(греч.) — так называется всякая погрешность против хронологии. А. встречается особенно часто в произведениях поэзии и применяется здесь или сознательно, с целью произвести какое-либо впечатление (напр. комизма), или же является лишь случайным, вызванным незнанием поэта, который допускает существование уже в гораздо раннее время какого-либо обстоятельства, обычая, обряда и т. д., принадлежащего более позднему времени. Так, у Шекспира в его "Юлии Цезаре" башенные часы бьют три часа, а Шиллер в своем "Пикколомини" говорит о громоотводе, хотя последний изобретен лишь в XVIII столетии. В большей степени современная историческая и эстетическая критика осуждает поэтические произведения, которые, изображая с педантическою точностью внешнюю жизнь минувших времен, переносят в нее все духовное развитие и образ мыслей нынешних времен. Этим недостатком страдает вся старая французская псевдоклассическая трагедия, а равно и многие исторические романы. Иначе должны быть рассматриваемы А., встречающиеся в народной поэзии и в поэтических произведениях средних веков. В народном эпосе А. нередко является сознательно примененным характерным признаком. Здесь Ахиллес остается постоянно юным, Елена постоянно прекрасной; в продолжение нескольких веков Рустем в персидских, Марко в сербских героических сказаниях разделяют судьбу своих народов, не стареясь и постоянно оставаясь в непреклонной мужественной силе. Точно так же Средние века представляли весь свет лишь с точки зрения своего времени, и стихотворные обработки античных тем, как, напр., "Энеида" Генриха фон Фельдеке и повествование о подвигах Александра Великого священника Ламирехта, описывают обычаи, современные авторам этих произведений и изображают действующих лиц в средневековом одеянии, не имевшем ничего общего с описываемою эпохою. Равным образом и художники Средних веков и эпохи Возрождения в своих картинах рядом с изображением Христа и Святых нередко со всею прелестью наивной искренности помещали рыцарей, города и замки своего времени.
(греч. anachronismós, от ana- — обратно, назад, против и chrónos — время)
1) ошибка против летосчисления (хронологии).
2) Ошибочное или условное приурочение событий и черт одной эпохи к другой. А. органичны для искусства и литературы средних веков и Возрождения, для классицизма. В реалистическом искусстве 19—20 вв. А. в связи с требованием исторической правдивости воспринимается как недостаток произведения, но в отдельных случаях выступает как осознанный художественный приём (например, в романе «Дела господина Юлия Цезаря» Б. Брехта).
3) В переносном смысле — пережиток старины, устаревшие, отжившие взгляды, обычаи, суждения, не вяжущиеся с современными воззрениями.
муж., греч. погрешность от соединения неодновременных событий; ошибка в летосчислении, в порядке событий или в обстановке их; несовременность, обчет, невсупорица.
АНАХРОНИ́ЗМ, -а, муж. (книжн.).
1. Пережиток старины.
2. Нарушение хронологической точности ошибочным отнесением событий одной эпохи к другой, хронологически неточным выражением, изображением чего-н.
| прил. анахронический, -ая, -ое.
-а, м.
1.
Нарушение хронологической точности ошибочным отнесением событий или явлений одной эпохи к другой.
Анахронизмы в историческом романе.
2.
Устарелое, не соответствующее условиям современности явление, понятие, мнение и т. п.; пережиток старины.
Когда мы снимали на улицах и набережных героев нашего фильма, облаченных в костюмы первой половины XIX века, они не казались анахронизмом на фоне классической архитектуры современного Ленинграда. Гардин, Воспоминания.
[От греч. ’ανά — назад и χρόνος — время]
(иноск.) — не соответствующее времени, несовременное (в прямом смысле — ошибка в летосчислении, в порядке событий или в обстановке их)
Ср. Редко теперь встретишь... мучеников, рыцарей и жертв науки. И педант науки — теперь стал анахронизмом, потому что ею не удивишь никого...
Гончаров. Обрыв. 2, 5.
Ср. αναχρονισμός (ανά, вверх, назад — χρόνος, время) — перенесение времени. αναχρονίζω — переношу в другое время.
См. педант.
АНАХРОНИ́ЗМ, анахронизма, муж. (от греч. ana - назад и chronos - время) (книжн.).
1. Ошибочное приурочение события одной эпохи к другой, нарушение хронологического правдоподобия (ист.). Упоминание о пушках в трагедии Шекспира "Юлий Цезарь" является анахронизмом.
2. Явление или понятие отжившее, устаревшее, не соответствующее условиям современности; пережиток.
I
м.Хронологическая неточность, ошибочное отнесение события, явления какой-либо одной эпохи к другой.
II
м.То, что устарело, не соответствует современности; пережиток старины.
АНАХРОНИЗМ (от греч. ana- - обратно - против и chronos - время), 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к др. времени.
2) Намеренное внесение в изображение какой-либо эпохи несвойственных ей черт.
3) Пережиток старины.
АНАХРОНИЗМ (от греческого ana - обратно, против и chronos - время), 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени; внесение в изображение какой-либо эпохи несвойственных ей черт. 2) Пережиток старины.
муж. anachronismм. anachronism.
м
Anachronismus m, sg неизм., pl -men
анахронизм м Anachronismus ( - k r o - ] m, sg неизм., pl -men
м.
anachronisme m
м.
anacronismo m
м. книжн.
anacronismo, soprravvivenza f arcaica
АНАХРОНИЗМ (греч. «перенесение во времени») — нарочитое или ненамеренное нарушение хронологического правдоподобия, приписывание явлений или событий одной эпохи другой. Напр. в русских былинах (см.) богатыри кн. Владимира сражаются с «татарами погаными» и идут пить вино «во царев кабак». В пьесе немецкого мейстерзингера XVI в. Ганса Сакса (см.) «Неравные дети Евы» (Die ungleichen Kinder Evas) бог заставляет детей Адама и Евы читать «Отче наш». В трагедии Шекспира (см.) «Гамлет», король дохристианской Дании, пирует «под гром пушечных выстрелов» в замке Эльсинор, выстроенном в середине XVI в. Этот вид культурно-исторических А. неизменно наблюдается в художественном творчестве (словесном и изобразительном) эпох и общественных групп, не выработавших еще понятия «исторической правды» и не умеющих мыслить героев и события чуждых эпох вне своей привычной культурной обстановки. Поскольку однако подобные А. одинаково мало осознаются как ошибки и творящим, и воспринимающим художественное произведение, правильнее было бы применять термин А. к литературным произведениям и эпохам, поэтика к-рых требует соблюдения исторического колорита, — напр. к историческому роману XIX в.
Если поэтика этого и родственных жанров нового времени стремится устранить А. исторические и культурно-бытовые, то А. в области социально-психологической почти неустранимы. Даже крупный художник редко бывает в состоянии освободиться от форм мышления и чувствования, свойственных его эпохе и общественной группе, и невольно переносит их на своих героев. Так по социально-психологическому облику герои «Войны и мира» Л. Толстого (см.) почти современны героям «Анны Карениной», и на переживаниях их отнюдь не отразилась более чем полувековая разница изображаемых художником эпох.
А. этого типа меньше осознаются, чем А. культурно-исторические, и обычно лишь в литературных направлениях и произведениях, ставших предметом полемики различных литературных школ. Так часто в качестве примера социально-психологического А. приводится так наз. ложноклассическая трагедия с ее перенесением на античных героев переживаний придворной аристократии Франции XVII-XVIII вв. Но аналогичные А. можно отметить и в других направлениях и произведениях, иногда приводившихся в качестве образцов «реализма». Так Гамлет дофеодальной Дании у Шекспира отражает настроения английской аристократии XVI в., средневековые герои Вальтер-Скотта (см.) выявляют идеологию тори XVIII и начала XIX в.
Чаще чем в области тематики, встречаются в реалистических исторических жанрах А. стилистические; недостаточное знакомство с яз. эпохи может повлечь не только употребление неологизмов, несвойственных эпохе, но и обратно — чрезмерное архаизирование этого яз. Так напр. в романе О. Форш «Одеты камнем» люди 60-х гг. говорят яз. начала XIX в.
Как нарочитый художественный прием А. применяется: а) для устранения неканонических образов и выражений в так наз. «ложноклассической» поэзии, — напр. «стрелы» вместо «пули», «меч» вместо «сабля», — ср. Жуковский — «Певец во стане русских воинов»; б) для иронической игры временем у романтиков, — напр. введение в бытовую новеллу нач. XIX в. действующих лиц XVI в., — ср. Э. Т. А. Гофман — «Meister Floh», «Die Brautwahl»; в) для создания комического эффекта как неожиданным сочетанием бытовых форм и явлений разных эпох (анахронистическое сравнение девы Марии и архангела Гавриила с «супругой генерала» и «затянутым адъютантом» в «Гаврилиаде» Пушкина), так и непривычным сочетанием различных стилистически слов (в «Енеіде» Котляревского Эней «був хлопець хоть куды козак»). На последнем приеме основан комический эффект макаронической бурлескной поэзии (см.).
АНАХРОНИ́ЗМ -а; м. [от греч. ana- назад, против и chronos - время].
1. Хронологическая неточность, ошибочное отнесение событий или явлений одной эпохи к другой. Роман изобилует анахронизмами.
2. Устарелое, не соответствующее современности явление, понятие, мнение и т.п.; пережиток старины.
3. Разг. О том, кто придерживается старых обычаев, традиций и т.п.; консерватор. Живой а. кто-л.
◁ Анахрони́ческий, -ая, -ое (1-2 зн.). А-ая неточность. А-ие взгляды.
* * *
анахрони́зм(от греч. ana — обратно, против и chrónos — время), 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени. 2) Намеренное внесение в изображение какой-либо эпохи несвойственных ей черт. 3) Пережиток старины.
* * *
АНАХРОНИЗМАНАХРОНИ́ЗМ (от греч. ana- — обратно, против и chronos — время),
1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени;
2) намеренное внесение в изображение какой-либо эпохи несвойственных ей черт;
3) пережиток старины.
(от греч.anachronismos, отаnа — обратно, назад, против иchronos — время)
1) ошибка против летоисчисления (хронологии), отнесение к.-л. события, явления к др. времени (проблема, поставленная в свое время И. Ньютоном против хронологии Скалигера и в наше время акад. А. Т. Фоменко с сотрудниками по пересмотру хронологии и истории России и Западной Европы);
2) ошибочное или условное приурочение событий и черт одной эпохи к другой;
3) в переносном смысле — пережиток старины, устаревшие, отжившие взгляды, обычаи, суждения, противоречащие современным воззрениям.