ЕГА, яга жен. яга-баба, сказочный злой дух; или бранно злая баба.
| На Алтае, яргак или даха, из шкуры козули. Баба-яга в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. У яги-бабы один зуб, да и тот клык. Яга-баба всем ведьмам набольшая.
ега́ "шуба из меха косули", алт. (Павл.). Из тюрк.: ср. леб., кюэр., крым.-тат., бараб. jaɣa "воротник" (Радлов 3, 39). Подробнее см. яга́.
ega
(европейские картины) - японская живопись западного стиля, получившая распространение после окончания самоизоляции Японии в XIX в. Она отличается от традиционной японской живописи нихонга (японские картины) не только отношением к объекту изображения, но и техникой. Для ёга характерна станковая живопись маслом на холсте, для нихонга - живопись тушью и водяными красками на шелке или бумаге в форме свитков, ширм и экранов. Эти два направления сосуществуют параллельно и сегодня, лишь в небольшой степени влияя друг на друга. Среди первых художников европейской ориентации выделяются две фигуры: Каваками Тогай (1821–1881) и Такахаси Юити (1828–1894). Оба начали заниматься европейской живописью еще до Реставрации Мэйдзи. В 1876 г. при государственном Инженерном колледже была создана Школа искусств западной ориентации. Преподавать в ней были приглашены несколько итальянцев. Один из них Антонио Фонтанези (1818–1882) оказал значительное влияние на художественный мир Японии. Процветание западного искусства в Японии оказалось недолгим. Правительство стало поощрять произведения национального стиля, а после 1882 г. живопись ёга перестала допускаться на государственные выставки. Художники ёга объединялись против гонений со стороны художников-традиционалистов и представителей реакционных политических кругов. В 1889 г. было основано Общество мэйдзийского искусства, куда вошли вернувшиеся из Европы художники реалистического направления ёга. Но только в конце 40-х гг. XX в. ёга перестала подвергаться дискриминации, художники получили возможность объединяться, организовывать выставки, принимать участие в международном обмене.