(Couplet; провансальское cobla, испанское copla, латинское copula, "связка") первоначально в музыке и поэзии соединение двух параллельных ритмических предложений. У трубадуров и труверов и в современных франц. "chansons" К. равнозначен со строфой, т. е. отделом стихотворения состоящим из симметрического соединения нескольких ритмических членов (стихов). В древне-французской "Chanson de geste" более или менее длинный ряд стихов созвучных или рифмованных называется куплетом.
Куплет в музыке — песня в коленном складе, написанная к первой строфе стихотворения и повторяемая при следующих его строфах. Эта легкая форма встречается особенно в комических операх, оперетках, водевилях. В конце каждого К. бывает припев (refrain).
(франц. couplet)
строфа в песне или стихотворении напевного характера. Целостная мелодия объединяет в песенном К. строки одной поэтической строфы. При повторении со следующими строфами поэтического текста мелодия может оставаться неизменной, но может и слегка варьироваться. В многоголосных куплетных песнях в последующих строфах изменениям могут подвергаться побочные голоса, в песнях с сопровождением — фактура сопровождения. К. нередко начинается запевом и завершается припевом.
Куплеты — песенка весёлого, шутливого или сатирического характера с повторяющимся припевом. К. применяются в водевиле, оперетте, в 20 в. существуют и как жанр эстрадной песни. Выдающиеся советские исполнители куплетов — В. Я. Хенкин, Б. С. Борисов, Л. О. Утёсов и др.
муж., франц. несколько стишков, отделение песни.
КУПЛЕ́Т, -а, муж.
1. Строфа песни, лирического стихотворения.
2. мн. Смешные сатирические песенки, исполняемые на эстраде, в водевиле, оперетте.
| прил. куплетный, -ая, -ое.
-а, м.
1.
Отдельная строфа стихотворения, песни.
Второй куплет [романса] был спет Паншиным с особенным выражением и силой. Тургенев, Дворянское гнездо.
2. мн. ч. (купле́ты, -ов).
Сатирическая или юмористическая песенка на бытовую или политическую тему, обычно с повторяющимся припевом.
В интересах сбора, о котором только и говорят, драматические актрисы унижаются до пения шансонеток, а трагики поют куплеты. Чехов, Скучная история.
Пел он [Шаляпин] романсы, русские народные песни , пел куплеты, шутки. Телешов, Записки писателя.
[франц. couplet]
соединение нескольких ритмических строк, отдельная строфа; стихи
Ср. Лицо Ефима так и осталось с тем выражением, с каким он кончил куплет.
Боборыкин. Ранние выводки. 12.
Ср. Иль Креза за столом
В куплете заказном
Трусливо величаешь?
А.С. Пушкин. Послание к Галичу.
Ср. Couplet (couple, чета) — сочетание, стих.
Ср. Copula (copulare, связать, сочетать) — связь.
См. крез.
КУПЛЕ́Т, куплета, муж. (франц. couplet).
1. Строфа песни, стихотворения.
2. только мн. Сатирические песенки злободневного содержания, исполняемые с эстрады или в оперетте, обычно с повторяющимся припевом (театр.).
м.
1.
Строфа стихотворения, песни, первоначально из двух, а затем из четырёх и более стихов.
2.
Стихотворение, состоящее из четверостишия с перекрестной рифмой (обычно на злободневную тему).
3.
Раздел песни, включающий всю мелодию целиком и соответствующий одной строфе стихотворного текста.
4.
см. тж. куплеты
КУПЛЕТ (франц. couplet) - строфа в песне. Куплеты - песенка веселого, шуточного или сатирического характера.
купле́т из франц. соuрlеt, возм., через нем. Соuрlеt (с 1801 г.; см. Шульц–Баслер 1, 119).
муж.
1) (строфа песни, стихотворения) verse, couplet, stanza
2) мн. куплеты (сатирические песенки) satiric(al) songsм. couplet;
~ы satirical songs.
м
1)(песни и т.п.) Strophe f
2) мн. ч. куплеты Couplet n, pl -s, Song m, pl -s
куплет м 1. (песни и т. п.) Strophe f c 2. мн. куплеты Couplet ( k u '' p l e: ] n 1, pl -s, Song m 1, pl -s
куплетCouplet
м.
(в песнях, стихотворениях) couplet m
м.
cuplé m
м.
1)stornello
2) мн. куплеты strofette umoristiche
КУПЛЕТ (франц. couplet — от «couple» — «пара») — первоначально в терминологии средневековой французской поэтики — строфа, построенная на парно рифмующихся двустишиях, позднее строфа, построенная как на парных, так и на пересекающихся рифмах (в последнем значении напр. у Пушкина), в частности — строфа, исполняемая в пении и связанная с определенным мотивом. Как элемент сценически-музыкального исполнения и как специальный жанр песенной сатиры К. получает широкое распространение не только во Франции, но и за пределами своей родины.
Французский водевильный К. возник совершенно самостоятельно из песенок, к-рым обязан водевиль (см.) самым своим названием. В XVI в. антрепренеры ярмарочных театров начали вставлять песенки в разыгрываемые пьесы; затем перешли к сочинению специальных пьес «с водевилями», т. е. с К., сначала находившимися в непосредственной связи с действием пьесы, а потом принявшими характер вставных номеров на злободневные общественные и политические темы. Если водевильные К. сочинялись в юмористическим стиле, то песенные начали принимать все более и более сатирический характер. Исполнение К. стали возлагать не на певцов, а на обыкновенных драматических актеров, уже не певших, а произносивших К. речитативом («говорком») под аккомпанемент оркестра. К. состояли обыкновенно из нескольких строф и «рефрена» (припева), повторяемого после каждой строфы. В таком виде его культивирует и Беранже, виднейший, непревзойденный мастер французского интимного и политического куплета. В качестве лучших образцов этого сатирического жанра должны быть указаны: «Le senateur» (1813) — в русском переводе Курочкина — «Знатный приятель», «Le Marquis de Carabas» (Маркиз де Карабас), «Le souvenir du peuple» (Народные воспоминания), «Le vieux caporal» (Старый капрал) и мн. др. К. Беранже трогательно воспевали трудовую жизнь французского мещанства, интимные радости его быта и зло бичевали как буржуазный порядок, так и в особенности чванливость и классовую ограниченность аристократической Реставрации:
«Из чужбины дальней
В замок феодальный
Едет — трюх-трюх-трюх —
На кобылке сивой
Наш маркиз спесивый,
Наш отец и друг.
Машет саблей длинной,
Но в крови невинной!...
Вот какой храбрец!
Ой, бедовый, право!
Честь тебе и слава —
Ах, ты наш отец!
Слушать, поселяне,
К вам, невеждам, дряни,
Сам держу я речь.
Я — опора трона;
Царству оборона
Мой дворянский меч.
Гнев мой возгорится —
И король смирится...
Вот какой храбрец!
Ой, бедовый, право!
Честь тебе и слава —
Ах, ты наш отец!»
(«Le Marquis de Carabas» перев. Курочкина).
Русский К. сохраняет в разные периоды своей истории отпечаток господствующих в то время общественных отношений. В 30-х годах он является непременной принадлежностью русских (и переводных) водевилей. Как и можно было ожидать, в эту эпоху николаевской реакции он почти не выходил из пределов обывательщины; водевилисты заставляли актеров распевать дифирамбы попечительному начальству: «Но вдруг Трепов генерал / Сбавить цену приказал. / И попались все в тиски / Господа дровяники». «Хуже водевильных куплетов на сцене, — писал Дружинин, — может быть только водевильный куплет вне сцены, — в книге, журнале и в памяти».
60-е гг. — эпоха выступления на социальную арену радикальной разночинной интеллигенции — приносит с собой необычайный расцвет сатирического К. Переводится и приспособляется к русским нравам Беранже; особенно велика в этом отношении заслуга В. Курочкина (см.). Минаев, Курочкин, М. Л. Михайлов, Жулев и многие другие поэты пишут оригинальные куплеты на общественно-политические и литературные темы. Примыкает к этой фаланге и Некрасов: его «Нравственный человек» (1846), «Муж и жена», «Над чем мы смеемся», «Еще тройка», «Пропала книга», «Осторожность» — представляют собой характерные образцы русского сатирического куплета, особенно популяризировавшегося «Искрой».
С наступлением реакции в начале 70-х гг., с разгромом революционно-демократического движения водевильный К. вновь выдвигается у нас в качестве вставного номера оперетты. При полупорнографическом характере, к-рый свойственен был вначале оперетте, инкорпорированный в нее куплет теряет свою сатирическую окраску и концентрируется вокруг обывательских и эротических тем. Щедрин рассказывает в «Господах Головлевых» (1871), «с какой неподражаемой наивностью Любинька своим маленьким голоском заявляла о желании быть подполковником».
Эпоха военного коммунизма принесла с собой новый, к сожалению кратковременный, расцвет сатирического куплета (например у Демьяна Бедного — «Манифест Юденича», «Танька-Ванька», «Генерал Шкура» и многие другие, а также боевые и сатирические куплеты В. Князева, как например «Екатеринбург», «Сын коммунара», «Песня коммуны» и т. д.).
КУПЛЕ́Т -а; м. [франц. couplet]
1. Отдельная строфа стихотворения, песни. К. романса.
2. мн. -купле́та, -ов. Сатирическая или юмористическая песенка на бытовую или политическую тему, обычно с повторяющимся припевом. Сочинить куплеты на злобу дня. Петь куплеты.
◁ Купле́тик, -а; м. Уменьш.-ласк.
* * *
купле́т(франц. couplet), строфа в песне. Куплеты — песенка весёлого, шуточного или сатирического характера.
* * *
КУПЛЕТКУПЛЕ́Т (франц. couplet), строфа(см. СТРОФА) в песне. Куплеты — песенка веселого, шуточного или сатирического характера.
(франц. couplet) - раздел (часть) песни, включающий одну строфу поэтич. текста и одно проведение мелодии (напева). К. повторяется далее с новыми строфами текста точно или с какими-либо изменениями. В результате образуется т.н. куплетная форма, к-рая лежит в основе строения большинства нар. песен мн. стран, а также мн. произведений проф. музыки, относящихся к песенному жанру. Периодич. муз. структура соединяется в куплетной форме с постоянным обновлением текста, порой сочетающимся с периодич. возвратами к одной и той же строфе - припеву. В этом случае куплет делится на два раздела - запев и припев. Очень распространено исполнение запева солистом, а припева хором (или первый раз солистом, а затем хором). Куплет структуры запев-припев чаще всего образует простую двухчастную форму (пример - Гимн Советского Союза). Встречается и форма периода неповторного строения; в этом случае запев образует 1-е, а припев - 2-е его предложение, во мн. случаях повторяющееся (пример - революц. песня "Смело, товарищи, в ногу!").
Музыка К. при повторении может меняться. В рус. нар. песне, напр., нек-рым изменениям может подвергаться как мелодия, так и сопровождающие её подголоски. Это связано с импровизац. природой нар. исполнения. Песня при исполнении каждый раз как бы создаётся заново, и каждый исполнитель вносит в её создание долю своей личной инициативы. В проф. музыке изменения в куплетах могут быть трёх видов: варьирование сопровождения без изменения мелодии (пример - песня Варлаама "Как во городе то было во Казани" из оперы Мусоргского "Борис Годунов"; оркестр здесь отмечает характерные особенности содержания каждой строфы текста): варьирование мелодии, соответствующее развитию поэтич. сюжета, без существ. изменений в сопровождении (пример - песня Шуберта "Гретхен за прялкой"; в каждом из 3 куплегов композитор, воплощая чувство скорби, создаёт более напряжённые по выразительности фразы, достигает более высокой кульминации, фактура же сопровождения остаётся в основном без изменений); изменения и в мелодии, и в сопровождении (пример - романс Чайковского "Я ли в поле да не травушка была"). Варьирование куплетов приводит к куплетно-вариационной форме; коренясь глубоко в толщах нар. песни, оно питает самые распространённые типы развития в музыке - вариационный и вариантный (см. Вариации).
В. П. Бобровский.Видели вы когда-нибудь, как идут солдаты? Сначала они молча печатают шаг под команду командира, а потом над строем взвивается звонкий голос, запевающий бодрую солдатскую песню. Он поет несколько строф, а потом все подхватывают ее дружным хором. То, что поет один -- солист, -- это запев песни. Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как сложена песня? Особенно такая песня, которую можно петь многим вместе -- на демонстрации, в походе или вечером у пионерского костра. Она словно делится на две части, которые потом несколько раз повторяются. Эти две части -- запев или, иначе, куплет (французское слово couplet означает строфа) и припев, по-другому называемый рефреном (это слово тоже французское -- refrain). В хоровых песнях часто запев исполняется одним только певцом, а хор подхватывает припев. Состоит песня не из одного, а как правило, из нескольких куплетов. Музыка в них обычно не меняется или изменяется очень немного, а вот слова каждый раз другие. Припев же всегда остается неизменным и по тексту, и по музыке. Вспомните любую пионерскую песню или какую-нибудь из тех, что вы поете, выступая летом в поход, и проверьте сами, как она построена. Форма, в которой пишется подавляющее большинство песен, называется поэтому куплетной формой.