Словарь Брокгауза и Ефрона

    или хамьян (старин., от татарско-персидского Хам-ян) — кошелек для денег, очень длинный, иногда в виде пояса; он делается из кожи или крепкой материи.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Hamann)

    Иоганн Георг (27.8. 1730, Кенигсберг, — 21.6.1788, Мюнстер), немецкий философ, критик, писатель. Изучал в Кенигсберге философию, богословие, филологию. Его «Сибиллины листки» (издание 1819) изложены в форме оракульских изречений. За свой тёмный стиль и афоризмы, напоминающие прорицания, Г. был прозван «северным магом». Автобиография Г. «Мысли о ходе моей жизни» (1758) содержит мистические размышления над смыслом Библии и Экклезиаста. В отличие от просветителей, Г. считал художественное творчество бессознательным процессом.

    В философии Г. был сторонником учения о непосредственном знании. Критикуя рационализм просветителей, в частности философию Канта («Метакритика о пуризме разума», 1784, издание 1800), Г. развил идеи мистически окрашенной интуитивистской диалектики. Выступая против рассудочного метода мышления, Г. возродил мысль о совмещении противоположностей как всеобщем законе бытия. Подчёркивал роль чувства и образа в поэзии, которая, по Г., древнее прозы и составляет первоначальный язык человечества. В работах по языку, поэзии и эстетике полемизировал с теорией языка И. Гердера. Оказал влияние на нем. литературу «Бури и натиска» (См. Буря и натиск) и формирование философско-эстетических идей нем. Романтизма.

    Соч.: Sarntliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe von J. Nadler, Bd 1—6, W., 1949—57; Hauptschriften, hrsg. von F. Blanke und L. Schreiner. [Bd 2, 5, 7], Guterslob, 1956—62.

    Лит.: Кожевников В. А., Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму 18 в. и к критической философии, ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, 2 изд., М., 1965: Unger R., Hamann und die Aufklarung, Bd I—2, 2Aufl., Halle/Saale, 1925; Metzke Е., J. G. Hamanns Stellung in der Philosophic des 18. Jahrhunderts, Halle, 1934.

    Н. П. Банникова, Р. М. Баскина, Г. М. Фридлендер.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Даля

    ГАМАН, гаманец, гаманок муж., южн., зап. кожаный кошелек для денег. Гамза жен. или гамзуля, вернее гомза, гобза, от гобина, обилие; то же, кошель, бумажник, денежник;

    | деньги. Раскошеливайся, у тебя гамзы-то много! Гамзить, копить гамзу. Гамзила ·об. кто гамзу копит.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    гама́н "кожаный денежный кошель", также "сумка для писем" (Гоголь), укр. гама́н, гамане́ць. Едва ли от библейского имени Гаман, как думает Винер (ЖСт., 1895, вып. I, стр. 61). Ср. гомано́к.

  7. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  8. Философская энциклопедия

    ГАМАН

    (Hamann) Иоганн Георг (1730—1788) — нем. философ, писатель, религиозный мыслитель. Зарабатывал на жизнь трудом домашнего учителя, обладал энциклопедическими познаниями в различных областях. В 1758 во время деловой поездки в Лондон пережил христианское обращение и проникся сознанием необходимости осуществления религиозной миссии, средством для чего избрал литературное творчество. Находясь на государственной службе в качестве акцизного чиновника и начальника таможни, принял активное участие в литературной полемике вокруг идеалов Просвещения, в которой выступил как проницательный критик различных сторон просветительского культурного проекта. Личное общение с Г. оказало существенное влияние на идейное развитие И. Канта, И.В. Гёте, И.Г. Гердера, Ф.Г. Якоби.

    Не будучи философом академического типа, Г. тяготел к сократическому пониманию философии как провокационной проблематизации общепринятых положений. Г. создал своеобразный стиль философствования, для которого характерны несистематичность изложения, предельная метафоричность, намеренная риторическая изощренность, едкая ирония, обилие аллюзий (за темноту языка Г. получил прозвание «Северный Маг»). Наиболее значительные произведения Г. — «Сократические достопримечательности», «Крестовые походы филолога», «Сивиллины листки», — несмотря на их внешнюю фрагментарность и мозаичность, образуют внутренне связное целое и служат выражением весьма законченного миросозерцания.

    Основная интуиция творчества Г. — парадоксальность бытия и экзистенциальная неповторимость внутреннего опыта личности; именно из нее проистекают главные мотивы критики просветительского культа разума. Разум, по Г., самопротиворечив, догматичен, абстрактен; основой его деятельности является конечная человеческая экзистенция, которая всегда связана с чувственностью, вплетена в конкретную ситуацию, погружена в историю и абсолютно индивидуальна. Действительность, раскрывающаяся индивиду, имеет характер тайны, и адекватной формой ее постижения является парадокс (просветительскому «здравому смыслу» Г. противопоставляет «мудрость противоречия»). На смену интерпретации познания как рационально-логического моделирования структуры действительности должно прийти переживание интимной связи познающего и познаваемого как равноправных участников непредсказуемого диалога. Обнаружение личностного смысла бытия осуществляется в вере, которая выступает не только как условие познания (в чем Г. опирается на Д. Юма), но и как основа самого человеческого существования. Т.о., ключом к пониманию смысла действительности является ситуация коммуникации, а главной формой обнаружения этого смысла выступает язык (отсюда неприятие Г. математизированного естествознания и превознесение филологии как венца всех наук). В «Метакритике пуризма чистого разума» Г. указал на недооценку феномена языка как на главный недостаток кантовского критицизма (по Г., искомый Кантом синтез чувственности и рассудка имеется уже в самом языке). Язык в интерпретации Г. — непосредственное обнаружение трансцендентного, откровение сверхчувственного — в чувственном, внутреннего — во внешнем (в этом смысле природа есть обращенная к человеку божественная речь). Г. подчеркивает творческую мощь слова и его органическую природу (отсюда его убеждение в изначальности поэтической стихии речи).

    Творчество Г., маргинальное для современников, стало предметом культа в романтическую эпоху (особое значение имели его эстетические установки). Прямым наследником Г. как в содержательном, так и в стилистическом отношении стал С. Кьеркегор. В 20 в. идеи Г. были переосмыслены в контексте философии жизни (В. Дилътей), религиозного экзистенциализма (К. Ясперс) и диалогической традиции (М. Бубер).

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Толковый словарь Даля

  11. Источник: