Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Шарль Nodier, ок. 1780—1844) — известный французский писатель. Живя в Безансоне и изучая право, Н. стал увлекаться естественными науками и литературой; под влиянием "Вертера" он написал малооригинальные произведения "Stella ou les proscrits" (1802), "Le peintre de Saitzbourg" (1803) и др.; сильно заинтересовала его также французская литература XVI в., вплоть до Ронсара. Настроенный сначала республикански, он был потом увлечен роялистскими клубами и страстной своей одой: "La Napoléone" (ок. 1803 г.) навлек на себя гонения и должен был бежать в Швейцарию. После ряда приключений он поселился в Лайбахе, где сделался городским библиотекарем и получил от французских властей поручение редактировать четырехъязычный "Télégraphe illyrien". В 1814 г. он вернулся в Париж, занялся журналистикой, страстно нападал на падшую империю и получил дворянство и место библиотекаря арсенала. В 1819 г. он заменил Жоффруа как театральный критик в "Journal des Débats", и в то же время стал редактором "Voyage pittoresque dans l'ancienne France". Под псевдонимом Dr. Neopholus он дал в "Revue de Paris" ряд фантастических картин, в которых бедность содержания покрывается изящной юмористическою формой. В 1833 г. он начал большой исторический словарь, но не закончили его. Н. был прекрасным филологом и доказал это как изданиями классиков, так и книгами: "Dictionnaire des onomatopées de la langue française", "Examen critique des dictionnaires do la langue française" (1829), "Dict. universel de la langue française" (1892), "Eléments dé linguistique" (1834). И в поэтических работах Н. филолог не исчезает совершенно. Часто он приводил в недоумение своих друзей, говоря в "Débats" стилем Комина. В других случаях он ставил себе за образец стих А. Шенье: "Sur des sujets nouveaux faisons des vers antiques". Желание дать серьезное изображение фантастического вызвало по собственному признанию Н., его повесть "Smarra ou les démons de la nuit"; сентиментальность — главное ее отличие от фантастических картин Гофмана. К "Smarra" примыкает ряд баллад и басен: "Trilby ou le Lulin d'Argail" (1822), "La fee aux miettes" (1832) и "Jean Sbogar" (1810), рассказ, основанный на действительном случае. Наиболее удачный из этих опытов "Le roi de Bohême et ses sept châteaux" (1830), одно из лучших и оригинальнейших юмористических произведений французской литературы. Превосходны также мелкие арабески его, особенно описания изящных движений животных, напр. золотой ящерицы в "Songe d'or" (1833). Там, где изображение Н. заходит за пределы наблюдавшегося, оно обыкновенно отличается чудовищностью; сюда, кроме "Songe d'or" (1833), относятся "Fleur des fèves et fleur des pois", "Le génie bonhomme", "Polichinelle", "Le bibliomane", "Voyage de Kaout t'Chou K", "Hurlulubleu", "Grand manifata ou la perfectililité" (1833). В романе в собственном смысле Н. находит иногда удачные обороты и оттенки, но ему недостает изобретательности. Внутреннее ядро его рассказов очень часто повторяется. Так, напр., очень популярные его "Souvenirs de jeunesse extraits desmemoires de Maxim Odiu" (1832) состоят из ряда небольших любовных рассказов, из которых каждый кончается смертью влюбленных. Во всех этих повестях истерики, слезы, обмороки и т. п. играют чрезвычайно большую роль. Довольно интересная новелла — "Mademoiselle do Marsan", эпизод из времен карбонариев. Роман Н., который он сам считал наиболее удачным — "Therese Aubert" (1819). К истории Н. относился с пренебрежением, находя, что она дает лишь условную правду. В своих "Souvenirs historiques sur la Révolution" он пробовал обелить целый ряд лиц и доказывал, что 9-е термидора было победой терроризма над умеренными. Его "Dernier banquet des girondins" (1833) — кропотливая мозаичная работа, в которой с точностью переданы способ выражения и ход мыслей каждого из участников банкета, по историческим документам. Принятый во Франц. академию (1833), Н. дал свою поэтическую confession de foi. Он называл себя новатором и выражал требование, чтобы франц. литература больше занялась средними веками, XVI в. и тем прекрасным, что создано другими нациями. Лишь в двух пунктах он не хочет быть новатором: он не желает нарушать законов языка и отделять искусство от вечных принципов морали. Значение, которым пользовался Н., было отчасти вызвано его добротой и любезностью. За что он ни брался, он все делал с юношеским пылом и горячностью, в способе выражений иногда напоминая Вольтера. Никогда он не шел по торному пути, всегда изыскивал самые сокровенные тропинки, чтобы свободно предаваться своим капризам. В политическом настроении его одно лишь оставалось постоянным — его ненависть к Наполеону; помимо этого он стоял за всякую побежденную партию и был фрондером против каждого правительства. При республике он был христианином, во время империи — то жирондистом, то шуаном, при Карле Х прославлял героев конвента. Н. может считаться одним из первых французских романтиков. Он играл большую роль в кружке молодых писателей времен реставрации, был другом Ламартина, близким лицом к В. Гюго, покровителем А. Дюма.

    Ср. Mennessier-Nodier, "Ch. N., épisodes et souvenirs de sa vie" (П., 1867), "Correspondance inédite de Charles N.".

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Nodier)

    Шарль (29.4.1780, Безансон, — 27.1.1844, Париж), французский писатель, член Французской академии (1833). Сын адвоката. Учился в Центральной школе Безансона. Первый роман Н. — «Изгнанники» (1802). После опубликования в 1803 (Лондон) сатиры на Наполеона находился в изгнании. В 1812—1813 редактор газеты «Телеграф илирьен» («Télégraphe illyrien») в Лайбахе (ныне Любляна). Борьба за независимость балканских славян вдохновила Н. на создание романа «Жан Сбогар» (изд. анонимно в 1818, Париж), ставшего вехой в истории французского романтизма. По возвращении в Париж Н. участвовал в кружке романтиков «Сенакль». Склонность к «чёрной романтике» («Смарра», 1821, изд. под псевдонимом М. Оден — М. Odin) не отразилась на близости сказок Н. к фольклорным (особенно в 30-е гг.); большинство их является образцом «сказки-новеллы».

    Соч.: CEuvres, v. 1—12, P., 1833—37; Contes, P., [1961]; в рус. пер. — Избр. произв., М.—Л., 1960.

    Лит.: Обломиевский Д. Д., Французский романтизм, М., 1947; История французской литературы, т. 2, М., 1956; Held М., Ch. Nodier et le romantisme, Bonnier, 1949; Juin Н., Charles Nodier, [P. 1970] (Ecrivains d'hier et d'aujourd'hui); Bender E. J., Bibliographie: Ch. Nodier, Lafayette, (Indiana), 1969.

    М. А. Гольдман.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Даля

    ср. или нотье сиб., пермяц., ниж. нодья жен., пермяц. нодья архан. нойка вят. костер промышленников в лесу, на ночлегах; ставят пни шатром, или сваливают накрест пару кряжей, или разводят огонь в дупле, или стягивают два кряжа промеж двух кольев, чтобы можно было приподымать верхний, если жар слишком силен.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Литературная энциклопедия

    Нодье

    НОДЬЕ Шарль (Charles Nodier, 1780—1844) — французский писатель. Происходил из провинциальной мелкой буржуазии; отец его в эпоху Великой французской революции был председателем революционного трибунала в Безансоне. Революционные настроения юности сменились впоследствии у Н. игрой в революционера, члена мнимых тайных обществ. В 1802 Н. пишет стихотворный памфлет против Наполеона. Впоследствии стал сторонником Наполеона и получил место в его администрации, но при Реставрации выдавал себя за жертву Империи.

    Н. написал несколько романов («Жан Сбогар» (Jean Sbogar, 1818); «Зальцбургский живописец» (Peintre de Saltzbourg, 1803)), но более характерный для него жанр — фантастическая новелла, дробящаяся в «кошмарную» новеллу («Смарра» (Smarra, 1821); «Лорд Рётвин, или Вампиры» (Lord Rutween, ou Les vampires, 1820)), фейную сказку («Фея крошек» (La Fee aux miettes, 1832); «Трильби» (Trilby, 1822)) и религиозную легенду («Легенда о сестре Беатриче» (La legende de sOur Beatrix)). B этих произведениях Н. являлся проводником иноземных литературных влияний на французскую романтику, поскольку они были ей социально родственны.

    В 1824 Н. был назначен библиотекарем Арсенала, и его квартира сделалась местом первого объединения французских романтиков («Сенакль»), где преобладали представители дворянской литературы 20-х гг. Печатным органом «Сенакля» Н. был журнал «Французская муза» (La muse francaise) католического и монархического направления. «Сенакль» Н. сыграл значительную роль в борьбе новой школы против классицизма, но распался к началу 30-х гг., когда после Июльской революции завершилась диференциация дворянского и мелкобуржуазного романтизма.

    Творчество Н. полно противоречий. Наряду с мистицизмом, продуктом которого является фантастическая новелла Н., y него уживаются материалистические тенденции XVIII в., наряду с реакционными высказываниями — некоторые социальные идеи Великой французской революции («Жан Сбогар»). В противоположность своему лиризму и неистовому разгулу фантастики Н. пользуется ясным, точным, суховатым яз. XVII в. Усвоив ряд романтических особенностей, он сохраняет влияние Кребильона-сына и Стерна.

    Н. был выразителем тех слоев мелкой буржуазии, к-рые рано разочаровались в революции и всегда с опаской относились к реакции. В своей лит-ой и общественной практике он всегда держался вдали от активно борющихся и никогда в своей оппозиционности к власти не проходил тех границ, к-рые лишают возможности устроиться у нее на службе. В течение 30 лет он был пропагандистом всех литературных мод, но не создал ни одного направления. В «свободу» романтиков он вкладывал смысл: свобода не от классических канонов, а от каких бы то ни было литературных принципов. Именно поэтому он после распада первого кружка романтиков был в одинаковой степени оставлен как реакционными, так и либерально-демократическими романтиками.Библиография:

    I. Ouvres de Ch. Nodier, editions Renduel, 12 vv., P., 1832—1834; Жан Сбогар, Вступ. статья И. М. Нусинова, «Academia», 1934.

    II. Де-Ла-Барт Ф. Г., Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908; Salomon M., Ch. Nodier et le groupe romantique, P., 1908; Larat J., La tradition et l’exotisme dans l’Ouvre de Ch. Nodier, P., 1923.

    III. Larat J., Bibliographie critique des Ouvres de Ch. Nodier, P., 1923.

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Толковый словарь Даля

  9. Источник: