учение, созданное Галлем и доказывавшее связь между известными душевными функциями и психическими особенностями животных и человека, с одной стороны, и наружной формой их черепа, с другой. Ф. основывалась на следующих априорных положениях: головной мозг есть исключительный орган всех духовных, психических функций животных и человека; он не представляет единого аппарата, но состоит из ряда отдельных нервных механизмов, заведующих отдельными душевными функциями и душевными влечениями. Головной мозг таким образом разбивается на отдельные участки, коим отвечают определенные способности и влечения — и степень развития последних стоит в прямом отношении к величине соответствующих им частей мозга. Усиленное развитие тех или других частей мозга, долей его, извилин его и т. д. выражается, по мнению Галля, и на форме черепной крышки, повторяющей со своей стороны и выпуклости, и впадины лежащего под нею мозга. Отсюда уже прямо вытекало, что по буграм или впадинам, ощупываемым на черепе, можно судить о характере, способностях, влечениях животных и человека. Чтобы установить психическую ценность этих черепных бугров, стоило, по мнению Галля, только точно определить, с одной стороны, характеристику личности, наиболее выдающиеся черты его характера или влечений, а равно и наиболее выдающиеся его способности или талант, а с другой — наиболее выдающиеся выпуклости черепа. Накопляя ряд подобных точных наблюдений, легко, по мнению Галля, составить френологическую карту, устанавливающую связь между известными способностями человека и его черепными буграми; таким образом на черепе обрисовались бы бугры или шишки, например, скупости, храбрости, честолюбия, поэзии, материнской любви, таланта к живописи, музыке и т. д. По буграм этим Галль и думал судить о преобладании или ослаблении тех или других умственных или нравственных стремлений данного человека; мало того, френологи по буграм этим предсказывали будущую жизнь ребенка и тем старались влиять на все воспитание. Знаменитый Иоганнес Мюллер уже в свое время указывал на сплетение произвольных заключений, не имеющих никакого действительного основания, коими так изобиловали все доводы френологов; так, они пользовались для своих целей, между прочим, и бюстами Гомера, портретами св. Антония, Моисея, не заботясь вовсе о том, были ли эти портреты и бюсты верны, вследствие чего, конечно, история Ф. полна самых грубых ошибок. Гениальность Рафаэля, например, была изучаема ошибочно по черепу одного каноника. И подобными ошибками изобиловали исследования френологов, которые под конец и сами потеряли веру в свое учение. По крайней мере много случаев из жизни Галля заставляют думать, что сам он не особенно верил в свою теорию. Оно и не могло быть иначе, если вспомнить, сверх всего, неосновательность главного утверждения Ф., что череп будто бы рабски повторяет формы мозга; напротив того, вскрытия показывают, что такого соответствия вовсе не существует. Ф., к сожалению, дискредитировала в глазах ученых на долгое время и принцип локализации мозговых функций в различных частях мозговых полушарий, принцип сам по себе верный и отстранявшийся физиологами вплоть до 1870 г., когда Фритчу и Гитцигу удалось доказать в различных извилинах мозговых полушарий существование психомоторных центров для различных членов тела. После того учение о локализации функций в сфере мозговых полушарий достигло широкого развития, и ныне, кроме моторных площадей, стали известны нам и сенсорные площади различных сознательных ощущений, и даже намечены уже видимые связи между целостью известных долей мозговых полушарий и характером животных (см. Головной мозг). Но между всеми этими фактами, коими так быстро и прочно обогащается наука, и френологической теорией черепных шишек, конечно, не может быть ничего общего.
И. Тарханов.
(от греч. phren, родительный падеж phrenós — душа, ум, сердце и ...Логия)
ложное учение о локализации отдельных психических способностей в различных участках мозга, якобы различаемых путём непосредственного ощупывания внешнего рельефа человеческого черепа. Идеи Ф., выдвинутые австрийским врачом и анатомом Ф. Галлем (См. Галль), приобрели большую популярность в 1-й половине 19 в. благодаря их пропаганде учеником Галля Г. Шпурцхаймом и его последователями в странах Западной Европы, где в 1830-х—40-х гг. появились десятки френологических обществ. Данные Ф. использовались для диагностики свойств ума и характера. Успехи физиологии (П. Флуранс, Франция, и др.) показали несостоятельность Ф., которая тем не менее продолжала вызывать интерес вплоть до начала 20 в. В 70-х гг. 19 в. возникли научные представления о локализации психических функций в различных зонах коры больших полушарий головного мозга (Г. Фрич и Э. Гитциг, Германия, и др.). Иногда эти представления условно называют «новой Ф.».
М. Г. Ярошевский.
жен., греч. краниоскопия, кранология или черепословие. Френологиеские наблюдения. Френолог, черепослов.
ФРЕНОЛО́ГИЯ, -и, жен. Теория, утверждающая наличие связи между психическими, моральными свойствами человека и строением его черепа.
| прил. френологический, -ая, -ое.
-и, ж.
Антинаучная теория, согласно которой на основании краниометрических данных якобы можно судить о психических особенностях человека.
[От греч. φρήν — ум, разум и λόγος — учение]
ФРЕНОЛО́ГИЯ, френологии, мн. нет, жен. (от греч. phren - ум, душа и logos - учение) (книжн.). Антинаучное буржуазное учение о распознавании психических свойств человека по форме его черепа.
ж.
Антинаучное учение о связи формы черепа человека с его умственными способностями и морально-психологическими качествами.
ФРЕНОЛОГИЯ (от греч. phren - душа - ум и ...логия), концепция, согласно которой на основании краниометрических данных можно судить о психических особенностях человека.
жен. phrenologyphrenology
ж.
phrénologie f
ж.
frenología f
ж.
frenologia
(истор.; Френо- + греч. logos учение)
антинаучная теория о возможности распознавания характерологических и других психических особенностей человека по форме его черепа.
(от греч. phren – диафрагма как место, где совершается духовная деятельность, и logos – учение)
искусство определять нрав, характер, способности человека по форме черепа; при этом френологию часто неточно называют учением о черепе, которое носит название краниологии или краниоскопии; по своему научному характеру – спорная частная область учения о выражении и характерологии. Френология лежит в основе теории локализации, т.е. убеждения в том, что психические функции локализуются в различных участках головного мозга и благодаря этому влияют на его развитие, а также на черепную коробку и ее форму. Основатель френологии – Галлъ; его главное произв.: «Anatomie et physiologie du Systeme nerveux en general et du cerveau en. particulier avec des observations sur la possibilite de reconnaitre plusieurs dispositions intellectuelles et morales de 1'homme et des animaux par la configuration de leurs tetes», 4vol., 1810-1819.
ФРЕНОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. phrēn - ум, разум и logos - учение] Устаревшая теория о связи между формой черепа и умственными способностями и моральными качествами человека.
◁ Френологи́ческий, -ая, -ое. Ф-ая система.
* * *
френоло́гия(от греч. phrén — душа, ум и...логия), концепция, согласно которой на основании краниометрических данных можно судить о психических особенностях человека. Френология подвергается научной критике.
* * *
ФРЕНОЛОГИЯФРЕНОЛО́ГИЯ (от греч. phren — душа, ум и логос — слово, учение), концепция, согласно которой на основании краниометрических данных можно судить о психических особенностях человека.
(от греч. phren - душа, ум и ...логия), концепция, согласно к-рой на основании краниометрич. данных можно судить о психич. особенностях человека. Ф. подверrается науч. критике.
(от греч. phren - душа, ум и Jogos - слово, учение) - англ. phrenology; нем. Phrenologie. Теория, трактующая психические особенности человека на основании краниометрических данных.
(от греч. phren - душа, ум и Jogos - слово, учение) - англ. phrenology; нем. Phrenologie. Теория, трактующая психические особенности человека на основании краниометрических данных.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.