Словарь Брокгауза и Ефрона

    или кобза — музыкальный инструмент, распространенный в Малороссии; подробно описан известным малоросским композитором и собирателем народных песен Н. В. Лисенко в его реферате: "Характеристика музыкальных особенностей малороссийских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем", помещенном в брошюре: "Кобзарь Остап Вересай, его музыка, и исполняемые им народные песни" (Киев, 1874 г., с портретом играющего на Б. Вересая). Эта брошюра составляет извлечение из I тома "Записок юго-зап. отдел. имп. рос. Геогр. общества". Кобза-бандура, как полагает Лисенко, происхождения очень древнего, так как имеет сходство с инструментами восточных народов, напр., китайской и индийской баною. Б. напоминает собой испанскую гитару и имеет сходство с пандорой, на которой греческие рапсоды воспевали подвиги своих героев, а также с бзурою, народным инструментом крымских татар. Составные части Б.: короткий и широкий гриф, называемый ручкой; отогнутая часть грифа называется головкой, в которой сидят колки (килочки) для подтягивания и опускания струн. Кузов Б. имеет вид выпуклого овала, напоминающий выдолбленную тыкву; он называется спидняком. Окружность овала спидняка выдвигается немного в сторону (как края у миски) для удобного помещения колочков, которые держат короткие струны Б., и называется брямкой. Дека, покрывающая спидняк, носит название верхняка, или дейки. В самой нижней части деки, против грифа, идет полоска дерева, схваченная плотно 2 — 3 винтами — приструнник, к которому прикрепляются струны. В середине деки прорезано круглое отверстие — голосник для распространения звука (голос выдае). Между приструнником и голосником, ближе к первому, помещена деревянная подставка — кобылка, на которой лежат все 12 струн. Бандура делается обыкновенно из цельного липового дерева, имеет 12 струн: 6 толстых и длинных и 6 более тонких и коротких. Струны больших размеров зовутся бунтами и тянутся от приструнника вдоль деки и всего грифа, где в головке намотаны на килочки. Первая струна, крайняя, длинная (бас) сделана из овечьей кишки и обмотана канителью (сухозолотицей), 2-я и 3-я (басы) также из кишок (кишкови), 4-я медная (дротова), 5-я наз. прийма, 6-я — терция (обе из кишок, наз. римська, т. е. из кишок прозрачных, лучшего достоинства), 6 остальных струн — приструнники — все из кишок. Эти приструнники направлены не к грифу, а к верхней части деки, где и прикрепляются. Недостаток резонанса Б., если корпус ее мал, заставляет заменять приструнники кишечные — медными, благодаря чему Б. выигрывает в звонкости. Число струн Б. бывает и больше 12, иногда доходит до 25 — 30. Кобзарь (см. это сл.) играет на Б., сидя. При пении он держит Б. в косвенном положении, как при игре на гитаре. При плясовых пьесах певец иногда подпевает куплеты шуточно-веселого характера и тогда он держит Б. совершенно вертикально. Гриф обхватывается левой рукой, нажимающей струны; пальцами правой руки перебирают струны большие и малые, причем на 2-й палец надет наперсток — широкое металлическое кольцо, переходящее за первый сустав пальца, в кольцо вставлен выструганный кусочек дерева (кисточка) из лозы или орешины, которым играющий во время игры зацепляет струны для произведения более сильного, резкого звука. Строй бандуры по Н. В. Лисенко следующий:

    Он отвечает не лидийскому ладу, а древнегреческому. В музее С.-Петербургской консерватории находится Б., доставленная из Малороссии А. И. Рубцом, отличающаяся от описанной типической Б. тем, что у ней больших струн четыре, а приструнков 13. Строй больших струн: g, с, d, g, малых: d', е', f', g', a', b', с", d", e", f", g", a", b". Голосник состоит из 6 миндалевидных отверстий, соединяющихся в одном центре, а не из круглого отверстия. Рисунок Б. см. в соотв. статье.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (польск. bandura; первоисточник: греч. pandura — трёхструнная цитра)

    украинский многострунный щипковый инструмент. Известен с 16 в. Корпус круглый или овальный неглубокий; струны натянуты над шейкой (басовые, служащие для аккомпанемента) и сбоку на деке (приструнки, на которых исполняют мелодию). При игре струны не укорачиваются; для усиления звука при защипывании струн нередко пользуются специальным плектром. На Б. аккомпанировали себе при пении бандуристы, кобзари. Б. усовершенствована, созданы оркестровые разновидности инструмента, появились капеллы бандуристов (наиболее известная из них — Государственная заслуженная капелла бандуристов УССР).

    Лит.: Хоткевич Г., Музичнi iнcтрументи українського народу, Xapкiв, 1930; Лисенко М. В., Народнi музичнi iнструменти на Українi, Kиїв, 1955.

    К. А. Вертков.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. банду́ра;
    2. банду́ры;
    3. банду́ры;
    4. банду́р;
    5. банду́ре;
    6. банду́рам;
    7. банду́ру;
    8. банду́ры;
    9. банду́рой;
    10. банду́рою;
    11. банду́рами;
    12. банду́ре;
    13. банду́рах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен. музыкальное орудие, весьма похожее на лютню или на балалайку, с округлым кузовом и металлическими струнами; на ней играют перышком, как на турецкой домре.

    | У нас (малорос.) бандурой зовут торбан, который гораздо больше и пузастее, а играют на нем пальцами, по-гитарному. Бандурный или торбанный строй весь в один лад (аккорд), а струн бывает много, но не всегда равно. Бандурист муж. бандуристка жен. игрок на бандуре. Бандуристы или торбанщики бывали прежде в каждом порядочном барском дворе Малороссии, и казачки плясали и пели с бандурами. Бандурить, бренчать, заниматься музыкой для забавы; упуская дело.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    БАНДУ́РА, -ы, жен.

    1. Украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент.

    2. перен. Громоздкий и нескладный предмет (прост. неод.).

    | прил. бандурный, -ая, -ое (к 1 знач.).

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , ж.

    Украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент с широким грифом.

    Слепой обхватил бандуру руками, и вот корявые пальцы проворно забегали по многочисленным струнам, полились нежные задумчиво-грустные трели. Скиталец, Этапы.

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    БАНДУ́РА, бандуры, жен. (греч. pandura) (муз., Этногр.). Украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент полушаровидной формы с широким грифом.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    Украинский народный многострунный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом и коротким грифом.

    II

    ж. разг.

    Что-либо громоздкое, несоразмерное в частях.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    БАНДУРА (польск. bandura) - украинский музыкальный инструмент. Родствен цитре. Известен с 15-16 вв.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    банду́ра южн., укр., блр. Заимств. через польск. bandura из ит. pandūra, которое восходит через лат. pandūra к греч. πανδοῦρα "кифара". Источник слова ищут в Лидии (см. Г. Майер, Türk. Stud. 1, 61; Бернекер 1, 42; Mi. EW 7; Брюкнер 14). Ввиду особенностей распространения слова и наличия начального б- едва ли это слово заимств. непосредственно из греч., вопреки Фасмеру (Гр.-сл. эт. 43).

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж муз.

    Bandura f, pl -s

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    бандура ж муз. Bandura f, pl -s

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    (муз. инструмент) bandoura f(sorte de guitare)

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. муз.

    bandurria f

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)муз. bandura(strumento a corde ucraino)

    2)шутл.(о чем-л. громоздком) armadio m

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Энциклопедический словарь

    БАНДУ́РА -ы; ж.

    1. Украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом и коротким широким грифом.

    2. Разг. О чём-л. громоздком.

    * * *

    банду́ра

    (польск. bandura), украинский струнный щипковый музыкальный инструмент. Объединяет признаки лютни и цитры. Исполнители на бандуре — бандуристы — пели в её сопровождении думы, эпические, исторические и другие песни.Бандура с хроматическим звукорядом.

    * * *

    БАНДУРА

    БАНДУ́РА (польск. bandura), украинский музыкальный инструмент. Родствен цитре(см. ЦИТРА). Известен с 15—16 вв.

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Музыкальная энциклопедия

    (польск. bandura, первоисточник: греч. pandoura - трёхструнная цистра) - укр. струнный щипковый инструмент. По конструкции и способу звукоизвлечения Б. родственна рус. гуслям. Корпус неглубокий, деревянный, в старину долблёный, круглой, овальной, чаще грушевидной формы. Дека плоская с круглым или звездообразным резонаторным отверстием, в верхней правой её стороне имеется небольшой выступ для колков, называемый брямкой. Короткая шейка без ладов заканчивается небольшой головкой с завитком или резным украшением. В старину корпус вместе с шейкой и головкой изготовляли из одного цельного куска дерева (ивы, ольхи или клёна). В разл. время и у разл. музыкантов Б. имела от 7-9 до 20-30 и более струн. Справа над декой натянуты короткие струны (приструнки), на к-рых исполняют мелодию; вдоль шейки проходят длинные басовые струны, служащие для сопровождения (бунты). Приструнки металлич., басовые - в прошлом жильные, позднее обвитые канителью. Строй старинных Б. - диатонический, современных - хроматический. При игре правой рукой защипывают приструнки, левой - бунты (за редким исключением к шейке их не прижимают). Поскольку в Б. старого образца использовались только открытые звуки, она перестраивалась в зависимости от звукоряда произведения. Чтобы извлечь более громкие звуки, к 2-4 пальцам правой руки прикрепляют особый плектр в виде кольца с пластинкой или напёрстка. Но и при этом Б. звучит мягко, приглушённо. Существовали 3 школы игры на Б. - черниговская, харьковская и полтавская. Представители каждой из них по-особому держали инструмент на коленях (с бульшим или меньшим поворотом и наклоном к корпусу исполнителя), применяли различные способы защипывания приструнков и бунтов и частично варьировали настройку струн. В настоящее время пользуются почти исключительно т. н. киевским методом игры, в основе к-рого - метод черниговской школы: Б. держат в слегка наклонном положении, так чтобы плоскость деки была перпендикулярна корпусу, левой рукой защипывают бунты, правой - приструнки. Б. применяется главным образом для сопровождения пению.

    Б. - один из старейших и самый любимый инструмент укр. народа. В прошлом пользовался распространением преимущественно в вост. р-нах Украины, ныне применяется по всей Украине. Предшественником Б. считается кобза (1). Наиболее ранние лит. сведения о Б. относятся к 15-16 вв., а изображения - к 18 в. Большой популярностью Б. пользовалась в Запорожской Сечи. Позже она становится неизменным спутником нищих-слепцов. Под аккомпанемент Б. кобзари, или бандуристы, пели укр. думы, разл. нар. песни. В сов. время Б. стала подлинно массовым инструментом. Получило распространение коллективное исполнительство на Б. - вок.-инстр. капеллы бандуристов. Разрабатываются усовершенствованные конструкции В. Так, В. П. Тузиченко и И. М. Скляром сконструированы оркестровые хроматич. Б. (прима, альт, бас, контрабас). Существуют Б. систем др. мастеров.

    Диапазон оркестровых бандур

    Черниговская фабрика муз. инструментов организовала массовое произ-во Б. конструкции Скляра. Для Б. создаются спец. произведения, обрабатываются нар. песни и танцы, образцы отечественной и зарубежной классики.

    Литература: Pаминцын А. С., Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа, СПБ, 1891; Лисенко М. В., Народнi музичнi iнструменти на Украчнi, К., 1955; Хоткевич И., Музичнi iнструменти украчнського народу, X., 1930; Гуменюк A., Украчнськi народнi музичнi iнструменти, К., 1967.Н. А. Вертков.

  33. Источник: Музыкальная энциклопедия



  34. Большой Энциклопедический словарь

  35. Источник:



  36. Толковый словарь Даля

  37. Источник: