«Адам»

Адам в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Адам»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Толковый словарь Даля
  3. Малый академический словарь
  4. Толковый словарь Ушакова
  5. Толковый словарь Ефремовой
  6. Большой энциклопедический словарь
  7. Современная энциклопедия
  8. Современная энциклопедия
  9. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  10. Сексологическая энциклопедия
  11. Строительный словарь
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  15. Литературная энциклопедия
  16. Энциклопедия Кольера
  17. Энциклопедический словарь
  18. Библейская энциклопедия Брокгауза
  19. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  20. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  21. Ислам. Энциклопедический словарь.
  22. Словарь церковнославянского языка
  23. Католическая энциклопедия
  24. Большой Энциклопедический словарь
  25. Толковый словарь Даля

    Большая Советская энциклопедия

    I

    Ада́м (др.-евр. — человек)

    в иудаистской и христианской мифологиях первочеловек и отец рода человеческого. Согласно Ветхому завету (См. Ветхий завет), бог создал А. как венец акта миротворения по образу и подобию своему из праха земного, вдул в ноздри его «дыхание жизни», сделал владыкою над землёю и всем на ней сущим. Миф об А. нашёл отражение и в Коране, поэтому А. является первочеловеком и для мусульман. С именем и образом А. связаны также многие легенды и предания, встречающиеся в апокрифической и побиблейской иудаистской литературе.

    М. И. Занд.

    II

    А́дам (Adam)

    Роберт (3.7.1728, Керколди, — 3.3.1792, Лондон), английский архитектор. Крупнейший представитель английского классицизма 18 в., А. строил в сотрудничестве с братом Джеймсом А. (1730 — 94) рациональные, по планировке усадебные дома (Кенвуд-хаус в Лондоне, 1767—69), общественные здания (университет в Эдинбурге, 1789—91), городские кварталы (Адельфи, 1768—72, и др. — в Лондоне), застройка которых разделена на секции с 2—3-ярусными квартирами. А. использовал, опираясь на непосредственное изучение античного зодчества, строгие классические формы, изящный декор, уделял большое внимание интерьеру и мебели.

    Лит.: Swarbrick J., The works in architecture of Robert and James Adam, L., 1959 [1960].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Даля

    АДАМ, вообще, человек во плоти, грешник;

    | падкий на соблазн. И ты адам, и я адам; все мы адамы.

    | Взятый от земли;

    | праотец. Помер Адам - ни Богу, ни нам, ни душа на небо, ни кости в землю, разбитый горшок. Это при Адаме было, в старину незапамятную. Новый Адам, церк. Спаситель. Адамово дерево, растение Catalpa bignoides;

    | растение Palolownia imperialis. Адамова голова, мертвая голова, ·т.е. человеческий череп;

    | тропическое растение мандрагор, Mandragora offic. или Atropa Mandragora, из семейства пасленовых.

    | Растен. черный осот, Centaurea scabiosa, пупочник, шишкарник, шелобольник, пустосель или пустосел, ошибочно постушель.

    | вят. растение Cypripedium calceolus, кукушкины сапожки.

    | Самый большой сумеречник, бабочка мертвая голова. Sphinx Caput mortuum, на спинке которой виднеется изображение человеческого черепа. Живет на картофеле, в южной Росии [западные европейцы должны сдваивать свое s, где оно произносится твердо; нам этого не нужно] вредит ульям; у одного только этого насекомого есть голос (прочие производят шорох, верезг, стрепет): резкий свист из боковых дыхалец. Адамова борода, растение Asclepia, у которого корень бородою. Адамова кость архан., сиб. окаменелое дерево, особенно выбрасываемое морем. Адамова смоква, растение и плод Musa paradisiaca, банан;

    | Ficus indica, индийская смоковница.

    | Адамово яблоко, кадык, гортань, твердое возвышение на горле человека, от головки гортани.

    | Райское яблоко, род большего, клинчатого лимона, Pyrus Malus paradisiaca. Адамовы лета, годы, много лет, более человеческого века. Адамовы лета с начала света. Адамовы детки, все люди, в смысле грешников. Адамов грех, ослушание, непослушание; слабость к соблазну. Адамова вилка, ложка, пальцы, горсть. Адамовщина жен., собир., архан., сиб. ископаемое дерево и кости; первое идет на топливо и на поделки; местами такое не окаменелое еще дерево зовут ноевщиной, а окаменелое адамовщиной, адамовой костью.

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Малый академический словарь

    , м.

    от Адама; с Адама

    шутл. или ирон.

    с предыстории чего-л., издалека (начинать сообщение, изложение и т. д.).

    [По библейскому сказанию, Адам — имя первого человека на Земле]

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    АДА́М (Адам), (А прописное), Адама, муж. В выражениях: от Адама, (начиная) с Адама (разг.) - от начала мира. «От Адама до наших лет.» Маяковский. (По имени Адама - первого человеке на земле в библейской легенде.)

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Имя первого человека на Земле, созданного - по библейскому сказанию - Богом [Бог I].

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    АДАМ - в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный богом.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    АДАМ, вообще, человек во плоти, грешник;

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    АДАМ, в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный Богом.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Сексологическая энциклопедия

    в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого. А. был соблазнен своей подругой Евой и изгнан из райского сада. см. грехопадение.

  19. Источник: Сексологическая энциклопедия



  20. Строительный словарь

    , Роберт (1728-1792). Второй из четырех сыновей Уильяма Адама, шотландского архитектора, издавшего альбом "Шотландский Витрувий" (Vitruvius Scoticus). Окончил Эдинбургский университет, в 1754 году отправился в длительное путешествие по Франции и Италии, где подружился с Пиранези. По возвращении в Англию опубликовал "Руины дворца императора Диоклетиана в Спалато", с чего началась новая линия Классицизма - в опоре уже на гражданскую архитектуру Древнего Рима. Адам писал: "Я рискнул изменить некоторые элементы Ордера, и большинство сочли, что эти изменения - к лучшему". Адам -автор множества особняков, включая знаменитые Зион Хаус, Чендос Хаус, Дерби Хаус, в которых на относительно небольшой площади сочетается полнота комфорта с эффектностью парадных покоев. Адам разрабатывал всю деталировку не только архитектурного декора, но также и мебели и колористического решения, и его имя стало нарицательным: "Стиль Адама". Роберту Адаму так много подражали, что точно атрибутировать его постройки достаточно сложно.Источник:"Архитектурный словарь"

  21. Источник: Строительный словарь



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    имя собст.Adam

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ADAM;

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    Adamo

    в костюме Адама — in abito adamitico, nudo come un verme

    (от) с Адама [и Евы] — da Adamo in qua

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Литературная энциклопедия

    Адам

    АДАМ — по Библии — первый человек, прародитель человечества. Библейский рассказ о сотворении А. и Евы, грехопадении и изгнании их из рая (кн. Бытия, I-V) породил обширную литературу апокрифического характера. Наиболее крупным памятником этого рода является так наз. «А. книга», в к-рой описана жизнь А. и Евы после изгнания из рая. История первых людей часто служила темой для мистерий (русская мистерия XVII в. — «Жалостная комедия об А. и Еве»).

  29. Источник: Литературная энциклопедия



  30. Энциклопедия Кольера

    Станца делла Сеньятура.

    согласно Ветхому Завету, первый человек, сотворенный Богом. "Адам" происходит от еврейского слова "адама" ("земля"), что видно из слов: "И создал Господь Бог человека из праха земного" (Быт 2:7). Некоторые ученые связывают имя "Адам" с аккадским глаголом "адаму" ("делать", "создавать"). Книга Бытия содержит два рассказа о сотворении человека. Согласно первому, человек был сотворен разделенным на два пола, как и другие виды животных. В другом описывается сотворение из земного праха мужчины - Адама и последующее сотворение из его ребра женщины - Евы. Адам и Ева жили в состоянии детской невинности в саду Эдема, где им было дозволено есть плоды от любого дерева, за исключением плодов от "древа познания добра и зла". Искушенная змеем Ева попробовала запретный плод и угостила им Адама. Совершив этот акт непослушания, они осознали свою наготу и греховность и уподобились богам, знающим различие между добром и злом. Чтобы Адам и Ева не смогли вкусить также и от "древа жизни" и обрести бессмертие, Бог изгнал их из Эдема, и с тех пор они вынуждены добывать себе пропитание тяжким трудом. Адам не принадлежит к низшим божествам, полубогам или героям. Он создан "по образу" Божьему, обладает знанием добра и зла и может вступать в личные отношения с Богом. В Новом Завете Адам именуется "сыном Божиим" (Лк 3:38) и типологически сопоставляется со Христом (Рим 5:12-21; 1 Кор 15:22).

  31. Источник: Энциклопедия Кольера



  32. Энциклопедический словарь

    АДА́М -а; м. [от др.-евр. adam - человек]. [с прописной буквы] Адам-прародитель (согласно библейскому рассказу: первый человек, сотворённый Богом). * Адам прельщён женою, а жена змеёю (Посл.).

    От Ада́ма и Евы; От Ада́ма; С Ада́ма. Издалека, с самого начала (обычно начинать рассказ, изложение чего-л., какое-л. дело и т.п.). В костюме Ада́ма. В обнажённом виде (о мужчине).

    * * *

    Ада́м

    в Библии первочеловек и отец рода человеческого, созданный Богом.

    * * *

    АДАМ

    АДА́М, в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный богом.

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Библейская энциклопедия Брокгауза

    I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ

    "Человек", или собират. наименование для обознач. понятия "люди/человечество". Знач. слова связано с евр. существительным см. Адама и глаголом адэм - "быть красным" (см. Едом). В Быт 2-5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. имени первого человека:

    1) в Быт 1:26-30 человек, созданный по образу и подобию Божьему как "мужчина и женщина", завершает собой шестидневное сотворение мира. Выражение "образ Божий" относится к человеку во всей его целостности. Человек представляет Бога на земле (как, напр., изваяние царя представляет его самого). Бог создал его, чтобы иметь партнера, к к-рому Он мог бы обращаться и получать от него ответ. Человек представляет собой образ Божий только как "мужчина и женщина". Это может служить и указанием на то, что социальная роль человека, его способность к общению связаны с его подобием образу Божьему. Мужчина и женщина поставлены здесь на один уровень. В НЗ об "образе" или соотв. об "образе Божием" говорится в связи с Христом, в совершенстве олицетворяющем Собой подобие образу Бога (см. Человек, IV,1);

    2) в Быт 2:4 и след.еще раз говорится о создании человека. Бог создал человека (адама) из пахотной земли (адамы) и вдохнул в него дыхание жизни, так что он стал душою живою (т.е. живым существом). По своей природе человек (вне своего духовного назначения, Быт 2:20), подобен животным (Быт 2:19; 6:17; Еккл 3:18-21). Но от всех прочих живых существ его отличает подобие образу Божьему (см. выше) и обусловленное с этим завещанное ему Богом владычество над всем творением (Быт 1:28;см. Человек). Как сказано в Быт 2, Бог создает женщину подобной А. и из плоти А. и дарует ее ему как дополнение и как спутницу. А. должен был возделывать и хранить Эдемский сад (Быт 2:15). Все Божье творение, по суждению Господа, было "хорошо весьма" (Быт 1:31). Но Бог связал человека заповедью не есть от дерева познания добра и зла (см. Дерево познания добра и зла) (Быт 2:16 и след.). Здесь вступает в действие искушение. Разрушаются доверие и послушание Богу, человек преступает указанный ему предел (см. Женщина, см. Грех);

    3) из детей А. названы по именам только его сыновья Каин, Авель и Сиф (Быт 4:1 и след.,25; 5:4). А. умер в возрасте 930 лет (Быт 5:5). Данные Библии позволяют определить, когда именно жил Адам (см. Летосчисление);

    4) в НЗ ап. Павел противопоставляет А. Христу (Рим 5:12 и след.; 1Кор 15:21 и след.). В результате преступления заповеди одним человеком грех и смерть вошли в мир и настигают всех людей - не через наследственность, а потому что все люди, подобно первому человеку, преступают заповедь Бога: "... потому что все согрешили" (Рим 5:12; в Синод. пер., как и в лат. пер. Библии, вместо союза "потому что" стоит "в нем", что предполагало биологич. наследственность). Как и грех, благодать пришла через одного человека, через Христа, "для многих", создав "правдою одного всем человекам оправдание". Деяние А., как и Христа, имеет всеобщее значение, причем благодать Христа оказывается сильнее грехопадения А. (Рим 5:15 и след.). И смерть, привнесенная в мир грехом, также была побеждена "последним А.", т.е. Христом (1Кор 15:45, а также ст. 21 и след.). Христианин - как и всякий человек - все еще носит образ земного человека, т.е. А., но через воскресение получит образ человека небесного, т.е. Христа. Начало этой перемены совершается уже сейчас - в "совлечении" старого и "облечении" в нового человека (Кол 3:9 и след.), что проявляется в отношениях между людьми, в частн., в отметании всего разделяющего и противопоставляющего друг другу по мере того, как сбывается сказанное ап. Павлом в Послании к колоссянам: "...все и во всем Христос".

    II. НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ

    "Красное место", город на Иорданской равнине под Цартаном (Нав 3:16; Ос 6:7); ныне Телль-эд-Дамие, прим. в 2 км юж. впадения Иавока в Иордан. Здесь воды Иордана, по Божьему повелению, остановились, чтобы народ Израиля мог пройти по дну речного русла ниже по течению - в 30 км юж. А., у г. Иерихона.

  35. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  36. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ад’ам (земля или земной, может быть также красноватый) —

    а) человек, сотворенный Богом по Своему образу и подобию, праотец всех людей на земле, собирательное имя людей. Господь Иисус Христос называется вторым или последним Адамом; (см. человек)

    б) (Нав.3:16 ) — город южнее места впадения Иавока в Иордан.

  37. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  38. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (красная земля) - имя одного лица и название одного города:

    а) (Быт.2:25 ). Имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян.17:26 ). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всяким животным пресмыкающимся по земле (Быт.1:26,30; Быт.2:16,20). Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного, именно, от дерева познания добра и зла, - под страхом смерти ему было запрещено есть от него. Как скоро первый человек водворился в этом счастливом жилище, Господь привел к нему всех животных полевых и всех птиц небесных, которых Он сотворил, и Адам нарек им имена, выражающие свойства каждого из них; "но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребер его, и создал из ребра... жену (ишша - мужняя), и привел ее к человеку. Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей, сказал Адам, - она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Быт.2:20,25), и блаженствовали, пребывая в любви и общении с Богом. Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женою, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину - Адам на жену, а жена на змея. Страшное наказание - проклятие Божие, постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт.3:15 ), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене Ева (евр. Heva - жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет, Адам, говорит апостол, есть образ будущего (имеющего придти, т.е. Господа Иисуса Христа) (Рим.5:14 ). Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (1Кор.15:47 ). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор.15:22 и проч. ). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения.

    б) (Нав.3:16 ). Название города близ Цартана в колене Манассиином. Упоминается в означенной цитате по случаю перехода Израильтян через Иордан.

  39. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  40. Ислам. Энциклопедический словарь.

    Адам

    См. Адам и Хавва.

  41. Источник: Ислам. Энциклопедический словарь.



  42. Словарь церковнославянского языка

  43. Источник:



  44. Католическая энциклопедия

  45. Источник:



  46. Большой Энциклопедический словарь

  47. Источник:



  48. Толковый словарь Даля

  49. Источник: