«Херувим»

Херувим в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Херувим»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Даля
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  9. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  10. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  15. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  16. Энциклопедический словарь
  17. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  18. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  19. Словарь церковнославянского языка
  20. Толковый словарь Даля

    Большая Советская энциклопедия

    (греч. cherubím, от древнеевр.)

    в иудейской и христианской мифологиях одна из высших категорий ангелов (См. Ангелы).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. херуви́м;
    2. херуви́мы;
    3. херуви́ма;
    4. херуви́мов;
    5. херуви́му;
    6. херуви́мам;
    7. херуви́ма;
    8. херуви́мов;
    9. херуви́мом;
    10. херуви́мами;
    11. херуви́ме;
    12. херуви́мах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    ХЕРУВИМ, высший ангельский чин, принимаемый нашею церковью. -мчик, ласка, ласк. привет ребенку, ангельчик. Херувимовы крылья. Херувимская или - песнь, церковная, начинается словами: Иже херувимы. Херувимский ладан, огарины ладана, после каждения во время херувимской; им приписывают целебные свойства.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ХЕРУВИ́М, -а, муж. В христианстве: ангел, относящийся к одному из высших ангельских ликов 2. Как х. кто-н. (красив, прекрасен; устар.).

    | прил. херувимский, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    В христианской религии — ангел высшего чина.

    Он входит, смотрит — перед ним Посланник рая, херувим. Лермонтов, Демон.

    2. разг. устар.

    О красивом человеке.

    — Ты посмотри на меня, какая я… Ну, под стать ли я такому херувиму! Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни.

    [греч. χερουβείμ из др.-евр.]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ХЕРУВИ́М, херувима, муж. (с др.-евр. мн. ka-rubim). В религиозной мифологии - ангел высшего чина (церк.). «Перед ним посланник рая - херувим.» Лермонтов.

    || Изображение, куколка с крылышками, употр. как украшение или игрушка. «Каждый подарок (с вербного базара) украшался веткой вербы и крылатым херувимом.» Лесков. «Румян, как вербный херувим.» Пушкин.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Одна из высших (вторая после серафимов) ступеней в небесной иерархии ангелов (в христианской и иудейской мифологии).

    II

    м.

    Красивый ребёнок.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    херуви́м др.-русск. херувимъ, ст.-слав. херовимъ χερουβίμ (Супр.). Из греч. χερουβίμ от др.-еврейск. kerūbīm (мн.) от kerūb "херувим"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 219; Гуте, Bibelwb. 106 и сл.; Литтман 28; Бауэр, Wb. 1459.

  15. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. cherub невинный как херувим ≈ cherubicм. cherub.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    херувим м рел. Cherub ( '' c e - ] m 1, pl -im и -binen

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м рел.

    Cherub m, pl -im и -binen

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    херувимCherub

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    chérubin m

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    1)рел. querubín m

    2) разг. уст. querubín m, serafín m

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. рел. разг.

    cherubino тж. перен.

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Энциклопедический словарь

    ХЕРУВИ́М -а; м.

    1. В иудаистской и христианской мифологии: одна из высших (вторая после серафимов) категорий ангелов в небесной иерархии (изображается шестикрылым существом с глазами по всему телу). * Посланник рая - херувим. (Лермонтов).

    2. Разг. О красивом человеке (обычно ребёнке). Все без ума от этого херувима.

    Херуви́мчик, -а; м. Ласк. Золотоволосый х. Херуви́мский, -ая, -ое. Х-ая песнь (христианское музыкальное произведение, исполняемое во время церковной службы, на концертах).

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    херув’им (мн. от евр. «керуб», точное значение не известно) — обозначение и изображение духовной силы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием. Херувим был поставлен у входа в рай (на пути к дереву жизни) (Быт.3:24 ) и над херувимами ковчега Моисею являлся Господь (Исх.25:22; Чис.7:89 ). Изображения херувимов были на завесах скинии и храма и внутри Святого-святых. Их видел и пророк Иезекииль в своих видениях (в виде животных). Не сказано, с каким лицом было изображение херувима на крышке ковчега, но из сравнения Иез.1:10; Иез.10:14 и 41.19 можно заключить, что его лицом может быть и лицо человека, и тельца (быка), и льва. Херувимы всегда изображались с крыльями. (Крылатые быки были и у ассириян, а крылатые львы — у вавилонян. Различные крылатые изображения были и на священных ковчегах египтян, но в этих ковчегах находились кошки, змеи и т.п. «божества». В ковчеге же евреев было только десятисловие Божие (закон) и Сам Господь невидимо являлся над ковчегом.) (см. власть, животные, ковчег,в)

  33. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  34. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    . Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: "И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни" (Быт.3:24 ). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пр. Моисея (Исх.25:18,22) и при создании храма Соломонова (3Цар.6:27, 3Цар.8:6,7, 2Пар.3:10,13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх.25:18,22, 1Пет.1:12 ). В Псалмах Давида (Пс.17:11, Пс.79:2 ), у пр. Исаии (Ис.37:15 ) и у других свящ. писателей (1Цар.4:4, 2Цар.6:2, 2Цар.22:11, 4Цар.19:15, 1Пар.13:6,8) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и ев. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс.103:3,4, Пс.17:11, Отк.4:6,9, Отк.5:11 ). Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (Отк.5:11,14, Отк.7:11 ). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, приникая в тайны спасения (Евр.9:5 ). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолкно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (Отк.4:6,8, Иез.28:14 ). В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая таким образом второе место в ряду девяти чинов ангельских.

  35. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  36. Словарь церковнославянского языка

  37. Источник:



  38. Толковый словарь Даля

  39. Источник: