«Куплет»

Куплет в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Куплет»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Литературная энциклопедия
  20. Энциклопедический словарь
  21. Музыкальная энциклопедия
  22. Музыкальный словарь
  23. Большой Энциклопедический словарь
  24. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Couplet; провансальское cobla, испанское copla, латинское copula, "связка") первоначально в музыке и поэзии соединение двух параллельных ритмических предложений. У трубадуров и труверов и в современных франц. "chansons" К. равнозначен со строфой, т. е. отделом стихотворения состоящим из симметрического соединения нескольких ритмических членов (стихов). В древне-французской "Chanson de geste" более или менее длинный ряд стихов созвучных или рифмованных называется куплетом.

    Куплет в музыке — песня в коленном складе, написанная к первой строфе стихотворения и повторяемая при следующих его строфах. Эта легкая форма встречается особенно в комических операх, оперетках, водевилях. В конце каждого К. бывает припев (refrain).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (франц. couplet)

    строфа в песне или стихотворении напевного характера. Целостная мелодия объединяет в песенном К. строки одной поэтической строфы. При повторении со следующими строфами поэтического текста мелодия может оставаться неизменной, но может и слегка варьироваться. В многоголосных куплетных песнях в последующих строфах изменениям могут подвергаться побочные голоса, в песнях с сопровождением — фактура сопровождения. К. нередко начинается запевом и завершается припевом.

    Куплеты — песенка весёлого, шутливого или сатирического характера с повторяющимся припевом. К. применяются в водевиле, оперетте, в 20 в. существуют и как жанр эстрадной песни. Выдающиеся советские исполнители куплетов — В. Я. Хенкин, Б. С. Борисов, Л. О. Утёсов и др.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. купле́т;
    2. купле́ты;
    3. купле́та;
    4. купле́тов;
    5. купле́ту;
    6. купле́там;
    7. купле́т;
    8. купле́ты;
    9. купле́том;
    10. купле́тами;
    11. купле́те;
    12. купле́тах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж., франц. несколько стишков, отделение песни.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    КУПЛЕ́Т, -а, муж.

    1. Строфа песни, лирического стихотворения.

    2. мн. Смешные сатирические песенки, исполняемые на эстраде, в водевиле, оперетте.

    | прил. куплетный, -ая, -ое.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Отдельная строфа стихотворения, песни.

    Второй куплет [романса] был спет Паншиным с особенным выражением и силой. Тургенев, Дворянское гнездо.

    2. мн. ч. (купле́ты, -ов).

    Сатирическая или юмористическая песенка на бытовую или политическую тему, обычно с повторяющимся припевом.

    В интересах сбора, о котором только и говорят, драматические актрисы унижаются до пения шансонеток, а трагики поют куплеты. Чехов, Скучная история.

    Пел он [Шаляпин] романсы, русские народные песни , пел куплеты, шутки. Телешов, Записки писателя.

    [франц. couplet]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    соединение нескольких ритмических строк, отдельная строфа; стихи

    Ср. Лицо Ефима так и осталось с тем выражением, с каким он кончил куплет.

    Боборыкин. Ранние выводки. 12.

    Ср. Иль Креза за столом

    В куплете заказном

    Трусливо величаешь?

    А.С. Пушкин. Послание к Галичу.

    Ср. Couplet (couple, чета) — сочетание, стих.

    Ср. Copula (copulare, связать, сочетать) — связь.

    См. крез.

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    КУПЛЕ́Т, куплета, муж. (франц. couplet).

    1. Строфа песни, стихотворения.

    2. только мн. Сатирические песенки злободневного содержания, исполняемые с эстрады или в оперетте, обычно с повторяющимся припевом (театр.).

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Строфа стихотворения, песни, первоначально из двух, а затем из четырёх и более стихов.

    2.

    Стихотворение, состоящее из четверостишия с перекрестной рифмой (обычно на злободневную тему).

    3.

    Раздел песни, включающий всю мелодию целиком и соответствующий одной строфе стихотворного текста.

    4.

    см. тж. куплеты

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    КУПЛЕТ (франц. couplet) - строфа в песне. Куплеты - песенка веселого, шуточного или сатирического характера.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    купле́т из франц. соuрlеt, возм., через нем. Соuрlеt (с 1801 г.; см. Шульц–Баслер 1, 119).

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.
    1) (строфа песни, стихотворения) verse, couplet, stanza
    2) мн. куплеты (сатирические песенки) satiric(al) songsм. couplet;
    ~ы satirical songs.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    1)(песни и т.п.) Strophe f

    2) мн. ч. куплеты Couplet n, pl -s, Song m, pl -s

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    куплет м 1. (песни и т. п.) Strophe f c 2. мн. куплеты Couplet ( k u '' p l e: ] n 1, pl -s, Song m 1, pl -s

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    куплетCouplet

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    (в песнях, стихотворениях) couplet m

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    cuplé m

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    1)stornello

    2) мн. куплеты strofette umoristiche

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Литературная энциклопедия

    Куплет

    КУПЛЕТ (франц. couplet — от «couple» — «пара») — первоначально в терминологии средневековой французской поэтики — строфа, построенная на парно рифмующихся двустишиях, позднее строфа, построенная как на парных, так и на пересекающихся рифмах (в последнем значении напр. у Пушкина), в частности — строфа, исполняемая в пении и связанная с определенным мотивом. Как элемент сценически-музыкального исполнения и как специальный жанр песенной сатиры К. получает широкое распространение не только во Франции, но и за пределами своей родины.

    Французский водевильный К. возник совершенно самостоятельно из песенок, к-рым обязан водевиль (см.) самым своим названием. В XVI в. антрепренеры ярмарочных театров начали вставлять песенки в разыгрываемые пьесы; затем перешли к сочинению специальных пьес «с водевилями», т. е. с К., сначала находившимися в непосредственной связи с действием пьесы, а потом принявшими характер вставных номеров на злободневные общественные и политические темы. Если водевильные К. сочинялись в юмористическим стиле, то песенные начали принимать все более и более сатирический характер. Исполнение К. стали возлагать не на певцов, а на обыкновенных драматических актеров, уже не певших, а произносивших К. речитативом («говорком») под аккомпанемент оркестра. К. состояли обыкновенно из нескольких строф и «рефрена» (припева), повторяемого после каждой строфы. В таком виде его культивирует и Беранже, виднейший, непревзойденный мастер французского интимного и политического куплета. В качестве лучших образцов этого сатирического жанра должны быть указаны: «Le senateur» (1813) — в русском переводе Курочкина — «Знатный приятель», «Le Marquis de Carabas» (Маркиз де Карабас), «Le souvenir du peuple» (Народные воспоминания), «Le vieux caporal» (Старый капрал) и мн. др. К. Беранже трогательно воспевали трудовую жизнь французского мещанства, интимные радости его быта и зло бичевали как буржуазный порядок, так и в особенности чванливость и классовую ограниченность аристократической Реставрации:

    «Из чужбины дальней

    В замок феодальный

    Едет — трюх-трюх-трюх —

    На кобылке сивой

    Наш маркиз спесивый,

    Наш отец и друг.

    Машет саблей длинной,

    Но в крови невинной!...

    Вот какой храбрец!

    Ой, бедовый, право!

    Честь тебе и слава —

    Ах, ты наш отец!

    Слушать, поселяне,

    К вам, невеждам, дряни,

    Сам держу я речь.

    Я — опора трона;

    Царству оборона

    Мой дворянский меч.

    Гнев мой возгорится —

    И король смирится...

    Вот какой храбрец!

    Ой, бедовый, право!

    Честь тебе и слава —

    Ах, ты наш отец!»

    («Le Marquis de Carabas» перев. Курочкина).

    Русский К. сохраняет в разные периоды своей истории отпечаток господствующих в то время общественных отношений. В 30-х годах он является непременной принадлежностью русских (и переводных) водевилей. Как и можно было ожидать, в эту эпоху николаевской реакции он почти не выходил из пределов обывательщины; водевилисты заставляли актеров распевать дифирамбы попечительному начальству: «Но вдруг Трепов генерал / Сбавить цену приказал. / И попались все в тиски / Господа дровяники». «Хуже водевильных куплетов на сцене, — писал Дружинин, — может быть только водевильный куплет вне сцены, — в книге, журнале и в памяти».

    60-е гг. — эпоха выступления на социальную арену радикальной разночинной интеллигенции — приносит с собой необычайный расцвет сатирического К. Переводится и приспособляется к русским нравам Беранже; особенно велика в этом отношении заслуга В. Курочкина (см.). Минаев, Курочкин, М. Л. Михайлов, Жулев и многие другие поэты пишут оригинальные куплеты на общественно-политические и литературные темы. Примыкает к этой фаланге и Некрасов: его «Нравственный человек» (1846), «Муж и жена», «Над чем мы смеемся», «Еще тройка», «Пропала книга», «Осторожность» — представляют собой характерные образцы русского сатирического куплета, особенно популяризировавшегося «Искрой».

    С наступлением реакции в начале 70-х гг., с разгромом революционно-демократического движения водевильный К. вновь выдвигается у нас в качестве вставного номера оперетты. При полупорнографическом характере, к-рый свойственен был вначале оперетте, инкорпорированный в нее куплет теряет свою сатирическую окраску и концентрируется вокруг обывательских и эротических тем. Щедрин рассказывает в «Господах Головлевых» (1871), «с какой неподражаемой наивностью Любинька своим маленьким голоском заявляла о желании быть подполковником».

    Эпоха военного коммунизма принесла с собой новый, к сожалению кратковременный, расцвет сатирического куплета (например у Демьяна Бедного — «Манифест Юденича», «Танька-Ванька», «Генерал Шкура» и многие другие, а также боевые и сатирические куплеты В. Князева, как например «Екатеринбург», «Сын коммунара», «Песня коммуны» и т. д.).

  37. Источник: Литературная энциклопедия



  38. Энциклопедический словарь

    КУПЛЕ́Т -а; м. [франц. couplet]

    1. Отдельная строфа стихотворения, песни. К. романса.

    2. мн. -купле́та, -ов. Сатирическая или юмористическая песенка на бытовую или политическую тему, обычно с повторяющимся припевом. Сочинить куплеты на злобу дня. Петь куплеты.

    Купле́тик, -а; м. Уменьш.-ласк.

    * * *

    купле́т

    (франц. couplet), строфа в песне. Куплеты — песенка весёлого, шуточного или сатирического характера.

    * * *

    КУПЛЕТ

    КУПЛЕ́Т (франц. couplet), строфа(см. СТРОФА) в песне. Куплеты — песенка веселого, шуточного или сатирического характера.

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Музыкальная энциклопедия

    (франц. couplet) - раздел (часть) песни, включающий одну строфу поэтич. текста и одно проведение мелодии (напева). К. повторяется далее с новыми строфами текста точно или с какими-либо изменениями. В результате образуется т.н. куплетная форма, к-рая лежит в основе строения большинства нар. песен мн. стран, а также мн. произведений проф. музыки, относящихся к песенному жанру. Периодич. муз. структура соединяется в куплетной форме с постоянным обновлением текста, порой сочетающимся с периодич. возвратами к одной и той же строфе - припеву. В этом случае куплет делится на два раздела - запев и припев. Очень распространено исполнение запева солистом, а припева хором (или первый раз солистом, а затем хором). Куплет структуры запев-припев чаще всего образует простую двухчастную форму (пример - Гимн Советского Союза). Встречается и форма периода неповторного строения; в этом случае запев образует 1-е, а припев - 2-е его предложение, во мн. случаях повторяющееся (пример - революц. песня "Смело, товарищи, в ногу!").

    Музыка К. при повторении может меняться. В рус. нар. песне, напр., нек-рым изменениям может подвергаться как мелодия, так и сопровождающие её подголоски. Это связано с импровизац. природой нар. исполнения. Песня при исполнении каждый раз как бы создаётся заново, и каждый исполнитель вносит в её создание долю своей личной инициативы. В проф. музыке изменения в куплетах могут быть трёх видов: варьирование сопровождения без изменения мелодии (пример - песня Варлаама "Как во городе то было во Казани" из оперы Мусоргского "Борис Годунов"; оркестр здесь отмечает характерные особенности содержания каждой строфы текста): варьирование мелодии, соответствующее развитию поэтич. сюжета, без существ. изменений в сопровождении (пример - песня Шуберта "Гретхен за прялкой"; в каждом из 3 куплегов композитор, воплощая чувство скорби, создаёт более напряжённые по выразительности фразы, достигает более высокой кульминации, фактура же сопровождения остаётся в основном без изменений); изменения и в мелодии, и в сопровождении (пример - романс Чайковского "Я ли в поле да не травушка была"). Варьирование куплетов приводит к куплетно-вариационной форме; коренясь глубоко в толщах нар. песни, оно питает самые распространённые типы развития в музыке - вариационный и вариантный (см. Вариации).

    В. П. Бобровский.

  41. Источник: Музыкальная энциклопедия



  42. Музыкальный словарь

    Видели вы когда-нибудь, как идут солдаты? Сначала они молча печатают шаг под команду командира, а потом над строем взвивается звонкий голос, запевающий бодрую солдатскую песню. Он поет несколько строф, а потом все подхватывают ее дружным хором. То, что поет один -- солист, -- это запев песни. Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как сложена песня? Особенно такая песня, которую можно петь многим вместе -- на демонстрации, в походе или вечером у пионерского костра. Она словно делится на две части, которые потом несколько раз повторяются. Эти две части -- запев или, иначе, куплет (французское слово couplet означает строфа) и припев, по-другому называемый рефреном (это слово тоже французское -- refrain). В хоровых песнях часто запев исполняется одним только певцом, а хор подхватывает припев. Состоит песня не из одного, а как правило, из нескольких куплетов. Музыка в них обычно не меняется или изменяется очень немного, а вот слова каждый раз другие. Припев же всегда остается неизменным и по тексту, и по музыке. Вспомните любую пионерскую песню или какую-нибудь из тех, что вы поете, выступая летом в поход, и проверьте сами, как она построена. Форма, в которой пишется подавляющее большинство песен, называется поэтому куплетной формой.

  43. Источник: Музыкальный словарь



  44. Большой Энциклопедический словарь

  45. Источник:



  46. Толковый словарь Даля

  47. Источник: