I
Ада́м (др.-евр. — человек)
в иудаистской и христианской мифологиях первочеловек и отец рода человеческого. Согласно Ветхому завету (См. Ветхий завет), бог создал А. как венец акта миротворения по образу и подобию своему из праха земного, вдул в ноздри его «дыхание жизни», сделал владыкою над землёю и всем на ней сущим. Миф об А. нашёл отражение и в Коране, поэтому А. является первочеловеком и для мусульман. С именем и образом А. связаны также многие легенды и предания, встречающиеся в апокрифической и побиблейской иудаистской литературе.
М. И. Занд.
IIА́дам (Adam)
Роберт (3.7.1728, Керколди, — 3.3.1792, Лондон), английский архитектор. Крупнейший представитель английского классицизма 18 в., А. строил в сотрудничестве с братом Джеймсом А. (1730 — 94) рациональные, по планировке усадебные дома (Кенвуд-хаус в Лондоне, 1767—69), общественные здания (университет в Эдинбурге, 1789—91), городские кварталы (Адельфи, 1768—72, и др. — в Лондоне), застройка которых разделена на секции с 2—3-ярусными квартирами. А. использовал, опираясь на непосредственное изучение античного зодчества, строгие классические формы, изящный декор, уделял большое внимание интерьеру и мебели.
Лит.: Swarbrick J., The works in architecture of Robert and James Adam, L., 1959 [1960].
АДАМ, вообще, человек во плоти, грешник;
| падкий на соблазн. И ты адам, и я адам; все мы адамы.
| Взятый от земли;
| праотец. Помер Адам - ни Богу, ни нам, ни душа на небо, ни кости в землю, разбитый горшок. Это при Адаме было, в старину незапамятную. Новый Адам, церк. Спаситель. Адамово дерево, растение Catalpa bignoides;
| растение Palolownia imperialis. Адамова голова, мертвая голова, ·т.е. человеческий череп;
| тропическое растение мандрагор, Mandragora offic. или Atropa Mandragora, из семейства пасленовых.
| Растен. черный осот, Centaurea scabiosa, пупочник, шишкарник, шелобольник, пустосель или пустосел, ошибочно постушель.
| вят. растение Cypripedium calceolus, кукушкины сапожки.
| Самый большой сумеречник, бабочка мертвая голова. Sphinx Caput mortuum, на спинке которой виднеется изображение человеческого черепа. Живет на картофеле, в южной Росии [западные европейцы должны сдваивать свое s, где оно произносится твердо; нам этого не нужно] вредит ульям; у одного только этого насекомого есть голос (прочие производят шорох, верезг, стрепет): резкий свист из боковых дыхалец. Адамова борода, растение Asclepia, у которого корень бородою. Адамова кость архан., сиб. окаменелое дерево, особенно выбрасываемое морем. Адамова смоква, растение и плод Musa paradisiaca, банан;
| Ficus indica, индийская смоковница.
| Адамово яблоко, кадык, гортань, твердое возвышение на горле человека, от головки гортани.
| Райское яблоко, род большего, клинчатого лимона, Pyrus Malus paradisiaca. Адамовы лета, годы, много лет, более человеческого века. Адамовы лета с начала света. Адамовы детки, все люди, в смысле грешников. Адамов грех, ослушание, непослушание; слабость к соблазну. Адамова вилка, ложка, пальцы, горсть. Адамовщина жен., собир., архан., сиб. ископаемое дерево и кости; первое идет на топливо и на поделки; местами такое не окаменелое еще дерево зовут ноевщиной, а окаменелое адамовщиной, адамовой костью.
-а, м.
от Адама; с Адама шутл. или ирон. с предыстории чего-л., издалека (начинать сообщение, изложение и т. д.).
[По библейскому сказанию, Адам — имя первого человека на Земле]
АДА́М (Адам), (А прописное), Адама, муж. В выражениях: от Адама, (начиная) с Адама (разг.) - от начала мира. «От Адама до наших лет.» Маяковский. (По имени Адама - первого человеке на земле в библейской легенде.)
м.
Имя первого человека на Земле, созданного - по библейскому сказанию - Богом [Бог I].
АДАМ - в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный богом.
АДАМ, вообще, человек во плоти, грешник;
АДАМ, в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный Богом.
в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого. А. был соблазнен своей подругой Евой и изгнан из райского сада. см. грехопадение.
, Роберт (1728-1792). Второй из четырех сыновей Уильяма Адама, шотландского архитектора, издавшего альбом "Шотландский Витрувий" (Vitruvius Scoticus). Окончил Эдинбургский университет, в 1754 году отправился в длительное путешествие по Франции и Италии, где подружился с Пиранези. По возвращении в Англию опубликовал "Руины дворца императора Диоклетиана в Спалато", с чего началась новая линия Классицизма - в опоре уже на гражданскую архитектуру Древнего Рима. Адам писал: "Я рискнул изменить некоторые элементы Ордера, и большинство сочли, что эти изменения - к лучшему". Адам -автор множества особняков, включая знаменитые Зион Хаус, Чендос Хаус, Дерби Хаус, в которых на относительно небольшой площади сочетается полнота комфорта с эффектностью парадных покоев. Адам разрабатывал всю деталировку не только архитектурного декора, но также и мебели и колористического решения, и его имя стало нарицательным: "Стиль Адама". Роберту Адаму так много подражали, что точно атрибутировать его постройки достаточно сложно.Источник:"Архитектурный словарь"
муж.;
имя собст.Adam
ADAM;
м.
Adamo
в костюме Адама — in abito adamitico, nudo come un verme
(от) с Адама [и Евы] — da Adamo in qua
АДАМ — по Библии — первый человек, прародитель человечества. Библейский рассказ о сотворении А. и Евы, грехопадении и изгнании их из рая (кн. Бытия, I-V) породил обширную литературу апокрифического характера. Наиболее крупным памятником этого рода является так наз. «А. книга», в к-рой описана жизнь А. и Евы после изгнания из рая. История первых людей часто служила темой для мистерий (русская мистерия XVII в. — «Жалостная комедия об А. и Еве»).
Станца делла Сеньятура.
согласно Ветхому Завету, первый человек, сотворенный Богом. "Адам" происходит от еврейского слова "адама" ("земля"), что видно из слов: "И создал Господь Бог человека из праха земного" (Быт 2:7). Некоторые ученые связывают имя "Адам" с аккадским глаголом "адаму" ("делать", "создавать"). Книга Бытия содержит два рассказа о сотворении человека. Согласно первому, человек был сотворен разделенным на два пола, как и другие виды животных. В другом описывается сотворение из земного праха мужчины - Адама и последующее сотворение из его ребра женщины - Евы. Адам и Ева жили в состоянии детской невинности в саду Эдема, где им было дозволено есть плоды от любого дерева, за исключением плодов от "древа познания добра и зла". Искушенная змеем Ева попробовала запретный плод и угостила им Адама. Совершив этот акт непослушания, они осознали свою наготу и греховность и уподобились богам, знающим различие между добром и злом. Чтобы Адам и Ева не смогли вкусить также и от "древа жизни" и обрести бессмертие, Бог изгнал их из Эдема, и с тех пор они вынуждены добывать себе пропитание тяжким трудом. Адам не принадлежит к низшим божествам, полубогам или героям. Он создан "по образу" Божьему, обладает знанием добра и зла и может вступать в личные отношения с Богом. В Новом Завете Адам именуется "сыном Божиим" (Лк 3:38) и типологически сопоставляется со Христом (Рим 5:12-21; 1 Кор 15:22).
АДА́М -а; м. [от др.-евр. adam - человек]. [с прописной буквы] Адам-прародитель (согласно библейскому рассказу: первый человек, сотворённый Богом). * Адам прельщён женою, а жена змеёю (Посл.).
◊ От Ада́ма и Евы; От Ада́ма; С Ада́ма. Издалека, с самого начала (обычно начинать рассказ, изложение чего-л., какое-л. дело и т.п.). В костюме Ада́ма. В обнажённом виде (о мужчине).
* * *
Ада́мв Библии первочеловек и отец рода человеческого, созданный Богом.
* * *
АДАМАДА́М, в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный богом.
I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ
"Человек", или собират. наименование для обознач. понятия "люди/человечество". Знач. слова связано с евр. существительным см. Адама и глаголом адэм - "быть красным" (см. Едом). В Быт 2-5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. имени первого человека:
1) в Быт 1:26-30 человек, созданный по образу и подобию Божьему как "мужчина и женщина", завершает собой шестидневное сотворение мира. Выражение "образ Божий" относится к человеку во всей его целостности. Человек представляет Бога на земле (как, напр., изваяние царя представляет его самого). Бог создал его, чтобы иметь партнера, к к-рому Он мог бы обращаться и получать от него ответ. Человек представляет собой образ Божий только как "мужчина и женщина". Это может служить и указанием на то, что социальная роль человека, его способность к общению связаны с его подобием образу Божьему. Мужчина и женщина поставлены здесь на один уровень. В НЗ об "образе" или соотв. об "образе Божием" говорится в связи с Христом, в совершенстве олицетворяющем Собой подобие образу Бога (см. Человек, IV,1);
2) в Быт 2:4 и след.еще раз говорится о создании человека. Бог создал человека (адама) из пахотной земли (адамы) и вдохнул в него дыхание жизни, так что он стал душою живою (т.е. живым существом). По своей природе человек (вне своего духовного назначения, Быт 2:20), подобен животным (Быт 2:19; 6:17; Еккл 3:18-21). Но от всех прочих живых существ его отличает подобие образу Божьему (см. выше) и обусловленное с этим завещанное ему Богом владычество над всем творением (Быт 1:28;см. Человек). Как сказано в Быт 2, Бог создает женщину подобной А. и из плоти А. и дарует ее ему как дополнение и как спутницу. А. должен был возделывать и хранить Эдемский сад (Быт 2:15). Все Божье творение, по суждению Господа, было "хорошо весьма" (Быт 1:31). Но Бог связал человека заповедью не есть от дерева познания добра и зла (см. Дерево познания добра и зла) (Быт 2:16 и след.). Здесь вступает в действие искушение. Разрушаются доверие и послушание Богу, человек преступает указанный ему предел (см. Женщина, см. Грех);
3) из детей А. названы по именам только его сыновья Каин, Авель и Сиф (Быт 4:1 и след.,25; 5:4). А. умер в возрасте 930 лет (Быт 5:5). Данные Библии позволяют определить, когда именно жил Адам (см. Летосчисление);
4) в НЗ ап. Павел противопоставляет А. Христу (Рим 5:12 и след.; 1Кор 15:21 и след.). В результате преступления заповеди одним человеком грех и смерть вошли в мир и настигают всех людей - не через наследственность, а потому что все люди, подобно первому человеку, преступают заповедь Бога: "... потому что все согрешили" (Рим 5:12; в Синод. пер., как и в лат. пер. Библии, вместо союза "потому что" стоит "в нем", что предполагало биологич. наследственность). Как и грех, благодать пришла через одного человека, через Христа, "для многих", создав "правдою одного всем человекам оправдание". Деяние А., как и Христа, имеет всеобщее значение, причем благодать Христа оказывается сильнее грехопадения А. (Рим 5:15 и след.). И смерть, привнесенная в мир грехом, также была побеждена "последним А.", т.е. Христом (1Кор 15:45, а также ст. 21 и след.). Христианин - как и всякий человек - все еще носит образ земного человека, т.е. А., но через воскресение получит образ человека небесного, т.е. Христа. Начало этой перемены совершается уже сейчас - в "совлечении" старого и "облечении" в нового человека (Кол 3:9 и след.), что проявляется в отношениях между людьми, в частн., в отметании всего разделяющего и противопоставляющего друг другу по мере того, как сбывается сказанное ап. Павлом в Послании к колоссянам: "...все и во всем Христос".
II. НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ"Красное место", город на Иорданской равнине под Цартаном (Нав 3:16; Ос 6:7); ныне Телль-эд-Дамие, прим. в 2 км юж. впадения Иавока в Иордан. Здесь воды Иордана, по Божьему повелению, остановились, чтобы народ Израиля мог пройти по дну речного русла ниже по течению - в 30 км юж. А., у г. Иерихона.
Ад’ам (земля или земной, может быть также красноватый) —
а) человек, сотворенный Богом по Своему образу и подобию, праотец всех людей на земле, собирательное имя людей. Господь Иисус Христос называется вторым или последним Адамом; (см. человек)
б) (Нав.3:16 ) — город южнее места впадения Иавока в Иордан.
(красная земля) - имя одного лица и название одного города:
а) (Быт.2:25 ). Имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян.17:26 ). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всяким животным пресмыкающимся по земле (Быт.1:26,30; Быт.2:16,20). Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного, именно, от дерева познания добра и зла, - под страхом смерти ему было запрещено есть от него. Как скоро первый человек водворился в этом счастливом жилище, Господь привел к нему всех животных полевых и всех птиц небесных, которых Он сотворил, и Адам нарек им имена, выражающие свойства каждого из них; "но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребер его, и создал из ребра... жену (ишша - мужняя), и привел ее к человеку. Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей, сказал Адам, - она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Быт.2:20,25), и блаженствовали, пребывая в любви и общении с Богом. Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женою, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину - Адам на жену, а жена на змея. Страшное наказание - проклятие Божие, постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт.3:15 ), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене Ева (евр. Heva - жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет, Адам, говорит апостол, есть образ будущего (имеющего придти, т.е. Господа Иисуса Христа) (Рим.5:14 ). Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (1Кор.15:47 ). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор.15:22 и проч. ). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения.
б) (Нав.3:16 ). Название города близ Цартана в колене Манассиином. Упоминается в означенной цитате по случаю перехода Израильтян через Иордан.
Адам
См. Адам и Хавва.