в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, П. при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации; П. сближается со сказкой (См. Сказка) и легендой (См. Легенда), хотя вымысел в нём отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес. Не замыкаясь в рамках бытового повествования, П. включает общественные мотивы. Различают П. исторические (например, о Жанне д'Арк, Иване Грозном, А. В. Суворове) и топонимические (о происхождении названий, например, городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Широко использовались в древнерусской литературе, в произведениях А. С. Пушкина, Н. С. Лескова, П. П. Бажова и др. В науке проведена систематизация П. и близких ему жанров (указатели И. Р. В. Синнинге, Р. Т. Кристиансена, Л. Симонсури — Финляндия).
Лит.: Чистов К. В., Проблема категорий устной народной прозы несказочного характера, «Fabula», 1967, Bd 9, Н. 1—3; Соколова В. К., Русские исторические предания, М., 1970; lolles A., Einfache Formen, 2 Aufl., Halle, 1956.
В. П. Аникин.
ПРЕДАНИЕ, предать и пр. см. предавать.
ПРЕДА́НИЕ, -я, ср. Переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Народное п. Семейное п.
1)
-я, ср.
Действие по глаг. предать (во 2 и 3 знач.).
[Цель] нашего ордена есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства. Л. Толстой, Война и мир.
Прения разгорались. Одни требовали для Завьялова строгого выговора, другие — исключения из партии и предания суду военного трибунала. Шолохов-Синявский, Волгины.
2)
-я, ср.
Устный рассказ, история, передающиеся из поколения в
поколение.
Библейское предание. Семейное предание.
□
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. Пушкин, Руслан и Людмила.
Если верить преданиям, прадед наш, человек богатый, только под старость переселился из-под Курска в Суходол. Бунин, Суходол.
живое предание предание, которое живо в устах народа, не забыто.
- отойти в область предания
ПРЕДА́НИЕ, предания, ср. (книжн.).
1. только ед. Действие по гл. предать-предавать. Предание суду. Предание земле.
2. Рассказ, поверье, переходящее от одного поколения к другому в устной передаче. Древнее предание. «Преданья старины глубокой.» Пушкин. «Свежо предание, а верится с трудом.» Грибоедов. Живое предание см. живой).
I
ср.процесс действия по гл. предать
II
ср.1.
Рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению в устной форме.
2.
устар.Традиция, традиционное установление, порядок, правило.
ПРЕДАНИЕ - жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации. Ср. с легендой.
ПРЕДАНИЕ, в народно-поэтическом творчестве вид сказания, содержащего сведения об исторических лицах, местностях, событиях прошлого. Вымысел в преданиях отличен от сказочной фантастики и легендарных "чудес".
I ср. legend;
tradition II ср. handing over, committing предание забвению предание земле предание смерти предание судуlegend;
tradition;
I с
(легенда) Sage f, Legende f, (mündliche) Überlieferung f
по преданию — laut Überlieferung
II спредание суду — Übergabe f an das Gericht
предание земле — Beerdigung f, Bestattung f
предание II с: предание суду Übergabe f c an das Gericht предание земле Be|erdigung f c, Bestattung f cпредание I с (легенда) Sage f c, Legende f c, (mündliche) Überlieferung f c по преданию laut Überlieferung
I с.
(рассказ, поверье) tradition f, légende f
по преданию — selon la légende
•
•
живое предание — tradition vivante
отойти в область предания — tomber vi (ê.) dans l'oubli
II с.(действие)
предание суду — mise f en jugement, mise en accusation; renvoi m devant le tribunal
предание земле — inhumation f
I с.
entrega f
преда́ние суду́ — entrega a los tribunales
преда́ние земле́ — inhumación f
преда́ние огню́ — quemadura f
преда́ние забве́нию — entrega al olvido
II с.(рассказ, поверье) tradición f, leyenda f
•
•
живо́е преда́ние — leyenda viva
отойти́ в о́бласть преда́ния — caer en olvido (en un pozo)
свежо́ преда́ние, да ве́рится с трудо́м — ≈ descalábrame con eso
I с.
предание суду — rinvio a giudizio
предание земле — inumazione f, tumulazione f
II с.(история, рассказ) leggenda f; tradizione f(традиция)
по преданию... — secondo la leggenda; come vuole la tradizione...
отойти в область предания — divenire un pallido ricordo; fare il suo tempo(отжить свое)
•
•
свежо предание, а верится с трудом — stento a crederlo
ПРЕДАНИЕ (укр. — оповідання, нем. — Sage, фр. и англ. — tradition, греч. — paradosis, по народной терминологии — «досюльщина», «быль», «бывальщина») — «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг жанров, четко обособившихся: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок, легенд и анекдотов. П. — термин, применяемый к произведениям устного творчества и по аналогии переносимый на соответственные произведения литературы (памятники древней письменности, излагающие мало достоверные события). Цель народного П. — закрепить в потомстве прошлое, поэтому в соответствующей среде к нему относятся обычно с известным доверием (в отличие напр. от сказки и анекдота, к-рым не верят). Количество народных П. безгранично, но по содержанию их можно разбить на несколько групп: 1. П. мифические (см. «Мифология»). Это, помимо рассказов о богах, — рассказы о небе и его явлениях, о душе и теле, о борьбе духов, о нечистой силе, о душах усопших, о народных святых вроде Фрола и Лавра, Пятницы и т. п. 2. П. натуралистические: этиологические сказания о происхождении растений, животных, птиц, рыб, предметов или их свойств, о фантастических животных (птица Феникс, Жар-птица, Левиафан), о чудесных народах (одноглазые, псоглавцы, гоги и магоги) и др. 3. П. исторические, особенно многочисленные. К ним относятся П. географические (о названиях местностей, городов, урочищ: Киев от Кия, Париж от Париса и т. д.), о вещевых памятниках (кладах, монастырях, могильниках, храмах и т. п.), об обычаях (обряды посвящения у примитивных народов, брачные, похоронные обряды и др.), о подлинно исторических событиях (о татарах, о войнах), о разных исторических лицах (об Александре Македонском, Наполеоне, Аттиле, Велизарии, Колумбе, Жанне д’Арк), о генеалогии народностей или героев (франки от троянцев, датчане от Одина, Рюрик от Августа и др.), П. о полезных ископаемых (например у Геродота о богатстве севера золотом и янтарем у берегов Северного моря). Классовая борьба захватывала исторические предания в свой водоворот, делая из них либо оружие порабощения и обмана угнетаемых классов (феодальные предания о шапке Мономаха, о белом клобуке, о благородстве царей), либо фокус притяжения симпатий, чаяний освобождения и светлого будущего у классов угнетенных (например крестьянские П. о Степане Разине, о Пугачеве и др. героях народных восстаний). Октябрьская революция породила ряд революционных преданий о героизме гражданской войны, о красных партизанах, о вождях революции, о коммунистах (бакинских комиссарах, Чапаеве, Дзержинском и др.), в классово-враждебной среде распространялись и контрреволюционные П. (о рождении чорта, антихриста, обновленных иконах и т. п.). Большой круг П., широко захвативших не только СССР, но и народы Востока, вызвала героическая личность В. И. Ленина. Народные П., отражая черты производственных, бытовых, общественных и классовых отношений разных стадий прошлого, представляют богатейший исторический источник. Хранятся народные П. в широких слоях населения, но бывают особые их знатоки, люди, обладающие иногда огромной памятью. Самое рассказывание народных П. не является самоцелью, а происходит при подходящем случае на сборищах, посиделках и т. п. Бытование народного П. происходит волнами: то П. замирает, то под влиянием общественно-политического толчка вновь оживает. Есть П., странствующие по всему земному шару (о потопе и др.), есть узко-местные П. Творческий процесс создания П. совершается по сегодняшний день. П. насыщены наши древние исторические (летописи, хронографы, палеи и др.) и литературные памятники (апокрифы, сказания, повести, романы). П. служит богатым источником сюжетов и образов мировой художественной литературы (например «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Бокаччо, «Сон в Иванову ночь» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Пан Тадеуш» Мицкевича, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и мн. др.).Библиография:
I. Тексты русских П. разбросаны по сборникам сказок, легенд, напр.: Садовников Д. Н., Сказки и предания Самарского края, СПБ, 1884; Афанасьев А. Н., Народные русские легенды, М., 1859, и Казань, 1914; Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения Сев.-зап. края, т. II, СПБ, 1893; Добровольский В. Н., Смоленский этнографический сборник, ч. 1, СПБ, 1891. Большой материал текстов и исследований по П. народов СССР находится в фольклорных журналах и сборниках: «Живая старина», «Сибирская живая старина», «Этнографическое обозрение», «Етнографічній вістник», «Материалы для описания местностей и племен Кавказа», «Етнографічній збірник», «Известия Моск. общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» и др.
II. Народные П. собирались и изучались неравномерно. Отправные издания: Grimm, Br., Deutsche Sagen, 2 Teile, Berlin, 1816—1818, 4 Aufl., 1906; Danhardt O., Natursagen, eine Sammlung naturdeutender Sagen, Marchen, Fabeln und Legenden, Lpz., I—IV, 1907—1912; Wehrhan K., Die Sage, Lpz., 1908; Paul H., Grundriss der germ. Philologie, Bd II, 2 Aufl., Strasburg, 1901—1905. См. также «Мифология».
III. Библиографии русских П. нет. Их надо разыскивать по общим библиографиям фольклора, напр.: Бродский H., Гусев H., Сидоров H., Русская устная словесность, Л., 1924.
ПРЕДАНИЕ
1.ПРЕДА́НИЕ см. Преда́ть.
2.ПРЕДА́НИЕ;ПРЕДА́НЬЕ, -я; ср.
1. Устный рассказ; история, передающаяся из поколения в поколение. П. гласит. Хранить п. Библейское п. Семейное, народное п. Древнее п. Живое п. (предание, которое живо в устах народа, не забыто). Отойти в область преданий (перестать существовать, употребляться; исчезнуть). * Преданья старины глубокой (Пушкин). Свежо предание, а верится с трудом (Грибоедов).
2. Лит. Жанр фольклора; повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Исторические предания. Топонимические предания. П. сближается со сказкой и легендой.
◁ По преда́нию, в зн. вводн. словосоч. Как говорят, по рассказам. В Смоленске, по преданию, жили кривичи.
* * *
преда́ниежанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации. Ср. с легендой.
* * *
ПРЕДАНИЕПРЕДА́НИЕ, жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации. Ср. с легендой(см. ЛЕГЕНДА (предание)).
Предание см. Евангелие от Матфея (I,2) см. Масоретский текст см. Священное Писание (II,С) см. Библия (II,4; III,4).
пред’ание — человеческое учение и заповеди старцев (Мат.15:2,3,6; Мар.7:3,5,8,9,13; Гал.1:14; Кол.2:8 ), а также истинное учение, переданное Апостолами (1Кор.11:2; 2Фес.2:15; 2Фес.3:6 ).
В Писании упоминаются некоторые временные обычаи (Руф.4:7; Иоан.18:39 ). Но обычаи могут стать стойкой традицией (Деян.6:14; Деян.16:21 ). Поддержанные старцами, ушедшими поколениями, они становятся человеческими заповедями и целыми учениями (Мар.7:7 ), которые кажутся истинными и которые очень трудно преодолеть. Также происходит и в любой религиозной организации, напр., церкви. Есть очень много установлений, привычек, понятий, истинность которых более чем сомнительна, но которые ради инерции масс, не только не отвергаются, но напротив, при всяком удобном случае подновляются и подкрепляются теми, кто должен был бы стоять на страже истины (напр., см. рождество). Думать по привычке и говорить штампами, выдавая это за «учение церкви» (есть и такое), оказывается легче (да и выгоднее!), чем вновь осмысливать и стараться принимать чистым, неперетолкованным слово Божие. (см. церковь)