(Beth, по-рус. Беф или Виф) — еврейское, сирийское и арабское слово, означ. дом, также “храм”, равно как “семейство, потомство”. В соединении с другими словами служит для образования названий городов, местностей и т. п., напр. гор. Бет-эль (Вефиль), Бет-лехем (Вифлеем) и т. п.
муж., франц. в карточных играх, в коих берутся взятки: неустойка, недобор; за каждую недобранную взятку ставится бет или ремиз, до общего расчета. Бетить кого, сажать, посадить, заставить недобрать взятки. Бетиться, ремизиться, ставить бет, ремиз, недобирать взятки.
БЕТ (Beth) Эверт Биллем (17 июля 1908, Алмело, Нидерланды —12 апреля 1964, Амстердам) — нидерландский философ и логик, ученик Брауэра. В 1933—45—преподаватель Утрехтского университета; с 1946 — профессор логики Амстердамского университета, с 1952—директор Института философии точных наук в Амстердаме. Испытал влияние логического эмпиризма, особенно работ Карнапа по логике и основаниям математики, однако не принял исходные установки неопозитивизма. В основе общей философской позиции Бета лежит тезис о необходимости синтеза логики, оснований математики, истории точных наук и психологии мышления. Резко выступал против идеализма и считал, что современная философия в целом и философия математики в частности развиваются в направлении к реализму. Под реализмом Бет понимал концепцию, утверждающую, что человек в процессе своего опыта вступает в контакт с различными сферами реальности, несводимыми друг к другу, однако связанными между собой, дополняющими друг друга, причем эта связь фиксируется с помощью онтологических допущений, проверяемых на основе имеющихся теорий. По мнению Бета, формальный анализ дедуктивной структуры математических теорий является основой философии математики. Вместе с тем в математике важную роль играет математическая и логическая интуиция, которую необходимо исследовать с помощью рациональных методов. Бет разработал развернутую концепцию объекта математики: на первом уровне в качестве такового выступает мир человеческого опыта, на втором— структура мира в той мере, в какой она явно выражается в математическом языке, и, наконец, на третьем уровне — бесконечность. Рассматривая соотношение логики и психологии, Бет считал эти дисциплины автономными и взаимно дополняющими друг друга. Он выступал против любых вариантов психологизма в логике (и математике) и логицизма—в психологии. В книге “Математическая эпистемология и философия” (Mathematical Epistemology and Philosophy. Dordrecht, 1966) авторы (Бет и Пиаже), несмотря на разногласия по многим вопросам, сформулировали общую программу междисциплинарного подхода к эпистемологии, -основанную на переходе от исследования “психологического субъекта”, центрированного вокруг собственного внутреннего мира сознания, к “эпистемологическому субъекту”, когнитивные структуры которого производны от наиболее общих механизмов координации действий субъектов. При этом генетическое исследование мышления должно быть органически связано с использованием историко-критического метода. Бет внес значительный вклад в развитие современной логики. Он разработал метод семантических таблиц, обобщающий табличную процедуру оценки обозначимости формул классической пропорциональной логики на логику предикатов (первого порядка): построил семантику интуиционистской логики, использующую концепцию возможных миров (оказавшую влияние на работы Крипке). Важным результатом Бета явилась доказанная им в 1953 теорема, которая завершила построение классической теории полной определимости и стимулировала дальнейшие исследования по теории определимости в формализованных системах (Л. Свенониус, М. Маккей, Д. Куекер и др.).
Соч.: Метод семантических таблиц.—В кн.: Математическая теория логического вывода. М., 1967; Les fondements logiques des mathématiques. P.—Louvain, 1955; L'existence en mathématique. P., 1956; La crise de la raison et la logique. P.—Louvain, 1957; Formal Methods. An Introduction to Symbolic Logic. Doldrecht, 1962; Mathematical Thought. Dordrecht, 1965; Moderne Logica, Assen, 1966.
Лит.: Staat/. F. E.W. Beth.—“Dialectica”, v. 19, 1965; Beth E. W. Memorial Colloquium. Dordrecht, 1967.
В. Н. Садовский