«Мор»

Мор в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Мор»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    I

    ван Дасхорст (Моr van Dashorst; Антонио Моро, Moro) Антонис (около 1519, Утрехт, — 1576 или 1577, Антверпен), нидерландский живописец. Учился у Яна ван Скорела. В 1550—60 посетил Испанию, Италию, Португалию и Англию. Завоевал общеевропейскую известность как придворный портретист. Портреты М. (исполненные преимущественно в натуральную величину) отличаются плотной манерой письма и тщательной выписанностью аксессуаров; бесстрастная репрезентативность образа не заслоняет в них проницательности индивидуальных характеристик («Кардинал Гранвелла», 1549, Художественно-исторический музей, Вена; автопортрет, 1558, Галерея Уффици, Флоренция). Оказал значительное влияние на развитие портретного жанра, прежде всего в Испании (Х. Пантоха де ла Крус и др.).

    Лит.: Friedländer М. J., Die aitniederländische Malerei, Bd 13. Anthonis Mor und seine Zeitgenossen, Leiden — B. 1936; F rerichs L. C. J., Antonio Moro Arnst., 1947.

    А. Мор. Портрет Вильгельма Оранского. Около 1555—56. Картинная галерея. Кассель.

    II

    (Mohr)

    Кристиан Отто (8.10.1835, Вессельбурен, Гольштейн, — 3.10.1918 Дрезден), немецкий учёный в области строительной механики и сопротивления материалов. Окончил Политехнический институт в Ганновере. С 1868 преподавал в Штутгартском, а с 1873 в Дрезденском политехническом институтах. Создатель одной из теорий прочности (теория прочности Мора), графических методов определения напряжений при сложном напряжённом состоянии (круг Мора). М. впервые применил расчёт конструкций на невыгодное загружение с помощью линий влияния, создал теорию расчёта статически неопределимых систем методом сил. М. разработал также метод расчёта неразрезных балок с помощью уравнений 3 моментов, предложил графический метод построения упругой линии в простых и неразрезных балках.

    III

    (More)

    Томас (7.2.1478, Лондон, — 6.7.1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель; основоположник утопического социализма (См. Утопический социализм). Сын судейского чиновника. В 1492—94 занимался в Оксфордском университете, примыкал к кружку т. н. Оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). В 1496—1501 изучал английское обычное право при юридической корпорации Lincoln's Inn. В конце 90-х гг. познакомился с Эразмом Роттердамским (См. Эразм Роттердамский), ставшим затем одним из его ближайших друзей (в доме М. Эразм написал и ему посвятил «Похвалу глупости»). В 1504 М. был выдвинут в парламент от лондонского купечества, где выступал против налогового произвола Генриха VII, за что впал в немилость. С вступлением на престол Генриха VIII (1509) М. возвратился к политической деятельности; в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет, в 1525—1529 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529—32 канцлер Англии. К лютеранской реформации относился отрицательно, считая её угрозой общехристианскому единству. Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён. В 1886 причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 канонизирован. Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и медитации на религиозные темы («Четыре насущных предмета», «Моление душ», «Апология», «Диалог об утешении в невзгодах» и др.) оказали влияние на искусство английской риторики (проповеди Э. Марвелла и Дж. Донна), а также на формирование стиля Дж. Свифта. М. перевёл с латинский на английский язык биографию Дж. Пико делла Мирандолы (См. Пико делла Мирандола)(1510), личность которого и трагическую судьбу считал поучительными для реформаторов церкви. Его «История короля Ричарда III» (1531), оставшаяся неоконченной, — одно из лучших произведений англ. прозы Возрождения, послужившее позднее косвенным источником драмы У. Шекспира.

    Наибольшую известность принёс М. его диалог «Утопия» (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально — «Нигдения», место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным — см. Утопия). Здесь М. впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. М. не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала — он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию. Написанная по-латыни в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, «Утопия» в середине 16 в. была переведена на другиие европейские языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности Морелли, Г. Бабёфа, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и др. представителей утопического социализма.

    Соч.: Complete works, New Haven — L., 1963 — ; The correspondence, ed. E. F. Rogers, Princeton, 1947.

    Лит.: Тарле Е. В., Общественные воззрения Т. Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени, СПБ, 1901; Каутский К., Т. Мор и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Алексеев М. П., Славянские источники «Утопии» Т. Мора, М., 1955; Bridgett Т. Е., Life and writings of sir Th. More, Ann Arbor — L., 1962; Chambers R. W., T. More, L., 1963; Campbell W. E., More's Utopia and his social teaching, L., 1930; Donner H. W., Introduction to Utopia, Uppsala, 1945; Surtz E. L., The praise of wisdom, Chi., 1957; Sullivan F. and Sullivan М. P., Moreana, 1478—1945, Kansas City, 1946; Sulli van F., Syr Th. More, a first bibliographical notebook, Los Ang., 1953; Johnson R. S., More's Utopia: ideal and illusion. New Haven — L., 1969; St. Thomas More, action and contemplation: Proceedings of the symposium..., New Haven — L., 1972.

    В. С. Муравьев.

    Т. Мор.

    IV

    Маюракши, река на В. Индии. Берёт начало на возвышенности Раджмахал, впадает справа в рукав дельты Ганга — Хугли. Длина около 300 км. На М. — крупный гидроузел (плотина, водохранилище, система оросительных каналов общей протяжённостью свыше 1,5 тыс. км).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. мо́р;
    2. мо́ры;
    3. мо́ра;
    4. мо́ров;
    5. мо́ру;
    6. мо́рам;
    7. мо́р;
    8. мо́ры;
    9. мо́ром;
    10. мо́рами;
    11. мо́ре;
    12. мо́рах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    муж. шелковая ткань с серебром или золотом, шелковая парча; моровый, к ней относящийся

    | См. также морить.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    МОР, -а, муж. (устар.). Повальная смерть, эпидемия. М. зверей. М. рыбы.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м. устар. и прост.

    Повальная смерть, эпидемия.

    — Все беглецы согласно показывают, что в Оренбурге голод и мор. Пушкин, Капитанская дочка.

    — Сколько лошадей-то пало! — И не говори… Все тоже говорят: мор такой, што и не бывало такого. Решетников, Тетушка Опарина.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    МОР… (неол.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач. морской, напр. морвед (морское ведомство), морхоз (морское хозяйственное управление), военмор (военно-морской) и т.п.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ушакова

    МОР, мора, муж. (разг. устар.). Повальная смерть, эпидемия. «Природы ужас - Мор свирепствует в лесах.» Крылов. Мор пошел (на кого-нибудь; стали часто умирать).

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    м. разг.

    Повальная смерть; эпидемия.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    род. п. -а, укр. мiр, род. п. мо́ру, блр. мор, др.-русск., ст.-слав. моръ λοιμός, θάνατος (Супр.), болг. моръ́т (Младенов 304), сербохорв. мо̑р "умирание", словен. mór, род. п. móra, чеш. mor, польск. mór, род. п. moru, в.-луж. mór, род. п. mоrа. Родственно лит. mãras, мн. maraĩ "мор, чума", др.-инд. maras, māras м. "смерть, мор", mаrаkаs м. "чума" (но не лат. morbus "болезнь"), далее – мере́ть, мёртвый; см. Бернекер 2, 80; Траутман, ВSW 186; Мейе–Эрну 735; М.–Э. 2, 635.

  17. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    разг. pestilence, wholesale deaths, high mortalityм. разг. wholesale deaths, high mortality.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Новый большой англо-русский словарь

    _мор.

    морское

  21. Источник: Новый большой англо-русский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м уст.

    Seuche f(эпидемия); Massensterben n

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    мор м уст. Seuche f c (эпидемия); Massensterben n 1

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    peste f

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. уст., прост.

    peste f, plaga f

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. уст.

    moria f

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Литературная энциклопедия

    Мор

    МОР Томас (Sir Thomas More, 1478—1535) — первый социалист-утопист, писатель и выдающийся государственный деятель Англии. Р. в Лондоне, в среднедворянской семье, тесно связанной с буржуазными кругами. Получил гуманистическое образование. Был одним из виднейших гуманистов Англии, приобревшим известность эпиграммами и маленькими комедиями на латинском и английском яз., переводом биографии Пико де ла Мирондола, историческим опытом о царствовании Ричарда III (произведение, от которого ведет свое начало современная английская проза).

    В первый период своей общественной деятельности М. представляет в парламенте интересы лондонской буржуазии, борясь против жестокой налоговой политики Генриха VII. М. — филантроп и гуманист, в целом примирившийся с современным ему общественным строем, который характеризовался победой джентри и буржуазии над деградировавшей феодальной знатью, торжеством абсолютной монархии над феодализмом.

    Крутой перелом в мировоззрении М. обнаруживается при новом политическом курсе, связанном с царствованием Генриха VIII. Частые кризисы (напр. знаменитый кризис 1527), вызванные войнами, разоряли мелкую буржуазию. Часть ее под влиянием материальных затруднений скатывалась все ниже по общественной лестнице. Одновременно рост мануфактуры разорял ремесленника в городе; положение крестьянства тоже резко ухудшилось, огораживания крестьянских земель помещиками увеличивались, а вместе с ними росли кадры безработных. В эту эпоху страшного обнищания широких масс, от к-рого выигрывала только крупная буржуазия, М. в поисках выхода из создавшегося положения отходит от своей соц. группы: он осознает необходимость защиты и освобождения трудящихся масс.

    Однако М. вовсе не думал о революции: верный своим гуманистическим идеалам, он рассчитывал еще на помощь короля и пошел к нему на службу. М. быстро поднимался по служебной лестнице; в 1529 он — лорд-канцлер. Будучи в правительстве, Мор все время вел борьбу с буржуазным влиянием в ето рядах. Но Генрих VIII все больше склонялся на сторону буржуазной партии: секуляризация монастырских земель, вызванные ею спекуляция и новая волна огораживания тяжело отразились на крестьянстве и монастырских рабочих; взрыв волнений был ответом на эти мероприятия, а затем новые кадры голодных безработных рассеялись по всей Англии. М. дольше не мог колебаться: он окончательно порвал с королем. С присущим ему юмором и талантом он восставал против всех начинаний реформации, в к-рой видел укрепление капитализма, несущего с собой эксплоатацию и разорение народных масс («Supplication of Souls and Confutation of Tyndal answers»). Такого противника ни король ни буржуазия не могли пощадить: несмотря на блестящую апологию («Apologie of Sir Thomas More») этот защитник гибнущего под напором капитала мелкого производителя и нарождающегося пролетариата сложил свою голову на эшафоте.

    Большинство литературных и политических произведений М. имеют для нас уже исторический интерес, только «Утопия» сохранила свое значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века (в частности «Quattuor Navigationes» Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленглэнда и политические баллады. Из «Navigationes» Веспуччи он взял завязку «Утопии» (встреча с Гитлодеем, его приключения), политические же баллады дали ему ряд мыслей об уничтожении эксплоатации и трудовом общественном строе. М. не только сумел подвергнуть критике капиталистический строй, но и создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма. «Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически не отделимых друг от друга.

    Первая часть произведения М. — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мир на огораживания общинных земель (enclosures), разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты М.; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли. Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства М. ставил «мудрого» монарха, допуская для черных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне, сами герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей страны М. дает исключительно ценные положения. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплоатация. Взамен ее устанавливается обобществленное производство. Это большой шаг вперед, т. к. у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причем земледелием занимаются поочередно все граждане до определенного возраста, сельское хозяйство ведется артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе — влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху М. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. М. ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве М. отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причем торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведется по потребностям, без каких-либо твердых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики. Все религии в «Утопии» терпимы, и только запрещен атеизм, лишающий права гражданства. В отношении к религии М. занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он — чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, М. вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетенных масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является еще и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в свое время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» М. рабство не отменено), осуществляющего великий принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней. Тем более не мог М. поставить вопрос о диктатуре в государстве революционного класса в период переходный между капитализмом и социализмом.

    Один из немногих, кому в эпоху еще зародышевого состояния капитализма удалось дать критику его хищнической сути и набросать план будущего общества, отрицающего капитализм, М. принадлежит к крупнейшим предшественникам современного коммунизма.Библиография:

    I. Утопия, перев. с латинск. А. Генкель, СПБ, 1903; То же, изд. 2-е, СПБ, 1905; То же, изд. 3-е, исправ. и дополненное, П., 1918 (Серия утопических романов); То же, перев. Е. Тарле (см. ниже); Works of Sir Thomas More, written by him in the English tongue, 1557; Opera omnia, Francofosli ad Moenum, 1689; Utopia, In Latin f. ed. of 1518 and in Engl. I-st ed. of Robinson’s transl., in 1551, with introd. and notes by J. H. Lupton, 1895; Utopia, R. Robinson’s translation with Roper’s Life of Morus and some of his letters, Ed. G. Sampson, with introd. and bibliography by A. Guthkelch, added Latin text of Utopia, reprinted from I-st ed., 1910; Dialogue conc. Tyndale. Reprod in black letter facs. from coll. ed. 1557 of More’s English works, Ed. with mod. version and essay by W. E. Campbell, Historical introd. by A. W. Reed, 1927.

    II. Яковенко В., Томас Мор, его жизнь и общественная деятельность, СПБ, 1891; Виппер Р., «Утопия» Томаса Мора, «Мир божий», СПБ, 1896, III; Тарле Е., Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени. С прилож. перев. «Утопии» и неизданной рукописи современника о Томасе Море, СПБ, 1901; Каутский К., Томас Мор и его «Утопия», перев. М. и А. Генкель, СПБ, 1905; То же, М., 1924; Левицкий В., Томас Мор, М., 1925; Волгин В., История социалистических идей, ч. 1, М. — Л., 1928; Erasmi Epistolae, 447; Rudhart G. T., T. Morus, Aus den Quellen bearbeitet, Nurnberg, 1829; Nisard-Renaissance et Reforme, P., 1855; Hoddesdon J., History of the life of Sir Thomas More, 1662; Bridgett T. E., Life a writings of Sir Thomas More, 1891; H. de B. Gibbins, English social reformers, 1892; Lee Sir S., Great Englishnen of the 16-th century, 1904; Delcourt J., Essai sur la langue de Sir T. More, d’apres ses Ouvres anglaises, P., 1914; Dudok G., Sir Th. More and his «Utopia», 1923.

  33. Источник: Литературная энциклопедия



  34. История Философии: Энциклопедия

    MOP

    (More) Томас (1478—1535, казнен по повелению Генриха VIII) — английский юрист и философ. Лорд-канцлер (1529—1532). Главное философское сочинение об идеальном государстве — ‘Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия’ (1516). (Дословно ‘утопия’ означает ‘нигдея’ — место, которого нет). В первой ее части М. живописует трагичный процесс обезземеливания английских крестьян, когда ‘овцы поели людей’. Во второй части речь идет о небывалом, идеальном обществе, где нет частной и личной собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся (не более 6 часов ежедневно), нет власти денег и денег вообще, а из золота и серебра утопийцы ‘делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей’. На первое место у М. выходит не совпадение личных и общественных интересов, а безусловное подчинение индивидуального общему. (‘Главное и почти что единственное дело сифогрантов — жителей Утопии — заботиться и следить, чтобы никто не сидел в праздности’, ‘Цвет плащей на всем острове один и тот же — естественный цвет шерсти’.) М. требовал отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминающего государство Платона. Именно частную собственность М. рассматривал как главную причину всех социальных бедствий: ‘распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот’. М. требовал религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества догматов веры и передачу дела воспитания юношества духовенству. М. не слишком верил в возможность реального воплощения собственных предначертаний: ‘Впрочем, я охотно признаю, что в государстве утопийцев есть очень много такого, чего нашим странам я скорее бы мог пожелать, нежели надеюсь, что это произойдет’. Этими словами заканчивается текст ‘Утопии’ М.

  35. Источник: История Философии: Энциклопедия



  36. Философская энциклопедия

    МОР

    (More) Томас (1478—1535) — англ. гуманист, писатель, государственный деятель. Окончил Оксфордский ун-т, где изучал право. Дружил с Эразмом Роттердамским, посвятившим М. свою «Похвалу Глупости», написанную в его доме. Находясь в оппозиции к Генриху VII, сделал блестящую политическую карьеру при Генрихе VIII, став сначала канцлером герцогства Ланкастерского (1525—1529), а затем и всей Англии (1529—1532). Будучи католиком и противником протестантской Реформы, отказался дать присягу королю как главе англиканской церкви, осудил его развод и был приговорен к смертной казни «за государственную измену». Главное соч. М. — «Утопия» (1516), в первой части которой содержится резкая критика внутренней политики Генриха VII, приведшей к росту нищеты и преступности, а также к бесполезному ужесточению судопроизводства. Вторая часть посвяшена описанию идеального строя фантастического острова Утопия («Нигдения»), где дан прообраз коммунистического устройства жизни: земля, орудия производства и продукты труда обобществлены, труд вменяется в обязанность всех граждан и считается почетным, допускается рабство, граждане-работники, разделенные на «фамилии» не столько родственного, сколько производственного порядка, поочередно переходят из города в деревню и обратно. Многие положения «Утопии» развивают политические идеи Платона, высказанные в «Государстве», и, в свою очередь, служат руководством для последующих утопистов, стремящихся согласовать эти абстрактные картины с реальностью. Влияние утопической концепции М. прослеживается во всей новейшей европейской истории от событий Французской революции до наших дней.

  37. Источник: Философская энциклопедия



  38. Новейший философский словарь

    МОР (More) Томас (1478-1535, казнен по повелению Генриха VIII) - английский юрист и философ. Лорд-канцлер (1529-1532). Главное философское сочинение об идеальном государстве - «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). (Дословно «утопия» означает «нигдея» - место, которого нет). В первой ее части М. живописует трагичный процесс обезземеливания английских крестьян, когда «овцы поели людей». Во второй части речь идет о небывалом, идеальном обществе, где нет частной и личной собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся (не более 6 часов ежедневно), нет власти денег и денег вообще, а из золота и серебра утопийцы «делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей». На первое место у М. выходит не совпадение личных и общественных интересов, а безусловное подчинение индивидуального общему. (»Главное и почти что единственное дело сифогрантов - жителей Утопии - заботиться и следить, чтобы никто не сидел в праздности». «Цвет плащей на всем острове один и тот же - естественный цвет шерсти»). М. требовал отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминающего государство Платона. Именно частную собственность М. рассматривал как главную причину всех социальных бедствий: «распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот». М. требовал религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества догматов веры и передачу дела воспитания юношества духовенству. М. не слишком верил в возможность реального воплощения собственных предначертаний: «Впрочем, я охотно признаю, что в государстве утопийцев есть очень много такого, чего нашим странам я скорее бы мог пожелать, нежели надеюсь, что это произойдет». Этими словами заканчивается текст «Утопии» М.

  39. Источник: Новейший философский словарь



  40. Энциклопедический словарь

    МОР -а; м. Разг. О большом количестве смертельных исходов среди населения, животных в результате эпидемии, пандемии. М. напал. М. прошел среди овец.

    Морово́й, -ая, -ое. М-ая язва.

  41. Источник: Энциклопедический словарь



  42. Советская историческая энциклопедия

    (More), Томас (7.II.1478 - 6.VII.1535) - англ. гуманист, утопич. социалист, гос. деятель. Род. в Лондоне в семье юриста. Учился в 1492-94 в Оксфордском ун-те. Наставниками и друзьями М. были известные гуманисты Колет, Гроцин, Линакр, Эразм Роттердамский. В 1504 был избран в парламент, где выступил против финанс. политики Генриха VII; под угрозой репрессий в том же году был вынужден оставить парламентское поприще. В 1510-18 М. - помощник шерифа Лондона. В 1515-16 в качестве доверенного лица англ. купечества выполнял дипломатич. поручения в Нидерландах и Кале. В 1521 М. был посвящен в рыцари. В 1523-1529 - пред. палаты общин. В 1529 стал лордом-канцлером Англии, но, будучи решительным противником Реформации, М. не разделял церковной политики Генриха VIII и в 1532 вышел в отставку. За отказ принести присягу королю как главе церкви М. был заключен в Тауэр, обвинен в гос. измене и 7 июля 1535 казнен. В 1935 католич. церковь канонизировала М. как святого. В диалоге "Утопия" ("Libellus aureus... de optimo rei publicae statu deque nova insula Utopia", 1516, рус. пер. - 1789, новейший пер. - М., 1953) М. дал уничтожающую критику современных ему социально-политич. порядков, описав нар. бедствия, вызванные массовым обезземеливанием крестьянства в результате первонач. накопления капитала. Осн. источник обществ. зол М. видел в частной собственности. Этому строю М. противопоставил идеальный строй о-ва Утопия (назв. "Утопия" составлено из двух греч. слов: отрицат. частицы oy и topos - место, т. е. страна, к-рой не существует). В Утопии нет частной собственности, труд - обязанность всех граждан. 6-час. рабочий день обеспечивает досуг для всестороннего развития способностей человека. Политич. строй Утопии осн. на демократич. принципах. М. гениально предвосхитил существенные черты будущего коммунистич. общества (обществ. собственность, распределение по потребностям, уничтожение противоположности между городом и деревней и т. д.). Хотя в "Утопии" отразилась ист. ограниченность взглядов М. (отсутствие идеи технич. прогресса, использование рабов и т. д.), книга сыграла большую роль в развитии социалистич. идей. Историю человечества М. трактовал с рационалистич. позиций, руководствуясь принципами общечеловеческой морали. Во взглядах М. на ист. прогресс отразилась гуманистич. вера в просвещенного монарха, сочетавшаяся у М. с ненавистью к деспотизму. Подобно др. гуманистам, М. был противником нар. движений, видя в них лишь разрушит. начало и анархию. В частности, это проявилось в резко отрицательном отношении М. к Реформации и Крест. войне в Германии. Гуманистич. взгляды М. на историю, помимо "Утопии", отразились в его "Истории Ричарда III", ист. трактовка событий в к-рой была целиком воспринята англ. историками 16 в. (Холлом, Холиншедом), а через них - Шекспиром. Лит. наследие М. включает также лат. эпиграммы, перевод на англ. яз. биографии Пико делла Мирандола и его соч. "Двенадцать мечей", несколько полемич. трактатов против Реформации, "Апологию" и обширную переписку.

    Соч. (кроме указ. в статье): Complete works, v. 2, 4, (New Haven), 1963-; The works, L., 1557; The correspondence, Princeton, 1947; The Latin epigrams, Chi., 1953; в рус. пер. - Утопия, 2 изд., M., 1953.

    Лит.: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к пауке, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 191; Виппер Р., "Утопия" Т. Мора, "Мир божий", 1896, No 3; Волгин В. П., Историческое значение "Утопии", в кн.: Мор Т., Утопия, М., 1953; Петровский Ф. А., Т. Мор. Биографический очерк, там же; Малеин А. И., Издания и переводы "Утопии", там же; Деборин А. М., Коммунистическая "Утопия" Т. Мора, в его кн.: Социально-политич. учения нового времени, т. 1, М., 1958; Каутский К., Т. Мор и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Мортон А., Английская утопия, пер. с англ., М., 1956; Осиповский И. Н., Томас Мор в английской историографии XX в., в сб.: Ср. века, в. 21, М., 1962; Свентоховский А., История утопий, М., 1910; Тарле Е. В., Обществ. воззрения Т. Мора в связи с экономич. состоянием Англии его времени, СПБ, 1901; Roper W., The life of sir T. More, Oxf., 1935; Chambers R. W., T. More, L., 1963; Retsch D., T. Morus, Warsz., 1962; Routh E., Sir T. More and his friends, N. Y., 1963.

    И. Н. Осиновский. Моснва.

  43. Источник: Советская историческая энциклопедия



  44. Толковый словарь Даля

  45. Источник: