(стар.) — смута, волнение, мятеж, вообще преступление политическое; как законодательный термин, ныне не употребляется.
жен. возмущение, мятеж, смута, восстание; измена, ковы, лукавые замыслы. Крамольный, к крамоле относящийся. Крамолливый, склонный к этому делу. Крамольник муж. -ница жен. крамольщик, -щица, мятежник, заговорщик, изменник. Крамольников, -ницын, ему, ей принадлежащий. Крамольнический, -ничий, к ним относящийся. Крамолить, крамольничать, крамольствовать, производить смуты, мятежничать, составлять заговор, ковы; изменничать по заговору. Крамольничанье ср. крамола, ·в·знач. действия. Крамольничество или крамольство ср. крамола, как понятие или как самое дело.
КРАМО́ЛА, -ы, жен. (устар.). Заговор, мятеж, а также (перен.) о чём-н. противозаконном, запрещённом.
| прил. крамольный, -ая, -ое.
-ы, ж. устар.
Мятеж, государственный заговор.
В века старинной нашей славы, Как и в худые времена, Крамол и смут во дни кровавы Блестят Езерских имена. Пушкин, Езерский.
движение, волнение, смута
Вскрамолиться — произвести смуту, возмутиться
Ср. Ты, в юных днях испуганный крамолой,
Всю жизнь свою боялся мнимых смут.
Гр. А. Толстой. Смерть Иоанна Грозного. 3.
Ср. Вся Русь заволновалась,
По городам украинским измена,
В самом дворце боярская крамола,
По всей земле свободно воры ходят!
Островский. Тушино. 2. Царь.
Ср. Все вскрамолились и кто с чем на работе был, кто с ломом, кто с мотыкою, все бегут свою святыню оберегать.
Лесков. Запечатленный ангел. 7.
Ср. Kramen (нем.) — передвигать, переставлять, перебрасывать (с шумом) вещи, рыться беспорядочно в вещах.
Ср. Grämpel — Gerümpel (Kram), мелочной товар, мелкие (как бы шум производящие вещи; rumpeln, шуметь).
Слово kramen — торговать (а не шуметь) совпадает с итальянским comprare, лат. — comparare, добывать.
См. пуганая ворона куста боится.
КРАМО́ЛА, крамолы, жен. (дорев. офиц. ритор.). Политический заговор, мятеж; революционная деятельность.
ж. разг.
То, что запрещено, противозаконно, предосудительно.
крамо́ла Заимств. из цслав.; укр. коромо́ла – то же, коромо́ли мн. "интриги, происки", др.-русск. коромола (грам. 1289, 1340 гг., Ипатьевск. летоп., Новгор. летоп.; см. Ляпунов, ИОРЯС 30, 13), ст.-слав. крамола στάσις (Мар., Зогр., Супр.), болг. крамола "шум, тревога, волнение, ссора" (Младенов 255), др.-сербск. крамола, словен., чеш. kramola, польск. местн. н. Kromoɫów, н.-луж. местн. н. Krоmоɫа. Вероятно, из др.-бав. karmala (Lех Baiuvar.), откуда и ср.-лат. carmula; см. Шварц, ZfslPh 4, 362; Бернекер 1, 573; Мi. ЕW 131. Первоисточник, по-видимому, в герм.; ср. др.-сакс. karm "сетование, жалоба, плач", англос. сеаrm, сiаrm "крик" и т. д. (Торп 39). Нет основания говорить о слав. происхождении ср.-лат. и бав. слова, вопреки Брандту (РФВ 18, 31); см. Преобр. I, 377.
жен.;
уст. sedition, revoltкрам|ола - ж. уст. sedition;
~ ольник м. seditionary, plotter;
~ ольный seditious.
ж. уст.
faction f, sédition f
ж. уст.
facción f, sedición f; subversión f
ж. уст.
complotto m, sovversivismo m
КРАМО́ЛА -ы; ж.
1. Устар. Мятеж, государственный заговор. Времена крамол и смут.
2. То, что запрещено, противозаконно (о мыслях, словах, речах и т.п.). Говорить крамолу.
◁ Крамо́льный, -ая, -ое. К-ые стихи. К-ые речи. К. дух.
Почнемъ же, братіе, повѣсть сію отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря, иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣцькую за землю Руськую. 5.
И по сем храбра явистася Нетиръ и Филипъ из града Рума. Нападоста бо на десятыи полкъ и такимъ шумомъ, с такою крѣпостию и скоростию, яко раздрушиста полкъ велми, разгнаста и побѣдиста, и не терпяще мужества ею, на немь же устрѣмляшется. Флав. Полон. Иерус., 303—304 (XVI в. ← нач XII в.). И думаше бѣжати, но пакы мняше, яко не твердо ему, ни подобно бѣгание. Помянув же страдание, яже подъятъ от своея уности и приемъ умъ своею крѣпостию и ста крѣпко, исполчився съ окрьстными его. Там же, 321—322. Но обаче терпи акы удобьныи ратьникъ, силу свою и крѣпость (ανδρειαν) показая, не токмо им же бодеши супостаты, но имъ же и боденье от нихъ стерпиши. Пчела, 40—41 (XIV в. ← XIII в.). Князю подобаетъ имѣти къ временънымъ ума, на супостаты крѣпость, а къ дружинѣ любовь (τολμαν). Там же, 103. Попове и черньци избиени быша мнози, птицам и звѣрем в снѣд быша трупы их ... воеводъ и князеи крѣпость погибе, а храбрии наполнишася страха и бѣжаша. Измар., 329 (XVI в. ← XIV—XV вв.). 1361: И начаша татарове оступати его с оба полы и со всѣ стороны, князь же Андреи, поостривъ крѣпость свою и не убояся грозы ихъ. Рог. лет., 71 (XV в.). Се азъ князь великыи Дмитрии Иванович и братъ его князь Володимеръ Ондрѣевич поостриша сердца свои мужеству, ставше своею крепостью, помянувше прадѣда князя Володимера Киевьскаго. Задон. К-Б, 548 (XV в. ← XIV в.).
Моиси прообразуя ручѣ въздѣвъ на высоту, и побѣжая Амалика мучителя крестъмь чьстьныимъ; тъ бо вѣрьныимъ похвала, мученикомъ крѣпость, апостоломъ украшение. Мин. сент., 0119 (1095 г.). Ты правдою бѣ облѣчен, крѣпостию прѣпоясанъ, истиною обут, съмысломъ вѣнчанъ. Сл. о зак., 170 (XV в. ← XI в.). Даруи мнѣ, недостоиному рабу твоему, побѣду и крепость (ευσταθειαν) на лукавьныя духы. Ж. Нифонта, 258 (1219 г.). Аще ли крѣпокъ кто дѣвствовати хощет, таковыи долженъ есть мысли съ дѣломъ удержати ... аще ли кто в мыслех согрѣшает, лутче таковому женитися, аще ли крѣпости нѣсть. Измар., 101 об. — 102 (XVI в. ← XIV—XV вв).
Аще и юнъ сы тѣломъ, но многолѣтну стяжа ума крѣпость и не убо точию се велие, но и все Росийское господство, самую всѣхъ градовь матере. Пам. Смут. вр., 429 (XVII в.).
Чядо, заступи въ старость отьця своего ... и не укори его вьсею крѣпостью своею. Изб. Св. 1076 г., 156 об. Крѣпостью възмогъша вьсесильною творьчею, мужьскы въсприяша разумъ пречистыи, и змия же зълаго великаго ногами попьраша и низложиша. Мин. сент., 094 (1095 г.). И брани бывши, много их уби Ирод, болѣ же плени. Антонии же дрѣвле дивляшеся мужеству и крѣпости его, тогда больми дивляшеся ему и похвали его, и прослави пред всѣми. Флав. Полон. Иерус., 195 (XVI в. ← нач. XII в.). Старость велми крѣпльши есть уности; уность же многажды, надѣющися телеснѣи крѣпости есть, дръзостию и непослушании водима есть, внезаапу погыбаеть. Александр., 27—28 (XV в. ← XII в.). 1224: Данилъ ... вжада воды, пивъ почюти рану на телеси своем; во брани не позна ея крѣпости ради, мужьства возраста своего: бѣ бо дерзъ и храборъ. Ипат. лет., 744 (XV в.). 1249: И от обоихъ (полков) же мнози падше с конии, умроша, инии уязвени быша от крѣпости ударения копѣиного. Там же, 803 (XV в.). Корчьма бы ему раздрушение, готовъ пострадати от врагъ елико можеть; пьяньство есть смыслу пагуба, крѣпости тля, житью поруха. Прол. БАН XIII в. (март.), 6. И многажды посылааху воя и снузници, да быша привели (разбойника) въ Антиохию, и не можааху его яти, великиа ради крѣпости его. ВМЧ, сент. 1—13, 15 (XVI в.).
Тако рече господь бог Израилевъ: азъ створихъ землю великою крѣпостью (ισχυς) моею и мышцею моею высокою, и дамь ю егоже изволю очима своима. Хрон. Амарт., 189 (XIII—XIV вв. ← XI в.). И вѣрьнааго кънязя нашего силою твоею възвесели подая ему на поганыя крѣпость, яко единъ благъ и чловѣколюбьць. Стихир. XII в., 2 об. Благословение и прѣмудрость, хвала и честь, сила, крѣпость бога нашего въ вѣкы вѣкомъ аминъ. Апокал., 38 (XII—XIII вв.). Глагола сотона: ... Превратихъ жиды распяти Иисуса Назарянина, отъ толѣ ми бысть съкрушена сила, да не имамъ крѣпости (ισχυς), якоже и преже. Ж. Нифонта, 368 (1219 г.). И бысть Александръ побѣжаа вездѣ, а побѣдимъ, яко единъ крѣпокъ въ крѣпости своей. Ж. Алекс. Нев., 11 (XVI в. ← XIII в.).
Яко близ Антонии, очютивъ Савин, и подвижеся, собравъ нощьныя стража, выниде с ними в Капеталию, иже горнѣе мѣсто града. И въ дьне мнози нарочитыи приложишася к нему. И Доментианъ Еуспасиановъ сынъ, крѣпость бѣ им и надѣжа. Флав. Полон. Иерус., 357 (XVI в. ← нач. XII в.). Радуися, обрадованная мои свѣте и крѣпости, благословлю тя, благая, помьню благодѣти твоя. Ж. Нифонта, 381 (1219 г.).
1149: А князь велики Изяславъ Мстиславичь собрав многое воинство, и постави на болоньи въ крѣпости. Ник. лет. IX, 180 (XVI в.). 1216: Стоаше бо князь Юрьи Всеволодичь ... въ крѣпости, бяше бо плотомъ обито, и плетени оплетено, и кольемъ осажено. Там же, X, 73. А от Станкова острова до Радуса острова 3 дни ходу; и туто стоитъ городокъ греческий, именуется: крѣпость. Хож. Триф. Кор.-1, 3 (XVII в. ← 1593—1594 гг.).
1315: Князь же Михайло Ярославичь Тверский призвавь къ себѣ ... бояръ новогородцкыхъ и начятъ съ ними укрѣплятися чрезъ обычай ихъ изъстаринный. Симъ же не хотящимъ тако крѣпость на себя дати. Ник. лет. X, 179 (XVI в.). И он Феодору говорилъ: каковы крѣпости князь велики на то захочетъ и государь нашь такову крѣпость на то учинить, что хочетъ ему помогати на его неприателей, на Казимировыхь дѣтей королевыхъ. Польск. дела I, 92 (1493 г.).
И судя въспросилъ князя Ивана Константиновича: а у тебя если знахори на ту землю, на Зеленево селищо, и скол ты на то селищо давно пашеш, если у тебя какая крѣпость отца твоего на ту землю, на Зеленево селищо, почему ся та земля отцу твоему и тебѣ достала. Судный список 1496—1498 гг. Грам. Моск. (Мейч.), 106. А в приправочныхъ книгахъ та пустошь не написана, а написана по старымъ крѣпостямъ. Кн. писц. Моск. 1, 217 (1584—1586 гг.).
Ухо. В образной семантике народных слов и прозвищ, в богатой оттенками и поражающей острыми сопоставлениями понятий синонимике народных выражений Гоголь старается открыть национально-русское понимание тех или иных предметов, качеств, свойств. По его наблюдениям, «свойство чуткости, которое в такой высокой степени обнаружилось в Пушкине, есть наше народное свойство. Вспомним только одни названия, которыми народ сам характеризует в себе это свойство, например: название ухо, которое дается такому человеку, в котором все жилки горят и говорят, который миг не постоит без дела: удача — всюду спеющий и везде успевающий; и множество есть у нас других названий, определяющих различные оттенки и уклонения этого свойства» (Гоголь Н. В. Соч., 4, с. 208). «Простой народ», по представлению Гоголя, является творцом языка и хранителем его сокровищ. Живой народной речью можно и должно «говорить о предметах нужных и даже очень высоких». Народное русское свойство — «уметь пронять хорошенько словом». «Произнесенное метко, все равно, что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси... нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» (там же, 3, с. 106; ср. также т. 7, с. 249—250). Гоголь считал русский язык «полнейшим и богатейшим из всех европейских языков» (там же, 4, с. 26).
(Виноградов В. В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка // Материалы и исследования по истории русского литературного языка. М., 1953, т. 3, с. 7).
См. ИДТИ В РУКУ
См. КРАМОЛЬНИК
Тъи бо Олегъ мечемъ крамолу коваше, и стрѣлы по земли сѣяше. 15. Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами; погыбашеть жизнь Даждь-Божа внука; въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась. 16—17. И начяша князи про малое „се великое“ млъвити, а сами на себѣ крамолу ковати. 19. Печаль жирна тече средь земли Рускыи. А князи сами на себе крамолу коваху. 21. Ярославе и вси внуце Всеславли!.. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю. 34—35.
Тако и сь (Святополк), бѣгая, не вѣдыися отъ кого зълострастьну съмьрть прия. И оттолѣ крамола преста въ Русьскѣ земли. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 24 (XII в. ← XI в.). Градъ бо на градъ крамолу (μαχη) имяше, и языкъ сташе, и раздѣляшеся вся земля въ крамолу. Хрон. Амарт., 67 (XIII—XIV вв. ← XI в.). Не бяше бо никому же весма по земли ни по миру изъ оружия проити, зане имяху другъ на друга безмирную крамолу. Там же, 69. 1065: Посем же бысть звѣздамъ теченье, с вечера до заутрья, яко мнѣти всѣмъ, яко падають звѣзды, и пакы солнце без лучь сьяше: се же проявляше крамолы, недузи человѣкомъ умертвие бяше. Пов. врем. лет, 110—111 (1377 г. ← нач. XII в.). 1227: Начнемь же сказати бещисленыя рати и великыя труды, и частыя воины, и многия крамолы, и частая востания, и многия мятежи, из млада бо не бы има покоя. Ипат. лет., 750 (XV в.). 1235: Не хотя ... дьяволъ роду человѣческому добра, въздвиже крамолу межи русьскыми князи, да быша человѣци не жили мирно. Новг. 1 лет., 73 (XIV в.). И отъ всякоя крамолы, и поганыхъ нашествия, и всѣхъ съвѣтъ и съвѣщаниа, испроверьзи святителя и черньца и всего церковнаго чина и сонма. Ж. Авр. Смол., 22 (XVI в. ← XIII в.). Да того ради крамола бысть и велика котора можю народом Константина града Александрьскаго. ВМЧ, нояб. 13—15, 1044 (XVI в.).
Нынѣ же въ миротворца Христа учение преидоша ... покаяшася, суровьствия убииствьнаго отвергошася и уже о крамоле не мыслять, но на бѣсы крамолу имуть изященаго ради нрава. Хрон. Амарт., 69 (XIII—XIV вв. ← XI в.).
Придошя Срацини с великыми вои на Костянтинь град и присташа на мори у Едома ... противу имъ исполчився Костянтинъ; при нею же крамола в лодиах (ναυμαχια) по вся дьни бяше от весненыа до годины даже и до осени. Хрон. Амарт., 463 (XV в. ← XI в.).
Видиши ли, како и сь не мне Моисия тружаеться и поплашаеться, сумняся о людьстѣи погибѣли ... охабля же ся глаголати различныхъ брании и крамолъ (φροντις) пекыися и Гаваонитьскую прелесть. Хрон. Амарт., 112 (XIII—XIV вв. ← XI в.). Готфяне злѣ негодоваху на Уалента, онъ же въпросивъ божествьнаго Уалентияна, брата своего, да бы послалъ ему воя в помощь. Онъ же не дасть ему, нъ и споноси и яко ерѣтика зломысльна, рекъ, яко не подобаеть мужю крамолу дѣющю на бога. Там же, 366. 1326: Великыи же князь Александръ, не трьпя безбожныя ихъ крамолы, оставль княжение русское и вся отчьствиа своя, и иде въ Пьсков. Рог. лет., 44 (XV в.). И абие дьяволъ с бѣсы своими невидими быша, и вси исчезоша и без вѣсти быша. Преподобныи ж велико благодарение принесе къ богу, избавльшему его от таковыя бѣсовьскиа крамолы. Ж. Серг. (Епиф.), 52 (XVI в. ← 1418 г.).
Петр абье въ Римъ избѣже, Лукии же по человѣчьстѣи кръви шествоваше ... не точью же о семь, но и пустыню разаряше и крамолу на преподобныя [и на млъ]чащая наведе. Хрон. Амарт., 367 (XIII—XIV вв. ← XI в.). 1228: Тъгда же оканьный дияволъ ... въздвиже на Арсения, мужа кротка и смерена, крамолу велику, простую чядь ... и акы злодѣя пьхающе за воротъ, выгнаша. Новг. 1 лет., 67 (XIII в.).
И многу мятежю и крамолѣ бывъши въ людьхъ и мълвѣ не малѣ; и тъгда съвъкупивъшеся вси людие, паче же большии и нарочитии мужи, шедъше причьтъмь всѣхъ людии, и моляху Володимира, да въшедъ уставить крамолу, сущюю въ людьх. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 39 (XII в. ← XI в.). Се бо таково съмяте сотона створи въ нихъ, яко же тѣмъ крамолу створивъшемъ, Стефана от игуменьства отставиша. Ж. Феод., 95 (XII в. ← ок. 1088 г.). 1230: Крамолѣ же бывши во безбожныхъ боярехъ Галичкыхъ, свѣтъ створше со братучадьемь его Олександром, на убьенье и преднее землѣ его. Ипат. лет., 762 (XV в.). 1214: Вышегородци отвориша градныа врата: бѣ бо и крамолу сотвориша надъ князи своими. Ник. лет. X, 67 (XVI в.). Приидоша во Александрию, ти крамолу сотвориша на Феофила. ВМЧ, нояб. 13—15, 999 (XVI в.).