«Диссонанс»

Диссонанс в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Диссонанс»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  19. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  20. Литературная энциклопедия
  21. Энциклопедический словарь экономики и права
  22. Философская энциклопедия
  23. Энциклопедический словарь
  24. Начала современного естествознания
  25. Музыкальная энциклопедия
  26. Музыкальный словарь
  27. Dictionnaire technique russo-italien
  28. Русско-украинский политехнический словарь
  29. Русско-украинский политехнический словарь
  30. Российская социологическая энциклопедия
  31. Большой Энциклопедический словарь
  32. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    соединение двух и более звуков, не удовлетворяющее, не успокаивающее музыкальное чувство, вследствие того, что их вибрации или колебания редко совпадают. Д. требует перехода или так называемого разрешения в консонанс. При двухзвучном сочетании диссонансами считаются следующие интервалы: секунды (большая, малая, увеличенная), терция (уменьшенная), кварты (чистая, увеличенная), квинты (увеличенная, уменьшенная), секста (увеличенная), септимы (большая, малая, уменьшенная), ноны (большая, малая). Каждому из этих Д. соответствует особое разрешение; так, напр., при секунде большой нижний звук идет на 1/2 тона или тон вниз, верхний — остается на месте или идет на чистую кварту вверх (разрешение в терцию большую или малую или в сексту большую или малую). Диссонирующими аккордами считаются те, которые заключают в себе Д., как, напр., уменьшенное, чрезмерное трезвучия, все септаккорды, все нонаккорды.

    Н. Соловьев.

    Диссонанс (физическое объяснение). — Объяснение Д., по Гельмгольцу, сводится к явлению звуковых колебаний или ударов (battements, Stösse, Schwebungen), вызываемых одновременным звучанием двух тонов, мало отличающихся между собой по высоте. Эти колебания звука обусловливаются тем, что две звуковые волны, достигая уха, попеременно или взаимно совпадают и этим усиливают звук, то противодействуют друг другу, когда сгущение одной из них налагается на разрежение другой, при чем звук ослабляется. Происходит при этом, следовательно, прерывистый звук, ряд звуковых ударов, или колебание тона. Если, например, числа колебаний в 1 секунду двух источников звука будут 512 и 508, то в каждую секунду первому из них будет соответствовать число колебаний на 4 больше, нежели второму, а в 1/4 секунды превышение колебаний будет 1. Через 1/4 сек. поэтому колебания будут приходить в прежние взаимные условия. Через 1/8 сек., напротив, условия будут как раз противоположные — будет последовательное чередование между усилением и ослаблением звука. В 1 сек. будут, следовательно, 4 удара (т. е. 4 усиления звука). Вообще число ударов будет равно разности между числами колебаний двух источников звука. Такие колебания звука производят вообще неприятное впечатление на нервы уха, подобно тому, как мерцание света неприятно для глаза. Это неприятное ощущение особенно сильно, когда число звуковых ударов в 1 сек. заключается между 30 и 40. Колебания звука вызываются, разумеется, не только основными тонами, но также и сопровождающими их всегда высшими гармоническими тонами. На основании сказанного легко теперь понять, почему, напр., чистая октава звучит хорошо, а не вполне чистая очень неприятна для слуха. В самом деле, представим себе, у нас что имеются два источника звука, составляющие октаву, причем число колебаний одного будет 200, а другого 400 в 1 сек. Числа колебаний, соответствующие их высшим гармоническим (второстепенным) тонам, мы получим, умножив последовательно данные числа на 2, 3, 4 и т. д. Таким образом, будем иметь соответствующие числа

    для 1-го тона 200 400 600 800 и т. д.

    " 2-го " 400 800............

    Отсюда видно, что 2-й тон будет как бы только усиливать некоторые из высших гармонических 1-го тона. Неприятных колебаний звука при этом не будет, и сочетание этих обоих тонов даст полный консонанс. Если же числа колебаний не будут составлять между собой чистой октавы (т. е. отношение между ними не будет в точности равно 2), напр. пусть число колебаний 2-го источника будет 420 вместо 400, то тогда получим

    для 1-го тона 200 400 600 800...

    " 2-го " 420 840..........

    При этом 420 и 400 дадут 20 колебаний в 1 сек., а 840 и 800 дадут 40 колебаний; ушные нервы будут раздражаться неприятным образом, и оба тона дадут Д.

    Н. Гезехус.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Диссона́нс (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу)

    в стихосложении, вид рифмующего созвучия, в котором не совпадают ударяемые гласные, например: сло́во — сле́ва — сла́ва. Звуковой повтор в Д. строится на согласных звуках, поэтому его иногда называется консонансом (от франц. consonné — согласная). Д. вошёл в поэтическую практику лишь в 20 в. как редкий, но выразительный приём. Например:

    На побережье после бури

    Твоих камней я слышу хруст,

    О, море, самый умный в мире

    Художник-абстракционист!

    (Л. Н. Мартынов).

    II

    Диссона́нс

    в музыке, звучание тонов, «не сливающихся» друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, см. Какофония). Понятие Д. противостоит понятию Консонанса. К Д. относят большие и малые секунды и септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы, а также все аккорды, включающие хотя бы один из этих интервалов; условно к Д. относят и кварту по отношению к басу. С математико-акустической точки зрения Д. представляет более сложное отношение чисел колебаний (длин струн); различие между консонансом и Д. оказывается только количественным, а граница между ними — условной. С точки зрения музыкальной психологии Д. сравнительно с консонансом является созвучием более напряжённым, неустойчивым; в системе мажора и минора качественное различие консонанса и Д. достигает степени противоположности, контраста и представляет большую эстетическое ценность. Учение о композиции всегда учитывало это различие в восприятии диссонирующих и консонирующих созвучий. До 17 в. условием применения Д. было полное его подчинение консонансу — правильное приготовление и разрешение (переход) в консонанс; в 17—19 вв. обязательным правилом было лишь разрешение Д.; с конца 19 в. и в особенности в 20 в. диссонанс всё чаще применяется самостоятельно — без приготовления и без разрешения.

    Лит.: Гарбузов Н. А., О консонирующих и диссонирующих интервалах, «Музыкальное образование», 1930, № 4—5; Клещов С. В., К вопросу о различии диссонирующих и консонирующих созвучий, «Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова», 1941, т. 10; Тюлин Ю. Н., Современная гармония и ее историческое происхождение, в кн.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Stumpf С., Konsonanz und Dissonanz, Lpz., 1898; Riemann Н., Zur Theorie der Konsonanz und Dissonanz, в его сб.: Präludien und Studien, Bd 3, Lpz., 1901.

    Ю. Н. Холопов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. диссона́нс;
    2. диссона́нсы;
    3. диссона́нса;
    4. диссона́нсов;
    5. диссона́нсу;
    6. диссона́нсам;
    7. диссона́нс;
    8. диссона́нсы;
    9. диссона́нсом;
    10. диссона́нсами;
    11. диссона́нсе;
    12. диссона́нсах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж., франц. нестройность муз. звуков; разладица, разнозвучие, разногласие, разноглас, несоглас, разнота, рознь, ·противоп. созвучие, согласие, соглас.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ДИССОНА́НС, -а, муж.

    1. Негармоничное сочетание музыкальных звуков, неслитное звучание тонов; противоп. консонанс (спец.). Д. в хоре.

    2. перен. То, что вносит разлад, вступает в противоречие с чем-н.; несогласованность, несоответствие. Внести д. в общую беседу.

    | прил. диссонансный, -ая, -ое (к 1 знач.).

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , м.

    1. муз.

    Негармоническое сочетание звуков; противоп. консонанс.

    2. перен.

    Разлад, несогласованность, противоречие с чем-л.; то, что вносит разлад, резко не соответствует чему-л.

    Несмотря на явный диссонанс с общим тоном петербургской жизни, дом Положиловых был бы очень приятен, если бы в нем не чувствовалась боязнь сказать лишнее слово. Салтыков-Щедрин, В среде умеренности и аккуратности.

    [франц. dissonance]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск.) — разногласие, рознь, неудача

    Ср. Самый легкий диссонанс в жизни, самая малейшая неудача стали приводить его тотчас в исступление.

    Достоевский. Преступление и наказание. 5, 2.

    Ср. В тоне, с которым каждый из них говорил теперь о предмете, чувствовались все сильнее диссонирующие ноты.

    Маркевич. Перелом. 3, 12.

    Диссонанс в музыке — разнозвучие, нестройность звуков.

    Ср. Dissonare (dis-sonare, разно-звучать).

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    ДИССОНА́НС, диссонанса, муж. (лат. dissonantia - разноголосица).

    1. Негармоничное сочетание музыкальных звуков (муз.).

    2. перен. Явление, вносящее разлад во что-нибудь, резко отличающееся от всего прочего, противоречащее общему порядку (книжн.). Его пессимистическое заявление явилось диссонансом общему бодрому настроению.

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Нарушение гармонии, благозвучия, сочетание звуков, вызывающих несогласованность; диафония.

    Ant:

    консонанс

    II

    м.

    Отсутствие гармонии в чём-либо, несоответствие чему-либо; разлад.

    III

    м.

    Неточная рифма с совпадающими согласными и несовпадающими гласными звуками (в литературоведении).

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    ДИССОНАНС (франц. dissonance - от лат. dissono - нестройно звучу), 1) в музыке неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов. Диссонанс противоположен консонансу. К диссонансу относят большие и малые секунды и септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы, а также аккорды, включающие хотя бы один из таких интервалов. До кон. 19 в. обязательным считалось разрешение диссонанса в консонанс, в 20 в. применяют диссонансы и без их разрешения.

    2) В поэзии - неточная рифма с совпадающими согласными и несовпадающим ударным гласным (стен-ая - стен-ою); термин малоупотребителен.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  23. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    муз. dissonance, discord прям. и перен.;
    disharmony, incongruity перен. внести диссонанс в работу ≈ to bring discord into the workдиссон|анс - м. муз. discord, dissonance;
    discordant note (тж. перен.);
    внести ~ bring* discord;
    ~ировать несов. муз. be* dissonant.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    диссонансMißton

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Dissonanz f, Mißklang m (умл.), Mißton m (умл.)

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    диссонанс м Dissonanz f c, Mißklang m 1a*, Mißton m 1a*

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. муз., перен.

    dissonance f

    диссонанс в хоре — dissonance dans le chœur

    внести диссонанс в работу — apporter de la dissonance dans le travail

  33. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  34. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    disonancia f

  35. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  36. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    dissonanza f, discordanza f

  37. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  38. Литературная энциклопедия

    Диссонанс

    ДИССОНАНС — см. Рифма.

  39. Источник: Литературная энциклопедия



  40. Энциклопедический словарь экономики и права

    - чувство неудовлетворенности, разочарование покупателя в товаре, недовольство его действительными качествами, так как они не соответствуют обещанным в рекламе.

  41. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  42. Философская энциклопедия

    ДИССОНАНС

    (от лат. dissonus разноголосый, нестройный)

    неблагозвучие, разлад, раздор.

  43. Источник: Философская энциклопедия



  44. Энциклопедический словарь

    ДИССОНА́НС -а; м. [франц. dissonance]

    1. Муз. Негармоническое сочетание звуков (противоп.: консона́нс). Оркестровый д. Уловить д. в звучании скрипок.

    2. То, что не соответствует чему-л., нарушает гармонию; разлад, несогласованность. Диссонансом прозвучало выступление молодого писателя. Приезд гостей внёс д. в размеренную жизнь семьи.

    Диссона́нсный, -ая, -ое. Д. звук. Д-ое заявление.

    * * *

    диссона́нс

    (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу), 1) в музыке — неслитное, напряжённое одновременное звучание различных тонов. Диссонанс противоположен консонансу. К диссонансу относят большие и малые секунды и септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы, а также аккорды с их участием. 2) В поэзии — неточная рифма с совпадающими согласными и несовпадающим ударным гласным (стена́я — стено́ю); термин малоупотребителен.

    * * *

    ДИССОНАНС

    ДИССОНА́НС (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу),

    1) в музыке неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов. Диссонанс противоположен консонансу(см. КОНСОНАНС). К диссонансу относят большие и малые секунды и септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы, а также аккорды, включающие хотя бы один из таких интервалов. До кон. 19 в. обязательным считалось разрешение диссонанса в консонанс, в 20 в. применяют диссонансы и без их разрешения.

    2) В поэзии — неточная рифма с совпадающими согласными и несовпадающим ударным гласным (стен-ая — стен-ою); термин малоупотребителен.

  45. Источник: Энциклопедический словарь



  46. Начала современного естествознания

    (от лат.dissonus — разноголосый, нестройный) — неблагозвучие (например в музыке), разлад (в том числе, в поэзии — неточная рифма), раздор.

  47. Источник: Начала современного естествознания



  48. Музыкальная энциклопедия

    (франц. dissonance, от лат. dissono - нестройно звучу) - звучание тонов, "не сливающихся" друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, т. е. с какофонией). Понятие "Д." применяется в противопоставлении к консонансу. К Д. относят большие и малые секунды и септимы, тритон и др. увелич. и уменьш. интервалы, а также все аккорды, включающие хотя бы один из этих интервалов. Чистая кварта - неустойчивый совершенный консонанс - трактуется как диссонанс, если её нижний звук помещается в басу.

    Различие между консонансом и Д. рассматривается в 4 аспектах: математическом, физическом (аккустическом), физиологическом и муз.-психологическом. С математич. точки зрения Д. представляет собой более сложное отношение чисел (колебаний, длин звучащих струн), чем консонанс. Напр., из всех консонансов малая терция имеет самое сложное отношение чисел колебаний (5:6), но каждый из Д. - ещё более сложное (малая септима - 5:9 или 9:16, большая секунда - 8:9 или 9:10 и т. д.). Акустически диссонантность выражается в увеличении периодов регулярно повторяющихся групп колебаний (напр., при чистой квинте 3:2 повторения происходят через 2 колебания, а при малой септиме - 16:9 - через 9), а также в усложнении внутр. соотношений в пределах группы. С этих точек зрения различие между консонансом и Д. только количественное (как и между разл. диссонирующими интервалами), а граница между ними условна. С точки зрения муз. психологии Д. по сравнению с консонансом - звучание более напряжённое, неустойчивое, выражающее стремление, движение. В европ. ладовой системе средневековья и Возрождения, в особенности в рамках позднейшей функц. системы мажора и минора, качеств. различие консонанса и Д. достигает степени противоположности, контраста и составляет одну из основ муз. мышления. Подчинённый характер звучания Д. по отношению к консонансу выражается в закономерном переходе Д. (его разрешении) в соответствующий консонанс.

    Муз. практика всегда учитывала различие свойств консонанса и Д. До 17 в. Д. применялся, как правило, при условии его полного подчинения консонансу - правильного приготовления и разрешения (в особенности это относится к т. н. полифонии "строгого письма" 15-16 вв.). В 17-19 вв. правилом было лишь разрешение Д. С конца 19 в. и особенно в 20 в. Д. всё шире применяется самостоятельно - без приготовления и без разрешения ("эмансипация" Д.). Запрет октавных удвоений в додекафонии может быть понят как запрещение удвоения диссонирующих звуков в условиях сплошной диссонантности.

    Проблема Д. всегда была одной из центральных в муз. теории. Теоретики раннего средневековья заимствовали античные представления о Д. (к ним относились не только секунды и септимы, но также терции и сексты). Ещё Франко Кёльнский (13 в.) зачислял в группу Д. большие и малые сексты ("несовершенные Д."). В муз. теории позднего средневековья (12-13 вв.) терции и сексты перестали считаться Д. и перешли в разряд консонансов ("несовершенных"). В учении о контрапункте "строгого письма" 15-16 вв. Д. рассматривается как переход от одного консонанса к другому, причём многогол. созвучия трактуются как комбинации вертикальных интервалов (punctus contra punctum); кварта по отношению к нижнему голосу считается Д. На тяжёлой доле Д. трактуется как приготовленное задержание, на лёгких - как проходящий или вспомогат. звук (а также как cambiata). С конца 16 в. в теории утверждается новое понимание Д. как особого выразит. средства (а не только средства оттенения "сладостности" консонанса). В. Галилеи ("Il primo libro della prattica del contrapunto", 1588-1591) допускает неприготовленное вступление Д. В эпоху аккордово-гармонич. мышления (17-19 вв.) возникла новая концепция Д. Различают Д. аккордовые (диатонические, недиатонические) и происходящие от сочетания неаккордовых звуков с аккордовыми. Согласно функц. теории гармонии (М. Гауптман, Г. Гельмгольц, X. Риман), Д. есть "нарушение консонанса" (Риман). Каждое звукосочетание рассматривается с точки зрения одного из двух натуральных "созвуков" - мажорного или симметричного ему минорного; в тональности - с точки зрения трёх осн. трезвучий - Т, D и S. Напр., аккорд d1- f1- a1- с2 в C-dur состоит из трёх тонов, принадлежащих трезвучию субдоминанты (f1- а1- с2) и одного прибавленного тона d1. Всякий не входящий в состав данного осн. трезвучия тон и есть Д. С этой точки зрения диссонирующие звуки могут обнаруживаться и в акустически консонирующих созвучиях ("мнимые консонансы" по Риману, напр.: d1- f1- а1 в C-dur). В каждом двузвучии диссонирует не весь интервал, а только тон, не входящий в одно из осн. трезвучий (напр., в септиме d1- с2 в S C-dur диссонирует d1, а в D - с2; квинта е1 - h1 будет мнимым консонансом в C-dur, так как либо h1, либо е1 окажется Д. - в T или D в C-dur). Многие теоретики 20 в. признали полную самостоятельность Д. Б. Л. Яворский допускал существование диссонирующей тоники, Д. как устоя лада (по Яворскому, обычай завершать произведение консонирующим созвучием - "схоластические оковы" музыки). А. Шёнберг отрицал качественное различие между Д. и консонансом и называл Д. отдалёнными консонансами; отсюда он выводил возможность применения нетерцовых аккордов как самостоятельных. Свободное применение любого Д. возможно в системе П. Хиндемита, хотя он и оговаривает ряд условий; различие между консонансом и Д., по Хиндемиту, также количественное, консонансы постепенно переходят в Д. Относительность понятий Д. и консонанса, значительно переосмысленных в совр. музыке, подчёркивают советские музыковеды Б. В. Асафьев, Ю. Н. Тюлин и др.

    Литература: Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1872; переизд. Полн. собр. соч., Литературные произведения и переписка, т. III-А, М., 1957; Ларош Г. A., О правильности в музыке, "Музыкальный листок", 1873/1874, No 23-24; Яворский Б. Л., Строение музыкальной речи, ч. I-III, М., 1908; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, (1909), М., 1959; Гарбузов H. A., О консонирующих и диссонирующих интервалах, "Музыкальное образование", 1930, No 4-5; Протопопов С. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. I-II, М., 1930-31; Асафьев Б. В., Музыкальная форма как процесс, т. I-II, М., 1930-47, Л., 1971 (обе книги вместе); Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц., под ред. и с дополн. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1931; Mазель Л. A., Rыжкин И. Я., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1-2, М., 1934-39; Клещов С. В., К вопросу о различении диссонирующих и консонирующих созвучий, "Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова", т. 10, М.-Л., 1941; Тюлин Ю. Н., Современная гармония и её историческое происхождение, "Вопросы современной музыки", Л., 1963; Медушевский В., Консонанс и диссонанс как элементы музыкальной знаковой системы, в кн.: IV Всесоюзная акустическая конференция, М., 1968; Eulеr L., Tentamen novae theoriae musicae, Petropoli, 1739; Helmholtz H. von, Die Lehre von den Tonempfindungen, Braunschweig, 1863, 1913; рус. пер. - СПБ, 1875; Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von der tonalen Funktionen der Akkorde, L.-N. Y., 1893; рус. пер. - M., 1896; его же, Zur Theorie der Konsonanz und Dissonanz, "Prдludien und Studien", III, Lpz., 1901; Stumpf C., Konsonanz und Dissonanz, "Beitrдge zur Akustik und Musikwissenschaft", 1, Lpz., 1898; Krehl St., Die Dissonanz als musikalisches Ausdrucksmittel, "ZfMw", I, 1918/19; Jeppesen Kn., Der Palestrina-Stil und die Dissonanz, Lpz., 1925 (англ. пер. - Cph.-L., 1928, 1946); Machabey A., Dissonance, Polytonalitй, Atonalitй, "RM", XII, No 116, juin, 1931; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, I, Mainz, 1937, 1940; Handschin J., Der Toncharakter, Z., 1948; Lohmann J., Die griechische Musik als mathematische Form, "AfMw", XIV, 1957, H. 3; Bobbitt R., The physical basis of intervallic quality and its application to the problem of dissonance, "Journal of Music Theory", v. III, 1959, No 2; Stockmann В., Ьber die Dissonanz-Verstдndnis Bachs, в кн.: Bach-Jahrbuch, XLVII, В., 1960; Dahlhaus C., Ьber den Dissonanz-Begriff des Mittelalters. Bericht ьber siebenten internationalen musikwissenschaftlichen Kongress. Kцln. 1958, Kassel - (u. a.), 1959.Ю. H. Холопов.

  49. Источник: Музыкальная энциклопедия



  50. Музыкальный словарь

    Французское слово dissonance происходит от латинского dissono -- «нестройно звучу». Этим музыкальным термином называют такое сочетание двух или нескольких звуков, которое образует напряженное, острое созвучие. К диссонирующим интервалам относятся секунды, септимы, все увеличенные и уменьшенные интервалы (о значении слова интервал можно прочесть в посвященном ему рассказе). Диссонирующими аккордами являются те, в состав которых входит хотя бы один диссонирующий интервал.

  51. Источник: Музыкальный словарь



  52. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    dissonanza f

  53. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  54. Русско-украинский политехнический словарь

    физ.

    дисона́нс, -су

  55. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  56. Русско-украинский политехнический словарь

    физ.

    дисона́нс, -су

  57. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  58. Российская социологическая энциклопедия

    (от лат. dissonans - нестройно звучащий) - 1. В музыке напряженное одновременное звучание различн. тонов. 2. В поэзии - неточная рифма с совпадающими согласными и несовпадающим ударным гласным (слово - слава).

  59. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  60. Большой Энциклопедический словарь

  61. Источник:



  62. Толковый словарь Даля

  63. Источник: