Толковый словарь Даля

    КОЕ, от мест. кой, что, какой, который. Кое кому достанется (песен.), какая участь.

    | курск., тамб. и другие где, кое место. Кое топор-то? Кое-ка он? где он? Кое-где, инде, местами, изредка, кой-где. Кое-как, кой-как, как-нибудь; как ни попало. Уселась кое-как, тесно, едва, с трудом. Кое-что, кое-что, кой-что, кой-какия вещи, некоторые, всякая всячина. Коевадни, коегодни нареч., пермяц., сиб. ковадни, намедни, как-то, когда-то. Коевадни он сказывал мне про это. Кобкать, безголково спрашивать кое, где? ходить разиней; ковка ·об., влад. разиня, ротозей, глуповатый человек.

  1. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  2. Энциклопедический словарь

    КО́Е см. Кой.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Обида (5)
    1. Оскорбительное нарушение прав, нанесение ущерба для чести:

    Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо; далече залетѣло; не было онъ обидѣ порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ, чръныи воронъ, поганыи Половчине. 11. Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе, и на Канину зелену паполому постла за обиду Олгову, храбра и млада князя. 15—16. Ты буи Рюриче и Давыде! ...Вступита, господина, въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславлича! 29—30.

    Образно:

    Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука. Вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону. 19.

    Жалостьно гласъ испущааше (Глеб): ...не брезѣте, братие и господье, не брезѣте, кую обиду сътворихъ брату моему и вамъ, братие и господье мои. Аще ли кая обида, ведѣте мя къ князю вашему, а къ брату моему и господину. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 20—21 (XII в. ← XI в.). И тогда видѣ сонъ тая: Александра пришедша, мужа еи, ...глаголюща: ...нынѣ же, понеже воротися къ моему дому, безстудная, прилѣпися къ третьему мужю, къ брату моему, то не презрю обиды, но отиму тя к собѣ, аще и не хощеши. Флав. Полон. Иерус., 252 (XVI в. ← нач. XII в.). 946: Рече же имъ (древлянам) Ольга, яко: Азъ мьстила уже обиду мужа своего, когда придоша Киеву, второе, и третьее, когда творихъ трызну мужеви своему. Пов. врем. лет, 42 (1377 г. ← нач. XII в.). 1078: Положи главу свою (Изяслав) за брата своего, не желая болшее волости, ни имѣнья хотя болша, но за братню обиду. Там же, 134. 1216: И узрѣша пълкы стояща, и послаша Лариона сочьскаго къ Гюргю: Кланяемъ ти ся; нѣту ны съ тобою обиды, съ Ярославомь ны обида. Новг. 1 лет., 56 (XIII в.). 1357: Того же лѣта князь Всеволодъ езьдилъ къ митрополиту къ Олекс[ѣ]ю в[ъ] Володимерь съ жалобами на дядю на своего на князя на Василья о своихъ обидахъ, что ся ему учинило отъ него чересъ докончание. Рог. лет., 65—66 (XV в.). Братья и князи руския, гнѣздо есмя великого князя Владимеры Киевъскаго, ни в обиди есмя были ни кречету, ни черному ворону, ни поганому Мамаю. Задон. Ист.-1, 542 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.). То ти съступалися рускии сынове с погаными татары за свою обиду. Там же, 543. А чаду моему Якову на ковыли земли не лежати на поли Куликовѣ за вѣру христьянскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича. Там же. Въста обида на смирение, и разбои — на братолюбие... и ина вся въсташа неправедная на праведнаа дѣлеса. ВМЧ, апр. 1—8, 169 (XVI в.).

    ∆ Мне куды с горя, горюше, подеватися? / Рассадить ли мне обиду по темным лесам? / ...Загрузить ли мне обиду во озерышке? Барсов. Причит. Сев. кр., I, 17. И тут подумаю победным умом-разумом, / Што на уличке кручина приуходится, / И на крылечике обида приостанется. Там же, II, 130. И тут еще больше тоска у мня расходится, / И еще пуще тут обида разгоряется. Там же, II, 171.
    ----- Дополнения -----
    К знач. 1, образно.

    Въста несытость на постъ, и пианьство — на трезвость. Воста обида — на смирение, и разбой — на братолюбие. ВМЧ, апр. 1—8, 169 (XVI в.).

    Ср. И. КлейнСл. о п. Иг.» и апокалиптическая литература. — ТОДРЛ, т. XXXI. Л., 1976, с. 110): «В своем труде об Откровении Мефодия Истрин ссылается на следующую византийскую легенду об Антихристе (речь идет о рыбе): „Ее купит девица по имени «Несправедливость» (αδικια), а по прозванию «Гибель» (απωλεια); она названа так потому, что от нее родится αδικιας υιος. Съевши голову рыбы, она зачнет Антихриста...“ (В. М. Истрин. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славянорусской литературах. М., 1897, с. 208, — примеч. И. Клейна). Истрин переводит греческое αδικια русским словом „Несправедливость“. Древнерусский же эквивалент этому слову — „обида“ (И. И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка, т. II. СПб., 1895, стб. 502—504, — примеч. И. Клейна). Таким образом, перед нами не дева „Несправедливость“, а дева Обида».
    ----------
    2. Всякого рода материальное притеснение (младших, подданных, простых людей).

    Богатыи обиду сътворивъ и самъ прогнѣваеться, убогыи же обидимъ и самъ примолиться. Изб. Св. 1076 г., 150. 1146: А нынѣ, княже Святославе,цѣлуи намъ хрестъ и за братомъ своимъ: аще кому нас будеть обида, да ты прави. Святославъ же рече имъ: Язъ цѣлую крестъ за братомъ своимъ, яко не будеть вы насилья никоторого же. Ипат. лет., 321—322 (XV в.). Обилия же всего добра на земли будетъ множество, и правда и святымъ житиемъ начнутъ жити людие, обиды же не будетъ. Хож. Ант. Новг., 14—15 (XVI в.  1200 г.). Бых яко древо, стояще при пути, да вси мимоходящеи секут е; тако и аз всѣм во обиде есмъ, зане не оградим есмъ страхом грозы твоея, аки оградом твердымъ. Посл. Дан. Заточ. (У), 55 (XVI в. ← XIII в.). И поклонишася (люди) богом суетным, и отринуше моу единство, и всѣ земля съгрѣзися неправдами и обидами, и прѣлюбодѣиством, и зло служением. Кн. Енохова 1, 34—35 (XV в. ← XIII в.). И [от] сребролюбья родиться неправда и обидаПчела, 133 (XIV в. ← XIII в.). Проганяютъ добрыя, и[же] злыя щадять, а иже обидящихъ казнять, ти от обидъ своя люди възбранятъ. Там же, 390—391. Еклисиястъ же глаголеть о богатящихъся лихвами илиобидою, сиче рече: есть неправда люта, юже видѣхъ подъ солнцемь — богатьство от рѣзъ сбираемо. Прол. БАН XIII в., 13. 1398: И ркоша (новг. воеводы) своеи братии воеводам: Дажь, братие, тако сдумалъ нашь господинь князь великыи съ крестопреступникы съ двиньскими воеводами, лучши, братие, намъ изомрети за святую Софѣю, нежели въ обидѣ быти от своего князя великаго. Новг. 1 лет. (Комис.), 392 (XV в.). Понеже бысть въ тебѣвражда вѣчьная и прѣсѣде дому Израилеву на лукахъ, рукою вражиимь мечемь въ врѣмя печяли ихъ, и въ врѣмя обиды ихъ послѣжде. Библ. Генн. Иезек., XXXV, 5 (1499 г.).

     Не дати въ обиду — защитить, не позволить обидеть кого-л.:

    Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ; не дастъ гнѣзда своего въ обиду27.

    1074: Приде к нему Святославъ ... рече ему Феодосий: „Се отхожю свѣта сего, и се предаю ти манастырь на сблюденье ... И се поручаю игуменьство Стефану, не дай его в обиду“. Князь же цѣловавъ его, и обѣщася пещися манастыремъ. Пов. врем. лет, 124—125 (1377 г.  нач. XII в.).1173: Да аще богъ не дасть въ обиду человѣка проста, егда начьнуть его обидити. Ипат. лет., 559 (XV в.)...разорѣние манастыря да не будеть, поне святыи образъ простецьскыи и не преобразует ся, поне же дѣло имуть епископи, такого манастыря не дати въ обиду, нъ отмьщати и въ первыи привести образъ. Панд. Ник., 76 об. (1296 г.). Но яко токмо съмиреномудръ бѣ (авва Иларион), словоненавистенъ и боголюбивъ добродѣтельюи покореньемъ, шествуя путь свои, и не дая въ обиду братья своея. Ф. Студ., 158 (XIV в.).

     Не выдати въ обиду — то же.

    А въ обиду ми брата своего князя Скирикгаила не выдати; хто коли его приобидить любо братъ, [любо] иные которые люди, стати ми за своего брата крепко во всемъ обида его правити. Грам. кор. Владислава 1387 г. Сахаров, № 15.

    ∆ Уж ты гой еси матушка родимая! / Не дам я тебя змею во обиду, / Когда я буду на возрасте. Рыбн. Песни (изд. 1-е), I, 13. Не бойся ... своих гостей мы не трогаем и другим в обиду не даемСказки и предания Самар. края, 322. Этот конь тебя в обиду не дас, он тебя везде можот выручить! Зеленин. Ск. Пермск. губ., 95. Обветился Полкан, што я так буду караулить твою жену и в обиду никому не дам, ежли хто навернёцца. Там же, 175.

     Дати въ обиду — позволить обидеть, оставить без защиты.

    Се тебѣ, сыну и брату, написахъ от святыхъ писании и правилъ святыхъ апостолъ и богоносных отьць, изложьшихъ саны церковьныѣ по горнему образу, аще си схранишь, блаженъ будеши, аще ли преступишь или въ обиду даси, азъ о семь дѣла не имамъ. Корм. Варс., 309 об. (кон. XIV в.).

    Ср. Д. С. Лихачев (Устные истоки художественной системы „Сл. о п. Иг.. В кн.: „Сл. о п. Иг.. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, стр. 84—86):„К феодальной терминологии принадлежит и слово «обида». ...Его основное значение в XII—XIII вв. — нарушение права, несправедливость. Это значение выработалось в обстановке усиленных феодальных счетов. Первоначальное его значение как нарушения права отчетливо выступает уже в «Русской Правде»: «оже ли себе не можеть мьстити, то взяти ему за обиду 3 гривне, а летцю мъзда» (2 статья „Краткой Правды“). ...Впоследствии слово «обида» всё чаще и чаще употребляется в отношении нарушений именно княжеских феодальных прав и приобретает всё более и более отвлеченное значение. Так, например, Изяслав Мстиславич отрядил брата своего Владимира к венгерскому королю со словами: «оже, брате, твоя обида, то не твоя, но моя обида, пакы ли моя обида, то твоя» (Ипатьевск. лет. под 1150 г.). ...мстить друг другу обиды, «стоять» за свою обиду и обиду своего главы было главною «обязанностью» феодала. Значение этого понятия «обида» было очень велико в феодальном обществе.
    Автор «Сл. о п. Иг.» олицетворяет эту «обиду»: «въстала обида въ силахъ Дажьбожа внука». Это выражение «въстала обида» следует сопоставить с аналогичным выражением летописи «встало зло» (ср. в словах Мономаха под 1097 г.: „то болшее зло встанеть в нас“, Лаврентьевск. лет.). Это обычное древнерусское выражение автор «Слова» использует как исходный момент для целой картины. ...термин рождает образ; термин «встала обида» рождает образ девы обиды ... Но самым замечательным в употреблении термина «обида» является другое. Слово «обида» в летописи употребляется не одну сотню раз. Оно употребляется во всех случаях, когда речь идет о нарушении или возможном нарушении прав князя, княжества, города („кде будеть обида Новугороду, тобе потянути за Новъгород с братом своим“ — Договорная грамота Тверского великого князя Михаила Ярославича с Новгородом 1301—1302 гг.) или даже монастыря ... Однако в летописи термин этот никогда не употребляется в отношении всей Русской земли в целом. Иное в «Сл. о п. Иг.»: «Вступита, господина (Рюрик и Давыд Ростиславичи), въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»; «въстала обида въ силахъ Дажьбожа внука» (т. е. в русских войсках в целом). Тем самым автор «Слова» открывал путь для более широкого понимания слова «обида», освобождал это понятие от его феодальной ограниченности, обращал внимание читателей на «обиду» всей Русской земли в целом“. Б. А. Рыбаков (Прикладное искусство Киев. Руси IX—XI вв. и южнорусских княжеств XII—XIII веков. В кн.: История русского искусства, т. 1. М. — Л., 1953, стр. 274—277): „Литературный образ девы Обиды, плещущей крыльями и уничтожающей хорошие времена, чрезвычайно близок к символам миниатюры Радзивиловской летописи: дева — олицетворение беды (Обида) — и Птичь с распростертыми крыльями на верху дерева. ...На серебряных пластинках с цветной эмалью, изготовленных в XIII в. и оказавшихся затем на саккосе митрополита Алексея, имеется интересное изображение, позволяющее приблизиться к пониманию одного из мифологических образов древней Руси. На бляшке в форме квадрифолия представлена птица с женской головой. В отличие от обычного изображения сиринов, у которых крылья всегда полуопущены, здесь птица-дева широко распростерла оба крыла, напоминая миниатюру, рисующую беду в Родне. Не есть ли это знаменитая дева Обида, печальное и гневное божество несчастий? ...В мышлении древнерусского человека птицы, эти свободные существа, единственные обитатели видимой небесной среды и возможные посредники между людьми и небесными божествами, занимали видное место....Нередко образ птицы очеловечивается. Священная птица превращается в женщину. Мы хорошо знаем из сказок о превращении царевны Лебеди. Обида также выступает в двух естествах: во-первых, как птица с лебедиными крыльями, во-вторых, как дева. Ювелирное искусство дало огромное количество таких птицедев. Все они имеют птичье туловище, ноги, крылья и хвост, но голова у них девичья. На голове или шапочка, или кокошник, или даже корона. Почти всегда голова окружена нимбом“.
    ◊  Обида — им. пад. ед. ч.; обидѣ — дат. пад. ед. ч.; обиду — вин. пад. ед. ч.
  5. Источник:



  6. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Кое — вопросит. нареч. — где (1):

    Инъгварь и Всеволодъ и вси три Мстиславичи, не худа гнѣзда шестокрилци! не побѣдными жребіи собѣ власти расхытисте! Кое ваши златыи шеломы и сулицы Ляцкыи и щиты? 32—33.

    912: На пятое лѣто помяну (Олег) конь, от него бяхуть рекли волсви умрети. И призва стаиреишину конюхом, рече: Кое есть конь мъи? Пов. врем. лет (Радз. лет.), 19 об. (XV в. ← нач. XII в.). 1169: И рѣша ему: Ты намъ тако молвяше, братья вси со мною сутъ. А кое есть Андрѣевичь Володимиръ и Ярославъ, и Давыдъ? Но се ѣздиши одинъ и без мужии своихъ. Ипат. лет., 536 (XV в.). Вземь старець дѣтищь в руку своею, прѣдъ всеми глагола отрочати: „Глаголи, кое есть отьчь твои?“. Глагола дѣтище пьрстомь показая на уношу. Бысть же дѣтищь 2-ю дьнью. Прол. 1383 г., 12—12 об.

    Ср. Н. А. Мещерский (О территориальном приуроченииСл. о п. Иг.“. — Уч. зап. Карельск. пед. инст., т. III, в. 1, сер. ист.-филол. наук, 1956, Петрозаводск, стр. 78): „Вместо где в «Слове» употреблено наречие кое ... Это слово в том же значении довольно часто встречается и в памятниках древней письменности восточного происхождения, например в Лаврентьевском списке «Повести временных лет» ... Сейчас это обычное вопросительное наречие кое, коё (вместо где, куда) отмечается еще Е. Ф. Будде (1892 г.) в речи рязанских однодворцев, (примеч.: Е. Ф. Будде. К диалектологии великорусских наречий. М., 1892, стр. 4, 135). Лично нам доводилось слышать это слово в постоянном употреблении колхозников села Зеркло Шарлыкского р-на Чкаловской обл. (Кае ты дел книжку? Кае пашел?) в 1948 году. Население этого села происходит от однодворцев, переселившихся в начале XIX столетия из Обоянского и Тимского у. бывш. Курской губ.“.
    Ср. : кыи.
  7. Источник:



  8. Толковый словарь Даля

  9. Источник: