«Апокалипсис»

Апокалипсис в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Апокалипсис»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Толковый словарь Даля
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Современная энциклопедия
  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  11. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Философская энциклопедия
  19. Новейший философский словарь
  20. Энциклопедический словарь
  21. Библейская энциклопедия Брокгауза
  22. Советская историческая энциклопедия
  23. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  24. Словарь церковнославянского языка
  25. Большой Энциклопедический словарь
  26. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (греч., знач. откровение) — так называется последняя книга новозаветного канона, "Откровение Иоанна". Сочинение это составляет пророческий компендий всемирной и церковной истории, начиная от Неронова гонения на церковь до кончины мира. Цель книги — вселить христианам стойкость в вере, приготовить их к предстоящему мученичеству, но в то же время она дает им надежду на торжество царства Мессии над всеми врагами. По древнецерковному сказанию, апостол Иоанн (см. это сл.) написал как четвертое Евангелие с тремя посланиями, так и А. Ср.: Люке, "Versuch einer vollständigen Einleitung in die Offenbarung des Iohannes" (2-е изд., 3 ч., Бонн, 1848—52); Эвальд, "Johannes A." (Геттинген, 1862 г.); де Ветте, "Kurze Erklärung der Offenbarung Iohannis" (3-е изд. Меллера, Лейпциг, 1862); Дюстердик, "Handbuch über die Offenbarung Johannis" (2 изд., Геттинген, 1865); Фолькмар, "Kommentar zur Offenbarung Iohannes" (Цюрих, 1862); Блек, "Vorlesungen über die A." (Берлин, 1862).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. apokalypsis — откровение)

    Откровение апостола Иоанна Богослова, одна из книг Нового завета (См. Новый завет), древнейшее из дошедших до нас христианских литературных произведений. Написан христианином из евреев в середине 68 — начале 69 н. э. (вскоре после смерти римского императора Нерона). По церковной традиции автором А. считается апостол Иоанн Богослов. А. тесно примыкает к ветхозаветным пророческим книгам (частично являясь прямым заимствованием из них), по содержанию резко отличается от других писаний Нового завета. В А. излагаются в форме фантастических видений (выдаваемых автором за «откровение», полученное им от бога) будущие судьбы мира и человечества: предстоящие якобы борьба между «воинством небесным» и Антихристом, «конец света», «страшный суд», «тысячелетнее царство божье» на Земле. А. отражает недовольство и бунтарские настроения израильского народа, находившегося под гнётом Римского государства и уповавшего на скорую гибель Римской империи. Но в А. впервые выражена идея долготерпения и смирения, в нём содержится призыв к пассивному ожиданию развязки борьбы божественных сил с антихристом в надежде на божественное воздаяние — «тысячелетнее царство божье». Хилиастические настроения (ожидание «тысячелетнего царства»; см. Хилиазм), выраженные в А., получили особое распространение в христианском сектантстве. На протяжении веков А. с его мистическими и устрашающими картинами — одно из идеологических средств воздействия на верующих в руках реакционных сил церкви и сектантов.

    Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и первоначальное христианство, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Книга откровения, там же, т. 21; его же, К истории первоначального христианства, там же, т. 22; Робертсон А., Происхождение христианства, пер. с англ., М., 1959; Rowley Н. Н., Relevance of apocalyptic, L. and Redhill, [1944].

    Э. М. Бартошевич.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Даля

    муж., греч., церк. откровение; видения Св. Ап. Иоанна Богослова. Апокалипсический, апокалиптический, к нему относящийся. Апокриф муж. апокрифный, апокрифический, о Священ. Писании, все, что не принято в канон его, не признано боговдохновенным.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    АПОКА́ЛИПСИС, -а, муж. Библейская книга из «Нового Завета», содержащая пророчества о «конце света».

    | прил. апокалипсический, -ая, -ое и апокалиптический, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    Христианская церковная книга из так наз. «Нового завета», содержащая пророчества о конце мира.

    [От греч. ’αποκάλυψις — откровение]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    АПОКА́ЛИПСИС, апокалипсиса, муж. (греч. apokalypsis - откровение) (церк. лит.). Одна из книг Нового завета, приписываемая христианской церковью Иоанну Богослову и содержащая пророчества о конце мира.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Одна из книг Нового Завета - древнейшего из сохранившихся христианских произведений, содержащая пророчества о "конце света", о борьбе Христа с Антихристом, о Страшном суде, о тысячелетнем царствии Божием.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    АПОКАЛИПСИС (греч. apokalypsis - Откровение) - Откровение Иоанна, одна из книг Нового Завета, древнейшее из сохранившихся христианских литературных произведений (сер. 68 - нач. 69). Церковь приписывает авторство Иоанну Богослову. Содержит пророчества о "конце света", о борьбе между Христом и антихристом, "страшном суде", "тысячелетнем царстве божьем".

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    АПОКАЛИПСИС (греческое apokalypsis - Откровение), Откровение Иоанна Богослова, одна из книг Нового Завета. Смотри Библия.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    апока́липсис "откровение", церк., также др.-русск., из греч. ἀποκάλυψις. Наряду с этим: апокалипти́ческий, из греч. ἀποκαλυπτικός, но апокалипси́ческий (Мельников) под влиянием формы апокалипсис.

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    библ. Revelation, Apocalypseбибл. Revelation.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    апокалипсис м Apokalypse f c

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Apokalypse f

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. церк.

    Apocalypse f

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. церк.

    apocalipsis m

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    apocalisse f, apocalissi f

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Философская энциклопедия

    АПОКА́ЛИПСИС

    или Откровение И о а н н а Б о г о с л о в а (греч. ἀποκάλυψις – откровение), – одна из книг Нового завета, первое из известных нам произведений христ. литературы (сер. 68 – нач. 69). Подлинный автор А. неизвестен. По церк. традиции, А. написан апостолом Иоанном на о. Патмос, куда тот был сослан при Нероне. А. состоит из 22 глав. Осн. часть его состоит из описания серии фантастич. видений автора, изображающих грядущую борьбу сатаны с "агнцем" – спасителем, победу агнца, конец света, "страшный суд" и наступление царства небесного на земле. Царство сатаны, или Антихриста, воплощено для А. в Римской империи, к к-рой относится также и содержащаяся в А. символика чисел (7 гор, на к-рых сидит "блудница – Вавилон", означают 7 холмов, на к-рых был расположен Рим, 7 голов зверя – 7 рим. императоров, "звериное число" 666 расшифровывается, как числовое обозначение имени "Нерон кесарь"). А. предсказывает, т.о., гибель Римской империи и наступление нового мирового порядка – "царства божия". Двадцатая глава А. содержит учение о грядущем тысячелетнем царстве Христа (хилиазм), осужденное впоследствии церковью.

    Христос фигурирует в А. еще не как бог, равный "богу-отцу", а как искупит, жертва, принесенная за грехи мира. В А. еще нет осн. догмата позднейшего христианства о троичности божества, отсутствуют учение о первородном грехе, легенды о земной жизни Иисуса; нет осн. элементов христ. культа, напр. таинства причащения. Поэтому среди церковников долгое время шел спор о том, следует ли включать А. в канон. Энгельс, анализируя А. в работе "К истории раннего христианства", указывал, что "...этот древнейший памятник из эпохи становления христианства для нас особенно важен именно потому, что он дает нам в чистой форме то, что иудейство – под сильным александрийским влиянием – внесло в христианство. Все позднейшее является западной, греко-римской примесью" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, 1936, с. 431). А. отразил протест социальных низов против римского рабовладсльч. общества.

    Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; его же, Книга откровения, там же, т. 16, ч. 1, М., 1937, Rоwlеу Н. Н., Relevance of apocalyptic, [L.], 1944; Тоrrеу Ch., Documents of the primitive church, Ν. Υ. – L., 1941.

    И. Крывелев. Москва.

  35. Источник: Философская энциклопедия



  36. Новейший философский словарь

    АПОКАЛИПСИС (греч. - откровение, Откровение Иоанна Богослова, последняя книга Нового Завета, а также обобщающее наименование определенной совокупности иудейских и христианских текстов эсхатологического и прови-денциалистского толка, главным образом фундирующихся на книгах пророков Иезекииля и Захарии. Наиболее значимые тексты в жанре А.: «Книга Пророка Даниила» (впервые является образ Сына Человеческого, которому «дана власть, слава и царство, чтобы все народы и племена и языки служили Ему»); три книги Еноха (древнееврейская, славянская и эфиопская); «Апокалипсис Ездры»; «Апокалипсис Авраама»; «Апокалипсис Варуха», а также «малый Апокалипсис» (эпизод в т.наз «синоптических» Евангелиях - от Матфея, от Марка и от Луки, - в котором Иисус Христос вещает о «кончине века», в мерзости и запустении и о знамениях скорого пришествия Сына Человеческого). К христианским апокрифическим А. относятся «Апокалипсис Петра» и два различающихся «Апокалипсиса Павла», «Апокалипсис Фомы», «Откровения Варфоломея» и др. Главная идея «канонического» А. - А. Иоанна Богослова - возрастающее могущество сатанинского антихристова града в конечном счете приведет его к грандиозному столкновению с противостоящей силой и к гибели. А. Иоанна не являл собой конкретного пророчества, нося скорее метаисторический характер, В А. Иоанна изображено также торжество Царствия Божьего на земле - пророческое предсказание о «тысячелетнем царстве Христовом». Одни церковные авторитеты (св. Ириней Лионский, св. Юстин Мученик, Мефодий Олимпийский и др.) считали, что царство Христово восторжествует здесь, на земле, в пред-конечный, «посюсторонний» период мировой истории. Другие (например Августин Блаженный) настаивали на том, что царство праведников, царствующее с Христом, - это и есть Церковь, ее странствия по земле и т.п. 21 глава А. Иоанна изображает цель процесса спасения, т.е. преображения, обожествления мира. Не личности будут уничтожены к моменту пира - торжества всего спасенного человечества - а все пройдут очистительный огонь, и будет изгнано «оно», зло, находящееся в этих личностях, во всем, во всех существах, от демонских сил до человеческих (о. Сергий Булгаков). Тексты в жанре А., как правило, отражали диссидентские тенденции в христианской литературе, большинство из них осуждалось официальной церковью.

  37. Источник: Новейший философский словарь



  38. Энциклопедический словарь

    АПОКА́ЛИПСИС -а; м. [от греч. apokalypsis - откровение].

    1. [с прописной буквы] В христианстве: одна из книг Нового Завета, содержащая мистические пророчества о "конце света".

    2. Конец света, гибель всего живого на Земле. // О событии, грозящем большими жертвами и разрушениями на всей Земле.

    * * *

    Апока́липсис

    (греч. apokálypsis — откровение), Откровение Иоанна, одна из книг Нового Завета, древнейшее из сохранившихся христианских литературных произведений (середина 68 — начало 69). Церковь приписывает авторство Иоанну Богослову. Содержит пророчества о «конце света», о борьбе между Христом и антихристом, Страшном суде, «тысячелетнем царстве Божьем».

    * * *

    АПОКАЛИПСИС

    АПОКА́ЛИПСИС (греч. apokalypsis — откровение), Откровение Иоанна, одна из книг Нового Завета, древнейшее из сохранившихся христианских литературных произведений (сер. 68 — нач. 69). Церковь приписывает авторство Иоанну Богослову(см. ИОАНН Богослов). Содержит пророчества о «конце света», о борьбе между Христом и антихристом(см. АНТИХРИСТ), «страшном суде»(см. СТРАШНЫЙ СУД), «тысячелетнем царстве божьем».

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Апокалипсис см. Откровение Иоанна Богослова.

  41. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  42. Советская историческая энциклопедия

    (греч. apokalypis - откровение), "Откровение апостола Иоанна Богослова", - одна из книг Нового завета, древнейший памятник раннехрист. лит-ры (написан сер. 68 - нач. 69). Ценный источник по истории раннего христианства. А. специально занимался Ф. Энгельс. В А., авторство к-рого церковь приписывает Иоанну Богослову, нашли отражения бунтарские настроения нар. масс, ненависть к Риму, ожидание скорой гибели мировой империи. "Откровение", якобы полученное автором от бога на о. Патмос, говорит о "конце света", когда Христос, устроив "страшный суд" и победив Антихриста, произведет расправу над "злыми и грешными" и установит "тысячелетнее царство божие" на Земле. Противоречивость ряда утверждений А. свидетельствует о борьбе в раннем христианстве различных течений. А. лег в основу христ. эсхатологии (от греч. 'esxatos - конец и logos - учение - учение о "светопреставлении", или "конце мира"). А. - одно из мн. произведений подобного рода, обычно появлявшихся в древности в периоды острой социальной борьбы, и одно из немногих, дошедших до нашего времени. На протяжении веков церковь использовала мрачные "видения" А. для запугивания верующих.

    Лит.: Энгельс Ф., Книга откровения, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 1, М., 1937; его же, К истории раннего христианства, там же, ч. 2, М., 1936; Румянцев Н. В., Апокалипсис - откровение Иоанна..., М., 1934; Виппер Р. Ю., Возникновение христианской литературы, М.-Л., 1946; Ленцман Я. A., Происхождение христианства, М., 1960.

  43. Источник: Советская историческая энциклопедия



  44. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (откровение) - пророческая книга, последняя в числе Новозаветных книг. Книга написана св. ап. Иоанном Богословом на острове Патмосе, куда он был сослан Домицианом за свидетельство об Иисусе Христе; состоит из 22-х глав. В один воскресный день Иоанн был в духе, и в этом сверхъестественном состоянии тайнозрения явился ему Господь Иисус Христос, и повелел описать для семи Малоазийских церквей представляющиеся видения (Отк.1:9,19), открыл ему будущую судьбу Христианской церкви в различных символических образах. Цель откровения утешить верующих среди гонений и рассеять заботливые опасения их на счет будущности Христианства, на которое со всех сторон ополчаются и Иудеи (Отк.11:1,17) и язычники (Отк.11:18,19,20), и лжеучители (Отк.13:11,19). Предмет его - брань змия, древнего искусителя, с Агнцем Искупителем, полная, окончательная победа Агнца и будущее обновление всего мира. Книга заключается следующими словами: "свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами, Аминь".

  45. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  46. Словарь церковнославянского языка

  47. Источник:



  48. Большой Энциклопедический словарь

  49. Источник:



  50. Толковый словарь Даля

  51. Источник: