«Анахронизм»

Анахронизм в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Анахронизм»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Современная энциклопедия
  12. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Литературная энциклопедия
  20. Энциклопедический словарь
  21. Начала современного естествознания
  22. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  23. Большой Энциклопедический словарь
  24. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (греч.) — так называется всякая погрешность против хронологии. А. встречается особенно часто в произведениях поэзии и применяется здесь или сознательно, с целью произвести какое-либо впечатление (напр. комизма), или же является лишь случайным, вызванным незнанием поэта, который допускает существование уже в гораздо раннее время какого-либо обстоятельства, обычая, обряда и т. д., принадлежащего более позднему времени. Так, у Шекспира в его "Юлии Цезаре" башенные часы бьют три часа, а Шиллер в своем "Пикколомини" говорит о громоотводе, хотя последний изобретен лишь в XVIII столетии. В большей степени современная историческая и эстетическая критика осуждает поэтические произведения, которые, изображая с педантическою точностью внешнюю жизнь минувших времен, переносят в нее все духовное развитие и образ мыслей нынешних времен. Этим недостатком страдает вся старая французская псевдоклассическая трагедия, а равно и многие исторические романы. Иначе должны быть рассматриваемы А., встречающиеся в народной поэзии и в поэтических произведениях средних веков. В народном эпосе А. нередко является сознательно примененным характерным признаком. Здесь Ахиллес остается постоянно юным, Елена постоянно прекрасной; в продолжение нескольких веков Рустем в персидских, Марко в сербских героических сказаниях разделяют судьбу своих народов, не стареясь и постоянно оставаясь в непреклонной мужественной силе. Точно так же Средние века представляли весь свет лишь с точки зрения своего времени, и стихотворные обработки античных тем, как, напр., "Энеида" Генриха фон Фельдеке и повествование о подвигах Александра Великого священника Ламирехта, описывают обычаи, современные авторам этих произведений и изображают действующих лиц в средневековом одеянии, не имевшем ничего общего с описываемою эпохою. Равным образом и художники Средних веков и эпохи Возрождения в своих картинах рядом с изображением Христа и Святых нередко со всею прелестью наивной искренности помещали рыцарей, города и замки своего времени.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. anachronismós, от ana- — обратно, назад, против и chrónos — время)

    1) ошибка против летосчисления (хронологии).

    2) Ошибочное или условное приурочение событий и черт одной эпохи к другой. А. органичны для искусства и литературы средних веков и Возрождения, для классицизма. В реалистическом искусстве 19—20 вв. А. в связи с требованием исторической правдивости воспринимается как недостаток произведения, но в отдельных случаях выступает как осознанный художественный приём (например, в романе «Дела господина Юлия Цезаря» Б. Брехта).

    3) В переносном смысле — пережиток старины, устаревшие, отжившие взгляды, обычаи, суждения, не вяжущиеся с современными воззрениями.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. анахрони́зм;
    2. анахрони́змы;
    3. анахрони́зма;
    4. анахрони́змов;
    5. анахрони́зму;
    6. анахрони́змам;
    7. анахрони́зм;
    8. анахрони́змы;
    9. анахрони́змом;
    10. анахрони́змами;
    11. анахрони́зме;
    12. анахрони́змах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж., греч. погрешность от соединения неодновременных событий; ошибка в летосчислении, в порядке событий или в обстановке их; несовременность, обчет, невсупорица.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    АНАХРОНИ́ЗМ, -а, муж. (книжн.).

    1. Пережиток старины.

    2. Нарушение хронологической точности ошибочным отнесением событий одной эпохи к другой, хронологически неточным выражением, изображением чего-н.

    | прил. анахронический, -ая, -ое.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Нарушение хронологической точности ошибочным отнесением событий или явлений одной эпохи к другой.

    Анахронизмы в историческом романе.

    2.

    Устарелое, не соответствующее условиям современности явление, понятие, мнение и т. п.; пережиток старины.

    Когда мы снимали на улицах и набережных героев нашего фильма, облаченных в костюмы первой половины XIX века, они не казались анахронизмом на фоне классической архитектуры современного Ленинграда. Гардин, Воспоминания.

    [От греч. ’ανά — назад и χρόνος — время]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск.) — не соответствующее времени, несовременное (в прямом смысле — ошибка в летосчислении, в порядке событий или в обстановке их)

    Ср. Редко теперь встретишь... мучеников, рыцарей и жертв науки. И педант науки — теперь стал анахронизмом, потому что ею не удивишь никого...

    Гончаров. Обрыв. 2, 5.

    Ср. αναχρονισμός (ανά, вверх, назад — χρόνος, время) — перенесение времени. αναχρονίζω — переношу в другое время.

    См. педант.

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    АНАХРОНИ́ЗМ, анахронизма, муж. (от греч. ana - назад и chronos - время) (книжн.).

    1. Ошибочное приурочение события одной эпохи к другой, нарушение хронологического правдоподобия (ист.). Упоминание о пушках в трагедии Шекспира "Юлий Цезарь" является анахронизмом.

    2. Явление или понятие отжившее, устаревшее, не соответствующее условиям современности; пережиток.

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Хронологическая неточность, ошибочное отнесение события, явления какой-либо одной эпохи к другой.

    II

    м.

    То, что устарело, не соответствует современности; пережиток старины.

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    АНАХРОНИЗМ (от греч. ana- - обратно - против и chronos - время), 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к др. времени.

    2) Намеренное внесение в изображение какой-либо эпохи несвойственных ей черт.

    3) Пережиток старины.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Современная энциклопедия

    АНАХРОНИЗМ (от греческого ana - обратно, против и chronos - время), 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени; внесение в изображение какой-либо эпохи несвойственных ей черт. 2) Пережиток старины.

  21. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  22. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  23. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. anachronismм. anachronism.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Anachronismus m, sg неизм., pl -men

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    анахронизм м Anachronismus ( - k r o - ] m, sg неизм., pl -men

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    anachronisme m

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    anacronismo m

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. книжн.

    anacronismo, soprravvivenza f arcaica

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Литературная энциклопедия

    Анахронизм

    АНАХРОНИЗМ (греч. «перенесение во времени») — нарочитое или ненамеренное нарушение хронологического правдоподобия, приписывание явлений или событий одной эпохи другой. Напр. в русских былинах (см.) богатыри кн. Владимира сражаются с «татарами погаными» и идут пить вино «во царев кабак». В пьесе немецкого мейстерзингера XVI в. Ганса Сакса (см.) «Неравные дети Евы» (Die ungleichen Kinder Evas) бог заставляет детей Адама и Евы читать «Отче наш». В трагедии Шекспира (см.) «Гамлет», король дохристианской Дании, пирует «под гром пушечных выстрелов» в замке Эльсинор, выстроенном в середине XVI в. Этот вид культурно-исторических А. неизменно наблюдается в художественном творчестве (словесном и изобразительном) эпох и общественных групп, не выработавших еще понятия «исторической правды» и не умеющих мыслить героев и события чуждых эпох вне своей привычной культурной обстановки. Поскольку однако подобные А. одинаково мало осознаются как ошибки и творящим, и воспринимающим художественное произведение, правильнее было бы применять термин А. к литературным произведениям и эпохам, поэтика к-рых требует соблюдения исторического колорита, — напр. к историческому роману XIX в.

    Если поэтика этого и родственных жанров нового времени стремится устранить А. исторические и культурно-бытовые, то А. в области социально-психологической почти неустранимы. Даже крупный художник редко бывает в состоянии освободиться от форм мышления и чувствования, свойственных его эпохе и общественной группе, и невольно переносит их на своих героев. Так по социально-психологическому облику герои «Войны и мира» Л. Толстого (см.) почти современны героям «Анны Карениной», и на переживаниях их отнюдь не отразилась более чем полувековая разница изображаемых художником эпох.

    А. этого типа меньше осознаются, чем А. культурно-исторические, и обычно лишь в литературных направлениях и произведениях, ставших предметом полемики различных литературных школ. Так часто в качестве примера социально-психологического А. приводится так наз. ложноклассическая трагедия с ее перенесением на античных героев переживаний придворной аристократии Франции XVII-XVIII вв. Но аналогичные А. можно отметить и в других направлениях и произведениях, иногда приводившихся в качестве образцов «реализма». Так Гамлет дофеодальной Дании у Шекспира отражает настроения английской аристократии XVI в., средневековые герои Вальтер-Скотта (см.) выявляют идеологию тори XVIII и начала XIX в.

    Чаще чем в области тематики, встречаются в реалистических исторических жанрах А. стилистические; недостаточное знакомство с яз. эпохи может повлечь не только употребление неологизмов, несвойственных эпохе, но и обратно — чрезмерное архаизирование этого яз. Так напр. в романе О. Форш «Одеты камнем» люди 60-х гг. говорят яз. начала XIX в.

    Как нарочитый художественный прием А. применяется: а) для устранения неканонических образов и выражений в так наз. «ложноклассической» поэзии, — напр. «стрелы» вместо «пули», «меч» вместо «сабля», — ср. Жуковский — «Певец во стане русских воинов»; б) для иронической игры временем у романтиков, — напр. введение в бытовую новеллу нач. XIX в. действующих лиц XVI в., — ср. Э. Т. А. Гофман — «Meister Floh», «Die Brautwahl»; в) для создания комического эффекта как неожиданным сочетанием бытовых форм и явлений разных эпох (анахронистическое сравнение девы Марии и архангела Гавриила с «супругой генерала» и «затянутым адъютантом» в «Гаврилиаде» Пушкина), так и непривычным сочетанием различных стилистически слов (в «Енеіде» Котляревского Эней «був хлопець хоть куды козак»). На последнем приеме основан комический эффект макаронической бурлескной поэзии (см.).

  37. Источник: Литературная энциклопедия



  38. Энциклопедический словарь

    АНАХРОНИ́ЗМ -а; м. [от греч. ana- назад, против и chronos - время].

    1. Хронологическая неточность, ошибочное отнесение событий или явлений одной эпохи к другой. Роман изобилует анахронизмами.

    2. Устарелое, не соответствующее современности явление, понятие, мнение и т.п.; пережиток старины.

    3. Разг. О том, кто придерживается старых обычаев, традиций и т.п.; консерватор. Живой а. кто-л.

    Анахрони́ческий, -ая, -ое (1-2 зн.). А-ая неточность. А-ие взгляды.

    * * *

    анахрони́зм

    (от греч. ana — обратно, против и chrónos — время), 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени. 2) Намеренное внесение в изображение какой-либо эпохи несвойственных ей черт. 3) Пережиток старины.

    * * *

    АНАХРОНИЗМ

    АНАХРОНИ́ЗМ (от греч. ana- — обратно, против и chronos — время),

    1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени;

    2) намеренное внесение в изображение какой-либо эпохи несвойственных ей черт;

    3) пережиток старины.

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Начала современного естествознания

    (от греч.anachronismos, отаnа — обратно, назад, против иchronos — время)

    1) ошибка против летоисчисления (хронологии), отнесение к.-л. события, явления к др. времени (проблема, поставленная в свое время И. Ньютоном против хронологии Скалигера и в наше время акад. А. Т. Фоменко с сотрудниками по пересмотру хронологии и истории России и Западной Европы);

    2) ошибочное или условное приурочение событий и черт одной эпохи к другой;

    3) в переносном смысле — пережиток старины, устаревшие, отжившие взгляды, обычаи, суждения, противоречащие современным воззрениям.

  41. Источник: Начала современного естествознания



  42. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  43. Источник:



  44. Большой Энциклопедический словарь

  45. Источник:



  46. Толковый словарь Даля

  47. Источник: