«Панегирик»

Панегирик в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Панегирик»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Современная энциклопедия
  12. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  13. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  19. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  20. Литературная энциклопедия
  21. Энциклопедический словарь
  22. Реальный словарь классических древностей
  23. Энциклопедия социологии
  24. Толковый словарь по социологии
  25. Большой Энциклопедический словарь
  26. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    Греки заимствовали у египтян обычай говорить речи при погребении усопших и создали впоследствии из этого обычая особый род литературы и ораторского искусства. Уже во времена Солона такого рода речи при общественных похоронах произносились не кем-нибудь случайно, а известным лицом, по назначению. "De moribus aut bene, ant nihil" говорили римляне, и надгробные речи их всегда отличались похвалами, причем первоначальная искренность уступала место риторике, по мере того, как речи эти приобретали официальный характер и стали служить предлогом для похвалы живым. Из панегирических речей древности особенно замечательны речь Перикла в честь павших при Марафоне и Саламине (у Фукидида) и речь Лизия в похвалу сражавшимся с Коринфом. Эти речи имели главным образом целью воодушевить афинян к новым жертвам для блага и спасения отечества. В точном смысле слова П. (от pan — вес и agora — афинский форум) стали называть речь, произносимую перед народом в честь какого-либо лица, города или нации и содержащую в себе похвалу, без примеси критики. Из памятников такого красноречия в Греции сохранился до нашего времени только П. Афинам Изократа (386 г. до Р. Хр.). В римской литературе знаменит П. Траяну Плиния Младшего, по случаю назначения его консулом — образец тонкой и остроумной лести. "Жизнь Агриколы" Тацита — другой пример П. в римской литературе, но уже без всякой примеси лести живому. С распространением христианства похвальное слово умершим приобретает все более характер апологии религии и наставления живым, в духе веры и церковных установлений. Отсюда получили начало П. в день праздника того или другого святого, и те же начала легли в основание житий святых. П. святым и царям пестрели риторическими украшениями и производили на массу впечатление тем более сильное, чем меньше они походили на действительность. В XVI и XVII в. входит в обычай, сочинять панегирики или похвальные слова юмористического и сатирического содержания: например похвала пьянству, подагре, животным и растениям (кошки, крысы, мыши). Особенно знаменита сатира в форме панегирика — "Похвала глупости" Эразма Роттердамского. В XVII в. во Франции вследствие особых условий усиления королевской власти развилась придворная панегирическая хвалебная поэзия. В XVIII в. даже Вольтер, Дидро, Д'Аламбер и др. знаменитые философы века писали П. Екатерине II, Фридриху Великому и т. п. С другой стороны, мелкие литераторы и стихотворцы сочиняют П. Вольтеру и другим значительным лицам и вельможам. Из памятников XVII в. во Франции особенно известны П. Боссюэта священной королевской власти. Другой современник Людовика XIV, Буало, издал в 1666 г. сборник "Discours au roi" — П. королю и монархии. XVII в. создал во Франции специальную литературу академических речей или "похвальных слов", представляющих ряд риторических П. выдающимся государственным деятелям, воинам, ученым, поэтам и т. д. Особенной известностью и значением пользуются собрания такого рода речей Кондорсе, Д'Аламбера, и других академиков. Обычай произносить в торжественные и праздничные дни похвальные слова с целью поучения и назидания перешел и к нам и получил значительное развитие в проповеди, а затем в литературе и даже поэзии XVII и XVIII вв. Проповеди Феофана Прокоповича представляют почти всегда П. Петру. Наука и литература долгое время еще нуждались у нас в покровительстве сильных и знатных; отсюда восторженные П. Петру, Елизавете, Екатерине II и вельможам, сподвижникам этих государей. Зависимость ученых и поэтов от милостей двора создает особый род придворной, панегирической, т. е. неумеренной в похвалах и льстивой литературы. В некоторых одах, напр. Елизавете Петровне, восторженные, превышающие всякую меру похвалы до известной степени служат отголосками общественного настроения, видевшего в воцарении "Петровой дщери" наступление нового, лучшего периода русской истории. Оды и послания Ломоносова (к Шувалову и др.), при всей своей риторичности, также имеют серьезное общественное значение и одушевлены любовью к науке и просвещению. Но этого нельзя сказать о большинстве панегиристов, искателей теплых мест; их льстивые П. не отличаются ни содержанием, ни стилем. Панегирическая литература XVIII в. имеет у нас особенно видного представителя в лице Державина. В XIX в. П. в настоящем смысле слова исчезает.

    С. Б—т.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    [от греч. panegyrikós (lógos) — хвалебная речь на всенародном торжественном собрании], энкомий (от греч. enkómion — восхваление), хвалебная речь. Название происходит от одной из известнейших речей Исократа(380 до н. э.). Практика и теория П. усиленно разрабатывалась античной риторикой (См. Риторика):выделялись различные виды П. (похвала царям, богам, городам, животным и прочему, речи приветственные, поздравительные, утешительные и прочее) и систематизировались различные мотивы П. (так, в восхваляемом человеке отдельно разбирались качества телесные и духовные, врождённые и благоприобретенные, действия на войне и в мире, в суде и в совете и т. д.); аналогично строился и противоположный литературный жанр — поношение, или Инвектива. С очень раннего времени приобрели популярность П. парадоксальные и пародические («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского (См. Эразм Роттердамский), местами оборачивающаяся памфлетом). В средние века техника П. использовалась в житиях святых (См. Жития святых), в эпоху Возрождения — в политической публицистике; в эпоху классицизма 17—18 в. П., прославляющий просвещённого монарха, достигает расцвета (Ж. Б. Боссюэ и Ж. Б. Массийон во Франции, М. В. Ломоносов, Ф. Прокопович, Г. Конисский в России); но затем жанр П. быстро вырождается и теряет всякое общественное значение, сохраняясь лишь в юбилейных речах. В более широком смысле слова П. называется всякое восхваление, независимо от жанра, в котором оно выражено (например, в оде (См. Ода)).

    М. Л. Гаспаров.

    В литературах народов Востока П. как поэтическая форма хвалы богу и власти складывается в глубокой древности (например, в шумерской литературе — в 3-м тыс., в древнеегипетской— на рубеже 21—18 вв., в хеттской —в 18 в. до н. э.). В наиболее классической форме панегирическая поэзия развилась в персидской литературе: придворная Касыда начиная с Рудаки (особенно Анвари и др.), религиозно-философская касыда Насира Хосрова, суфийская Газель -восхваление богу. Основные черты эволюции П. в поэзии на фарси повторяются во всех мусульманских литературах (арабской, турецкой, урду и др.). Типологические черты П. проявляются и в литературах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (например, бирманские жанры могун и пьоу).

    И. С. Брагинский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. панеги́рик;
    2. панеги́рики;
    3. панеги́рика;
    4. панеги́риков;
    5. панеги́рику;
    6. панеги́рикам;
    7. панеги́рик;
    8. панеги́рики;
    9. панеги́риком;
    10. панеги́риками;
    11. панеги́рике;
    12. панеги́риках.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж., греч. безусловная похвала, похвальное слово. Каждый из вновь избранных французских академиков обязан читать панегирики своему предместнику. Панегирист, сочинитель панегирического слова.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ПАНЕГИ́РИК, -а, муж.

    1. Ораторская речь хвалебного содержания (устар.).

    2. перен. Восторженная и неумеренная похвала (книжн.).

    | прил. панегирический, -ая, -ое.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Хвалебная речь как литературный жанр в античной поэзии.

    2.

    Восхваление как литературный или ораторский прием в 18 в.; похвальное слово.

    || перен. книжн.

    Восторженно-хвалебный отзыв о ком-, чем-л., чрезмерное восхваление кого-, чего-л.

    Панегириков Грановскому не нужно, и потому разбор наш будет совершенно чужд хвалебного элемента. Чернышевский, Сочинения Т. Н. Грановского.

    Близко работавшие с К. П. Боклевским хорошо знают, что этот адрес не есть обычный юбилейный панегирик. А. Крылов, Памяти К. П. Боклевского.

    [греч. πανηγυρικός]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    похвальное слово

    Панегирист — произносящий его

    Ср. Вот и он, вот и он! Очень рад видеть вас... Маша все рассказала, она тут спела вам целый панегирик.

    А.П. Чехов. Моя жизнь. 9.

    Ср. В наборе общих фраз можно заметить много усердия панегиристов, но зато и совершенное отсутствие в них наблюдательности.

    Лесков. Владычный суд. 15.

    Ср. Как ни упорен язык мой на панегирики, твое желание (сказать тебе похвальное слово) одушевляет меня... красноречием.

    Марлинский. Испытание.

    Ср. Лучшею одою, лучшим панегириком Елизавете были благословения народные. Вскоре забыли о кровавой бироновщине...

    П.И. Лажечников. Ледяной дом. 4, 13.

    Ср. Panégyrique — похвальное слово (напр. речь вновь избранного академика — предместнику своему во Франции).

    Ср. Πανηγυρίζω (находиться) — говорить на торжественном празднике.

    Ср. Πανήγυρις (παν, все — αγυρις (собрание) — народный праздник.

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    ПАНЕГИ́РИК, панегирика, муж. (греч. panegyrikos).

    1. Ораторская речь хвалебного содержания, похвальное слово (ист. лит.).

    2. перен. Восторженно-хвалебный отзыв о ком-чем-нибудь, восторженная и часто неумеренная похвала (книжн.). «Маша все рассказала, она тут спела вам целый панегирик.» Чехов.

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Ораторская речь хвалебного содержания; похвальное слово в честь кого-либо (в Древней Греции и Древнем Риме).

    2.

    перен.

    Восторженно-хвалебный отзыв о ком-либо, чем-либо, восторженная - и часто неумеренная - похвала.

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    ПАНЕГИРИК (от греч. panegyrikos logos - похвальная публичная речь) - 1) литературный жанр: хвалебная речь (античность - 18 в.).

    2) Всякое восхваление в литературном произведении (напр., в оде) или выступлении. С 19 в. - неоправданное восхваление.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Современная энциклопедия

    ПАНЕГИРИК (от греческого panegyrikos logos - похвальная публичная речь), 1) литературный жанр: хвалебная речь (с античности до 18 в.); поэтическое восхваление божества или власти на Востоке в древности или средневековье (придворная касыда или суфийская газель). 2) Всякое восхваление в литературном произведении (например, в оде) или выступлении. С 19 в. неоправданное восхваление.

  21. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  22. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  23. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  24. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    панеги́рик начиная с Петра I; см. Смирнов 217. Через польск. раnеgirуk "похвальная речь" из лат. panēgyricus от греч. πανηγυρικός (λο?ος): πανήγυρις "всеобщее народное собрание".

  25. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  26. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. panegyric, eulogyм. panegyric, eulogy.

  27. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    панегирик м Loblied n 1b, Lobrede f c

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Loblied n, Lobrede f

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    panégyrique m

  33. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  34. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    panegírico m

  35. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  36. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    panegirico

  37. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  38. Литературная энциклопедия

    Панегирик

    ПАНЕГИРИК (греческое panegyrikos, от panegyris — «всенародное торжество») — всякое чрезмерное, безоговорочное и некритическое восхваление. В истории литературы и главным образом ораторского искусства — использование тех или иных словесных форм в целях агитационно-пропагандистского превознесения и восхваления отдельных лиц, событий и т. д. П. питается чаще всего атмосферой общественного раболепства и политической угодливости, стремлением утвердить в сознании широкого круга слушателей или читателей существующий общественный порядок путем идеализации его отдельных наиболее крупных и характерных представителей.

    Однако в революционных выступлениях молодой буржуазии мы встречаемся и с другим применением П. — с панегирическим восхвалением тех или иных форм общественного порядка или тех или иных общественных деятелей (напр. Спарты, древнего Рима, Гракхов, Брута и т. п.) — как с формой скрытой критики существующего строя и пропаганды идей демократической республики.

    В древней Греции панегирик вырос из хвалебных речей в честь устроителей различных народных торжеств, в частности олимпийских игр, театральных представлений и т. д. В формах ораторской речи П. расцветает как орудие патриотической политики в речи Перикла в честь павших героев Саламина и Марафона. Средством классово-политической агитации он является в знаменитой речи Исократа (486—338 до нашей эры), призывавшей к созданию эллинского политического единства против варваров и т. п. Римский П. развивался преимущественно в обстановке императорского режима с его обожествлением личности монарха как носителя идеи государственности. Вполне естественно, что здесь мы встречаем обращенность П. прежде всего к персоне императора или его крупнейших приближенных. Таков например принадлежащий Плинию Младшему панегирик Трояну — образец дипломатической лести, социального раболепства и неумеренной восторженности. Ораторский П. в Риме дополняется также литературным, как например «Биография Агриколы» Тацита (около 55 нашей эры), гекзаметры в честь Мессалы, которые приписывались Тибуллу, панегирические мотивы в поэзии Горация, Овидия и т. д.

    Христианская лит-pa древности и средневековья использует панегирические приемы в целях религиозно-политической пропаганды, восхваляя различных святых, отцов церкви и т. п. П. находит себе благодарный материал и в эпоху феодализма, но в особенности он расцветает на абсолютистской почве, где он охватывает самые различные литературные жанры и находит своих блестящих представителей в лице таких мастеров ораторской речи, как Сено, Бурдалу, Флешье, Массильон, Боссюэт и т. д. (XVII в.). В эту же эпоху чрезвычайно распространяются различные виды придворно-панегирической поэзии, которая надолго переживает абсолютистскую систему и бытует в ряде стран вплоть до наших дней.

    В феодально-помещичьей России панегирик имел таких ярких представителей, как Феофан Прокопович с его речами в восхваление Петра I, Державин с его панегирическими одами и т. д. Своеобразной формой панегирика являются академические речи и похвальные слова в честь представителей науки, возникшие в своеобразных условиях иерархически-кастовой организации научной работы в эпоху абсолютизма (особенно во Франции).

    Особой формой следует считать П. пародийные, к-рые служили в руках идеологов общественно-политической оппозиции средством развенчать и предать осмеянию своих классовых противников. Таково например «Похвальное слово глупости» Эразма Роттердамского (1509) или «Похвальное слово страсти к деньгам» фон Деккерса, известное в немецком издании 1703, и т. д. Наряду с пародийным П. подымающаяся революционная буржуазия создает охарактеризованные выше формы серьезного панегирика, представленного напр. в речах деятелей Великой французской революции.

    В наши дни капиталистический Запад широко использует панегирические приемы в политической борьбе, пытаясь воздействовать на широкие трудящиеся массы. Основными средствами здесь являются ораторская речь и периодическая печать, в первую очередь газета. П. как средство парламентарско-выборной борьбы, националистической и шовинистической пропаганды и т. д. является спутником и непременной принадлежностью фашистско-капиталистического строя, в котором он принимает особенно отвратительные и лицемерные формы. Ораторскому искусству пролетариата П. как некритическое восхваление общественных явлений или общественных деятелей чужд по самой своей сущности. Этим нисколько не отрицается конечно возможность и наличие в ораторском искусстве пролетариата образцов, воздающих должное великим революционным деятелям и событиям.Библиография:

    I. Panegyrici veteres latini (ed. E. Bahrens), Lpz., 1874.

    II. Ruhl H., De XII panegyricis latinis Auclam, 1868; Pichon R., Les derniers ecrivains profanes, P., 1906.

  39. Источник: Литературная энциклопедия



  40. Энциклопедический словарь

    ПАНЕГИ́РИК -а; м. [греч. panēgyrikos (logos) речь на всенародном собрании]

    1. Хвалебная речь как литературный жанр в античной поэзии.

    2. Восхваление как литературный или ораторский приём в 18 в.; похвальное слово. Восторженный п. // Книжн. Восторженно-хвалебный отзыв о ком-, чём-л., чрезмерное восхваление кого-, чего-л. Юбилейный п.

    Панегири́ческий, -ая, -ое. Книжн. П-ие произведения.

    * * *

    панеги́рик

    (от греч. panēgyrikós lógos — похвальная публичная речь), 1) литературный жанр: хвалебная речь (античность — XVIII в.; в России — М. В. Ломоносов, Феофан Прокопович; классические формы на Востоке — придворная касыда и суфийская газель).2) Всякое восхваление в литературном произведении (например, в оде) или выступлении. С XIX в.— неоправданное восхваление.

    * * *

    ПАНЕГИРИК

    ПАНЕГИ́РИК (от греч. panegyrikos logos — похвальная публичная речь),

    1) литературный жанр: хвалебная речь (античность — 18 в.).

    2) Всякое восхваление в литературном произведении (напр., в оде) или выступлении. С 19 в. — неоправданное восхваление.

  41. Источник: Энциклопедический словарь



  42. Реальный словарь классических древностей


    • Πανηγυρικòς λόγος,

    panegyricus, речь изысканного содержания, произносимая с блестящей дикцией, по всем правилам риторического искусства, в торжественном собрании (πανήγυρις), рассчитанная на то, чтобы понравиться множеству слушателей. Quint. 2, 10, 11. Предмет такой речи имел отношение к празднику или к празднующему народу; в речи прославлялись деяния и стремления народа, чтобы этим возбудить в нем патриотизм и соревнование. Впоследствии такие речи относились и к частным лицам, почему они получили характер похвального слова. К таким панегирикам причисляют: Όλυμπιακός и Πυθικός — Горгия, Όλυμπιακός и λόγοι πανηγυρικοί — Лизия, Πανηγυρικός — Исократа, Παναθηναϊκός — Аристида. Этот род красноречия перешел из Греции в Рим. Самое важное сочинение этого рода, имеющее историческое значение, есть Panegyricus Плиния Младшего, в котором он благодарит Траяна за назначение его консулом. Впоследствии речи такого рода нередко носили характер низкопоклонничества, хотя все еще сохраняли прежнюю внешнюю отделку, как это видно в 12 сохранившихся от 3 в. от Р. X. речах, которые суть не что иное, как благодарственные адресa, поднесенные императорам галльскими городами; они были написаны по заказу известными ораторами Галлии, напр., Евмением (см. Эвмений). Издание латинских panegyrici в новейшее время Bährens'a (1874).

  43. Источник: Реальный словарь классических древностей



  44. Энциклопедия социологии

    (от греч. panegyrikos logos - хвалебная публичная речь) - англ. panegyric; нем. Panegyrikus. 1. У древних греков и римлян - патриотическая речь, восхваляющая подвиги предков, величие народов и т. д. 2. Хвалебная речь, публичное восхваление к.-л. 3. Восторженная и неумеренная похвала.

  45. Источник: Энциклопедия социологии



  46. Толковый словарь по социологии

    (от греч. panegyrikos logos - хвалебная публичная речь) - англ. panegyric; нем. Panegyrikus. 1. У древних греков и римлян - патриотическая речь, восхваляющая подвиги предков, величие народов и т. д. 2. Хвалебная речь, публичное восхваление к.-л. 3. Восторженная и неумеренная похвала.

  47. Источник: Толковый словарь по социологии



  48. Большой Энциклопедический словарь

  49. Источник:



  50. Толковый словарь Даля

  51. Источник: