«Концерт»

Концерт в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Концерт»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Большой энциклопедический словарь
  12. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  13. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  19. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  20. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  21. Энциклопедия Кольера
  22. Энциклопедический словарь
  23. Музыкальная энциклопедия
  24. Музыкальный словарь
  25. Большой Энциклопедический словарь
  26. Большой Энциклопедический словарь
  27. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (итал. concerto, лат. concertus) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения. К., написанный для 2-х инструментов, называется двойным, для 3-х — тройным. В таких К. оркестр имеет второстепенное значение и только в отыгрышах (tutti) получает самостоятельное значение. К., в котором оркестр имеет большое симфоническое значение, называется симфоническим. К. состоит обычно из 3-х частей (крайние части — в быстром движении). В XVIII стол. симфония, в которой многие инструменты местами исполняли соло, называлась concerto grosso. Позднее симфония, в которой один инструмент получал более самостоятельное значение в сравнении с другими, стала называться symphonique concertante, concertirende Sinfonie. Слово К., как название музыкального сочинения, появилось в Италии в конце XVI ст. К. в трех частях явился в конце XVII ст. Итальянец Корелли (см.) считается основателем этой формы К., из которой развились в XVIII и XIX ст. К. для разных инструментов. Наибольшей популярностью пользуются К. скрипичные, виолончельные и фортепианные. Позднее К. писали Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Мендельсон, Чайковский, Давыдов, Рубинштейн, Виотти, Паганини, Вьетан, Брух, Венявский, Эрнст, Сервэ, Литольф и пр. Небольших размеров К., в котором части слиты, называется концертино. К. называется также публичное собрание, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. Смотря по программе, К. получает название: симфонического (в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения), духовного, исторического (составленного из произведений разных эпох). К. называется также академией, когда исполнителями, как соло, так и в оркестре, являются перворазрядные артисты.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Конце́рт (нем. Konzert, от итал. concerto — концерт, гармония, согласие, от лат. concerto — состязаюсь)

    музыкальное произведение, в котором меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю, выделяясь за счёт тематической рельефности музыкального материала, красочности звучания, использования всех возможностей инструментов или голосов. Наиболее распространены К. для одного солирующего инструмента с оркестром, реже встречаются К. для 2—4 инструментов с оркестром. Особые разновидности составляют Кончерто гроссо, концертная симфония (см. Симфония), К. для одного инструмента (без оркестра), К. для голоса (голосов) с оркестром, для хора а капелла. Типические черты К. — блестящий, виртуозный характер сольной партии, состязание солиста с оркестром. Вокально-инструментальный К. полифонического склада возник в Италии на рубеже 16—17 вв. Первые образцы инструментального К. появились в Италии же в конце 17 в.; в 18 в. важный вклад в его формирование внесли А. Вивальди и И. С. Бах. Классический тип инструментального К. сложился в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Он представляет собой 3-частный цикл, в котором, в отличие от обычного сонатно-симфонического цикла, отсутствует скерцо (менуэт). В 1-й части применяется т. н. двойная экспозиция — сначала темы проводятся в оркестре, затем у солиста с участием оркестра. После репризы 1-й части (иногда и 3-й части) имеется виртуозная сольная Каденция. Бетховен в своих К. сочетает виртуозный характер сольной партии, глубокую содержательность музыки и подлинную симфоничность развития в К. для фортепиано с оркестром, К. для скрипки с оркестром, «тройной» К. для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром). Позднее обозначились две разновидности К. — «виртуозный», в котором господствует инструментальное «концертирование», и «симфонизированный» с преобладанием симфонического типа развития. В 19— 20 вв. наряду с 3-частными создавались и 2-, 4- и 5-частные, а также 1-частные К. — малой формы (концертштюк, Концертино) и более развитый, подобный симфонической поэме (создан Ф. Листом, автором 2 К. для фортепиано с оркестром). Яркие образцы фортепиано концерта принадлежат Р. Шуману, Ф. Шопену, И. Брамсу, Э. Григу, скрипичного — Н. Паганини, Ф. Мендельсону, И. Брамсу, виолончельного — А. Дворжаку. Существуют К. для флейты, гобоя, кларнета, валторны и др. инструментов с оркестром. Выдающиеся произведения в жанре К. создали русские композиторы П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов. Всеобщее признание получил ряд К. советских композиторов — С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра и др. Советские композиторы заложили основы новых разновидностей К., создав ряд К. для народных инструментов (балалайки, домры и др.) с оркестром.

    Лит.: Орлов Г. А., Советский фортепианный концерт, Л., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956; Раабен Л., Советский инструментальный концерт, Л., 1967; Sobering A., Geschichte des Instrumentalkonzerts bis auf die Gegenwart, 2. Aufl., Lpz., 1927.

    Л. Н. Раабен.

    II

    Конце́рт

    публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды К. — музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.). В К. могут участвовать несколько исполнителей или один (сольный К.). В СССР К. организуют гастрольно-концертные объединения — Госконцерт, Союзконцерт, Росконцерт, Москонцерт, республиканские и областные филармонии; в капиталистических странах — частные предприниматели (импресарио, менеджеры).

    III

    Конце́рт («Конце́рт»,)

    условное наименование операции советских партизан 19 сентября — 1 ноября 1943 во время Великой Отечественной войны 1941—45. Операция проводилась на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Белоруссии, Карелии, Ленинградской и Калининской областей, Литвы, Латвии, Эстонии и Крыма, охватывавшей по фронту около 900 км (исключая Карелию и Крым) и в глубину свыше 400 км.Она была тесно связана с предстоявшим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр. В операции участвовало 193 партизанских соединения (бригады и отдельные отряды, всего свыше 120 тыс. человек); руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения. Задачей операции «К.» являлся вывод из строя больших участков ж.-д. путей с целью срыва воинских перевозок противника. Исходя из общего замысла операции, каждое партизанское соединение получило конкретную боевую задачу, включавшую подрыв рельсов, организацию крушений воинских эшелонов противника, разрушение дорожных сооружений, вывод из строя средств связи, системы водоснабжения и т. д. Были разработаны детальные планы боевых действий и налажено массовое обучение личного состава производству подрывных работ.

    В связи с ухудшением метеорологических условий советская авиация к 19 сентября доставила партизанам лишь 50% запланированных боевых грузов, поэтому срок начала операции был перенесён на 25 сентября. Однако часть партизанских бригад уже вышла из районов базирования на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по вражеским коммуникациям. Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Разгромив охрану противника и овладев ж.-д. перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию ж.-д. полотна. Немецко-фашистское командование предпринимало усилия, чтобы восстановить движение по железным дорогам: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожно-восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население, из Польши, Чехословакии и Германии доставлялись рельсы и шпалы. Но партизаны снова подрывали отремонтированные участки. В ходе «К.» только белорусские партизаны подорвали около 90 тыс. рельсов, пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 ж.-д. мост, разгромили 58 гарнизонов противника, убили и ранили свыше 53 тыс. гитлеровцев, Операция «К.» вызвала серьёзные осложнения в перевозках немецко-фашистских войск; пропускная способность железных дорог снизилась на 35—40%. Это значительно затруднило немецко-фашистскому командованию осуществление маневра своими силами и оказало большую помощь наступающим советским войскам. Операция «К.» активизировала борьбу советского народа против фашистских захватчиков на оккупированной территории; в её ходе усилился приток местного населения в партизанские отряды.

    Лит.: Советские партизаны, М., 1961; Мачульский Р. Н., Вечный огонь, 2 изд., Минск, 1969; Липило П. П., КПБ — организатор и руководитель партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, Минск, 1959.

    В. Н. Андрианов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. конце́рт;
    2. конце́рты;
    3. конце́рта;
    4. конце́ртов;
    5. конце́рту;
    6. конце́ртам;
    7. конце́рт;
    8. конце́рты;
    9. конце́ртом;
    10. конце́ртами;
    11. конце́рте;
    12. конце́ртах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж. музыка на несколько голосов или музыкальных орудий, составленная для одной только музыкальной цели, по принятым правилам. Давать концерт, петь или играть в собрании посетителей, и обычно при помоции хора, оркестра. Концертант муж. музыкальное сочиненье меньшего объема и на меньшее число исполнителей, а впрочем, в роде концерта. Концертный, к концерту относящийся. Концертист муж. -тка жен. кто пишет или кто дает концерты.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    КОНЦЕ́РТ, -а, муж.

    1. Публичное исполнение музыкальных произведений (возможно в сочетании с хореографическими, декламационными и другими номерами). Сольный, хореографический, эстрадный к. Дать к. Выступить с концертом. Идти на к., прийти с концерта.

    2. Музыкальное произведение одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. К. для скрипки с оркестром.

    | прил. концертный, -ая, -ое. К. рояль. Концертная программа. К. зал.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров по определенной программе.

    Симфонический концерт.

    Концерт начинается выступлениями местных певцов и акынов. Соколов-Микитов, В горах Тянь-Шаня.

    2.

    Крупное музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра.

    Концерт для фортепьяно с оркестром.

    кошачий концерт

    шутл.

    1) о криках и завываниях кошек и котов;

    2) о нестройной музыке, пении и т. п.

    [франц. concert]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск.) — соглашение, согласное действие, результат ратований и прений

    Ср. "Европейский концерт".

    Ср. Невозможно сохранить европейский концерт для некоторых только частей оттоманской империи, а не для всех ее частей.

    Ганото (Париж 10-22 февр. 1897; слова Бальфура).

    Ср. Если бы европейский концерт нарушился, турецкая империя разбилась бы при такой европейской войне, последствий которых никто не может предвидеть.

    Ганото. Там же.

    Ср. Concertare — вместе ратовать, состязаться.

    В прямом смысле концерт — музыкальное произведение, составленное по известным правилам и исполняемое иногда при помощи оркестра или хора (вообще исполнение таких произведений).

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    КОНЦЕ́РТ, концерта, муж. (итал. concerto).

    1. Публичное исполнение музыкальных произведений. Концерт симфонического оркестра. Дать концерт (об исполнителе).

    2. Род большого музыкального произведения для одного инструмента с акомпанементом оркестра (муз.). Концерт для скрипки.

    3. перен. Согласованные выступления нескольких государств (книжн., газет.). Концерт великих держав. Европейский концерт.

    Кошачий концерт (разг. шутл.) - 1) завывание котов; 2) перен. нестройный, дикий шум, крики (с целью досадить кому-нибудь). Школьники устроили кошачий концерт нелюбимому педагогу.

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    Публичное исполнение ряда вокальных, инструментальных музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т.п. номеров.

    2.

    перен. разг.

    Громкое пение птиц, разнообразные звуки, издаваемые множеством животных и т.п.

    II

    м.

    Крупное музыкальное произведение, написанное для одного (или нескольких) солирующих инструментов с оркестром.

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    "КОНЦЕРТ" - наименование операции советских партизан 19.9 - конец октября 1943 во время Великой Отечественной войны по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированной территории Белоруссии, Карелии, Литвы, Латвии, Эстонии, Ленинградской и Калининской обл., а также Крыма.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Большой энциклопедический словарь

    КОНЦЕРТ (нем. Konzert - от итал. concerto, букв. - согласие, от лат. concerto - состязаюсь),1) музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3 частей (сонатный цикл). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.

  21. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  22. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  23. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  24. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    конце́рт При Петре I – "соглашение"; см. Смирнов 161. Через нем. Konzert (XVII в.; см. Шульц – Баслер 1, 392) из ит. соnсеrtо, букв. "состязание (голосов)" от лат. соnсеrtārе.

  25. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  26. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.
    1) concert;
    recital (солиста) камерный концерт ≈ chamber concert устроить концерт ≈ to arrange a concert эстрадный концерт ≈ entertainment
    2) муз. concerto фортепьянный концерт ≈ piano concertoм.
    1. concert;
    (одного исполнителя тж.) recital;

    2. (музыкальное произведение) concerto;
    кошачий ~ caterwaul.

  27. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    1)(публичное выступление) Konzert n

    концерт по заявкам радиослушателей — Wunschkonzert n

    дать концерт — ein Konzert geben(непр.)

    2)(музыкальное произведение) Konzert n

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    концерт м 1. (публичное выступление) Konzert n 1a концерт по заявкам радиослушателей Wunschkonzert n дать концерт ein Konzert geben* 2. (музыкальное произведение) Konzert n

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    1)concert m; récital m(сольный)

    камерный концерт — concert de musique de chambre

    дать концерт — donner un concert

    выступить с концертом — donner un concert

    пойти на концерт — aller(ê.) au concert

    2)(муз. произведение) concerto m

    концерт для фортепиано, скрипки и т.п. с оркестром — concerto pour piano, violon, etc. et orchestre

  33. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  34. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    1)concierto m; recital m(сольный)

    симфони́ческий конце́рт — concierto sinfónico

    дать со́льный конце́рт — dar un recital

    2)(музыкальное произведение) concierto m

    конце́рт для фортепиа́но с орке́стром — concierto de (para) piano con orquesta



    коша́чий конце́рт — concierto gatuno, cencerrada f

    закати́ть конце́рт — hacer una escena de histeria; armar un escándalo

  35. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  36. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    concerto; recital англ.(сольный)

    камерный концерт — concerto di musica da camera

    сборный / смешанный концерт — concerto di musica e varietà

    дать концерт — dare un concerto

    концерт для фортепьяно с оркестром — concerto per pianoforte con orchestra

    кошачий концерт — см.кошачий

  37. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  38. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    音乐会

  39. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  40. Энциклопедия Кольера

    1. публичное исполнение музыки

    Первоначально слово "концерт" ("консорт") означало скорее состав исполнителей (например, "консорт виол"), нежели процесс исполнения, и в таком смысле употреблялось вплоть до 17 в. До этого времени серьезную музыку можно было слушать только в церкви, в домах знати и в закрытых собраниях ученых академий и других объединений. В 17 в., с развитием жанра оперы, исполнение музыки впервые стало публичным (в современном понимании). Первые известные из истории публичные концерты, на которые продавались билеты, были организованы в Лондоне в 1672 скрипачом Джоном Банистером. В 18 в. публичные концерты закрепились в музыкальной жизни Европы и Америки.

    2. музыкальное произведение

    (итал. concerto), одночастное или многочастное музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра. Происхождение слова "концерт" не вполне ясно. Возможно оно связано с итал. concertare ("согласиться", "придти к согласию") или с лат. concertare ("оспаривать", "бороться"). Действительно, взаимоотношения солирующего инструмента и оркестра в концерте содержат элементы и "партнерства", и "соперничества". Впервые слово "концерт" было применено в 16 в. для обозначения вокально-инструментальных произведений, в отличие от термина a cappella, который обозначал чисто вокальные сочинения. Концерты Джованни Габриели, написанные для собора св. Марка в Венеции, или концерты Лодовико да Виаданы и Генриха Шютца - это в основном многохорные духовные сочинения с инструментальным сопровождением. До середины 17 в. слово "концерт" и прилагательное "концертный" (concertato) продолжали относиться к вокально-инструментальной музыке, но во второй половине этого столетия сначала в Болонье, а потом в Риме и Венеции появились уже чисто инструментальные концерты.

    Концерт эпохи барокко. К началу 18 в. в обиход вошло несколько типов концерта. В концертах первого типа небольшая группа инструментов - концертино (concertino, "маленький концерт") - противопоставлялась большей группе, которая называлась, как и само произведение, кончерто гроссо (concerto grosso, "большой концерт"). Среди известных сочинений этого типа - 12 кончерто гроссо (op. 6) Арканджело Корелли, где концертино представлено двумя скрипками и виолончелью, а кончерто гроссо - более широким составом струнных инструментов. Концертино и кончерто гроссо связываются basso continuo ("постоянным басом"), который представлен типичным для барочной музыки аккомпанирующим составом из клавишного инструмента (чаще всего клавесина) и басового струнного инструмента. Концерты Корелли состоят из четырех и более частей. Многие из них напоминают по форме трио-сонату, один из популярнейших жанров барочной камерной музыки; другие, состоящие из ряда танцев, более походят на сюиту. Другой тип барочного концерта сочинялся для солирующего инструмента с аккомпанирующей группой, которая называлась ripieno или tutti. Такой концерт обычно состоял из трех частей, причем первая почти всегда имела форму рондо: вступительный оркестровый раздел (ритурнель), в котором экспонировался основной тематический материал части, целиком или фрагментами повторялся после каждого сольного раздела. Сольные разделы обычно давали исполнителю возможность блеснуть виртуозностью. Они часто развивали материал ритурнеля, но нередко состояли лишь из гаммообразных пассажей, арпеджио и секвенций. В конце части обычно появлялся ритурнель в своей исходной форме. Вторая, медленная часть концерта носила лирический характер и сочинялась в свободной форме, иногда в ней использовался прием "повторяющегося баса". Быстрая финальная часть часто бывала танцевального типа, и весьма часто автор возвращался в ней к форме рондо. Антонио Вивальди, один из самых знаменитых и плодовитых композиторов итальянского барокко, написал множество сольных концертов, в том числе четыре концерта для скрипки, известные под названием Времена года. У Вивальди есть также концерты для двух и более солирующих инструментов, где сочетаются элементы форм сольного концерта, кончерто гроссо и даже третьего типа концерта - только для оркестра, который иногда называли concerto ripieno. Среди лучших концертов эпохи барокко можно назвать произведения Генделя, причем его 12 концертов (op. 6), опубликованные в 1740, написаны по образцу кончерто гроссо Корелли, с которым Гендель встречался во время своего первого пребывания в Италии. Концерты И.С. Баха, среди которых семь концертов для клавира, два для скрипки и шесть т.н. Бранденбургских концертов, в общем тоже следуют модели концертов Вивальди: их, как и произведения других итальянских композиторов, Бах изучал весьма ревностно.

    Классический концерт. Хотя сыновья Баха, особенно Карл Филипп Эмануэль и Иоганн Кристиан, сыграли важную роль в развитии концерта во второй половине 18 в., на новую высоту подняли жанр не они, а Моцарт. В многочисленных концертах для скрипки, флейты, кларнета и других инструментов, а особенно в 23 клавирных концертах Моцарт, обладавший неистощимой фантазией, синтезировал элементы барочного сольного концерта с масштабностью и логичностью формы классической симфонии. В поздних фортепианных концертах Моцарта ритурнель превращается в экспозицию, содержащую ряд самостоятельных тематических идей, оркестр и солист взаимодействуют как равноправные партнеры, в сольной партии достигается небывалая ранее гармония между виртуозностью и выразительными задачами. Даже Бетховен, который качественно изменил многие традиционные элементы жанра, явно рассматривал манеру и метод моцартовского концерта как идеал. Бетховенский скрипичный концерт ре мажор (op. 61) начинается развернутым оркестровым вступлением, где основные идеи представлены в чеканной форме сонатной экспозиции. Начальная тема имеет маршеобразный вид, что типично для классического концерта, а у Бетховена данное качество подчеркнуто важной ролью литавр. Вторая и третья темы более лиричны и экспансивны, но в то же время сохраняют благородную изысканность, заданную первой темой. При вступлении солиста, однако, все изменяется. В результате неожиданного поворота на первый план выходят второстепенные мотивы оркестровой экспозиции, поданные в блестящей фактуре солирующего инструмента: каждый элемент переосмысливается и заостряется. Затем солист и оркестр соревнуются в развитии разных тем, а в репризе повторяют основной тематический материал как партнеры. Ближе к концу части оркестр замолкает, чтобы дать возможность солисту выступить с каденцией - протяженной импровизацией, цель которой продемонстрировать виртуозность и изобретательность солиста (в нынешнее время солисты обычно не импровизируют, а играют записанные каденции других авторов). Каденция по традиции заканчивается трелью, после которой следует оркестровое заключение. Бетховен, однако, заставляет скрипку напомнить лирическую вторую тему (она звучит на фоне спокойного оркестрового аккомпанемента) и после этого постепенно переходит к блестящему заключению. Вторая и третья части в концерте Бетховена связаны коротким пассажем, за которым следует каденция, причем подобная связка еще ярче оттеняет сильный образный контраст между частями. Медленная часть основана на торжественной, почти гимнической мелодии, которая дает достаточно возможностей для ее искусной лирической разработки в сольной партии. Финал концерта написан в форме рондо - это подвижная, "игровая" часть, в которой простая мелодия, своей "рубленой" ритмикой напоминающая о народных скрипичных наигрышах, перемежается с другими темами, хотя и контрастирующими с рефреном рондо, но сохраняющими общий танцевальный склад.

    Девятнадцатый век. Некоторые композиторы этого периода (например, Шопен или Паганини) полностью сохраняли классическую форму концерта. Однако они усвоили и новации, внесенные в концерт Бетховеном, такие, как сольное вступление в начале и интеграция каденции в форму части. Весьма важной чертой концерта в 19 в. стала отмена двойной экспозиции (оркестровой и сольной) в первой части: теперь в экспозиции оркестр и солист выступали вместе. Подобные новации характерны для больших фортепианных концертов Шумана, Брамса, Грига, Чайковского и Рахманинова, скрипичных концертов Мендельсона, Брамса, Бруха и Чайковского, виолончельных концертов Элгара и Дворжака. Другого рода нововведения содержатся в фортепианных концертах Листа и в некоторых произведениях других авторов - например, в симфонии для альта с оркестром Гарольд в Италии Берлиоза, в Фортепианном концерте Бузони, где вводится мужской хор. В принципе же форма, содержание и типичные для жанра приемы очень мало изменились в течение 19 в. Концерт устоял в соперничестве с программной музыкой, которая оказала сильное влияние на многие инструментальные жанры второй половины этого столетия.

    Двадцатый век. Художественные революции, совершившиеся в течение первых двух десятилетий 20 в. и периода после Второй мировой войны, не слишком сильно трансформировали основную идею и облик концерта. Даже концерты столь ярких новаторов, как Прокофьев, Шостакович, Копленд, Стравинский и Барток, не далеко отходят (если вообще отходят) от основных принципов классического концерта. Для 20 в. характерно возрождение жанра кончерто гроссо (в сочинениях Стравинского, Воан Уильямса, Блоха и Шнитке) и культивирование концерта для оркестра (Барток, Кодай, Хиндемит). Во второй половине века популярность и жизнеспособность жанра концерта сохраняются, и ситуация "прошлого в современности" типична в таких разных сочинениях, как концерты Джона Кейджа (для подготовленного фортепиано), Софии Губайдулиной (для скрипки), Лу Харрисона (для фортепиано), Филиппа Гласса (для скрипки), Джона Корильяно (для флейты) и Дьердя Лигети (для виолончели).

    ЛИТЕРАТУРА

    Зейфас Н. М. Concerto grosso в творчестве Генделя. М., 1980 Тараканов М. Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке. М., 1988

  41. Источник: Энциклопедия Кольера



  42. Энциклопедический словарь

    КОНЦЕ́РТ -а; м. [франц. concert]

    1. Публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров по определённой программе. Симфонический, вокальный, эстрадный к. Праздничный к. Сольный к. Дать к. Выступать с концертами. Выступать, участвовать в концерте. Мы сегодня идём на к.

    2. Крупное музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра. К. для фортепиано с оркестром. Партитура концерта.

    3. Неодобр. О проявлении недовольства, выливающемся в скандал или истерику. Не устраивай мне к.! Закатить к. кому-л. Кончай к.!

    Кошачий конце́рт. Шутл. 1. О криках и завываниях кошек и котов. -2. О нестройной музыке, пении и т.п.

    Конце́ртный (см.).

    * * *

    конце́рт

    (итал. concerto, буквально — согласие, от лат. concerto — состязаюсь), 1) музыкальное произведение для ансамбля исполнителей (инструментального или вокального), основан на контрастном сопоставлении звучания всего исполнительского состава и солиста или исполнительских групп и отдельных солистов. Исторические разновидности: кончерто гроссо, хоровой духовный концерт; классический концерт для 1, реже 2, 3 (так называемый двойной, тройной концерт) солистов с оркестром в форме 3-частного цикла (см. Циклические формы, Сонатная форма) сложился у композиторов венской классической школы. В XX в. получил распространение жанр концерта для оркестра.2) Публичное исполнение музыкальных, литературных и других произведений или номеров по объявленной программе.

    * * *

    КОНЦЕРТ

    КОНЦЕ́РТ (нем. Konzert, от итал. concerto, букв. — согласие, от лат. concerto — состязаюсь),

    1) музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3 частей (сонатный цикл ). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.

    2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.

  43. Источник: Энциклопедический словарь



  44. Музыкальная энциклопедия

    музыкальный - публичное, платное исполнение музыки по заранее объявленной программе, одним или несколькими музыкантами в специально оборудованном помещении. Утверждение в 18 в. К. как формы обществ. музицирования было обусловлено ростом гор. буржуазно-демократич. художеств. культуры. Всё возрастающий интерес публики к инстр. музыке, до того времени отдававшей исключит. предпочтение опере, привёл к формированию новой, концертной аудитории, чему способствовала обстановка театр. представлений тех лет - в антрактах оперных, а иногда и драм. спектаклей выступали инстр. виртуозы (подобные выступления сохранились вплоть до 80-х гг. 19 в.), а также между отдельными церк. службами, проповедями (чаще в Зап. Европе). Борясь со светской муз. культурой, церковники использовали начиная с 17 в. наряду с органом и хором скр. музыку, создавая во время религиозной службы подобие конц. обстановки. Скрипка как сольный инструмент и скр. ансамбль занимали важное место в оформлении католич. мессы, в результате чего в итал. инстр. музыке были разработаны спец. муз. жанр и форма, предусматривавшие своеобразие обстановки (церк. соната, concerto grosso). На протяжении 17 в. и почти всего 18 в. для придв. быта, аристократич. салонов, распространённых в то время академий, коллегиум музикум было гл. обр. типично т.н. замкнутое музицирование. К. был рассчитан на огранич. круг специально приглашённых лиц. В К. обычно принимали участие музыканты, находившиеся на службе того или иного знатного мецената, нередко имевшего собственные инстр. и хор. капеллы (давались для слушателей бесплатно). Избранный состав аудитории и небольшое по размеру помещение определяли содержание таких К., носивших чаще всего характер камерно-ансамблевого музицирования. Наряду с этим в 18 в. возникает иная форма К. - публичные платные выступления музыкантов, рассчитанные на более широкую, демократич. аудиторию. Первые открытые платные К. были организованы в Лондоне в 1672-78 скрипачом Дж. Банистером в его собств. доме; слушателям предоставлялось право выбора программы. В 1678-1714 известным организатором К. в Лондоне был Т. Бриттон. В 1690-93 здесь К. устраивал Р. Кинг совм. с нем. оперным антрепренёром И. В. Франком, также в собств. конц. зале. Большое распространение в это время начали получать абонементные К. и К. по подписке. В 1765-82 в Лондоне были популярны абонементные К., к-рые устраивались под рук. И. К. Баха совм. с К. Ф. Абелем, абонементные К., осн. скрипачом И. П. Заломоном (для них Й. Гайдн написал свои т.н. Лондонские симфонии). Во Франции существовали "Духовные концерты" (1725-91), осн. комп. Ф. А. Филидором; в них наряду с культовой музыкой исполнялись и светские инстр. ансамбли, симфонии, сольные соч. По их примеру аналогичные К. организуются в Лейпциге, Вене, Стокгольме. С кон. 18 в. получают распространение т.н. академии - авторские К., когда композитор выступает с исполнением собств. соч. (В. А. Моцарт, Л. Бетховен и др.). В России первые публичные концерты устраивались в 40-х гг. 18 в. в Петербурге, где к 70-м гг. они приобретают систематич. характер (в Москве - в 80-х гг.). Однако только после Великой франц. революции окончательно утверждается форма публичного К., уже платного, с заранее составленной программой, соответствующей социальным сдвигам, происшедшим в обществе. Формируется новый тип исполнителя - "концертирующий" виртуоз, вырабатывается форма его публичных выступлений - сольный К., складывается и тип программы, исполняемой на протяжении К. солистом с аккомпанементом фп. Однако в 1-й пол. 19 в. ещё продолжала господствовать смешанная программа К. солиста - инструменталиста-виртуоза или певца, в к-ром принимали участие оркестр и др. исполнители (т. н. антураж). Эта форма явилась переходной от выступления солиста в церкви между частями мессы, оратории или же в т-ре, в антрактах театр. представления, к его самостоятельному К. - клавир-виолин-лидер-абенду (нем. klavier- violin-lieder-abend). Ещё в конце 30-х гг. 19 в. даже Н. Паганини выступал в антураже. Только в 40-х гг. Ф. Лист первым дал сольный К., без участия др. исполнителей. Рост муз. иск-ва и исполнительской культуры, распространение К., развитие муз. связей между странами способствовали возникновению новых, капиталистич. форм организации конц. жизни. В 1880 в Берлине Г. Вольфом было основано первое конц. агентство, начавшее организовывать на определённых материальных условиях выступления артистов. Этим было положено начало совр. конц. "индустрии", получившей особенно большое развитие в США, где существует огромное количество конц. агентств, импрессарио и менеджеров, организующих К., гастроли заруб. артистов. На протяжении 19 в. К. (симф., камерные, сольные) получают всё большее распространение, в чём немалое значение имела деятельность разл. рода муз. обществ, существовавших во всех крупных европ. культурных центрах. В 19 в. наибольшую известность завоевали постоянные симфонич. К. Об-ва концертов Парижской консерватории (осн. в 1828), К. лейпцигского Гевандхауза, Венского (осн. в 1842) и Берлинского (осн. в 1882) филармонич. оркестров, "Концерты Ламурё" в Париже (осн. в 1881), лондонские "Променад-концерты" и др.; в 20 в. - К. Бостонского (осн. в 1881) и Филадельфийского (осн. в 1900) оркестров, оркестра Би-Би-Си (Лондон), Парижского оркестра и др. Во 2-й пол. 20 в. получают большое распространение симф. и камерные концерты, организуемые в рамках междунар. муз. фестивалей. Обычными стали заруб. гастроли крупных исполнит. коллективов (оперных т-ров, симф. оркестров, камерных ансамблей и др.). Во мн. странах строятся концертные залы, вмещающие огромные аудитории. В дореволюц. России большое значение для развития конц. жизни и организации симф. и камерных К. имели Петербургское филармоническое общество, Московское филармоническое общество и в особенности Русское музыкальное общество, а также такие конц. организации, как "Концерты С. А. Кусевицкого" (1909-1914), "Концерты А. И. Зилоти" (1903-18), Кружок любителей русской музыки и др.

    Коренные изменения в конц. деятельности произошли в СССР, где организация и руководство конц. жизнью находятся в руках социалистич. гос-ва. В первые же послереволюц. годы возникли такие новые массовые формы К., как концерт-митинг, "Корпорация артистов - солистов Большого т-ра" в Москве, ленингр. хор. олимпиады гор. муз. самодеятельности (первая была проведена в 1927, в нек-рых участвовало до 100000 музыкантов). Руководство конц. жизнью в СССР сосредоточено в гос. концертных организациях - Союзконцерт, Росконцерт, Укрконцерт и других, республиканских, областных и гор. филармониях. В своей работе сов. конц. организации опираются на новые принципы. На первое место выдвигается муз.-просветительная и культурная деятельность. К. организуются не только в конц. залах крупных городов, но и в небольших городах, в клубах, домах культуры и цехах заводов и фабрик, в совхозах, колхозах. Филармонии ведут большую муз.-просветительную работу среди слушателей. Издают аннотированные программы К., выпускают брошюры (в помощь слушателю), при мн. филармониях существуют постоянные лектории. Филармонии располагают первоклассными солистами и исполнительскими коллективами, завоевавшими мировую известность: Государственный симфонический оркестр Союза ССР, Симфонический оркестр Московской филармонии, Моск. камерный оркестр (осн. в 1956), Симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Государственный академический русский хор Союза ССР, Республиканская русская хоровая капелла, Струнный квартет им. Бородина (осн. в 1945) и др. Организацией К. советских исполнительских коллективов и солистов за рубежом, а также гастролей зарубежных артистов в СССР ведает Госконцерт СССР.

    Литература: Альбрехт Е., Общий обзор деятельности С.-Петербургского филармонического общества, СПБ, 1884; Императорское Русское музыкальное общество. Московское отделение. Симфонические собрания 1-500. Статистический указатель, М., 1899; 100-летний юбилей С.-Петербургского филармонического общества. 1802-1902, СПБ, 1902 (с перечнем программ симф. концертов); Кружок любителей русской музыки. X (1896-1906), М., 1906 (с перечнем программ концертов); Финдейзен Н.Ф., Очерк деятельности С.-Петербургского отделения императорского Русского музыкального общества (1859-1909), СПБ, 1909 (с приложением: программы симфонических и камерных концертов; исполнители); С.-Петербургские концерты А. Зилоти. Программа концертов за десять сезонов (1903/1904-1912/1913), СПБ, 1913; Государственная академическая филармония (Ленинград). Десять лет симфонической музыки. 1917-1927, Л., 1928 (с перечнем программ); Ленинградская филармония. Статьи. Воспоминания. Материалы, (сб.), Л., 1972; Московская государственная филармония, М., 1973; Elwаrt A. A. E., Histoire de la Sociйtй des concerts du Conservatoire imperial de musique, P., 1860; Deldever E. M. E., Histoire des concerts populaires, P., 1864; Вrenet M. (Babilljer M.), Les concerts en France sous lAncien rйgime, P., 1900; Rierre C., Le concert spirituel 1725 а 1790, P., 1900; Bekker P., Das deutsche Musikleben, Stuttg. - В., 1916; Dandelot A., La Sociйtй des concerts du Conservatoire de 1828 а 1923, P., 1923; Meyer K., Das Konzert, ein Fьhrer, Stuttg., 1925; Preussner E., Die bьrgerliche Musikkultur, Hamb., 1935, "Kassel - Basel, 1954; Van der Wall W., Liepmann С. М., Musik in institutions, N. Y., 1936; Maugй G., Concert, P., 1937; Gerhardt E., Recital, L., 1953; Bauer R., Das Konzert, В., 1955.И. M. Ямпольский.

  45. Источник: Музыкальная энциклопедия



  46. Музыкальный словарь

    Вы включаете радио и слышите: «Передаем концерт по заявкам. Чайковский. Первый Концерт для фортепиано с оркестром». Слово концерт было произнесено два раза, но с разным значением. Каково же оно в каждом случае? Латинское concertare означает состязаться. Итальянское concerto -- согласие. В музыке концертом стали называть произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр. Они как бы состязаются друг с другом: виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра. Как правило, инструментальные концерты состоят из трех частей и создаются по тому же принципу, что и сонаты (в рассказе о сонате вы можете прочесть об этом подробнее). Встречаются также концерты, состоящие из большего количества частей, бывают они и одночастными. Множество концертов написано для рояля, скрипки, виолончели с оркестром. Есть концерты и для других инструментов -- для духовых, для баяна, домры и т. д. Вы могли услышать и концерт для голоса с оркестром. Его написал советский композитор Рейнгольд Морицевич Глиэр. Иногда композиторы пишут концерты не для одного, а для двух или трех солирующих инструментов. Тогда концерт так и называется: двойной идя тройной... Что же касается другого значения термина концерт, то оно означает публичное исполнение музыкальных произведений, на котором присутствует публика. Так же называют, кроме того, исполнение музыкальных произведений по радио и телевидению, хотя передачи там часто ведутся из студий, в которых никакой публики не бывает. Концерты могут быть разные: симфонические и камерные, хоровые и эстрадные, сольные и смешанные.

  47. Источник: Музыкальный словарь



  48. Большой Энциклопедический словарь

  49. Источник:



  50. Большой Энциклопедический словарь

  51. Источник:



  52. Толковый словарь Даля

  53. Источник: