духовные земли, класс ревностных защитников новых церковных или государственных порядков. В эпоху реформации приобретателями секуляризованных земель были преимущественно дворяне, в эпоху революции — отчасти буржуазия, отчасти крестьяне. Нередко при этом изменялся сам характер собственности, вследствие дробления крупных поместий на мелкие участки. С другой стороны, новые владельцы меняли в своих землях систему хозяйства. В Англии, напр., в XVI в., новые владельцы стали изменять способы пользования землей крестьянами к невыгоде последних (между прочим — заменяли пашню лугом), что вызвало ряд народных волнений. Важное экономическое значение С. оценено наукой лишь в сравнительно недавнее время, да и до сих пор история С. остается мало исследованной. Литературу — см. Церковное землевладение. — В современной исторической науке термин С. получил и другое значение. Средневековая культура отличалась своим церковным характером, тогда как культура нового времени имеет существенно светский характер. Следя за изменениями, совершившимися в миросозерцании и настроении общества, историки стали говорить о С. философии и науки, литературы и искусства, права и государства и вообще всей жизни. Под этим разумеется освобождение от церковной опеки в умственной и общественной деятельности, обращение в художественном творчестве к светским сюжетам, подчинение жизни требованиям инстинктов человеческой природы, признание законными радостей земного существования и т. п. (в отличие от теократизма, теологического догматизма и аскетизма). Первым культурным движением с таким характером был гуманизм (см.). Религиозная реформация XVI в. и католическая реакция задержали процесс С. культуры, а "просвещение" XVIII в. было как бы новой С. мысли и жизни. Главным врагом С. в этом смысле является клерикализм (см. это слово и Культуркампф). В отдельных случаях С. жизни шла под специальными лозунгами, вроде реабилитации плоти (у сенсимонистов), лаицизации образования (французские школьные законы семидесятых и восьмидесятых гг. и т. п.), но, в сущности, все это лишь отдельные виды С., которая, притом, может иметь весьма различные степени.

    Н. Кареев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (франц. sécularisation, от позднелат. saecularis — мирской, светский)

    1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. В раннем средневековье С. в значительной мере носила характер перераспределения государством земельной собственности, передачи части земель от церковных феодалов светским (главным образом военно-служилому слою). Широкая С. была проведена в 1-й половине 8 в. во Франкском государстве Карлом Мартеллом, раздававшим конфискованные церковные земли в качестве бенефиция (См. Бенефиций) военно-служилой знати. В Византии С. проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими Иконоборчество. В период образования централизованных национальных государств С. являлась одним из способов освобождения королевской власти от церковной опеки и укрепления государственных финансов за счёт доходов духовенства (например, путём конфискации имущества ордена тамплиеров в начале 14 в.). Церковное землевладение, консервировавшее наиболее отсталые феодальные порядки, являлось помехой в развитии капиталистического уклада. Особенно большого размаха С. достигла в 16 в. в связи с Реформацией (См. Реформация). Требование С., выдвигавшееся уже реформаторами 14—15 вв. Дж. Уиклифом, Я. Гусом, а в 16 в. М. Лютероми др., встретило поддержку со стороны части светских феодалов и государей, стремившихся использовать С. в своих интересах. После подавления Крестьянской войны 1524—26 С. провели присоединившиеся к Реформации немецкие князья. Вестфальский мир 1648 санкционировал С., произведённую до 1624. В широком масштабе С. сопровождала распространение цвинглианства и кальвинизма в швейцарских кантонах. В ходе Нидерландской буржуазной революции 16 в. секуляризованные церковные земли переходили главным образом в руки буржуазии. Реформация в Англии также сопровождалась С. монастырских имуществ (1536—39); в результате распродажи секуляризованные королевской властью земли перешли во владение буржуазии и Джентри. С. ускорила процесс экспроприации английских крестьян и способствовала процессу т. н. первоначального накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1973, с. 725—73). С. являлась существенным элементом аграрных преобразований периода Английской буржуазной революции 17 в. (ордонансы 1646 об уничтожении архиепископств и епископств, С. и распродажа их земель). Во 2-й половине 18 в. С. являлась важным элементом политики т. н. просвещённого абсолютизма (например, С., проведённая в Австрии ИосифомII, в Португалии — Помбалом). Сокрушительный удар феодальной собственности церкви во Франции нанесла Великая французская революция: декретом от 2 ноября 1789 церковно-монастырские земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значительной мере попали в руки буржуазии. После Люневильского мира 1801 (См. Люневильский мир 1801) Наполеон Бонапарт разрешил своим союзникам из немецких князей секуляризовать церковные княжества. С. проводилась также в период объединения Италии (в 1855, 1866, ликвидация Папской области в 1870). Во Франции декретами 1901, 1904, 1905 были уничтожены вновь возникшие в 19 в. религиозные ордена и конгрегации, церковное имущество передавалось государству. С. способствовала укреплению капитализма и буржуазного государства, в целом имела прогрессивное значение. С. осуществлялась в разное время и в некоторых государствах Востока и Латинской Америки. Народные массы никакой материальной выгоды от С. не получали. Впервые в интересах народа С. была проведена лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда церковное имущество в России декретом 1917 было объявлено всенародным достоянием. В зарубежных социалистических странах крупное церковное землевладение было ликвидировано в ходе аграрных преобразований после 2-й мировой войны 1939—45 (см. в ст. Монастыри).

    Б. Я. Рамм.

    Секуляризация в России. С образованием Русского централизованного государства (См. Русское централизованное государство) в конце 15 в. правительство Ивана III пыталось ограничить церковное землевладение. Впервые вопрос о С. был поставлен на церковном соборе 1503. Однако, нуждаясь в поддержке церкви для борьбы с феодальной раздробленностью и ересями в России (См. Ереси в России), правительство было вынуждено временно отказаться от С. (см. Нестяжатели, Иосифляне). Добившись внутриполитической стабилизации, правительство во 2-й половине 16—17 вв. сделало новые шаги по ограничению церковного землевладения. В 1551, 1580—84 были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретение земель, и т. д. Соборным уложением 1649 (См. Соборное уложение 1649) правительство запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли и в 1649—52 конфисковало городские слободы и дворы церкви. Однако правительственная политика не была последовательной, поэтому во 2-й половине 17 в. церковное землевладение росло (пожалования, в том числе царей, дары, мена и т. п.). По сравнению с 1653—54 число крестьянских дворов в церковных владениях увеличилось к началу 18 в. примерно на 1/3. Монастырские крестьяне составляли в это время почти 1/5 всех крестьян России.

    Правительство Петра I провело в начале 18 в. временную и частичную С. Все владения монастырей были разделены на «определённые вотчины « (с них доход шёл на содержание монастыря) и «заопределённые», отдававшие доходы государству. С созданием Синода (что закрепило подчинение церкви императору) большинство вотчин было возвращено монастырям, однако часть своих доходов они должны были передавать в казну. Во 2-й четверти 18 в. русская православная церковь добилась некоторого усиления своих экономических и политических позиций. Хищническая эксплуатация крестьян духовенством способствовала их разорению, вызывала не прекращавшиеся волнения: к началу 60-х гг. 18 в. волнениями было охвачено около 100 тыс. человек. Чтобы ослабить борьбу монастырских крестьян, а также пополнить государственную казну, правительство в 1757 приказало создать специальную комиссию по проведению С. и решило передать управление монастырскими и церковными вотчинами офицерам. Сопротивление духовенства на время задержало проведение этой меры. Новые крестьянские волнения привели к тому, что в 1762 правительство Петра III опубликовало подготовленный при Елизавете Петровне указ о проведении С. Возмущение духовенства и борьба придворных группировок за власть заставили Екатерину II на время (до 1764) приостановить проведение С. В 1786 С. была распространена и на территорию Украины. Около 1 млн. душ мужского пола монастырских крестьян России (без Украины и Прибалтики) перешли в казну и стали называться экономическими крестьянами (См. Экономические крестьяне).

    В 1841—43 С. была проведена и в западных губерниях Российской империи. С., направленная на ликвидацию церковно-феодальной собственности, имела прогрессивное значение. Однако в дореволюционной России она проводилась не до конца и не полностью. Лишь в результате Великой Октябрьской социалистической революции С. была завершена окончательно. Декретом о земле 1917 все церковные и монастырские земли, остававшиеся после С. в собственности духовенства (около 3 млн. десятин), конфисковывались. Декретом от 20 января (2 февраля) 1918 церковь отделялась от государства и в её распоряжении оставались лишь здания, предназначенные для отправления богослужения.

    Лит.: Церковь в истории России (IX в. — 1917). Сб. ст., М., 1967.

    С. М. Троицкий.

    2) В Западной Европе — переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, который влечёт за собой освобождение от церковной должности и утрату соответствующих прав.

    3) С. называют также освобождение культуры, индивидуального сознания, науки от церковной опеки, церковного духовного влияния, религиозные мировоззрения.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. секуляриза́ция;
    2. секуляриза́ции;
    3. секуляриза́ции;
    4. секуляриза́ций;
    5. секуляриза́ции;
    6. секуляриза́циям;
    7. секуляриза́цию;
    8. секуляриза́ции;
    9. секуляриза́цией;
    10. секуляриза́циею;
    11. секуляриза́циями;
    12. секуляриза́ции;
    13. секуляриза́циях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен., лат. обращенье церковных и монастырских имуществ в светское владенье;

    | замещенье духовного лица, звания или места светским.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую.

    Секуляризация монастырских земель. Секуляризация церковного имущества.

    2.

    Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому.

    Секуляризация школьного преподавания.

    3.

    Освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

    Секуляризация общественной жизни.

    [От лат. saecularis — светский]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    СЕКУЛЯРИЗА́ЦИЯ, секуляризации, мн. нет, жен. (от лат. secularis - светский) (книжн.).

    1. Изъятие чего-нибудь из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., юр.). Секуляризация школьного преподавания.

    || конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., юр.).

    2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. Секуляризация мысли, литературы.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую.

    2.

    Изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.

    3.

    перен.

    Освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве).

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saecularis - мирской - светский),1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.2) В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви.3) С кон. 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелатинского saecularis - мирской, светский), 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. 2) В Западной Европе - переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви. 3) С конца 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Сексологическая энциклопедия

    перевод из церковного, священного в светское, мирское.

  21. Источник: Сексологическая энциклопедия



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. secularizationsecularization

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    secularización f

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    secolarizzazione

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Энциклопедический словарь экономики и права

    (от позднелат. saecularis - мирской, светский) -1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. С. широко проводилась во время Реформации; 2) в Западной Европе - переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви; 3) с конца XIX в. - обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов.

  29. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  30. Энциклопедия юриста

    (лат. secu-lar, saecularis - мирской, светский)

    1) конфискация государственной собственности, принадлежащей религиозным учреждениям; 2) "обмирщение" - процесс приспособления религии к светскому образу жизни, а также постепенной утраты религиозными институтами своих идейных и социальных позиций и замещения религиозной идеологии светской;

    3) переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви.

    Жуковская Н.Ю.

  31. Источник: Энциклопедия юриста



  32. Философская энциклопедия

    СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

    — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии (от лат. saeculum — срок жизни, характеристика преходящего, временного бытия в противоположность божественному, вечному; начиная с Августина «секулярный» — это мирской, светский). В широком смысле слова С. начинается с разграничения сакрального и профанного, с десакрализации каких-то областей жизни. Действия, явления, вещи становятся профанными, когда в них перестает проявляться святое, и они превращаются в эпизоды повседневной жизни: люди едят, чтобы насытиться, поют и танцуют ради удовольствия — это действия секулярные, т.е. не имеющие магического или религиозного смысла.

    В антич. мире философско-рационалистическая критика сакральных ин-тов и мифологии обосновывала «самостоянье» человека в пределах обычной жизни: ему не следует просить у богов то, чего он может добиться сам. Уже с 11 — 12 в. в Европе судопроизводство, образование, здравоохранение из ведения церкви, духовенства постепенно переходят в руки светских властей. Мощный стимул к разграничению функций гос-ва и церкви дала Реформация (16 в.). Так, в протестантском учении о «мирском призвании» человека его профессиональная деятельность обретает религиозную ценность. Утверждение самодержавия в России также сопровождалось признанием приоритета светской власти: «царство» выше «священства».

    В современном понимании С. — это процесс ослабления воздействия религии и церкви на все сферы жизни общества, на сознание, поведение, быт и стиль жизни людей. Это влечет за собой обмирщение религии, активизацию светских форм деятельности (в политике, финансах и пр.) религиозных организаций. Сегодня все труднее становится проповедовать образ Бога в его традиционном понимании, убеждать аудиторию в необходимости обращаться к нему для разрешения реальных проблем. Язык религии становится все более чуждым не только языку науки, но и повседневной жизни. Секулярными, т.е. свободными от религиозной детерминации, оказываются важнейшие области жизни и ин-ты современного общества: гос-во и законодательство, рыночная экономика, естественные, социальные и гуманитарные науки, искусство.

    Идеи, которыми руководствуется современное сознание в различных областях духовного творчества, представляют автономные, самостоятельные по отношению к религии системы. При этом все же существует некое ядро секулярности в разных модификациях как отличительная черта именно общества современного типа. С. — не одномерное автоматическое «преодоление религии», но сложный, внутренне противоречивый и неоднозначный по своим последствиям процесс. Как показали исследования Э. Дюркгейма, Э. Трёльча, М. Вебера, а позднее П.А. Сорокина, П. Бергера, X. Люббе, современная светская европейская культура выросла на основе средневековой христианской культуры и немыслима вне преемственной связи с ней. Больше того, развитие нетрадиционных религий и укрепление позиций давно сложившихся церквей в кон. 20 в. позволяют говорить о возрождении религии как неотъемлемого компонента европейской культуры. Есть основания полагать, что не эта тенденция определяет будущее религии, поскольку базовые структуры секулярного сознания, даже при наличии симптомов «религиозного возрождения», все же сохраняются, находясь в пределах общего секулярного стиля современной жизни. В пользу такого вывода говорит и растущая «функционализация религии», т.е. ее использование в нерелигиозных целях (политических, идеологических, психотерапевтических и пр.). Оценка С. религиозным сознанием была и остается противоречивой. Она колеблется между признанием С. в качестве неизбежного развития импульсов, заложенных в самой религии («теология родительного падежа» Ф. Гогартена), и неприятием С. как отпадения от Бога, забвения религиозных заповедей (фундаментализм). Представляется, что дело обстоит сложнее: секуляризация необратима, но поиск святынь продолжается.

  33. Источник: Философская энциклопедия



  34. Энциклопедический словарь

    СЕКУЛЯРИЗА́ЦИЯ -и; ж. [от лат. saecularis - светский]

    1. Обращение государством церковной собственности в светскую (преимущественно о земле). С. монастырских земель. С. церковного имущества.

    2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому; освобождение от церковного, духовного влияния. С. школьного преподавания. С. общественной жизни.

    Секуляризацио́нный, -ая, -ое. С. акт.

    * * *

    секуляриза́ция

    (от позднелат. saecularis — мирской, светский), 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.2) В Западной Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви.3) С конца XIX в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов.

    * * *

    СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

    СЕКУЛЯРИЗА́ЦИЯ (от позднелат. saecularis — мирской, светский),

    1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.

    2) В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви.

    3) С кон. 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов.

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    (франц. sécularisation, от лат. saecularis, здесь - мирской, светский) - 1) Обращение гос-вом церк. собственности (преим. земли) в светскую. В таком смысле термин "С." впервые был употреблен при переговорах, предшествовавших заключению Вестфальского мира 1648. В раннем средневековье С. в значит. мере носила характер перераспределения гос-вом зем. собственности, передачи части земель от церк. феодалов светским (гл. обр. военно-служилому слою феодалов). Широкая С. была проведена в 1-й пол. 8 в. во Франкском гос-ве Карлом Мартеллом, раздававшим конфискованные церк. земли в качестве бенефиция военно-служилой знати. В Византии С. проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими иконоборчество. В период образования централизованных нац. государств С. являлась одним из способов освобождения королев. власти от церк. опеки и укрепления гос. финансов за счет доходов духовенства (напр., путем конфискации имущества ордена тамплиеров в нач. 14 в.). Церк. землевладение, консервировавшее наиболее отсталые феод. порядки, являлось помехой в развитии капиталистич. уклада. Особенно большого размаха С. достигла в 16 в. и была связана с Реформацией. Требование С., выдвигавшееся идеологами Реформации - Дж. Уиклифом, Я. Гусом, М. Лютером, встретило поддержку со стороны части светских феодалов и феод. государей, стремившихся использовать С. в своих интересах. После подавления Крестьянской войны 1524-1525 нем. князья, присоединившиеся к Реформации, провели С. В 1525 гроссмейстер Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский секуляризовал земли ордена, образовав наследств. светское герцогство (Пруссию), вслед за этим были секуляризованы многочисл. церк. кн-ва Сев.-Вост. Германии (так была создана материальная база для возникающего прусского юнкерства). Аугсбургский религиозный мир 1555 узаконил С., произведенную в Германии до Пассауского договора 1552, но установил, что при последующем присоединении представителей духовенства к Реформации они теряют права на свои владения, к-рые возвращаются католич. церкви. Вестфальский мир 1648 санкционировал С., произведенную до 1624. С., проведенная в 1527 в Швеции (см. Вестеросские риксдаги), содействовала укреплению королев. власти. С. в широком масштабе сопутствовала распространению цвинглианства и кальвинизма в швейц. кантонах. Реформация в Дании сопровождалась переходом церк. земель в руки короля (1536), затем С. была распространена на подвластные в то время Дании Норвегию (1536) и Исландию (1540-50). В ходе Нидерл. бурж. революции 16 в. были секуляризованы церк. земли в Голландии, они переходили в руки буржуазии, крестьяне, потерявшие права на свои прежние зем. наделы, превращались в краткосрочных арендаторов или батраков. Реформации в Англи также сопутствовала С. монаст. имуществ (1536-39); в результате распродажи секуляризованные королев. властью земли перешли во владение буржуазии и джентри. С. ускорила процесс экспроприации англ. крестьян и способствовала процессу т. н. первоначального накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 718-67). С. являлась существенным элементом агр. преобразований периода Англ. бурж. революции 17 в. (ордонансы 1646 об уничтожении архиепископств и епископств, С. и распродаже их земель). Во 2-й пол. 18 в., в период разложения феод. системы, когда феод. гос-во пыталось приспособиться к бурж. отношениям и шло на уничтожение сверху наиболее обветшалых феод. ин-тов, С. являлась важным элементом его политики - политика т. н. просвещенного абсолютизма (С., проведенная в Австрии Иосифом II, в Португалии - Помбалом, и др.).

    Сокрушительный удар феод.собственности церкви нанесла Вел. франц. революция: декретом от 2 нояб. 1789 церк.-монаст. земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значит. мере попали в руки буржуазии. После Люневильского мира (1801) Наполеон, чтобы вознаградить своих союзников из нем. князей, разрешил им секуляризовать церк. княжества; в результате проведенной Наполеоном в 1803-04 в Германии "медиатизации" (ликвидация мелких нем. гос-в и присоединение их терр. к более крупным) были уничтожены почти все церк. княжества и др. духовные владения. С. проводилась также в период объединения Италии (наиболее крупные в 1855, 1866, ликвидация Папской обл. в 1870). Частичные С. производились в Португалии (1834 и 1910-11), Испании (1835, 1837 и 1932) и в др. гос-вах. Во Франции декретами 1901, 1904, 1905 были уничтожены вновь возникшие в 19 в. религ. ордена и конгрегации, церк. имущество передавалось гос-ву. С. способствовала ликвидации остатков феод. собственности, укреплению капитализма и бурж. гос-ва, в целом имела прогрессивное значение. С. осуществлялась в разное время и в нек-рых гос-вах Востока и Лат. Америки (напр., в Китае - указ 710 о С. земель буддийских и даосийских монастырей, С. в 845 значит. части земель и рабов буддийских монастырей; С. в Турции в результате Кемалистской революции - законы 1924-25; С. в Тунисе - законы 1956-57; в Мексике - законы 1833, 1856, конституция 1917). Однако С., проведенная феод. или бурж. гос-вами, означала лишь переход зем. собственности из одних рук в другие либо внутри класса феодалов, либо от одного господств. класса к другому - классу буржуазии; сохранялась частная собственность на землю; нар. массы никакой материальной выгоды от С. не получали; иногда С. сопровождалась резким ухудшением положения значит. части крестьянства. Впервые С. была проведена в интересах народа лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистич. революции, когда церк. имущество в России декретом 1917 было объявлено всенар. достоянием. В зарубежных социалистич. странах в ходе агр. преобразований после 2-й мировой войны крупное церк. землевладение было ликвидировано (см. в ст. Монастыри).

    Лит.: Савин A., Англ. секуляризация, (М., 1908); Архангельский С. И., Из истории агр. законодательства эпохи Вел. англ. революции, "ИАН", Отделение общественных наук, 1931, No 10; Brück Н., Geschichte der katholischen Kirche im 19. Jahrhundert, Bd 1, Mainz, 1902; Tatham G. В., The sale of episcopal lands during the Civil wars and commonwealth, "The English Historical Review"; 1908, v. 23, No 89; Lesne Й., Histoire de la propriété ecclésiastique en France, t. 1-8, Lille - P., 1910-43; Buholzer J., Die Säkularisationen katholischer Kirchengüter während des 18. und 19. Jahrhunderts, Luzern, 1921; Kallen G., Der Säkularisationsgedanke in seiner Auswirkung auf die Entwicklung der mittelalterlichen Kirchenverfassung, "Historisches Jahrbuch der Görres-Gesellschaft", 1924, Bd 44, S. 197-210; Müssener H., Die Säkularisation der katholischen Kirche in Deutschland, Düsseldorf, (1928); Lehnert H., Kirchengut und Reformation, Erlangen, 1935.

    2) В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, к-рый влечет за собой освобождение от церк. должности и утрату соответствующих прав. 3) С. наз. также освобождение культуры, науки от церк. опеки, церк. духовного влияния.

    Б. Я. Рамм. Ленинград.

    2

    .

    в России - обращение церк. собственности в светскую. С образованием Русского централизованного государства в кон. 15 в. пр-во Ивана III пыталось ограничить церк. землевладение, чтобы ослабить политич. влияние церкви. Однако, нуждаясь в поддержке церкви для борьбы с феод. раздробленностью и ересями, пр-во было вынуждено временно отказаться от С. (см. Нестяжатели, Иосифляне). Во 2-й пол. 16 - 17 вв. пр-во сделало новые шаги по ограничению церк. землевладения. В 1551, 1580-84 были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретение земель и т. д. По Соборному уложению 1649 пр-во запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли и в 1649-52 конфисковало гор. слободы и дворы церкви. Однако правительств. политика не была последовательной, поэтому во 2-й пол. 17 в. церк. землевладение росло (пожалования, в т. ч. царей, дары, мена и т. п.). По сравнению с 1653-54 число крест. дворов в церк. владениях увеличилось к нач. 18 в. примерно на 1/3. Монастырские крестьяне составляли в это время почти 1/5 всех крестьян России.

    Пр-во Петра I, стремясь ослабить политич. влияние церкви и пополнить доходы казны, провело в нач. 18 в. временную и частичную С. Все владения монастырей разделили на "определенные вотчины" (с них доход шел на содержание монастыря) и "заопределенные", отдававшие доходы гос-ву. С созданием Синода (что закрепило подчинение церкви императору) большинство вотчин вернули монастырям, однако часть своих доходов они должны были платить в казну. Во 2-й четв. 18 в. рус. православная церковь добилась нек-рого усиления своих экономич. и политич. позиций. Хищнич. эксплуатация способствовала разорению монаст. крестьян, вызывала их непрекращавшиеся волнения, к нач. 60-х гг. 18 в. волновалось ок. 100 тыс. чел. Чтобы ослабить волнения монаст. крестьян, а также пополнить гос. казну, истощенную в ходе Семилетней войны, пр-во в 1757 приказало создать спец. комиссию по проведению С. и решило передать управление монаст. и церк. вотчинами офицерам. Сопротивление духовенства на время задержало проведение этой меры. Новая волна крест. волнений привела к тому, что в 1762 пр-во Петра III опубл. подготовленный при Елизавете указ о проведении С. Возмущение духовенства и борьба придворных группировок за власть заставили Екатерину II на время - до 1764 - приостановить проведение С. В 1786 С. была распространена и на терр. Украины. Ок. 1 млн. душ муж. пола монаст. крестьян России (без Украины и Прибалтики) перешли в казну и стали наз. экономическими крестьянами. Для их управления была создана Коллегия экономии. При проведении С. к крестьянам перешла большая часть тех земель, к-рые они обрабатывали для церк. феодалов. С. была вызвана прежде всего страхом пр-ва перед волнениями крестьян. Она свидетельствовала о разложении феод.-крепостнич. системы в России. Проведя С., пр-во сохранило за гос-вом монаст. крестьян и не раздавало их помещикам, на чем настаивало дворянство.

    Лит.: Милютин В., О недвижимых имуществах духовенства в России, М., 1862; Горчаков M., Монастырский приказ (1649-1725 г.), СПБ, 1868; его же, О зем. владениях всеросс. митрополитов, патриархов и св. Синода, СПБ, 1871; Завьялов A., Вопрос о церк. имениях при имп. Екатерине II, СПБ, 1900; Верховский П. В., Населенные недвижимые имения св. Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Вел., СПБ, 1909; Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.), сб., М., 1967.

    С. М. Троицкий. Москва.

  37. Источник: Советская историческая энциклопедия



  38. Энциклопедия социологии

    (от лат. saecula-ris - лшрской, светский) - англ. secularization; нем. Sakularisierung. 1. Изъятие ч.-л. (собственность, право, суд) из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. 2. Процесс, в результате к-рого все большие сектора общества, культуры, различные соц. группы и отдельные индивиды освобождаются от религиозного санкционирования и влияния.

  39. Источник: Энциклопедия социологии



  40. Социологический словарь

    (SECULARIZATION) Б. Уилсон (Wilson, 1966) определил секуляризацию как процесс, в ходе которого религиозные мышление, практика и институты теряют социальную значимость. Секуляризация европейской культуры считается следствием социальных изменений, вызванных возникновением городского индустриального общества. Критики концепции секуляризации утверждают, что (1) она предполагает существование некоего «золотого века» религии, когда религиозные институты действительно имели большую социальную значимость; (2) преувеличивает значение рациональных светских убеждений в современном обществе, не принимая во внимание существование суеверия и магии; (3) не в состоянии объяснить распространенность среди молодежи различных культов, в особенности тех, что происходят от восточных религий, таких, как Харе Кришна, Миссия Божественного Света и Мехер Баба; (4) недооценивает значение организованного христианства как политической силы в Европе и Северной Америке; (5) в сравнительном плане жизнеспособность сионизма, воинствующего ислама или радикального католицизма в Латинской Америке указывает на то, что необходимой связи между модернизацией и секуляризацией не существует; (6) принимая узкое определение религии, эта концепция приравнивает секуляризацию к дехристианизации; (7) в современных обществах имеют место процессы, приписывающие человеческой самости трансцендентальное или сакральное значение; данные процессы составляют «невидимую религию». Несмотря на отсутствие удовлетворительного ответа на эту критику, можно утверждать, что разнообразие религиозных культов и практик в современном обществе свидетельствует о том, что религия в настоящее время является скорее делом личного выбора, нежели господствующей характеристикой общественной жизни. Утверждается также, что, хотя религия может играть важную роль в фундаменталистской борьбе против модернизации, как в случае с современным Афганистаном и националистическими движениями в России, в долгосрочной перспективе модернизация общества действительно вызывает секуляризацию. Однако процесс секуляризации по-разному протекает в различных индустриальных обществах. В некоторых европейских обществах (таких, как Франция, Ирландия, Италия и Голландия) христианство все еще играет важную социальную роль. Таким образом, понимание процесса секуляризации необходимо для любого анализа культуры капиталистических обществ. Наконец, некоторые теоретики глобализации утверждают, что религия вносит существенный вклад в возникновение глобальных культур. См. также: Гражданская религия; Новые религиозные движения; Профанное; Рационализация; Секта; Церковь. Лит.: Luckmann (1967); Beyer (1994)

  41. Источник: Социологический словарь



  42. Толковый словарь по социологии

    (от лат. saecula-ris - лшрской, светский) - англ. secularization; нем. Sakularisierung. 1. Изъятие ч.-л. (собственность, право, суд) из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. 2. Процесс, в результате к-рого все большие сектора общества, культуры, различные соц. группы и отдельные индивиды освобождаются от религиозного санкционирования и влияния.

  43. Источник: Толковый словарь по социологии



  44. Социология: Энциклопедия

    (от позднелат. saecularis - мирской, светский) - десакрализация ( Сакрализация), процесс уменьшения влияния религии на реализацию общественных и частных отношений, потеря религией своих позиций в культуре и обществе.

    Процесс С. означает полную или частичную независимость от опеки религии и церкви и может характеризоваться следующими аспектами: экономическим (отторжение церковной собственности в пользу государства или частного лица), политическим (светское государство), культурными (светские искусство, образование, нормы быта). Признаками С. служат: когнитивная автономизация, т.е. отход церковных понятий, норм и ценностей от их религиозной первоосновы (христианская любовь трансформируется в светский гуманизм); встраивание религиозных представлений и логики в более широкую мировоззренческую систему в качестве вспомогательного элемента или полное их выпадение из господствующего мировоззрения; превращение религии в один из социальных институтов наряду с другими, т.е. потеря религией статуса центрального элемента социальной системы.

    Природа и значение С. всегда выступали в философии и социологии религии предметом дискуссий. В доктринах французских просветителей-материалистов, а также О. Конта, К. Маркса, Б. Рассела, Э. Фромма, Ж.-П. Сартра, Т.О. Диа и др. С. предстает как естественный процесс "старения" религии, как следствие необратимого развития человеческого духа "от мифа к логосу": С. ведет к отмиранию религии, которую успешно замещает наука и светская этика, помогающие эффективно решать современные проблемы. Противоположная точка зрения - Т. Парсонс, П. Бергер и религиозные философы - утверждает, что понимание С. как линейного процесса вытеснения религии неверно: С. ведет не к упадку религии, а к видоизменению ее роли в современной культуре: сегодня религия уходит из общества в человека - религия в светской культуре выбирается добровольно, и это повышает ее значение для личности. Западная цивилизация выросла на религиозной почве, и ничто не изменит этого "врожденного признака". Все положительные черты С. не могут покрыть ее ущербности - С. лишила религию ее важнейших социальных функций: ранее религия освящала и наделяла безусловным смыслом устои общественной и личной жизни, давала объединяющую идею, ценности; С. же постулирует, что нет ничего абсолютного, и это ведет к утрате смыслов и дезинтеграции как личности (внутреннего мира человека), так и общества (социальных институтов, морали).

    В европейской культуре процесс С. как широкомасштабное явление появляется в 15-16 вв. Его наиболее значимые этапы: Возрождение (акцент на посюсторонний мир, светское искусство, антропоцентризм как идеология культуры); Реформация (разграничение светской и духовной власти), французское Просвещение (закрепление начатой в 17 в. С. научной и общественной мысли) и период буржуазных революций (светское государство, принцип свободы совести).

    С. является характерным признаком современного общества. К причинам С. как признака современной западной культуры следует отнести: 1) светские политические режимы: отделение церкви от государства, школы от церкви, уравнивание в правах верующих и неверующих (и иноверцев); 2) развитие науки как альтернативной религии объяснительной схемы, вытесняющей сферу сверхъестественного из сознания человека; 3) урбанизацию как процесс выпадения человека из-под власти природных условий, как фактор изменения ритма жизни; 4) модернизацию и аккультурацию религии, т.е. своеобразное осовременивание традиционных религий через упрощение вероучения и культа, компромиссы со стороны церкви по спорным вопросам, коммерциализацию религиозных праздников и т.п.; 5) переход некоторых социальных функций религии к другим социальным институтам, падение значимости этих функций в исполнении религиозных институтов.

    Д.К. Безнюк

  45. Источник: Социология: Энциклопедия



  46. Большой Энциклопедический словарь

    СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
    СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saecularis - мирской - светский),1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.2) В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви.3) С кон. 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  47. Источник:



  48. Толковый словарь Даля

  49. Источник: