«Такт»

Такт в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Такт»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Даля
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Толковый словарь Ожегова
  7. Малый академический словарь
  8. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  9. Толковый словарь Ушакова
  10. Толковый словарь Ефремовой
  11. Большой энциклопедический словарь
  12. Большой энциклопедический словарь
  13. Современная энциклопедия
  14. Современная энциклопедия
  15. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  17. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  18. Англо-русский словарь технических терминов
  19. Русско-английский словарь математических терминов
  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  21. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  23. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  25. Энциклопедический словарь
  26. Музыкальная энциклопедия
  27. Музыкальный словарь
  28. Большая политехническая энциклопедия
  29. Русско-английский политехнический словарь
  30. Dictionnaire technique russo-italien
  31. Русско-украинский политехнический словарь
  32. Русско-украинский политехнический словарь
  33. Українсько-російський політехнічний словник
  34. Энциклопедия социологии
  35. Толковый словарь по социологии
  36. Словарь антонимов
  37. Словарь лингвистических терминов
  38. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  39. Тезаурус русской деловой лексики
  40. Большой Энциклопедический словарь
  41. Большой Энциклопедический словарь
  42. Толковый словарь Даля

    Большая Советская энциклопедия

    I

    (французский tact или немецкий Takt, от лат. tactus — прикосновение, осязание, чувство)

    чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо; умение держать себя подобающим образом.

    II

    в музыке, единица метра. Размер Т. в виде дроби или особого знака (С = 4/4; 1/2) проставляется в начале нотоносца и при каждой перемене размера. Границы Т. обозначаются в нотах вертикальными линиями (тактовыми чертами). Подробно о Т. см. в статье Метр в музыке.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. та́кт;
    2. та́кты;
    3. та́кта;
    4. та́ктов;
    5. та́кту;
    6. та́ктам;
    7. та́кт;
    8. та́кты;
    9. та́ктом;
    10. та́ктами;
    11. та́кте;
    12. та́ктах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    ТАКТ, см. такта.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ТАКТ, -а, муж.

    1. Метрическая музыкальная единица каждая из долей, обычно равных по длительности, на к-рые делится музыкальное произведение по числу метрических ударений в нём. Сбиться с такта.

    2. Равномерно следующие один за другим удары, движения, ритм. Отбивать т. (мерными ударами или взмахами указывать ритм чего-н.). В т. (ритмично).

    3. Часть рабочего цикла какого-н. механизма (спец.). Т. двигателя.

    | прил. тактовый, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.).

    II. ТАКТ, -а, муж. Умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках. Врождённый т. Отсутствие такта. С тактом (тактично).

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ТАКТ 2, -а, м. Умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках. Врождённый т. Отсутствие такта. С тактом (тактично).

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Толковый словарь Ожегова

    ТАКТ 1, -а, м.

  11. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  12. Малый академический словарь

    1)

    , м.

    1.

    Метрическая музыкальная единица — музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями).

    Двудольный такт. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта.

    Проиграв восемь тактов, музыканты вдруг опустили свои инструменты. Куприн, Свадьба.

    ||

    Графическое изображение границы такой доли в виде вертикальной черты.

    2. разг.

    Ритм какого-л. движения, действия.

    Люди шли быстрее и быстрее, шаг становился больше, походка свободнее и тверже. Мне не нужно было приноравливаться к общему такту: усталость прошла. Гаршин, Из воспоминаний рядового Иванова.

    [Фатевна] снова пустилась в пляс, но на этот раз ноги уже плохо слушались ее, и она несколько раз теряла такт. Мамин-Сибиряк, Сестры.

    3. спец.

    Часть рабочего цикла какого-л. механизма.

    Такт поршня паровой машины.

    в такт

    в соответствии с ритмом чего-л.

    Матросы делали круг и в такт быстрому танцу били в ладоши. Куприн, Гамбринус.

    [нем. Takt от лат. tactus — прикосновение]

    2)

    , м.

    Чувство меры, подсказывающее наиболее верный подход, наиболее деликатную линию поведения по отношению к кому-, чему-л.

    Держать себя с тактом. Отсутствие такта. Педагогический такт.

    — Что в нем приятно, так это врожденное чувство такта и большая культура. Крымов, Танкер «Дербент».

    [франц. tact от лат. tactus — прикосновение]

  13. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  14. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск.) — сноровка в поступках; умение сказать или делать что кстати, прилично (намек на соблюдение такта, меры времени в музыке).

    Бестактность — отсутствие такта

    Ср. Иной городской голова полагает, что "такт" обязателен только для музыкантов.

    *** Афоризмы.

    Ср. Трудно сказать, до чего бы дошло дело, если б... не находчивый ум и большой такт никогда не ходившего за словом в карман Перского.

    Лесков. Кадетский монастырь. 7.

    Ср. Об обер-полициймейстере Кокошкине в Петербурге... утверждали, что он обладает удивительным многочисленным тактом и при содействии этого такта не только "умеет сделать из мухи слона", но так же легко умеет сделать из слона муху.

    Лесков. Человек на часах. 9.

    Ср. Вот вам разъяснение одной моей странности и последней неловкости, завершившей, по вашим словам, цепь моих бестактностей.

    Лесков. На ножах. 1, 11.

    Ср. У него есть такт... чего бы я никак не ожидал от деревенского мальчика. Он не навязывается, не ходит ко мне без зову; и когда заметит, что он лишний, то тотчас уйдет...

    Гончаров. Обыкнов. история. 1, 2.

    Ср. Tact (нем.), tacte (фр.) — сметливость, чувство меры.

    Ср. Tactus (tango, трогаю) — трогание, удар.

    Ср. Τακτός — порядок, определенный (τάσσω — определяю).

    См. за словом в карман не полезет.

    См. из мухи слона делать.

  15. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  16. Толковый словарь Ушакова

    1.

    ТАКТ1, такта, муж. (лат. tactus - прикосновение).

    1. Метрическая единица музыкальной речи - каждая из мелких, равных по длительности частиц, на которые делится музыкальное произведение по числу метрических ударений в нем (муз.). Двудольный такт. Трехдольный такт. Сбиться с такта.

    || Графическое изображение такой единицы (ноты, заключенные между двумя вертикальными чертами; муз.). Разделить ноты на такты.

    2. Каждая из частей какого-нибудь равномерного движения, время между двумя равномерными ударами, а также - каждый из равномерно следующих один за другим ударов и т.п. Ход, или такт поршня паровой машины (тех.). Такты сердцебиения.

    В такт - ритмично, следуя ритму чего-нибудь. «И в такт головами качали.» Некрасов. Отбивать такт - мерными ударами или взмахами указывать ритм чего-нибудь, ритмично ударять чем-нибудь.

    2.

    ТАКТ2, такта, мн. нет, муж. (лат. tactus - прикосновение). Чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-чему-нибудь, создающее уменье держать себя подобающим образом. «Петр Иванович был человеком с умом и тактом.» Гончаров. «Александр усвоил, наконец, и такт, то-есть уменье обращаться с людьми.» Гончаров. Соблюдать такт в чем-нибудь. Держать себя с тактом. Отсутствие такта.

  17. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  18. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    Метрическая музыкальная единица - каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в соответствии с числом метрических ударений в нём; единица ритмического движения (в музыке).

    2.

    Графическое изображение границы такой единицы в виде вертикальной черты.

    II

    м.

    Часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением и представляющая собою ритмическую единицу речи: речевой такт (в лингвистике).

    III

    м.

    1.

    Равномерно следующие один за другим движения, удары; ритм.

    2.

    Часть рабочего цикла какого-либо механизма.

    IV

    м.

    Чувство меры в поведении, поступках, умение вести себя; деликатность.

  19. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  20. Большой энциклопедический словарь

    ТАКТ - специфическая форма и единица музыкального метра. В соответствии с типами метра различают простые (2- или 3-дольные), сложные (4-, 6-, 9-, 12-дольные), смешанные (напр., 5-дольные) такты. 1-я доля такта - сильная; в сложных тактах выделяют и т. н. относительно сильную долю. Размер такта обозначается дробью (напр., 2/4) или особым знаком (напр., С=4/4), границы такта - вертикальными линиями (тактовыми чертами).

  21. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  22. Большой энциклопедический словарь

    ТАКТ (франц. tact - от лат. tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом.

  23. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  24. Современная энциклопедия

    ТАКТ (французское tact, от латинского tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом.

  25. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  26. Современная энциклопедия

    ТАКТ, единица музыкального метра. Структура такта отражается в размере. 1-я доля такта - сильная; в сложных тактах (состоящих из 2 и более простых, т.е. 2- или 3-дольных тактов) выделяют и так называемую относительно сильную долю. Границы такта в нотном письме обозначаются вертикальными линиями (тактовыми чертами).

  27. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  28. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  29. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  30. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    род. п. -а. Через нем. Таkt с теми же значениями или непосредственно из франц. tасt от лат. tāctus "прикосновение, осязание" (ср. Гамильшег, ЕW 828; Клюге-Гётце 609).

  31. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  32. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    I муж. time (в разных смыслах);
    measure (муз. тж.);
    bar (в нотах) разделить ноты на такты ≈ to divide music into bars рабочий такт ≈ (двигателя внутреннего сгорания) explosion stroke в такт ≈ (петь и т.п.) in time, keeping time with двудольный такт ≈ common time трехдольный такт ≈ triple/three time отбивать такт ≈ to beat time сбиться с такта ≈ to get out of time II муж. (о поведении) tact отсутствие такта ≈ sensitivity gap человек с тактом ≈ a man of tact, tactful manтакт:
    1. mus. measure
    2. tact

  33. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  34. Англо-русский словарь технических терминов

    beat, cycle, time step,(поршня двс) stroke, time, time unit

  35. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  36. Русско-английский словарь математических терминов

    m., time, bar, stroke, unit of time pass, step (computing)

  37. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  38. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    такт II м (деликатность) Takt m 1, Fein|gefühl n 1 чувство такта Taktgefühl n 1такт I м муз. Takt m 1a в такт im Takt, nach dem Takt держать такт den Takt halten*, im Takt bleiben* vi (s) сбиться с такта aus dem Takt kommen* vi (s)

  39. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  40. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    I м муз.

    Takt m

    в такт — im Takt, nach dem Takt

    держать такт — den Takt halten(непр.), im Takt bleiben(непр.) vi (s)

    сбиться с такта — aus dem Takt kommen(непр.) vi (s)

    II м

    (деликатность) Takt m, Feingefühl n

    чувство такта — Taktgefühl n

  41. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  42. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    I м.

    1)муз. mesure f; temps m

    петь в такт — chanter en mesure

    сбиться с такта — perdre la mesure

    отбивать такт — battre la mesure

    2)(равномерные удары) temps m

    в такт мелодии — dans le rythme d'une mélodie

    II м.

    (о поведении) tact m

    отсутствие такта — manque m de tact

    человек с тактом — homme m de tact

  43. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  44. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    I м.

    1)муз. compás m

    в такт — al compás, rítmicamente

    отбива́ть такт — llevar (marcar) el compás

    сби́ться с такта — perder el compás

    2)(ритм) ritmo m

    3)тех.(рабочего цикла механизма) tiempo m

    II м.

    (чувство меры) tacto m, tino m, tiento m

    челове́к с тактом — hombre de tacto

    отсу́тствие такта — falta de tacto

    держа́ть себя́ с тактом — portarse con tacto

  45. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  46. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    I м.

    1)муз. tempo, misura f, battuta f; ritmo, cadenza f разг.(ритм)

    заключительный такт — l'ultima battuta

    первый такт — lo spunto

    в такт — in armonia

    отбивать такт — battere il tempo

    сбиться с такта — perdere la misura

    хлопать в ладоши в такт певцу — battere le mani ritmando il canto

    2)тех. ritmo, tempo

    II м.

    (чувство меры) tatto, riguardo, garbo; delicatezza f(деликатность); discrezione f(скромность)

    чувство такта — tatto m, senso di delicatezza

    соблюдать такт — usare discrezione

    отсутствие такта — mancanza di tatto

  47. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  48. Энциклопедический словарь

    ТАКТ

    1.ТАКТ, -а; м. [нем. Takt от лат. tactus - прикосновение]

    1. Метрическая музыкальная единица - музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный т. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта. Бить, отбивать, выбивать т. (мерными ударами или взмахами воспроизводить ритмический рисунок, метр какой-л. мелодии или указывать ритм чего-л.). // Графическое изображение границы такой доли в виде вертикальной черты.

    2. Разг. Ритм какого-л. движения, действия; каждое из равномерно следующих одно за другим движений или ударов. Приноровиться к такту. Терять т. Делать что-л. в т. (в соответствии с ритмом чего-л.). Задавать т. (устанавливать ритм какого-л. действия, каких-л. движений).

    3. Спец. Часть рабочего цикла какого-л. механизма. Т. поршня паровой машины, двигателя.

    Та́ктовый, -ая, -ое (1, 3 зн.). Т-ая черта. Т. аккомпанемент. Т. двигатель.

    2.ТАКТ, -а; м. [франц. tact от лат. tactus - прикосновение] Чувство меры в поведении, в поступках; умение вести себя пристойно. Педагогический т. Врождённый т. Отсутствие такта. Усвоить т. Нет чувства такта у кого-л. Держать себя с тактом (тактично).

    * * *

    такт

    I

    (франц. tact, от лат. tactus — прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом.

    II

    в европейской музыке единица музыкального метра. В соответствии с типами метра различают простые (2- или 3-дольные), сложные (4-, 6-, 9-, 12-дольные), смешанные (например, 5-дольные) такты. 1-ая доля такта —сильная; в сложных тактах выделяют и так называемую относительно сильную долю. Структура такта отражается в размере; границы такта в нотном письме обозначаются вертикальными линиями (тактовыми чертами).

    * * *

    ТАКТ

    ТАКТ, специфическая форма и единица музыкального метра(см. МЕТР (в музыке)). В соответствии с типами метра различают простые (2- или 3-дольные), сложные (4-, 6-, 9-, 12-дольные), смешанные (напр., 5-дольные) такты. 1-я доля(см. ДОЛЯ (в музыке)) такта — сильная; в сложных тактах выделяют и т. н. относительно сильную долю. Размер такта обозначается дробью (напр., 2/4) или особым знаком (напр., С=4/4), границы такта — вертикальными линиями (тактовыми чертами).

  49. Источник: Энциклопедический словарь



  50. Музыкальная энциклопедия

    (нем. Takt, от лат. tactus - прикосновение) - с 17 в. осн. единица метра в музыке, отрезок муз. произведения, начинающийся с сильного метрич. акцента. В нотном письме Т. выделяются стоящими перед этими акцентами вертикальными линиями - тактовыми чертами. Исторически Т. происходит от сопровождающих нар. музыку плясового характера равномерных ударов, промежутки между к-рыми близки междуударным интервалам нормального пульса, с наибольшей точностью оцениваемым по величине непосредственным восприятием. В мензуральной музыке такое примитивное "отбивание Т." давало естеств. меру нотных длительностей (лат. mensura, отсюда итал. misura и франц. mesure, означающие Т.). В ars antiqua этой мере соответствовала longa; позднее в связи с введением в полифонич. музыку более мелких нотных длительностей, абсолютная величина к-рых увеличивалась, роль единицы измерения переходит к brevis; в 16 в., когда входит в употребление термин tactus, он приравнивается к нормальной величине semibrevis. T. к. увеличения и уменьшения ("пропорции") могли изменять длительность нот по сравнению с их нормальной величиной (integer valor), то наряду с T. alla semibreve существовали T. alla breve (вследствие уменьшения вдвое brevis приравнивалась к нормальной величине semibrevis) и alla minima (при увеличении вдвое). В 17 в., когда формируется Т. в совр. смысле, semibrevis, ставшая "целой нотой", остаётся единицей, соответствующей величине нормального Т.; дальнейшее увеличение её длительности, однако, связано с растягиванием самого Т., к-рый теряет значение определ. меры времени. Новый Т. обычно делится более слабыми ударениями на доли (в типичном случае на 4) или счётные времена (нем. Zдhlzeiten), в среднем приблизительно соответствующие по длительности мензуральным Т., но б. ч. обозначаемые как четверти целой ноты (=semiminima).

    Превращение Т. из счётной единицы в группу счётных единиц (Gruppentakt, по терминологии Г. Шюнемана) и смена мензуральной нотации современной ознаменовали возникновение новой ритмики, что было связано с отделением музыки от смежных иск-в, развитием инстр. музыки и инстр. сопровождения в вок. музыке и коренным изменением муз. языка. Ср.-век. полифонич. мышление уступило место аккордовому, что нашло внеш. выражение в записи произв. в виде партитуры, вытеснившей в 17 в. старый способ записи отд. голосами, и в возникновении в том же 17 в. непрерывного аккомпанемента - basso continuo. В этом аккомпанементе наглядно обнаруживается характерное для новой музыки двойное членение; наряду с мелодич. членением появляется членение на отрезки, заполненные определ. гармонией, к-рые начинаются на сильных моментах, часто совпадающих с окончаниями частей мелодии. Эти акценты регулирует новый муз. метр - Т., к-рый не расчленяет музыку, а, подобно непрерывному басу, сочленяет её. Означающая метрич. границу тактовая черта (спорадически встречающаяся в орг. табулатурах с 14 в., но вошедшая во всеобщее употребление в 17 в.) указывает не остановку или паузу (как граница стиховой строки), а только метрич. акцент (т. е. нормальное место акцента, с к-рым, как и в стихах акцентного типа, реальный акцент может не совпадать). В отличие от всех видов стихового метра (как связанных с музыкой, так и отделённых от неё акцентных размеров, где число ударений всегда служит для определения меры стиха или строки), в специфически муз. метре норма относится только к акцентуации и не определяет величину фраз и периодов. Но метрич. акцентуация в музыке сложнее, чем в стихах: вместо простого противопоставления метрически ударных (сильных) и неударных (слабых) слогов Т. образуется последовательностью ударений, различных по силе. В 4-дольном Т. на 1-й доле стоит сильное ударение, на 3-й - относительно сильное, на 2-й и 4-й - слабые. Такая последовательность ударений может восприниматься независимо от того, действительно ли равны условно принимаемые за равные тактовые доли, или же это равенство нарушается всевозможными агогич. отклонениями, ускорениями, замедлениями, ферматами и т. п. Различия между долями выражаются не столько в абсолютной громкости, сколько в направлении её изменений: для сильных долей характерно преимуществ. сильное начало с последующим снижением громкости, для слабых долей - наоборот, возрастание громкости (и напряжения).

    Акцентная схема Т. - это норма, с к-рой реальная акцентуация должна быть соотнесена, но к-рая может не реализоваться в звучании. Сохранению этой схемы в представлении способствует её простота, в частности чётное деление нотных величин. В основанной на соотношениях длительностей мензуральной ритмике предпочитаются сопоставления неравных величин (1: 2), и поэтому бульшие нотные величины в их "совершенном" виде равны 3 меньшим. Растущее значение "несовершенного" деления нот на 2 равные части (начиная с 14 в.) позволяет считать эту эпоху переходной от ритмики модальной (см. Модус), или мензуральной в чистом виде, к тактовой, где все осн. нотные длительности образуются делением целой ноты на половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые и т. д. "Квадратное" 4-дольное строение, при к-ром четверти определяют темп музыки, характеризует осн. вид Т., "обычный размер" (англ. common time), обозначение к-рого (С) в мензуральной нотации указывало tempus imperfectum (brevis = 2 semibreves, в отличие от

    , обозначавшего tempus реrfectum) и prolatio minor (отсутствие точки, в отличие от

    и

    , указывало, что semibrevis равна 2, а не 3 minimae). Вертикальная черта через обозначение размера (

    ), указывавшая на сокращение всех длительностей вдвое и приравнивавшая brevis к нормальной величине semibrevis, стала обозначать Т. alla breve, в к-ром при 4-дольном делении темповой единицей стала

    , а не

    . Такая темповая единица является осн. признаком не только "большого alla breve" (4/2), но и гораздо чаще встречающегося "малого alla breve" (2/2), т. е. 2-дольного Т., длительность к-рого равна уже не brevis, а целой ноте (как в размере С). Обозначения др. размеров Т. в виде дробей осн. размера также происходят от мензуральных обозначений пропорций, к-рые, однако, совершенно изменили своё значение. В мензуральной нотации пропорции меняют длительность нот, не изменяя величины Т. - единицы измерения времени; 3/2, напр., означает, что 3 ноты равны по длительности двум таким же нотам нормальной величины (в совр. нотации это обозначается триолью -

    с той разницей, что мензуральное обозначение не имеет отношения к акцентуации и не выделяет 1-ю ноту группы в качестве сильной). Тактовое обозначение 3/2 по сравнению с Т. 2/2 (

    ) не меняет значения нотных длительностей, но увеличивает Т. в полтора раза.

    Как правило, в дроби, обозначающей размер Т., числитель указывает число долей, а знаменатель их нотную величину, но из этого правила имеются существ. исключения. По числу долей обычно различают Т. простые с одним сильным временем (2- и 3-дольные) и сложные, состоящие из двух или более простых, с гл. акцентом (сильным временем) в первом из них и второстепенными (относительно сильные времена) в остальных. Если эти части равны, Т. наз. симметричным (сложным - в более узком смысле), если неравны - несимметричным или смешанным. К сложным (симметрия.) Т. относят 4-, 6-, 9- и 12-дольные, к смешанным - 5-, 7-дольные и т. п. В этой классификации знаменатель тактового обозначения вообще не принимается во внимание, напр. к 3-дольным размерам причисляют T. 3/1, 3/2, 3/4, 3/8, 3/16. Различие, очевидно, заключается не в длительности тактовой доли (у Л. Бетховена за медленной частью в размере 3/8 может следовать быстрая часть в размере 3/4, где целый Т. короче восьмой предыдущего темпа), а в её весомости (чем мельче ноты, тем более лёгкими они представляются). В 18 в. выбор нотной величины для тактовой доли обычно ограничивался четвертью (tempo ordinario) и половинной (tempo alla breve); в обозначениях размера со знаменателем 8 числитель всегда делился на 3 (3/8, 6/8, 9/8, 12/8) и указывал не число осн. долей, определяющих темп, а их внутр. деление на 3 (вместо нормального чётного деления). Двудольность Т. 6/8 ясно выступает в сопоставлениях (одновременных или последовательных) с Т. 2/4: при сохранении того же темпа обычно

    ; 9/8 и 12/8 - это 3- и 4-дольный Т. (в классич. музыке число долей в Т. не превышает 4). В размере 3/8 часто весь Т. (подобно мензуральному Т.) выступает в качестве темповой единицы и, т. о., он должен быть признан однодольным (на 3 его дирижируют, как правило, в медленных темпах, в к-рых дирижёрские жесты соответствуют не осн. долям, а их подразделениям). Те же числители при знаменателе 4 могут указывать триольное деление в tempo alla breve: 6/4 - это б. ч. не сложный Т., а простой 2-дольный, триольный вариант

    . 3/4 может быть как 3-дольным, так и однодольным: у Л. Бетховена в скорых темпах 1-й случай представлен в фуге из сонаты ор. 106 (

    = 144), 2-й - в скерцо симфоний (

    . = от 96 до 132). Равенство Т. 3/4 и

    в скерцо 3-й и 9-й симфоний Бетховена (

    . =

    = 116) показывает, что Т.

    также иногда мог пониматься как однодольный. Таким же образом применил обозначение

    А. П. Бородин во II части 2-й симфонии; в партитуре под ред. Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова оно заменено на 1/1. Однодольные и др. простые Т. часто группируются в "Т. высшего порядка" (иногда на это указывают ремарки композитора, напр. "ritmo a tre battute" в скерцо из 9-й симфонии Бетховена; см. ст. Метр).

    В романтич. эпоху выбор нотных величин для тактовых долей становится разнообразнее. В последних сонатах Бетховена обозначения 13/16 и 9/16 указывают, что тактовой долей становится

    ., а 6/16 и 12/32 во 2-м случае указывают, что в 3-дольном Т., где доли восьмые, триольное деление сменяется чётным (такое же изменение внутридолевой пульсации в 4-дольном Т. может быть обозначено как 8/8 после 12/8, напр. в "Прелюдах" Листа). Увеличивающееся разнообразие относится и к числу долей, к-рое уже не ограничивается четырьмя. 6/4 может стать настоящим сложным Т., состоящим как из двух 3-дольных частей, так и из трёх 2-дольных (с относительно сильными 3-й и 5-й долями; такие Т. встречаются у Ф. Листа, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского). Появляются также смешанные (несимметрич.) размеры: 5/4 (триольный вариант - 15/8, напр. в "Празднествах" Дебюсси), 7/4 и др. Но в тактовой метрике, для к-рой характерно деление на равные части, смешанные размеры - явление редкое. Иногда одиночные несимметрич. Т. вкраплены среди симметричных как их расширение или сокращение. Б. ч. смешанные Т. представляют собой объединение 2 Т. (достаточно сравнить 7/4 в "Данте-симфонии" Листа и чередование 3/4 и С в его же "Фауст-симфонии"). Т.о., смешанные Т. тяготеют к превращению во фразы, для к-рых тактовая черта служит обозначением границ, а не сильных долей. Такое деление на Т. часто применяется при записи в тактовой системе музыки, принадлежащей иным ритмич. системам, напр. рус. нар. песни ("народные Т." Сокальского), в темах, заимствованных композиторами из фольклора или стилизованных под него (5/4 у М. И. Глинки, 11/4 у Н. А. Римского-Корсакова, 9/8

    у него же в "Сказании о невидимом граде Китеже" и т. п.). Такие Т.-фразы могут быть по числу долей равны обычным простым или сложным симметрич. Т. (напр., 2/4 в финале 2-й симфонии Чайковского). За пределами рус. музыки примером может служить прелюдия Шопена c-moll, где каждый Т. есть фраза, в к-рой 1-я четверть не может рассматриваться как сильное время, а 3-я - как относительно сильное время.

    Литература: Агарков О., Об адекватности восприятия музыкального метра, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; Xарлап M. Г., Тактовая система в музыкальной ритмике, в сб.: Проблемы музыкального ритма, М., 1978; Сhуbinski A., Zur Geschichte des Taktschiagens und des Kappelmeisteramtes in der Epoche der Mensuralmusik, "SIMG", 1908-1909, Jahrg. 10, H. 3; Schьnemann G., Geschichte des Dirigierens, Lpz., 1913; см. также лит. при ст. Метр, Метрика.М. Г. Харлап.

  51. Источник: Музыкальная энциклопедия



  52. Музыкальный словарь

    Если вы посмотрите в ноты -- любые, безразлично для одного инструмента или нескольких, ноты романса или оркестровую партитуру, то увидите, что нотные строчки в них разделены вертикальными линиями. Эти линии, называемые тактовой чертой, отделяют один такт от другого. А тактом (от латинского tactus -- прикосновение, воздействие) поэтому называется тот отрезок музыки, который заключен между двумя тактовыми чертами. Ставятся эти черты не как попало, а в совершенно определенном порядке: перед сильной, ударной долей мелодии. Таким образом, число долей в такте бывает различным в зависимости от его размера. Так, размер вальса -- три четверти. Это значит, что ударной в нем является каждая первая из трех четвертных долей. И в каждом такте вальса будет ровно по три четверти. А полька, например, -- двудольный танец. И в каждом такте польки содержится по две четверти. Размер такта изображается числом, в котором верхняя цифра указывает количество, а нижняя -- длительность долей, составляющих такт. Например, 2/4, 3/8 и т. д. Размер такта выставляется в начале произведения. Такты могут быть не только простыми, с одним ударением, но и сложными. Сложные такты, с размером 6/8, 1/9, 4/4 и другими подобными имеют несколько ударений -- одно главное, самое сильное, на первой доле такта; другое или другие, если их больше, на относительно сильных долях внутри такта. Такты бывают симметричные (на 2/4, 6/8 и т. п.) и несимметричные, причем не только на 3/4 или 3/8, но и такие, как 5/4, 5/8 и другие. Бывают совсем редкостные, уникальные размеры такта. Так, в финале оперы «Снегурочка» Римский-Корсаков написал хор славления бога Ярилы-Солнца с размером такта в 11/4.

  53. Источник: Музыкальный словарь



  54. Большая политехническая энциклопедия

    ТАКТ — (1) в радиоэлектронике — промежуток времени между двумя последовательными управляющими (синхронизирующими) сигналами; (2) двигателя внутреннего сгорания — процесс, происходящий в цилиндре двигателя за один ход поршня. Совокупность всех процессов происходящих в цилиндре, т.е. впуск горючей смеси, её сжатие, расширение газов при сгорании и выпуск продуктов сгорания, называется рабочим циклом. Если рабочий цикл совершается за четыре хода поршня, т. е. за два оборота коленчатого вала, то двигатель называется четырёхтактным.

  55. Источник: Большая политехническая энциклопедия



  56. Русско-английский политехнический словарь

    beat, cycle, time step,(поршня двс) stroke, time, time unit

    * * *

    такт м.

    1. (часть цикла, шаг, этап) beat, step

    цикл за́писи осуществля́ется за два та́кта — the write cycle occupies two beats [occurs in two steps]

    2. (временной интервал, задаваемый хронирующим устройством или сигналами) clock period, clock time

    задава́ть такт — establish the clock time

    3. (ход поршня) двс. cycle, stroke

    такт впу́ска — admission [suction] stroke

    такт вы́пуска — exhaust stroke

    такт рабо́ты ЭВМ — machine cycle (time)

    такт рабо́ты ЭВМ сквозно́й — major clock cycle, major clock time

    такт рабо́ты ЭВМ, ча́стный — minor clock cycle, minor clock time

    такт расшире́ния — expansion stroke

    такт сжа́тия — compression stroke

    такт систе́мы ИКМ (в телеметрии) — telemetry frame

  57. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  58. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    1)cadenza f, ritmo m; tempo m

    2) авто fase f

    3) вчт. tempo m di clock, clock time m; ciclo m

    - такт впуска

    - такт всасывания

    - такт выпуска

    - такт работы ЭВМ

    - рабочий такт

    - такт расширения

    - такт сгорания

    - такт сжатия

  59. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  60. Русско-украинский политехнический словарь

    вчт, техн., физ.

    такт, -ту

    - логический такт

    - машинный такт

    - подготовительный такт

    - такт впуска

    - такт выпуска

    - такт расширения

    - такт сжатия

    - такт слежения

  61. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  62. Русско-украинский политехнический словарь

    вчт, техн., физ.

    такт, -ту

    - логический такт

    - машинный такт

    - подготовительный такт

    - такт впуска

    - такт выпуска

    - такт расширения

    - такт сжатия

    - такт слежения

  63. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  64. Українсько-російський політехнічний словник

    вчт; техн.; физ. такт

  65. Источник: Українсько-російський політехнічний словник



  66. Энциклопедия социологии

    (от лат. tactus - прикосновение, осязание, чувство) - англ. tact; нем. Takt. Чувство меры, подсказывающее правильное отношение к кому-либо; умение вести себя подобающим образом; соблюдение правил приличия.

  67. Источник: Энциклопедия социологии



  68. Толковый словарь по социологии

    (от лат. tactus - прикосновение, осязание, чувство) - англ. tact; нем. Takt. Чувство меры, подсказывающее правильное отношение к кому-либо; умение вести себя подобающим образом; соблюдение правил приличия.

  69. Источник: Толковый словарь по социологии



  70. Словарь антонимов

  71. Источник:



  72. Словарь лингвистических терминов

  73. Источник:



  74. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  75. Источник:



  76. Тезаурус русской деловой лексики

  77. Источник:



  78. Большой Энциклопедический словарь

    ТАКТ
    ТАКТ - специфическая форма и единица музыкального метра. В соответствии с типами метра различают простые (2- или 3-дольные), сложные (4-, 6-, 9-, 12-дольные), смешанные (напр., 5-дольные) такты. 1-я доля такта - сильная; в сложных тактах выделяют и т. н. относительно сильную долю. Размер такта обозначается дробью (напр., 2/4) или особым знаком (напр., С=4/4), границы такта - вертикальными линиями (тактовыми чертами).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  79. Источник:



  80. Большой Энциклопедический словарь

    ТАКТ
    ТАКТ (франц. tact - от лат. tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  81. Источник:



  82. Толковый словарь Даля

  83. Источник: