Словарь Брокгауза и Ефрона

    монгольское слово, соответствующее санскритскому Будда; у буддистов-монголов обозначает изображения многочисленных их божеств, изготовляемые из разнообразных материалов и различными способами. Б. приготовляются у них из золота и серебра, из бронзы и меди, из глины, дерева и камня. Металлические Б. бывают литые и кованые; каменные Б. или вытесываются из камня, или высекаются на камне. Кроме того, распространены еще Б., рисованные на коже, бумаге, а чаще всего на полотне. Происхождение Б., как изображений божеств, буддисты относят к началу существования своей религии, и приготовление Б. считают заповедью самого основателя буддизма, Шакьямуни, первое изображение которого, по сказанию буддистов, дано было им самим и было изготовлено при его собственной чудодейственной помощи. С последовавшим за тем развитием учения о многочисленных перерождениях Будды, буддисты стали изображать и второстепенных будд и таким образом увеличили число своих священных изображений до того, что уже были не в состоянии дать каждому такому изображению отличительные признаки. Поэтому они были вынуждены разделить всех 1000 будд, о которых будто бы предсказал сам Шакьямуни, на пять разрядов и стали изображать каждых двести будд одинаково. Вместе с этим, по мере осложнения верований буддистов и с развитием буддийской космологии, появилось у них учение о множестве и разнообразии миров, населенных богами и полубогами, вследствие чего священные изображения буддистов значительно умножились. Словом, изображения буддийских божеств (бурханы) столь многочисленны, что не только видеть их все, но и судить о каждом из них, по описаниям, едва ли возможно. Б. помещаются обыкновенно в буддийских кумирнях, известных у сибирских буддистов под именем "дацан" или "дасанг", а в Средней Азии — под именем "сумэ". В кумирнях они размещаются параллельно северной стене и самые главные из них ставятся за особыми жертвенными столами, на отдельных подставках, а иногда на самых жертвенных столах. Лицом Б. обращены на юг, т. е. к дверям кумирни, и располагаются соответственно своей религиозной важности. В настоящее время буддисты-монголы всех своих Б. подразделяют на бурханов-успокоителей (аморлингой) и бурханов свирепых (докшит). Описание Б. той и другой категории, сделанное по хранящимся в казанской духовной академии фотографическим снимкам, изготовленным в Ташкенте и Семиреченской области, см. у Н. Остроумова: "Бурханы — священные изображения буддистов-монголов" (Казань, 1886; из "Православного Собеседника" 1886 г., кн. 9, 10 и 12).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. бурха́н;
    2. бурха́ны;
    3. бурха́на;
    4. бурха́нов;
    5. бурха́ну;
    6. бурха́нам;
    7. бурха́н;
    8. бурха́ны;
    9. бурха́ном;
    10. бурха́нами;
    11. бурха́не;
    12. бурха́нах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    муж. калмыцкий, монгольский идол, б.ч. литый из меди или серебра.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ушакова

    БУРХА́Н, бурхана, муж. (монг. burxan). Буддийский идол, изображение святого у монголов.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Идол у монголов-буддистов.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    бурха́н "монгольский идол", заимств. через монг. burqan, калм. burχɔn "бог, святой" из уйг. burχan "бог, посланник света, пророк, Будда", которое восходит через кит. bur (то же) к имени Будды, – др.-инд. buddha-; см. Банг, KSz 18, 121; Sitzber. Preuss. Akad., 1930, стр. 205 и сл.; 1935, стр. 178; Рамстедт, KWb 62; Маркварт, Kumanen 83. Др.-русск. Бутъ "Будда" (Афан. Никит.), по-видимому, от тат., чагат., туркм. but "идол" (Радлов 4, 1856).

  11. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  12. Буддизм

    (тюрк., монг.) — тюрко-монг. модификация термина «будда», возможно, образовавшаяся через форму «будда-хан». В мифологии тюрк. и монг. народов Б. означает любого будд. бога вообще и его изображение (иконописное, скульптурное), Бурхан-багша (дословно — бог-учитель) — термин, к-рым обозначается Будда Шакьямуни. — Н. Л. Жуковская

  13. Источник: Буддизм



  14. Толковый словарь Даля

  15. Источник: