«Се»

Се в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Се»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Сэ (Sée) Анри Эжен (6.9.1864, Сен-Брис, Сена и Уаза, — 10.3.1936, Ренн), французский историк. Ученик Фюстель де Куланжа. Профессор университета в Ренне (1893—1920). Работы С. посвящены истории французского средневекового крестьянства (по 18 в.), экономической истории Франции (особенно истории раннего капитализма), ряд работ — истории политической мысли во Франции.

    Соч.: Les classes rurales et ie régime domanial en France au moyen âge, P., 1901; Les classes rurales en Bretagne du XVI siecle a la revolution, P., 1906; La France économique et sociale au XVIII siecle, 5 éd., P., 1952; L'évolution de la pensée politique en France au XVIII siecle, P., 1925; Esquisse d'une histoire économique et sociale de la France depuis les origines jusqu'a la guerre mondiale, P., 1929; Les origines du capitalisme moderne, 4 éd., P., 1940.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Даля

    СЕ, мест., или нареч., указ. сей, вот, это, этто, сие есть; сей, сие. Се Агнец Божий, Иоан. Се мати моя, Матф. Се час есть, уже пора. Се прежде рех вам, я говорил наперед. Где нож? "Се, се лежит!" костр. Се и хлеба нетути, смол. Се приду, а вот скоро. То-сё, кое-что. Ни то, ни се, пустое, малогодное. Ни то, ни се, а чорт знает что. Ни то, ни сё клевало, да и то сорвалось. То ли, сё ли, а задумано, делай. То сё говоря, да гуся за голову. Тем-сем пробавляемся.

    | Се, сь, о времени, месте: а се, ась, а воть я, здесь, или сей час. Во се, вось, а во се, а вот здесь, или а вот скоро, а вот недавно, откуда авось, а во се, вот скоро. Восей, восейка, восеньки, недавно (днями). Наречия: ономнясь, или намеднись, надысь, лонись также приняли указательное се, как: летось, зимусь, веснусь, осенесь (о прошлом); седнесь, ночесь, утресь, вечорась. Растешился боярский сын; се на нож, се на виселицу!

    | костр., влад. как приставка, привеска, се сохраняет, более или менее, свое указательное значенье, обращаясь почти в поговорку. Ну-се пожалуй, пойдем. Пожалуй-се, бери! А ты-се этого-се не делай. Дайка-се, попытаемся! Слитно: сегодний, селетний, сего года, лета и пр. Се же, ряз., тул. вот то-то, вишь ты, то-то ведь и есть! Я-се, ты-се. а се и никого нет! Сесь сиб. ныне, намедни; в нынешнее время. Сесьгод сиб. сего года. Сето пск., твер. однако, но. Сеть и сеж тул., калуж. да, конечно, так. Секать, приговаривать, по привычке, се. И до сековой поры, костр. до сих пор. С сековой поры я пить не стану.

    | Се! пск., твер. призывная кличка собаки. Се, се, се, на хлебца!

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Толковый словарь Ожегова

    СЁ, сего, указ. Употр. в нек-рых выражениях в знач. это. То да сё (разное, всякое; разг.). Ни с того ни с сего (неожиданно и некстати; разг.). Поговорим о том о сём (о разном и незначительном; разг.). Ни то ни сё (нечто неопределённое; разг. неод.)

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    частица указат. устар.

    Вот.

    И се — равнину оглашая, Далече грянуло «ура»: Полки увидели Петра. Пушкин, Полтава.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Малый академический словарь

    сего́, мест. указат.

    - то-сё, то да сё, (и) то и сё; ни то ни сё; ни с того ни с сего

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    СЕ, указательная частица (церк.-книжн., поэт. устар.). Вот. «И се, равнину оглашая, далече грянуло "ура".» Пушкин.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    част. устар.

    то же, что вот

    II

    сё

    част. устар.

    Употребляется как указательное слово; это II 2.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    СЕ - в китайской мифологии легендарный правитель, помощник Юя и Шуня, основатель династии Шан. Родился чудесным образом из яйца ласточки.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    "вот, глядь", церк.; в диалектах служит для подзывания собаки, псковск., тверск. (Даль), также в составе здесь (из *сьде-се), др.-русск., ст.-слав. се ἰδού (Остром., Мар., Зогр., Клоц., Супр.), др.-чеш. sе. Возм., тождественно форме ср. р. ед. ч. от *сь (см. сей); ср. Зубатый, LF 36, 334 и сл. Но ср. также лат. -се "там, тут" (в hiс "этот" из hi-се, в сеdо "сюда", ессе "се, вот"), лит. šè "вон!", лтш. sę! – межд., с помощью которого подзывают и прогоняют собак; см. М.–Э. 3, 809 и сл.; 4, 13 и сл.; Буга, РФВ 75, 143; Вальде–Гофм. I, 192 и сл.; Бругман, Grdr. 2, 2, 321.

  17. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    se

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    то и cё this and that;
    ни то ни сё neither one thing nor the other;
    ни с того ни с сего for nо apparent reason.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    мест. указат.

    -ни то ни се-ни с того ни с сего

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    мест. указ.

    то-се, то да се разг. — una cosa y otra, algo

    ни то ни се разг. — ni una cosa ni otra, ni fu ni fa; así así(так себе)

    ни с того́ ни с сего́ разг. — sin ton ni son, sin más ni más

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    мест. указ.

    то-се, то да се — questo e quello; cosi è cosà

    ни то ни се — né così né cosà; né pesce né carne

    ни с того ни с сего — senza un perché / motivo

    болтать о том о сем — parlare

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Медицинская энциклопедия

    см. Стронциевая единица.

  29. Источник: Медицинская энциклопедия



  30. Энциклопедический словарь

    СЁ сего́; местоим. сущ. = Э́то. То - сё; то да сё; и то и сё (разг.; нечто посредственное или неопределённое). Ни с того ни с сего (разг.; без всякого основания, без видимой причины). Поговорим о том о сём (разг.; о разном и незначительном).

    * * *

    СЕ

    СЕ, в китайской мифологии легендарный правитель, помощник Юя и Шуня, основатель династии Шан (см. Инь(см. ИНЬ) ). Родился чудесным образом из яйца ласточки.

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Советская историческая энциклопедия

    Сэ (Sée), Анри Эжен (6.IX.1864 - 1936) - франц. историк. Ученик Фюстель де Куланжа. Профессор университета в Ренне (1893-1920). Работы С. посвящены истории франц. ср.-век. крестьянства (по 18 в.), экономической истории Франции (особенно истории раннего капитализма и, в частности, стачкам 16 в.), ряд работ - истории политической мысли во Франции.

    Соч.: Les classes rurales et le régime domanial en France au moyen âge, P., 1901; Les classes rurales en Bretagne du XVI siècle а la révolution, P., 1906; La France économique et sociale au XVIII siècle, 5 éd., P., 1952; L'évolution commerciale et industrielle de la France sous l'ancien régime, P., 1925; L'évolution de la pensée politique en France au XVIII siècle, P., 1925; Matérialisme historique et l'interprétation économique de l'histoire, P., 1927; La vie économique de la France sous la monarchie censitaire (1815-1848), P., 1927; Esquisse d'une histoire économique et sociale de la France depuis les origines jusqu'а la guerre mondiale, P., 1929; Les origines du capitalisme moderne, 4 éd., P., 1940.

    Лит.: "Annales de Bretagne", 1936, No 1-2, p. 11-33; Добролюбский К., Sée H., Französische Wirtschafts- geschichte. Handbuch der Wirschaftsgeschichte, Bd 1-2, Jena, 1936 (рец.), "Историк-марксист", 1937, кн. 5-6.

  33. Источник: Советская историческая энциклопедия



  34. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    См. утръгнути
  35. Источник:



  36. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Сей — сии, сия, сие; сь, си, се (15)
    1. Указат. местоим. Указывает на одно из сопоставимых лиц (или на один из сопоставимых предметов):

    Усобица княземъ на поганыя погыбе, рекоста бо братъ брату: се мое, а то мое же. 19.

    955: Яко же при Соломанѣ приде царица ефиопьская к Соломану, слышати хотящи премудрости Соломани, и многу мудрость видѣ и знамянья: тако же си блаженая Ольга искаше доброѣ мудрости божьа, но она человѣчески, а си божья. Пов. врем. лет, 45 (1377 г. ← нач. XII в.). Прослу бо ся бяше о неи (Олимпиаде), яко же приидеть Филипъ с воины, сию пустити хощеть, а иную пояти. Александр., 9 (XV в. ← XII в.). Того же исцѣленнаго правнукъ окова кивотъ златом над святою трапезою за очищение того, и сего скорому исцѣлѣнию вси удивишася. Патер. Печ. (Абр.), 175 (XV в. ← XIII в.).

    || Указывает на лицо или предмет, находящийся ближе к говорящему сравнительно с другими.

    Ихъ же прославилъ богъ премногою благодатию и чюдесы, яко же и сия страстотьрпьца въ сеи странѣ Русьскѣи земли. Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 18 г (XII в. ← XI в.). Како оже твоего князя ориве ржуть на Адорс[к]ои и Наливс[к]ыи землѣ, то наша кобыль жеребята измещуть на сеи землѣ Пов. об Акире, 193 (XV в. ← XI—XII вв.). 1151: И ту стоящимъ имъ противу собѣ, Изяславу же туто не дадущю имъ въбрьсти, нѣлзѣ бы ни онѣмъ на сю сторону, ни симъ на ону. Ипат. лет., 424—425 (XV в.). И ужичьнъ есть горнии огнь сему огню, иже в нас есть; нъ ты не глаголи, яко же съ огнь угасаетъ, а онъ горьнии не угасаетъ. Шест. Ио. екз., 6 об. (1268 г.).

    || В сочетании с существительными „день“, „время“, „ночь“ и под. указывает на текущее, нынешнее время:

    Начати же ся тъи пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышлѣнію Бояню. 1—2. О Бояне, соловію стараго времени! а бы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени. 6. Вступита, господина, въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую. 29—30.

    Тогда глагола имъ Иисус: Вьси вы съблазнитеся о мънѣ въ сию нощь. Остр. ев., 159 (1056—1057 гг.). Тъгда же въставъ блаженыи ... вратаря възвавъ, пыташе и: Еда къто къ воротомъ приходи въ сию нощь? Ж. Феод. (Усп.), 45 а-б (XII в. ← ок. 1088 г.). Понеже перси видѣша звѣзду и до сего дьне, то избии вся, ту будеть, и тъ убиенъ. Флав. Полон. Иерус., 206 (XVI в. ← нач. XII в.). Бяху мужи мудри и смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киевѣ и до сего дне. Пов. врем. лет, 13 (1377 г. ← нач. XII в.). Всяко наказание въ семъ времени ни мънится радостъно быти, но печально, послѣди же плод миренъ искушеным от него подаваеть. Пчела, 392 (XIV в. ← XIII в.).

    Си ночь, си ночи — в эту, только что прошедшую ночь:

    А Святъславь мутенъ сонъ видѣ въ Кіевѣ на горахъ. Си ночь съ вечера одѣвахуть мя, рече, чръною паполомою, на кроваты тисовѣ. 22—23.

    1097: И придох к нему, и сѣдяху около его дружина, и посадивъ мя и рече ми: Се молвилъ Василко си ночи к Уланови и Колчи, реклъ тако... Пов. врем. лет, 175 (1377 г. ← нач. XII в.). 1152: Ярославъ же възрѣвъ на Петра и росплакася. Петръ, не вѣдая, сѣдяше, и нача прашати: „Что се есть?“. И повѣдаша ему: „Богъ сы ночи князя поялъ“. И рече Петръ: „А сы ночи есмь поѣхалъ, а онъ — добръ“. Ипат. лет., 464 (XV в.). 1154: Утрии же дьнь пригнаша к Ростиславу ис Киева и повѣдаша ему: Отьца ти Вячеслава богъ поялъ... Сы ночи былъ веселъ съ своею дружиною, и шедъ спать здоровъ; яко же леглъ, тако боле того не въсталъ. Там же, 472—473.

    Ср. Опыт обл. слов.: Сеночи — в эту ночь. Яросл. Якушкин (Матер. для слов. Яросл. губ.): Сеночи — в эту ночь.
    ----- Дополнения -----
    К ● Си ночь, си ночи.
    Ср. НімчукСл. о п. Іг.» і народна мова, с. 36): «...си ночь... широко вживаєтся в сучасних закарпатських говірках у формі сино́чи „минулоі ночі, в минулу ніч“, наприклад: сино́чи бур’а вили́ка была́ (с. Довге, Іршавського р-ну). Характерно, що в „Слові“ в одній і тій же частині вжито давньоруське синочь (съ вечера) поряд із подібним сполученням в сю нощь. Це пройшло непоміченим, тому неправильний розподіл суцільного тексту першого видання у виразі в сю нощь й досі трактується не як сполучення прийменника в із формою знахідного відмінка вказівнаго займенника жіночого роду ся — сю, а як форма означального займенника вся — всю, „всю, цілу“. Вирази си ночь і в сю нощь — синонімічні». В. Ю. Франчук (Мог ли Петр Бориславич создать «Сл. о п. Иг.»? — ТОДРЛ, т. XXXI. Л., 1976, с. 78): «Сочетание „сы ночи“ ...встречается в Ипатьевской летописи всего три раза, четвертый отмечен в „Слове о полку Игореве“... Трудно сказать, можно ли установить здесь какую-то связь с тем, что во всех случаях речь идет о княжеской смерти — реальной (Ипатьевская летопись) или предполагаемой («Слово»)».
    ----------
     Сие житие, сия жизнь; сей миръ, сей вѣкъ — земная жизнь в противоположность загробной.

    Тѣмь же и разумѣи суету вѣка сего и скоро падуюштюю плъть нашу: дьньсь бо растемъ, а утро гниемъ. Изб. Св. 1076 г., 10—10 об. Аште къто имать очиштену душу отъ человѣчьскыя прѣльсти и видить худость своего естьства, умаления и напрасную съмьрть сего жития, въ брѣгъгърдостьныи не въпадеть ся, аште и въ сану есть высоцѣ. Там же, 27 об. 1093: Егда богъ отведеть тя от житья сего, да ляжеши, иде же азъ лягу, у гроба моего. Пов. врем. лет, 142 (1377 г.  нач. XII в.). Помысли бо ты бога святаго и небесную славу, приложи же славу ту къ сеи жизни нынешьнии, да скоро расмотрь. Златостр., 79 (XII в.). Блажени суть отьци наши Авраамъ и Исакъ и Яковъ, яко изидуть отъ мира сего, и не видѣша погребления града сего. Пов. прор. Иерем. (Усп.), 1 в (XII в.). И оскврънися земля дѣлами их, и жени человѣчьскые велико зло творят въ вся врѣмена вѣка сего.Кн. Енохова 1, 16 (XV в. ← XIII в.). Князи и бояря и удалые люди, иже оставиша вся домы своя и богатество, жены и дѣти и скот, честь и славу мира сего получивши, главы своя положиша за землю за Рускую и за вѣру християньскую. Задон. Унд., 535 (XVII в. ← XIV в.). Простите мя, братия, и благословите в сем вѣце и в будущем. Там же, 540.

     Сей миръ — мирская жизнь в противоположность монашеской.

    Мнози бо, отшедше мира сего во иноческая, и паки возвращаются на мирское житие, аки песъ на своя блевотины, и на мирское гонение. Посл. Дан. Заточ., 70 (XVII в.  XIII в.).

    2. Указывает на лицо или предмет, о котором говорилось ранее:

    Почнемъ же, братіе, повѣсть сію отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря. 5. О Бояне, соловію стараго времени! а бы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы. 6.

    Азъ есмь хлѣбъ живыи, съшьдъи съ небесе. Аще къто сънѣсть отъ хлѣба сего, живъ будеть въ вѣкъ. Остр. ев., 21 (1056—1057 гг.). Коньчяшя ся книгы сия рукою грѣшьнааго Ио[ана], избьрано из мъногъ книгъ княжихъ. Изб. Св. 1076 г., 275 об. — 276. И приключи же ся тогда жива ятииюдѣянина, его же, повелѣвшю Титу, распяша пред стѣнами, да симъ видѣниемь ужаснутся гражане и осклабятся. Флав. Полон. Иерус., 376 (XVI в. нач. XII в.). 1093: Преставися великый князь Всеволодъ, сынъ Ярославль, внукъ Володимерь... Сий бо благовѣрный князь Всеволодъ бѣ издѣтьскабоголюбивъ. Пов. врем. лет, 141—142 (1377 г. ← нач. XII в.). 1148: На утрѣи же дьнь Изяславъ видивъ, оже Днѣпръ казится, и рече к мужемъ своимъ, къ угромъ: Се съ симъ ны ся полком нѣлзѣ бити сею рѣкою. Ипат. лет., 362 (XV в.). И рече к нему Диевъ влъховъ: Александръ ... дръзаи: якоже бо Николу еси побѣдилъ, тако побѣдиши многы противных. Александръ же сию вѣсть приимъ, съ побѣдою възвратися въ Макидонию. Александр., 22—23 (XV в. ← XII в.).

    3. Указывает на лицо или предмет, выделяя его из ряда подобных:

    И начяша князи про малое „се великое“ млъвити, а сами на себѣ крамолу ковати. 19.

    Рече господь притъчю сию: человѣку нѣкоему богату угобьзися нива. Остр. ев., 104—104 об. (1056—1057 гг.). Аще бога не бою ся, ни человѣкъсрамляю ся, нъ понеже застоить ми въдовица си, да мьщю еѣ. Изб. Св. 1076 г., 228 об. — 229. Дандами же, видѣвъ, смѣяся и рече Александру: Увѣщаиптица сия, иже в дубравѣ поють, взяти злато и сребро, и да паче поють. Александр., 122 (XV в.  XII в.).

    4. Только в форме ср. рода — се: в значении усилительной частицы.
    а) Ставится в начале устного высказывания, обращения для привлечения внимания собеседника.

    Пакы посъла ины рабы, глаголя: Рьцѣте зъваныимъ: се обѣдъ мои уготовахъ. Остр. ев., 80 об. (1056—1057 гг.). И сь первѣе въставъ, глагола къ Титу: О цесарю, се дьньсь прѣдаю главу свою тобѣ бодро. И первыи азъ въсхожю на стѣны и молюся. Флав. Полон. Иерус., 401 (XVI в.  нач. XII в.).944: Се слышавше корсунци, послаша къ Раману, глаголюще: Се идутъ русь бещисла корабль, покрыли суть море корабли. Пов. врем. лет, 34 (1377 г. ←нач. XII в.). 1185: И рече Игорь ко братома и к мужемь своим: Се богъ силою своею возложилъ на врагы наша побѣду, а на нас чьсть и слава; се же видихомъ полки половѣцькии, оже мнози суть. Ипат. лет., 640 (XV в.).

     Се ли — то же в вопросительных предложениях и при риторическом вопросе:

    О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде!... Се ли створисте моеи сребренеи сѣдинѣ! 26.

    Се ли рьцѣмъ, буди и си строина (жена) и добра съ мужьмь своимь, нъ да имать дѣти буе и зълонравы, то того чьто е горе! Златостр., 77 (XII в.).Пророци писаша, яко не оскудѣеть князь от Июды, донде же приидеть, ему же отдано есть, на того языци будуть уповати. А се ли есть упование языкомъ? Флав. Полон. Иерус., 200 (XVI в.  нач. XII в.). К нему бых реклъ азъ: О Петре, се ли исправление твое апостольское къ убогому? Пчела, 79 (XIV в. ← XIII в.). Въсплескашя рукама о тебѣ ... рекуще: Се ли градъ — вѣнець славѣ, веселие всея земля? Библ. Генн. Пл. Иерем., II, 15 (1499 г.).

    Ср. Л. А. Булаховский („Сл. о п. Иг.“ как памятник древнерусского языка. — В кн.: „Сл. о п. Иг.“. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, с. 161): „Се ли в данном тексте, во-первых, может быть давним искажением. Если так, речь здесь должна идти едва ли не только о двух возможных словах: селико«столько» — с недописанным «-ко» или се лихо «эту беду» — с недописанным «-хо». Во-вторых, именно на южнорусской почве, насколько позволяют судить два записанные мною примера, се ли приобрело значение союза: «а князю Дмитрию помагати королеви на всякого неприятеля ... се ли будеть недоспѣшенъ. Князю Дмитрию люди своѣ послати» (Договор волынск. князя Димитрия (Любарта) с польским королем Казимиром, 1366 г., по изданию В. Розова (Українські грамоти, I, 1928, с. 14), — примеч. Л. А. Булаховского) ... се ли здесь, собственно, «если это...», но в контексте местоименное значение се почти затерто. Таким образом, в обоих приведенных случаях се ли имеет или близится к значению условного союза.
    В интересующем нас месте «Слова» такое значение не подходит, но подозревать какой-то близкий к союзу смысл в этой части, по-моему, можно“.
    б) Ставится в начале предложения, указывая на переход к новой мысли или на начало действия, явления, — вот:

    Быти грому великому, итти дождю стрѣлами съ Дону Великаго. Ту ся копіемъ приламати, ту ся саблямъ потручяти о шеломы Половецкыя, на рѣцѣ на Каялѣ, у Дону Великаго. О Руская землѣ! уже за шеломянемъ еси. Се вѣтри, Стрибожи внуци,вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы! земля тутнетъ, рѣкы мутно текуть. 12. Нъ се зло — княже ми не пособіе: наниче ся годины обратиша. Се у Римъ кричатъ подъ саблями Половецкыми, а Володимиръ подъ ранами. 27—28.

    Въ врѣмя оно бѣ учя Иисус на единомь отъ съборищь въ суботы. И се жена, духъ имущи недужьнъ 18 лѣтъ, и бѣ сълука и не могущи въсклонитися отинудъ. Остр. ев., 105—105 об. (1056—1057 гг.). И видѣ Созоменъ: и се мужь красьнъ зѣло и доброобразьнъ вельми излѣзъ ис полатѣхъ, прииде къ ангеломъ носяштиимъ ларѣ. Изб. Св. 1076 г., 271 об. — 272. Всякъ бо, облачяяи убогааго, Христа облачить... Се же ти заповѣдаю, не раскаи ся николи же о милостыни, ни поноси ништю, яко далъ ему еси чьто. Там же, 274. Посади убо (Владимир) сего оканьнааго Святопълка въ княженииПиньскѣ, а Ярослава — Новѣгородѣ, а Бориса — Ростовѣ, а Глѣба — Муромѣ. Нъ се остаану много глаголати, да не многописании въ забытьвълѣземъ, нъ о немь же начахъ, си съкажемъ убо сице. Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 8 г (XII в.  XI в.). Нъ мы уже сьдѣ ставимъ слово. Се же азъ, Нестеръгрѣшный, о житии ... исписавы. Ж. Бор. Глеб. (Чтен.), 40 (XIV в. ← XI в.). То слышавъ келарь отиде и блаженыи моляше бога о сихъ. И сепрѣжереченыи онъ боляринъ, богу ему възложьшю на умъ, се бо напълнивъ три возы брашьна: хлѣбъ и сыръ, и рыбъ, сочиво же и пьшено, еще же и медъ, — и то посъла къ блаженому въ манастырь. Ж. Феод. (Усп.), 50 в (XII в. ← ок. 1088 г.). 1097: И почаста (конюхи) простирати коверъ и, простерша, яста Василка и хотяща и́ поврещи; и боряшется с нима крѣпко, и не можаста его поврещи. И се влѣзше друзии повергоша и́, и связаша и́. Пов. врем. лет, 173 (1377 г. ← нач. XII в.). 1161: И то ему молвящю, и се поиде множьство народа людии, и, емше князя, запроша в ыстебкѣ, а княгиню послаша в манастырь, а дружину его исковаша, а товаръ его разъграбиша. Ипат. лет., 510—511 (XV в.). Господь вѣчныи посла [ми] к тебѣ, и се ть днесь въсходиши съ нами на небо. Кн. Енохова 1, 3 (XV в. ← XIII в.).

     Се бо:

    Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже връжеса дивь на землю. Се бо Готьскыя красныядѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю. 25—26.

    в) С последующей частицей „бо“ служит для присоединения предложения, раскрывающего причину того, о чем говорится в предшествующем:

    И ркоша бояре князю: Уже, княже, туга умь полонила; се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону. 24.

    Дѣвы възиграите: се бо дѣвая из неплодъне происходить и ражаеть ся Спасъ. Мин. сент., 082 (1095 г.). Въ единъ бо дьнь пришьдъши мати ему (Феодосию) глаголя: ...иду въ манастырь женъ и ту остригъши ся прочая пребуду дьни своя. Се бо от твоего учения разумѣхъ, яко ничто же есть свѣтъсии маловременьныи. Ж. Феод. (Усп.), 33 а (XII в.  ок. 1088 г.). 944: Рѣша же дружина Игорева: Да аще сице глаголеть царь, то что хочемъ боле того, не бившеся имати злато, и сребро, и паволоки? ... Ли с моремъ кто свѣтенъ? Се бо не по земли ходимъ, но по глубинѣ морьстѣй: обьча смерть всѣмъ.Пов. врем. лет, 34 (1377 г. ← нач. XII в.).

    г) Ставится перед словом (или после слова), на которое падает логическое ударение:

    Нъ се зло — княже ми не пособіе: наниче ся годины обратиша. 27.

    И придошя къ Иоану, и рѣшя ему: Равви, иже бѣ съ тобою об онъ полъ Иердана, емуже ты съвѣдѣтельствова, се тъ крьщаеть, и вьси грядуть къ нему. Остр. ев., 9 об. — 10 (1056—1057 гг.). Якоже се и при насъ нынѣ половци законъ держать отець своих: кровь проливати, а хвалящеся о сихъ. Пов. врем. лет, 16 (1377 г.  нач. XII в.). И не оскудѣхомъ побѣдами на всѣхъ; и срамъ се есть намъ, аще не поидемъ на вы воевати. Александр., 97 (XV в. ←XII в.).

    5. В форме род.-вин. пад. м. р. — сего употребляется в значении причинного союза:

    Того стараго Владиміра нельзѣ бѣпригвоздити къ горамъ Кіевьскымъ: сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи Давидовы; нъ розно ся имъ хоботы пашутъ, копіа поютъ! 37.

    946: Азъ бо не хощю тяжьки дани възложити, яко же и мужь мой, сего прошю у васъ мало. Вы бо есте изънемогли в осадѣ, да сего у васъ прошю мала. Пов. врем. лет, 42—43 (1377 г.  нач. XII в.). Дивно ж и се, яко ж пишет въ отечъских книгах: „Слабу быти послѣднему роду“; сего ж Христосъ въ послѣднем родѣ сем такова себѣ дѣлателя показа и пастыря инокомь и наставника и учителя всея вселенныя словесным овцам. Патер. Печ. (Абр.), 21 (XV в. ← XIII в.).

    ◊  Се — им. пад. ед. ч. ср. р.; сего — род. пад. ед. ч. ср. р.; си, сію — вин. пад. ед. ч. ж. р.; се — вин. пад. ед. ч. ср. р.; сіа — вин. пад. мн. ч. м. р.
  37. Источник:



  38. Словарь церковнославянского языка

  39. Источник:



  40. Большой Энциклопедический словарь

    СЕ
    СЕ - в китайской мифологии легендарный правитель, помощник Юя и Шуня, основатель династии Шан. Родился чудесным образом из яйца ласточки.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  41. Источник:



  42. Толковый словарь Даля

  43. Источник: