Словарь Брокгауза и Ефрона

    (санскр. guna = род, свойство, более высокая степень) — термин индийских грамматиков, означающий известное отношение между гласными звуками двух различных видов одного и того же корня. Так, от корня cit (замечать, понимать, знать) Г. будет cet и т. д. Под Г. разумелась, таким образом, первая полная или сильная степень вокализма у известного корня (см. Индоевропейский вокализм), или, как выражались прежде, первая степень "подъема" гласного. Индийские грамматики и следовавшие за ними европейские санскритисты и сравнительные грамматики обыкновенно производили Г. из слабой степени вокализма, объясняя процесс чисто механически: приставкой краткого а к гласному корня спереди. Таким образом, если в корне был гласный i или u, то Г. от него будет ai = е или au = о и т. д. Из Г. уже выводилась вторая сильная степень вокализма, так называемое врддхи (vrddhi = рост, увеличение, самая высокая степень), опять путем механического присоединения краткого а спереди к гласному гунированного корня. Эти отношения, выработанные в санскритской грамматике, были применяемы и к объяснению аналогичных фактов в других индоевропейских языках (Боппом, Шлейхером, Курциусом и др.). Современная теория индоевропейского вокализма, получившая свое начало в конце семидесятых годов и окончательную разработку в первой половине 80-х, смотрит на эти отношения с диаметрально противоположной точки зрения. То, что считалось раньше за первый подъем или усиление гласного — Г., считается теперь за основной вид корня, из которого путем ослабления (при отсутствии ударения на корневом гласном) получается низкая степень вокализма, принимавшаяся прежде за основной вид корня. См. De Saussure, "Mémoire sur le système primitif des voyelles dans les langues indo-européennes" (Лпц., 1879); Brugmann, "Grundriss der vergleichenden Grammatik der indogermanischen Sprachen" (т. I, Страсбург, 1886). Аналогичные отношения старославянского вокализма представлены Н. Крушевским: "К вопросу о гуне" (Варшава, 1881).

    С. Булич.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Толковый словарь Даля

    ГУНА, гуня жен. худая, ветхая, истасканная одежда, рубище; заплатник, тяжелко сев. и вост.;

    | поддевка, парусинник, ветхий полушубок или армяк, крытый простым холстом твер. перм.

    | Рубаха, сорочка вят.

    | Ветошь, обноски, отрепье, тряпье, тряпица ряз., пенз.; лохмотья у тряпки, мохры. Подбери гуни; вишь гуни висят. Надо молодым гуню собрать, о свадебном подарке.

    | Вялый; нерасторопный человек, сев.

    | Гуня мокрая, бранное грязный, неопрятный; неряха и пьяница. Гунка, гунишка. гунюшка ·умалит. гунища ·увел. Гунье, гуньишко ср., собир.

    | Гунка южн. панева или женская запаска, полотнище, огибаемое вкруг себя, замест юбки;

    | сев. детская пеленка, подстилка. Гуни мн., тряпье, обноски, ветошь; намоченное в буке или воде черное белье вологод. ряз. Гунавый, гунявый ряз., тул. лысый, плешивый, облезлый, голый, нагой, вытертый; о человеке плешивый от бывших паршей, золотушной сыпи. Иногда путается со словом гугнявый (см. гугнивый). Гунявый мех, облезлый. Гуняветь, плешиветь от болезни, золотухи. Гуньба жен., сар. мелкая сыпь во рту у грудных младенцев, молочница. Aphthae.

    | Растен. Carum carvi, тмин, кмин, тимон, тимин, полевой анис, козловки.

    | Растен. Melilotus coerulea.

    | Растен. Pulmonaria officin. медунка, медуница (ошибочн. гоньба, коньба), посечная и пр.

    | Растен. Trigonella foenum graecum, гунба, верблюжья трава.

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Философская энциклопедия

    ГУНА

    ГУНА (санскр. guna, букв.—нити, пряди)— 1) категория (падартха) вайшешики, означающая качество, или атрибут субстанции (дравья). В “Вайшешика-сутрах” упоминается 17 видов гун, среди которых не только специфические свойства элементов (бхуты) — цвет, вкус, запах, осязаемость (позднее добавляется звук), но и неспецифические характеристики всех субстанций (дравья) — число, размер, отдельность, соединение и разъединение, отдаленность и близость, а также психологические способности Атмам (души) — буддхи, удовольствие и страдание, желание и отвращение, усилие. Трудно сказать, кто из комментаторов — Чандрамати или Прашастапада —доводит число гун до 24 (добавив тяжесть, текучесть, скорость, инерцию, эластичность, ахарму и адхарму, а также звук). Этот список гун оставался каноническим в традиции и ньяя-вайшешики, хотя иногда предпринимались попытки его расширить или сократить.

    Вайшешики подчеркивают абсолютную зависимость качеств от субстанции (нет качеств не укорененных в субстанции, хотя последние могут в исключительных случаях оставаться без качеств), их способность порождать другие качества только своего рода (напр., качество цвета не порождает качество звука) и отсутствие у них движения (карма) и качества (одно качество не может обладать другим качеством, напр., нельзя сказать, что у ткани два цвета, поскольку число, являющееся, по вайшешике, качеством, не может принадлежать качеству цвета). К. Поттер в своей дискуссионной статье “Являются ли гуны вайшешики качествами?” (1954—55) заметил, что идея качества предполагает повторяемость, тогда как гуна является вполне конкретным и неповторимым свойством субстанции. Однако вайшешики все же выражают повторяемость качеств, приписывая ее соответствующим универсалиям (саманья). Напр., у каждой розы есть свой неповторимый белый цвет, но всем белым розам свойственна “белизна”. Универсалия—вечна по определению, что же касается конкретного качества, напр. белого цвета, то его вечность или невечность зависит не от универсалии, а от его носителя—субстанции. Если им является вечный атом воды (по вайшешике, вода обладает белым цветом), то качество белого цвета тоже будет вечным.

    В. Г. Лысенко

    2) В индийской эстетике — “достоинство”, “положительный признак” поэтической композиции. В Натьяшастре (“Наука театра”, компендиум, сформировавшийся к 2—3 вв. н. э.) перечисляются десять видов гун. Это связность (slesa), явность (prasàda), однородность (samatà), сладость (màdhurya), мягкость (saukamârya), выраженность смысла (arthavyakti), возвышенность (udara), сила (ojas), прелесть (kânti), насыщенность (samädhi) (17.95). Создатели Натьяшастры описывают гуны сразу вслед за недостатками (дошами), интерпретируя их как нечто противоположное. Согласно Натьяшастре, гуна “связность” представляет собой сочетание слов, связанных значением, которое стремятся выразить. Когда же трудновыражаемое слово или ощущение передается с помощью других, более легко воспринимаемых слов или ощущений, это гуна “ясность”. Гуна “однородность” возникает тогда, когда аланкары и гуны сочетаются и обогащают друг друга. О гуне “сладость” можно говорить в том случае, если фраза, услышанная или повторенная неоднократно, не вызывает усталость или раздражение. Гуна “прелесть” присуща лишь той поэтической композиции, которая доставляет удовольствие слуху или уму благодаря умело подобранным словам и т. д. Бхамаха (7 в.) из.десяти гун трактата упоминает только три—ясность, сладость и силу, давая им собственные определения. Его современник Дандин возвращается к списку из десяти гун Натьяшастры, но, подобно Бхамахе, предлагает их новую интерпретацию. Для Дандина гуны характеризуют содержательные (artha) и формальные (sabda) аспекты поэтической речи и в этом смысле принадлежат основе или “телу” поэзии. Позднейшие теоретики восприняли позицию Дандина, благодаря чему категория гуна попала в большинство определений поэзии, по традиции являвшихся описанием ее базовых элементов.

    Н. Р. Лидова

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Словарь индуизма

    (букв, нить; вариант, нечто вторичное; слой и др.) — свойство, качество. В вайшешике Г. — один из семи признаваемых в ней предметов слов", качество. Насчитывается 24 Г., каждая из к-рых присуща не менее чем одной субстанции, напр., Г. "вкус" — земле и воде, а Г. "удовольствие" — душе. В санкхье Г. — три взаимно соотносительных онтологии, аспекта любого природно сущего, взаимодействие и полагание результатов взаимодействия, суть к-рых — движущая сила, механизм разворачивания мира. Названия Г.: саттва — ясность, прозрачность, истовость; раджас — энергия, пыл, движение и тамас — инертность, косность, тупость. При порождении мироздания из состояния растворенности живое и психическое образуется из праматерии с преобладанием саттвы; мертвое, неорганическое характеризуется перевесом тамаса. Проявление Г. в различных сущих описывается импрессионистически-образно, но в огромном большинстве случаев две Г. из трех (пара может быть любой) противопоставлены как противоположности, а третья нейтральна к основанию противопоставления, напр., с саттвой связано знание ( + ), с тамасом — незнание ( - ), с раджасом — страстность (0); с саттвой — ясность (0), с тамасом — пассивность ( - ); с раджасом — активность ( + ); саттва соотносима с удовольствием ( + ), раджас — со страданием ( - ), тамас — с отсутствием реакции (0) и пр. Т. обр., Г. как понятийное средство является также инструментом оценки и ориентации для выбора стратегии деятельности. Положительно оценивается всякое возрастание саттвы. Избавление ума от тамаса, а затем и от раджаса суть важные этапы освобождения души, за к-рыми следует растождествление души с Г. и всем природным как таковым. Теорию Г. санкхьи принимает и йога, а также и веданта, называя их "силами неведения". Теорию Г. Трактуют "Бхагавадгита ", "Мокшадхарма" и др.

    А. Паривок

  7. Источник: Словарь индуизма



  8. Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  9. Источник:



  10. Словарь восточных терминов

  11. Источник:



  12. Толковый словарь Даля

  13. Источник: