философский термин, равнозначащий термину благо, но последний обыкновенно понимается шире: блага бывают материальные и духовные, между тем как под Д. понимается большей частью лишь нравственное благо. Ср. соотв. статью.
ср. вещественно, все доброе ср. имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах.
| В духовном ·знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.
| Название буквы Д.
| нареч. хорошо, ладно. Приходи же. Добро, приду.
| Ладно, кстати, впору. Аль ужь добро идти? пора.
| твер. ненужно, непочто. Мне туда ехать добро, не надо.
| Угроза: ужо, воть я тебя. Добро, попадешься ты мне!
| С частицей бы, если бы, когда б, пусть бы. Добро бы путный был, а то шатун. Сладить с кем добром, без ссоры, кары, мирно. С ним добром (по добру) не разделаешься. Убирайся по добру, по здорову. Добро пожаловать! Добро, собьем ведро: обручи под лавку, клепки в печь. так и не будет течь. С добром жить хорошо. В добре жить хорошо. Час в добре пробудешь, все горе забудешь. Кто живет в добре, тот ходит в серебре. Хоть в орде, да в добре (лишь бы в добре). Было добро, миновалося: будет добро, того ждать долго. Было добро, да давно; а будет вперед, да горе берет. Было добро, да давно; ждать добра, да долго. За хлебом все добро. На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим)! Много пить, добру не быть. На добро нет, а на вино везде дают. За добро не жди добра. Забудь ты мое добро. да не делай мне худа. Добра не смыслишь, так худа не делай. Добро добро покрывает. Кто добро творит, тому Бог отплатит. За добро Бог плательщик. Спи добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром. Кинь добро назад, очутится напереди. Лихо помнится, а добро век не забудется. Добра не висят худом. За добро добром и платят (приб. а за худо худом). Бедного обижать, себе добра не желать (или: гибели искать). Худо тому, кто добра не делает никому. Добрый человек в добре проживет век. Всяк в своем добре волен. В своем добре, да воли нет! На чужое добро и глаза разгораются. Твоим же добром. да тебе же челом. Где свое добро ни нашел, там его и взял. Зарылся в добре. Всяк хлопочет, себе добра хочет. Старость с добром не приходит. Много желать (затевать), добра не видать. Добро не лихо: бродит в мире тихо. От корма кони не рыщут, от добра добра не ищут. От добра худа (или добра) не ищут. Молодость рыщет, от добра добра ищет. Захочешь добра, посыпь (поспи) серебра. За худом пойдешь, не добро найдешь. В ком добра нет. в том и правды мало. Пришел в городок разбойник с ножом, с огнем: жильцов он не режет, изб не жжет, а добро берет? подрезка меду. Хоть лопни брюшко, да не останься добрецо! Добре, нареч., великорус. очень, весьма, больно, сильно, крепко. Добре ·стар. Добре много. Добре ты умен. Матушка добре дюжа умирая, тамб. очень больна, хворает.
| В сиб. особ. с частица бы, хорошо бы, ладно бы, рад бы. Добре бы в рай. да грехи не пущают. Добро бы овец водить, да волки давят.
| То же что добре нареч., малорос., курск., орл., калуж., тамб. хорошо, ладно
| церк. добре, добро, хорошо, ладно, по добру, по правде, путем, порядком;
| совсем, вовсе, до корня. Бредет Татьяна недобре пьяна. Добро пожаловать, а сам за шапку! Все ли по добру, по здорову? Добро, везде свой глаз. Не скажу я ни добра, ни худа. При солнце тепло, а при матери добро. Доброму везде (всегда, всюду) добро. Добро добро, а ноги кривы (а голова набекрень). Добрый, о вещи, добротный, доброкачественный, хороший, статный, видный, полномерный; о скоте, полный, дородный; о человеке, дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный; добро любящий, добро творящий, склонный к добру, ко благу: мягкосердый. жалостливый, притом иногда слабый умом и волей. Это доброе суконце. Лошадь добра. Добрая мера верхом. Это добрый кузнец. От добра древа добрый плод. Он добрый служака. Помяни меня добром, по добру, не лихом. В высшем ·знач. добр один Господь, благ, милосерд без меры; доброта эта приемлется каждым, по мере стремления его к добру. На это была добрая воля его, свободная воля, желание. Ждать добрый час, полный, с походцем. В добрый час! пожелание начинающему что. В добрый час молвить, в худой промолчать, оговорка от сглаза. Добрый человек, хвала двусмысленная: не видно, есть ли воля и ум. От добрых людей мир погибнет, от потворщиков. И надолба добрый человек. На свете не без добрых людей. Добрая слава дороже богатства. Доброе дело само себя хвалит. Хоть и не поп, да обычьем добр. Доброе дело и в воде не тает (не тонет). Доброму везде добро. Первый поклон Богу, второй хозяину с хозяйкой, третий всем добрым людям. Добрый привет и кошке, люб. На добром слове. кому не спасибо? Лихое лихому, а доброе доброму. Всем подноси, никого не обноси: доброму для добра, худому для худа. Для доброго довольно, а для худого и того жаль. Худой муж умрет, добрая жена по дворам пойдет. Не нашли Бог ворога, а добрые люди найдутся, ирония. Научат добрые люди решетом воду носить. На добрый привет добрый и ответ. Чтоб вам дал Господь, всякое доброе так лилось! как вылитое наземь вино. Доброе дело на век (на два века: на этот и на тот). Добра соль, а переложишь, рот воротит. Бывает добрая овца и от беспутного отца. За добра ума (до греха) убирайся. Пришли с добрым (за добрым) делом, сватать. Люб, так сват, а не люб, так добрый человек, говорят сват, высказав дело свое. Сват, не сват, а добрый человек, слова отца невесты, впускающего жениха с поездом. Для щей люди женятся, а от добрых жен постригаются. Немец хоть и добр человек, а все лучше повесить. Добрить кого, что, удобрять, утучнять, улучшать; одобрять, хорошо отзываться; задабривать, угождать, прислуживаться; нежить, холить, содержать в добре. Масло кашу добрит. Его добрят соседи, смирен, говорят. Теща зятька пирогами добрила. Добрить кому, желать и делать добро; потворствовать, кривить душой в чью поользу. -ся, ·возвр. и страд. по смыслу речи. Добритель муж. -ница жен. кто добрит что, кого или кому. Добреть, плотнеть, толстеть, тучнеть, жиреть. Жить да молодеть, добреть да богатеть! заздравный привет.
| Становиться добрее, милостивие, укрощая и исправляя себя.
ДОБРО́ 2, частица (прост.). Ладно, хорошо. Д.! Сделаем по-твоему! Потерпи ещё немножко. Ч Д.
ДОБРО́ 1, -а́, ср.
ДОБРО́, -а, ср.
1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла (посл.). Д. должно быть с кулаками (афоризм).
2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Накопить добра.
3. О ком-чём-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром не надо.
• Добро пожаловать приветствие гостю, участникам чего-н., прибывающим куда-н. Добро пожаловать в наш город на фестиваль!
Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) дать (получить) разрешение, согласие. Дать добро на вылет.
От добра добра не ищут посл.: нужно довольствоваться тем хорошим, что уже есть, и не искать лучшего.
II. ДОБРО́, частица (прост.). Ладно, хорошо. Д.! Сделаем по-твоему! Потерпи ещё немножко. Д.
III. ДОБРО́ 3: добро бы (б) ДОБРО: добро бы (б) (разг.) 1) союз, пускай бы ещё; допустим, что... но (с оттенком неодобрения). Добро бы сам делал, а то всё на других переложил; 2) частица, выражает неодобрение, ироническую оценку при допущении чего-н. как возможного в другой ситуации, при других обстоятельствах. И что он из себя строит? Добро бы важная птица!
ДОБРО́ 3: добро бы (б) (разг.) Ч 1) союз, пускай бы ещё; допустим, что... но (с оттенком неодобрения). Добро бы сам делал, а то всё на других переложил; 2) частица, выражает неодобрение, ироническую оценку при допущении чего-н. как возможного в другой ситуации, при других обстоятельствах. И что он из себя строит? Добро бы важная птица!
1) до́бро
нареч.
Ласково, приветливо.
Елисеев остановился, очень добро посмотрел вверх и улыбнулся. Емельянова, Взятие Познани.
1) добро́
-а́, ср.
1.
Все положительное, хорошее; противоп. зло.
Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло. Пушкин, Евгений Онегин.
Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый глупого. Чехов, Скучная история.
||
То, что хорошо, полезно, приятно; удача, успех.
Нет худа без добра. Пословица.
— Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург. Пушкин, Капитанская дочка.
Не добром кончится это дело. Куприн, Лесная глушь.
2.
Хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу.
Помнить добро.
□
Сердце у него доброе и любящее, но из всего видно, что добро он всегда будет делать не столько по влечению сердца, сколько потому, что надо делать добро. Добролюбов, Когда же придет настоящий день?
Старик честен, внимателен к мужику, не только наживает, но и добро делает, помогает и т. д. Гл. Успенский, Очерки переходного времени.
3. собир. разг.
Имущество, вещи, пожитки.
Все было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить. Добро наше все было уложено в старую комендантскую повозку. Пушкин, Капитанская дочка.
Везде по улицам грудами валялось вытащенное из домов добро. Мамин-Сибиряк, Хлеб.
Стада тучнели, И закрома ломились от добра. Кедрин, Колокол.
|| (с мест.: „такое“, „это“). ирон.
О чем.-л. негодном, мало нужном.
[Никита:] Ну, этого добра [табаку] у нас нет; барин уж с полгода, как перестал курить. Писемский, Ипохондрик.
- поминать добром
не к добру 1) о чем-л., что может грозить неприятными последствиями; 2) (устар.) предвещает дурное.
2) добро́
1. безл. в знач. сказ. разг.
Хорошо.
Подрядчик запрягал лошадь. Затягивая супонь, он повернул к плотникам покрасневшее от напряжения лицо и одобрительно сказал: — Явились, артельщики? Ну и добро! Вс. Иванов, Партизаны.
2. в знач. утвердительной частицы. устар. и прост.
Ладно, хорошо; так, пусть будет так.
— Добро, — сказал он ей после некоторого молчания, — жди себе кого хочешь в избавители, а покамест сиди в этой комнате. Пушкин, Дубровский.
[Чацкий:] Я досказал. [Фамусов:] Добро, заткнул я уши. Грибоедов, Горе от ума.
— Добро, — сказал князь, когда выслушал он Улики царьградского мниха, — Тобою, отец, я теперь убежден. А. К. Толстой, Песня о походе Владимира на Корсунь.
3. (в сочетании с частицей „бы“) в знач. условного союза. разг.
Употребляется при противопоставлении и соответствует по значению словам: если бы еще, пусть бы.
— Какой осел! Добро бы было в гору Или в ночную пору, — А то и под гору, и днем! И. Крылов, Обоз.
— И добро бы жару, горячности, любви не было — есть, братец, есть все это! Салтыков-Щедрин, Губернские очерки.
Добро бы я был ни на что не умелый. Добро бы какой незадачливый я. Но слава моя до Москвы долетела. И всюду работа известна моя. Твардовский, Соперники.
добро пожаловать вежливое приглашение. [Ихарев:] Добро пожаловать, господа, карты на столе. Гоголь, Игроки. Старик задержал руку гостя в своей широкой руке и громко сказал: — Добро пожаловать, Петр Иванович! Саянов, Небо и земля. спец. дать, получить разрешение, согласие. В 16 часов 22 сентября из штаба форта мы получили «добро» на выход в море. Колышкин, В глубинах полярных морей.
3) добро́
-а́, ср.
Устарелое название буквы „д“.
Первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову добрый, например: добросердечие, добропорядочность, доброжелательствовать.
(иноск.) — имущество
Ср. Везут домашние пожитки ...
Горшки, тазы et caetera,
Ну, много всякого добра...
А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 7, 31.
Ср. Das Gut — добро, имущество, имение.
Ср. Mein Hab und Gut.
Ср. Bien, имение.
См. и так далее.
1.
ДО́БРО1, добра, мн. Нет, ср.
1. Положительное начало в нравственности, ант. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.
2. То, что хорошо, полезно, приятно. Добра вам, добра желаю. Из этого добра не выйдет. «Нет худа без добра.» (посл.) «От добра добра не ищут.» (посл.).
3. Доброе дело, добрые поступки. Делать много добра.
4. Личное имущество, пожитки. Сундуки полны добра.
5. Дрянь, что-нибудь негодное (разг. фам. ирон.). Такого добра нам и даром не нужно.
❖
Поминать добром (разг.) - вспоминать с благодарностью, хорошо отзываться о ком-нибудь. Не к добру (разг.) - угрожает дурными последствиями. По добру, по здорову - см. добрый.2.
ДО́БРО2, добра, мн. нет, ср. Старинное название буквы "д".
3.
ДО́БРО3, нареч. в знач. утвердительной частицы (обл.). Хорошо, ладно. «Добро! будет старуха царицей.» Пушкин. «Шибанов в ответ господину: добро! тебе здесь нужнее твое серебро.» А.К.Толстой.
❖
Добро пожаловать (торж.) - приветствие гостю.4.
ДО́БРО4, с частицей "бы" или "б" (которая с личной формой гл. образует сослаг.), союз условный, употр. в соответствии с последующим противительным союзом "а то" (прост.). Пускай бы еще, можно было бы примириться, допустить, если бы… «Добро бы было в гору или в ночную пору, а то и под гору и днем.» Крылов. «Добро бы убивал, скажем, или коней крал, а то так попал (в тюрьму), здорово живешь.» Чехов.
I
д`обронареч. качеств.-обстоят. разг.
1.
Доброжелательно, отзывчиво, дружелюбно.
2.
Ласково, приветливо.
3.
Не предвещая беды, несчастья; благоприятно.
II
д`обропредик.
Оценочная характеристика чьего-либо поведения, чьих-либо действий, поступков как доброжелательных, отзывчивых, дружелюбных, выражающих доброту и расположение по отношению к кому-либо.
III
добр`оср.
1.
Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, благополучие, пользу.
Ant:
зло
2.
Хорошее, доброе дело.
IV
добр`оср.
Название буквы древней славянской или старой русской азбуки.
V
добр`оср. разг.
Личное имущество; вещи, пожитки (обычно с оттенком пренебрежительности).
VI
добр`опредик. разг.
Оценочная характеристика ситуации как достойной уважения, успешной.
VII
добр`осоюз разг.
Употребляется при указании на благоприятствующую причину чего-либо, соответствуя по значению сл.: благо.
VIII
добр`очаст. разг.
Употребляется при подтверждении, одобрении чего-либо, при согласии с чем-либо, соответствуя по значению сл.: хорошо, ладно, так, пусть будет так.
1. ср.
1) (что-л. хорошее, полезное) good желать кому-л. добра ≈ to wish smb. well делать кому-л. добро ≈ to be good to smb. древо познания добра и зла ≈ the tree of knowledge of good and evil платить добром за зло ≈ to return good for evil
2) разг.;
коллект. (имущество) property;
goods
3) ирон. (что-л. негодное) junk такого добра мне и даром не нужно ≈ I wouldn't take such junk as a gift ∙ от добра добра не ищут посл. ≈ let well alone нет худа без добра посл. ≈ every cloud has a silver lining это до добра не доведет ≈ it will lead to no good это не к добру это к добру поминать добром дать добро получить добро добро пожаловать!
2. союз добро бы
3. частица;
разг. good;
all right, OKдобро:
1. n. good
2. goods, property
3. ad. good
добро II: добро пожаловать! (seid, seien Sie, sei) willkommen!добро I с 1. (благо) Gute sub n я тебе добра желаю ich wünsche dir Gutes добро и зло Gut und Böse 2. разг. (имущество) Gut n 1b* всё добро das ganze Hab und Gut; Habseligkeiten f pl (пожитки) 3. (доброе дело) Wohltat f c творить добро Gutes tun а это не к добру das hat nichts Gutes zu bedeuten дать добро seinen Segen geben* (на что-л. zu)
I с
1)(благо) Gute sub n
я тебе добра желаю — ich wünsche dir Gutes
добро и зло — Gut und Böse
2)разг.(имущество) Gut n (умл.)
все добро — das ganze Hab und Gut; Habseligkeiten f pl(пожитки)
3)(доброе дело) Wohltat f
творить добро — Gutes tun
•
•
это не к добру — das hat nichts Gutes zu bedeuten
дать добро — seinen Segen geben(непр.)(на что-либо - zu)
IIдобро пожаловать! — (seid, seien Sie, sei) willkommen!
I с.
1)bien m
добро и зло — le bien et le mal
сделать много добра людям — faire beaucoup de bien aux gens
желать добра кому-либо — vouloir du bien à qn
2)(имущество) разг. bien m
накопить много добра — acquérir beaucoup de biens
чужое добро впрок не идет посл. — bien mal acquis ne profite jamais
•
•
не к добру разг. — mauvais signe!
из этого добра не выйдет, это к добру не приведет — ça ne promet rien de bon
поминать добром кого-либо разг. — garder un bon souvenir de qn
от добра добра не ищут посл. — прибл. le mieux est l'ennemi du bien
нет худа без добра посл. — прибл. à quelque chose malheur est bon
II нареч.добро пожаловать! — soyez le bienvenu (la bienvenue), les bienvenus (les bienvenues)!; bienvenue!
III союз разг.добро бы — encore si
добро бы он сам был здесь — encore s'il était ici
I с.
1)(что-либо хорошее, полезное) bien m
борьба́ добра́ со злом — la lucha del bien y el mal
жела́ть кому́-либо добра́ — desear el bien a alguien
де́лать мно́го добра́ — hacer mucho bien
из э́того добра́ не вы́йдет (не бу́дет) разг. — de ésto no saldrá nada bueno
2) собир. разг.(имущество) bienes m pl
•
•
не к добру́ — no (es) para bien, mala señal
дать добро́ — dar el beneplácito
помина́ть добро́м(+ вин. п.) — recordar bien, guardar un buen recuerdo de
нет ху́да без добра́ посл. — no hay mal que por bien no venga
от добра́ добра́ не и́щут погов. — ≈ quien bien tiene y mal escoge, del mal que le venga no se enoje
добро́ пожа́ловать! — ¡bienvenido(s)!
II нареч. безл. в знач. сказ., разг.(хорошо) bien
ну и добро́ — está bien
-добро бы
I с.
1)bene m
желать добра кому-л. — augurare del bene a qd
делать добро людям — fare del bene alla gente
2)разг.(имущество, вещи) roba m, beni m pl, averi m pl
накопить добра — fare roba
•
•
добро пожаловать! — Benvenuta!(ж.); Benvenuto!(м.); benvenuti!(мн.м.); benevute!(мн.ж.)
дать / получить добро на что разг., спец. — (concedere / ottenere) il nullaosta / permesso(per + inf, per qc)
это не к добру / это добром не кончится — e un brutto segno; finirà male, (la cosa)
от добра добра не ищут — chi sta bene non si muove
II част. прост.(= ладно, хорошо) (va) bene!; d'accordo!
добро!, сделаю по-твоему! — bene! faro come vuoi (tu)!
IIIдобро бы (б) разг. союз — magari, fossanche(перев. при помощи cong)
добро бы сам сделал, а то другим поручил — l'avesse fatto da solo, ma l'ha fatto fare ad altri
— в широком смысле слова, как благо, означает, во-первых, ценностное представление, выражающее положительное значение ч.-л. в его отношении к некоторому стандарту, во-вторых, сам этот стандарт. В живой речи слово «Д.» употребляется для обозначения самых разных благ. В историческом развитии ценностного сознания, в истории моральной философии и моралистики, несмотря на сохранение лексического единства, происходит выявление смысловых различий в употреблении слова «Д.». В истории философии и культуры Д. трактовалось в зависимости от принимаемого стандарта как то, что соответствует непосредственным (житейским) потребностям, интересам и ожиданиям человека как индивида или члена сообщества (удовольствие, польза, счастье). С развитием морального сознания и этики вырабатывается более строгое понятие собственно морального Д.: а) Д. осознается как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений: Д. (как и зло) характеризует действия, совершенные свободно, ради них самих, а не ради чего-то постороннего; б) Д. знаменует не просто свободные, но сознательно соотнесенные с высшими ценностями, с идеалом, поступки. С этим связано позитивное нормативно-ценностное содержание Д.: оно заключается в преодолении обособленности, разобщенности и отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях между людьми (см. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ ); оно характеризует действия человека с т.зр. его духовного возвышения и нравственного совершенствования (см. СОВЕРШЕНСТВО ). Т.о., Д. связывается с духовным миром самого человека. Сведение понятия Д. к отдельным положительным качествам, сопровождающим события и явления, которые люди воспринимают как Д., Дж. Мур считал натуралистической ошибкой. Последняя, как показал Р. Хэар, заключается в том, что в определении конкретных событий, явлений и характеров как «добрых» и «хороших» смешиваются их дескриптивные и прескриптивные характеристики (см. ДЕСКРИПЦИЯ ), (см. ПРЕСКРИПЦИЯ ).
Различие между натуралистическим (в муровском понимании этого слова) и этическим пониманием Д. соответствует различению Д.в относительном и абсолютном смысле. При первом понимании «доброе» — это хорошее, т.е. приятное, полезное, важное, а значит, ценное ради чего-то другого.
Хотя по императивно-ценностному содержанию Д. как будто соразмерно злу, их онтологический статус может трактоваться различно: а) Д. и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве (манихейство); б) действительным абсолютным мировым началом является божественное Д. как Благо, или абсолютное Бытие, или Бог, а зло — результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе; в отношении к Бытию зло есть ничто; так что Д., будучи относительным в противопоставленности злу, абсолютно в исполненности совершенства; зло — всегда относительно (Августин, B.C. Соловьев); в) противоположность Д. и зла опосредствована чем-то иным — Богом (Л. Шестов), «высшей ценностью» (Н.А. Бердяев), в чем и заключено абсолютное начало морали, и тем самым утверждается, что онтологически и аксиологически Д. не является конечным понятием. В выяснении природы Д. было бы тщетно искать именно его бытийственную основу. Природа Д. не онтологична, а аксиологична. Объяснение происхождения Д. не может служить его обоснованием; поэтому логика собственно ценностного рассуждения может быть одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» — социальное и антропологическое — происхождение.
В структурно-нравственном плане статус Д. проясняется в соотнесении этого понятия с понятием «долг». Суть этико-теоретической антитезы Д. и долга заключается в вопросе о приоритете в морали ценностного или императивного начал. В решении этой антитезы в истории философии прослеживаются две тенденции — «этика блага» (или утилитаризм в широком смысле слова) и «этика долга» (или кантианство в широком смысле слова). Согласно первой, понятие Д. является основополагающим в морали; согласно второй, определяющим является понятие должного. Впрочем, в рамках самого морального сознания ценностные и императивные суждения взаимооборачиваемы: поскольку моральные требования императивно значимы не сами по себе, а в отношении несовершенной человеческой воли, должное обусловлено Д. как ценностью; и, наоборот, действительное Д. возможно как добродетель, т.е. как практическое и деятельное исполнение человеком своего долга.
Идея непреодолимой связности Д. и зла проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений: а) Д. и зло содержательно взаимоопределены и познаются в антитетическом единстве, одно через другое; б) формальное перенесение взаимосвязанности Д. и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением человека; в) понимания зла недостаточно без готовности сопротивляться ему; но противостояние злу само по себе не ведет к Д.; г) Д. и зло функционально взаимообусловлены: Д. нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла; иными словами, действительное Д. — это деяние Д., т.е. добродетель как практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований. Однако будучи «сбалансированными» на уровне понятий, Д. и зло предоставляют неравные основания для оценки соответствующих действий. Одно дело вершить Д. или зло и другое — позволять злу твориться (др. людьми, стечением обстоятельств и т.д.). И хотя при выборе между большим и меньшим благом следует выбирать большее, а между большим и меньшим злом — меньшее, с моральной т.зр. вред зла значительнее, нежели благо Д. Недопущение несправедливости с моральной т.зр. существеннее, чем творение милосердия.
ДОБРО И ЗЛО - категории этики и понятия морального сознания, в предельно общей форме показывающие разграничение нравственного и безнравственного, должного и предосудительного в мотивации деятельности и поступках, моральных качествах и отношениях человека, социальных явлениях. Основными этическими версиями Д. и 3. являются натуралистическая, исходящая из природы человека, его удовольствий и наслаждений (гедонизм), счастья и несчастья (эвдемонизм), стремления к пользе и выгоде (утилитаризм), деловому успеху (прагматизм); субъективистская, интерпретирующая Д. и 3. как акты свободного выбора (экзистенциализм), выражение языка и эмоций (неопозитивизм); метафизическая с поисками безусловного внешнего источника Д. и 3., в роли которого выступает космос, абстрактная идея Блага, природа, вечные идеи, Бог, априорный моральный закон, абсолютный дух; социальная, объясняющая Д. и 3. особенностями общественной практики, системой конвенций. Феноменологически Д. и 3. проявляются как нормативно-оценочные понятия и явления, и, в зависимости от того, что подлежит оценке, выделяют добродетели, имеющие моральную ценность, и пороки, не содержащие ее. К наиболее известным комплексам добродетелей относят со времен Сократа мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, надежды, любви, покаяния и смирения, милосердия и сострадания; добродетели этики ненасилия: толерантность, согласие, любовь, понимание. Проявления Д. в жизни связаны с ценностями здоровья, мира, экологии, идеями альтруизма, добровольности поступка, долженствованием, самоидентификацией, отношением к человеку как цели. К распространенным проявлениям 3. относят различные формы деструктивности и девиаций, враждебность и равнодушие к человеку, отношение к нему как к средству, невежество, греховность и порочность, корыстные ориентации. Д. и 3. следует рассматривать диалектически, пытаясь осознать меру Д., за пределами которой оно становится 3. Оппозиция Д. и 3. показывает несоответствие между должным и сущим, идеалом и действительностью, мотивами и поступком, самооценкой и общественным мнением. Очевидна предельная степень относительности данных понятий морального сознания, зачастую их неразличимость по причине индивидуальных предпочтений, динамики ситуации с ее переменчивым и необратимым смыслом, определенных социокультурных условий, по причине полисемич-ности и многофункциональности самого феномена морали. Критерий понимания Д. и 3. - в признании абсолютной ценности жизни и самоценности индивидуальности. Эта схема имеет множество оттенков и смыслов, связанных с эстетической привлекательностью 3. и его утонченными моральными проявлениями, с возможностью выбора 3. свободным человеком. Технологии нравственного поведения рекомендуют в затруднительных ситуациях правила наименьшего 3. и наибольшего Д. При этом английская пословица гласит, что из двух зол выбирать не стоит, а Бердяев пишет, что «нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо». Способы противостояния 3. связаны с ответной справедливой реакцией на злое деяние, с развитием и приращением сил Д., снижающих реальную и потенциальную опасность аморализма. Очевидна зависимость Д. и 3. от социокультурного контекста и от нравственного благополучия человека: форм его деятельности и общения, опытов самопознания. Достоевский писал: «Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать 3., а такого именно, чтоб я мог делать всякое 3., но не хотел его делать сам».
I.
ДО́БРО см. До́брый.
II.
ДОБРО
1.ДОБРО́, -а́; ср.
1. Всё хорошее, положительное, направленное на благо (противоп.: зло). Д. побеждает зло. Д. торжествует над злом. От завистливого человека добра не жди. Желать добра кому-л. Не к добру (о чём-л., предвещающем беду, несчастье). Быть, находиться за пределами добра и зла (о чём-л., что не вмещается в эти понятия). * От добра добра не ищут (Посл.). Нет худа без добра (Посл.). // Хорошее, доброе дело, поступок. Делать д. Помнить д. Отплатить добром за зло.
2. собир. Разг. Вещи, имущество, скарб. Добра наживать. Уложить всё добро в повозку. Своё, чужое д. Много добра (у кого-л.).
3. Пренебр. О чём-л. плохом, негодном, ненужном. Этого (такого) добра и даром не надо.
◊ Добро́ пожаловать! Приветствие гостю, участникам чего-л., прибывшим куда-л. Добро пожаловать на наш праздник! Дать, получить добро́ (на что). Дать, получить разрешение, согласие на что-л. Дать д. на вылет. Хирург просил у главврача разрешения на операцию и получил добро.
◁ Добро́м, нареч. Разг. 1. По-хорошему. Кончить дело д. Поминать кого-л. д. -2. По своей воле, без принуждения. Д. отдай. Добри́шко, -а; ср. Уничиж. (2-3 зн.).
2.ДОБРО́.
I. нареч., в функц. безл. сказ. Разг. Хорошо. Ты уже всё сделал? Ну и д.
II. частица. Нар.-разг. Употр. при подтверждении, одобрении чего-л., согласии с чем-л.; ладно, пусть, так. Д.! сделаю всё, что ты просишь.
◁ Добро́ бы; добро́ б, в зн. союза. Разг. Выражает условно предположительное допущение; если бы, пусть бы. Д. бы ещё слышал что-нибудь, а то совсем глухой стал. Д. бы важная персона, а то грузчик простой!
Добро см. Благость, благо, добро.
Добро
Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * Удача * Удовольствие * Успех
Добро * Вера * Верность * Юмор * Гордость * Доверие * Дружба * Красота * Любовь * Мир(отсутствие вражды) * Мужество * Надежда * Смех * Счастье
Зло * Бедствие * Боль * Враг * Гнев * Горе * Грех * Зависть * Измена * Ненависть * Несчастье * Обида * Ревность * Скука * Страдание * Страх * Трусость * ТщеславиеДобро -
Очень мало есть людей, которые были бы в состоянии делать добро; почти все умеют делать зло. -
• Грасиан-и-Моралес (Gracian у Morales)
Есть две морали: одна - пассивная, запрещающая делать зло, другая - активная, которая повелевает делать добро. -
• Буаст
Делать добро дуракам - все равно что подливать воду в море. -
• Сервантес Мигель де (Cervantes).
Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость. -
• Макиавелли Никколо (Machiavelli)
В наш век роскоши мы дошли до того, что нанимаем посторонних людей для совершения за нас добрых дел. -
• Милль Джон (J.S.Mill)
Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. -
• Сенека (Seneca)
Доброта - язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. -
• Бови
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. -
• Гейне Генрих
Против всего можно устоять, но не против доброты. -
• Руссо Жан Жак (Rousseau)
Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. -
• Сервантес Мигель де (Cervantes).
Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные. -
• Толстой Л.Н.
Добрый человек - это тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой - наоборот. ***Люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно чинить зло. -
• Ларошфуко (La Rochefoucauld)
В хороших поступках мы раскаиваемся ничуть не реже, чем в дурных. -
• Хэзлитт, Гэзлит Уильям (Hazlitt)
Нет зверя настолько дикого, чтобы он не отзывался на ласку. -
• Эразм Роттердамский. Erasmus Roterodamus.
Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра. -
• Ларошфуко (La Rochefoucauld)
Все мы ценим добро, лишь теряя его невозвратно. -
• Мор Томас (More)
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. -
• Честерфилд (Chesterfield)
Судьба не приносит нам ни зла ни добра, она поставляет лишь сырую материю того и другого и способное оплодотворить эту материю семя. -
• Монтень (Montaigne)
Великодушие состоит не в том, чтобы ты дал мне нечто такое, в чем я нуждаюсь более тебя, но чтобы ты дал мне то, без чего сам не можешь обойтись. -
• Джебран Халиль Джебран
Некоторые считают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них лишь слабые нервы. -
• Эшенбах Мария (Ebner-Eschenbach)
Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, - то, что ты хочешь проявить, едва ли есть милосердие. - "Круг чтения"
Чтобы быть истинно добрым, человек должен обладать живым воображением, он должен уметь представить себя на месте другого. Воображение - лучшее орудие нравственного совершенствования. -
• Шелли Перси (Shelley)
У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело. -
• Толстой Л.Н. (замысел одного рассказа)Нет большего удовольствия в жизни, чем сначала сделать тайком доброе дело, а потом, "по чистой случайности", предать его гласности. -
• Лэм Чарлз (Lamb)
Лучшее в добрых делах - это желание их утаить. -
• Паскаль Блез (Pascal)
Случайными добрыми делами слабые люди хотят вернуть себе собственное уважение, тщеславные - возвысить себя в глазах общества. -
• Тейлор Генри
Добро по указу - не добро. -
• Тургенев И.С.
Нет на свете такого человека, который никогда бы не испытывал к другому человеку добрые чувства и сам не пользовался чьей-то добротой; ибо все мы - единая семья, идущая от Адама. -
• Теккерей Уильям (Thackeray)
• Толстой Л.Н.
см.
Батрак
Касть
См. ять