Словарь Брокгауза и Ефрона

    (от греч. κοινός — общий, и βιός — жизнь) — название нынешних так называемых общежительных монастырей, в которых братия не только стол, но и одежду и т. п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а, со своей стороны, весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря. Не только простые монахи, но и настоятели таких монастырей ничем не могут располагать на правах собственности; их имущество не может быть ими ни завещаемо, ни раздаваемо. Настоятели в таких монастырях избираются братией монастыря и лишь утверждаются в должности, по представлению епархиального архиерея, св. синодом. Подробно положение этих монастырей определено указом св. синода от 20 марта 1862 г., текст которого см. в "Обозрении церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству" Я. Ивановского (СПб., 1893, стр. 18).

    Н. Б-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Толковый словарь Даля

    жен. общежительный монастырь. Кановиарх муж. настоятель, игумен киновии. Каноник муж., церк. причастный стих.

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    кино́вия кено́вия "монастырь, обитель" (Мельников), цслав. киновие ср. р. Из греч. κοινόβιον; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 87. Др.-русск. кеновиархъ "настоятель" (Грефений, РФВ 13, 35) из греч. κοινοβιάρχης; см. Фасмер, там же.

  5. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  6. Энциклопедический словарь

    КИНОВИЯ

    КИНОВИ́Я (греч. koinobios — общежитие, от koinos — общий и bios — жизнь), общежительное монашество(см. МОНАШЕСТВО), одна из двух основных форм монашества, при которой монахи объединены в общину — монастырь во главе с духовным наставником (настоятелем — игуменом(см. ИГУМЕН (настоятель)) или аббатом(см. АББАТ)) и соблюдают определенный устав (правило), регламентирующий распорядок дня, богослужение, питание, одежду и занятия братьев.

    Родоначальником киновийного монашества является св. Пахомий Великий(см. ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ) (умер 348), основавший мужской и женский общежительные монастыри в Тавенниси в Египте, для которых написал краткий устав. К 4 в. относится общежительное правило святого Василия Великого(см. ВАСИЛИЙ Великий), распространившееся в монастырях Малой Азии, в котором предписывались общая молитва, физический труд, изучение Священного Писания и христианского богословия, умеренная аскетическая практика и проповедь в миру. Эти два устава послужили образцом для монашеских уставов Восточной церкви (Иерусалимского устава святого Саввы Освященного, Студийского устава святого Федора Студита, введенного на Руси Феодосием Печерским(см. ФЕОДОСИЙ Печерский), и др.) и оказали большое влияние на западное монашество.

    Опыт восточных подвижников, обобщенный в трудах Иоанна Кассиана(см. ИОАНН КАССИАН), оказал существенное влияние на галльское монашество, возникшее в 5—6 вв. на юго-востоке Галлии с центром в Лерине(см. ЛЕРИН). В окрестностях Рима в начале 6 в. было составлено «правило учителя», которое легло в основу устава св. Бенедикта Нурсийского(см. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ). Фундамент монастырской учености, в центре которой стояло чтение и правильное осмысление Священного Писания, был заложен в Италии в 6 в. Кассиодором и папой Григорием I Великим(см. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ), автором «Моральных толкований на книгу Иова» — главного средневекового свода монашеской духовности. Самостоятельная монашеская традиция, которую отличала невероятная строгость аскезы(см. АСКЕЗА), сложилась в Ирландии в 5—6 вв. В 7 в. благодаря миссии святого Колумбана(см. КОЛУМБАН) в галльских монастырях стало распространяться «смешанное правило», включавшее наряду с уставом св. Колумбана также и устав св. Бенедикта. Монастырская реформа Бенедикта Анианского и клюнийская реформа(см. КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА) закрепили вплоть до начала 12 в. доминирующее положение устава св. Бенедикта. Стремление совместить монашескую аскезу с пастырским служением в миру привело к распространению с 12 в. устава св. Августина(см. АВГУСТИНА СВЯТОГО УСТАВ). Поскольку 4-й Латеранский собор 1215 запретил создание орденов на основании новых уставов, практически все нищенствующие ордена(см. НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА) 13 в. избрали устав св. Августина. Нищенствующие ордена, а также позднее иезуиты(см. ИЕЗУИТЫ) отказались от многих элементов киновии ради активности братьев в миру. См. также Типикон(см. ТИПИКОН).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Толковый словарь Даля

  9. Источник: