«Безумие»

Безумие в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Безумие»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    термин нашего законодательства, означающий прирожденную или возникшую в младенчестве душевную болезнь — см. Болезни душевные.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. безу́мие;
    2. безу́мия;
    3. безу́мия;
    4. безу́мий;
    5. безу́мию;
    6. безу́миям;
    7. безу́мие;
    8. безу́мия;
    9. безу́мием;
    10. безу́миями;
    11. безу́мии;
    12. безу́миях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    БЕЗУМИЕ, безумство ср. отсутствие, недостаток, бедность ума; малоумие, сумасшествие, помешательство; тупость, глупость; сумасбродство, шаль, дурь; нерассудительность, безрассудство. Безумный, сиб. безумленный, малоумный, помешанный; безумный также значит глупый, шальной, безрассудный. Безумное дело, доказывающее безрассудство человека. Безумливый, вологод. безумоватый, несколько безумный, малоумный, беспамятный, беспамятливый (безумный и безумливый, как глупый и глуповатый). Безумность и безумливость жен. состояние безумного и безумливого. Безумец, безумок или безумник муж. безумица, безумница жен. безумка ·об. человек, лишенный ума; поступающий безрассудно. Безумщина жен. бессмыслица, бестолочь, бестолковщина; сумасбродство. Безумить кого, делать без ума, лишать ума, сбивать с толку; выводить из себя; безуметь, лишаться ума, рассудка, памяти. Счастье обезумило его, он забылся. Никак ты сдуру обезумел? Безумничать, безумствовать, дурить, дурачиться; поступать как безумный, делать глупости, несообразности. Безумничанье, безумствование ср. поступки безумника.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    БЕЗУ́МИЕ, -я, ср.

    1. То же, что сумасшествие (устар.).

    2. Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении. Любить до безумия (очень сильно).

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ср.

    1. Сумасшествие.

    Приступ безумия.

    2.

    Крайнее безрассудство; безрассудный поступок.

    [Матвею] казалось, что обедать в ресторане — чистое безумие. Короленко, Без языка.

    до безумия

    чрезвычайно (о крайней степени какого-л. свойства, состояния.).

    Любить до безумия.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    БЕЗУ́МИЕ, безумия, мн. нет, ср.

    1. Безрассудство, безрассудный поступок. С его стороны было безумием принимать такие условия. Любить до безумия.

    2. Сумасшествие (устар.).

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ср. разг.

    1.

    Сумасшествие.

    2.

    перен.

    Крайнее безрассудство.

    отт. Безрассудный поступок.

    3.

    перен.

    Чрезвычайная сила проявления какого-либо чувства, состояния и т.п.; неистовство.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.
    1) (сумасшествие) madness, insanity припадок безумия ≈ brainstorm довести до безумия
    2) (безрассудство) folly Ваше предложение - чистое безумие! ≈ what you propose is sheer folly! чистое безумие любить до безумияmadness, folly;

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    безумие с 1. (сумасшествие) Wahnsinn m 1 2. (безрассудство) Unbesonnenheit f, Unsinn m 1

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    1)(сумасшествие) Wahnsinn m

    2)(безрассудство) Unbesonnenheit f, Unsinn m

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    1)(сумасшествие) démence f

    2)(безрассудство) folie f

    до безумия — à la folie

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    1)(сумасшествие) locura f, demencia f

    2)(безрассудство) imprudencia f, insensatez f



    до безу́мия разг. — hasta la locura

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    1)уст.(сумасшествие) pazzia f, follia f

    2)(безрассудство) follia f, sconsideratezza f

    до безумия — alla follia

    безумие пытаться... — è da pazzi tentare di...

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. История Философии: Энциклопедия

    БЕЗУМИЕ

    понятие, приобретающее собственно философскую и культурологическую размерность в контексте выхода книги Фуко ‘История безумия в классическую эпоху’ (1961). Осмысливая генезис современного европейского человека, Фуко анализирует становление феномена Б. в истории европейского Запада. По мысли Фуко, в конце средних веков культуру Европы охватили тревога и беспокойство. Б. и безумец несли в себе ‘и угрозу, и насмешку, и головокружительную бессмыслицу мира, и смехотворное ничтожество человека’. При этом Б. полагалось не только предвестником апокалипсиса, оно полагалось также и знанием, элементами некоего труднодостижимого, скрытого от всех, эзотерического знания. Гуманизм 16 в., который, по мысли А.Арто, ‘не возвеличил, а умалил человека’, предварил эпоху классицизма, давшую начало новому пониманию Б. 1) Б. становится формой, соотнесенной с разумом. Оба служат друг другу мерой. 2) Б. превращается в одну из форм самого разума. Оно сохраняет определенный смысл и самоценность, лишь находясь в пространстве последнего. ‘Истина Б.’, по Фуко, стала ‘одним из ликов разума’, благодаря которой он обрел ‘еще большую уверенность в себе’. Эпоха Возрождения выпустила на свободу голоса Б., сумев усмирить их неистовую силу; классическая эпоха... заставила Б. умолкнуть. Так, Декарт отметил, что Б. сродни сновидению и заблуждению ума во всех его формах. Для 16 в. He-разум был некой прямо грозящей опасностью, которая всегда могла... нарушить связь субъективного восприятия и истины. Со времен Декарта Б. помещено ‘вне той неотъемлемо принадлежащей субъекту сферы, где он сохраняет все права на истину, — т.е. вне той сферы, какой является для классической мысли сам разум... Если отдельный человек всегда может оказаться безумным, то... мысль безумной быть не может’. Появляется институт изоляции безумных, медицина применительно к ним приняла ‘форму репрессии, принуждения, обязанности добиваться спасения собственной души’. Классическая эпоха, согласно Фуко, уподобила друг другу ряд самых различных форм девиантного поведения и собственно Б. на основе ‘общего знаменателя’ неразумия: ‘наше научное и медицинское познание безумия имплицитно основывается на сложившемся в эту эпоху этическом опыте неразумия, и это неоспоримый факт’. ‘Неразумие’ выступило своеобычным обобщением осуждаемого, отрицаемого и тайного опыта, но ‘на его основе не только сложился такой социальный институт, как изоляция, не только возникла система категорий и практик, относящихся к Б., но прошла перестройка всей этической сферы’. 19 в. создал понятие ‘душевной болезни’, де-сакрализировав Б.: ‘человек неразумный’ был переведен в больницу, а изоляция стала терапевтической мерой. Фуко ставит проблему: ‘Какой смысл заключает в себе упрямое и неотвязное присутствие безумия в современном мире — такого безумия, которое неизбежно влечет за собой свою науку, свою медицину, своих врачей и которое целиком поглощается пафосом душевной болезни’. При этом немаловажно и то, что ‘вся проблематика Б.’ начала центрироваться на представлениях о ‘материальности души’. К 19 в. неразумие начинает интерпретироваться и как ‘психологическое следствие моральной вины’: ‘все что было в безумии парадоксальным проявлением небытия, станет лишь естественным возмездием за моральное зло’. ‘Научная’ психиатрия 19 в. отныне становится возможной. По мысли Фуко, весьма значимым в судьбах ‘научной’ психиатрии оказалось создание психоанализа: ‘Фрейд вновь стал рассматривать безумие на уровне его языка, восстанавливая один из центральных элементов опыта, обреченного позитивизмом на немоту...он вернул медицинской мысли понятие о возможности диалога с неразумием... Психоанализ — это вовсе не ответвление психологии; это возврат к тому самому опыту неразумия, в сокрытии которого, собственно, и состоит смысл психологии в современном мире’. Как отмечает Фуко, если до 17 в. средой, наиболее благоприятствующей распространению Б., считалось богатство и прогресс, то в 19 в. эту роль берет на себя нищета. Б. осмысляется в рамках социальной морали: оно превращается в стигмат класса, отказавшегося принять формы буржуазной этики. Б. утрачивает связь с неразумием. Медицинское и психологическое понятие сумасшествия становится полностью внеисторическим, претворяясь в нравственную критику, направленную на все, что способно подорвать благоденствие и спасение человечества. Согласно Фуко, ‘представление о сущности безумия’, которое имплицитно перешло от 18 в. к 19 в. таково: 1) Роль изоляции состоит в том, чтобы свести Б. к его истине. 2) Истина Б. равна ему самому минус окружающий мир, минус общество, минус все, что идет в разрез с природой. 3) Этой истиной Б. является сам человек в своей простейшей изначальной неотчуждаемости. 4) Неотчуждаемым началом выступает в человеке единство Природы, Истины и Морали, иными словами, сам Разум. 5) Исцеляющая сила Убежища заключается в том, что оно сводит Б. к истине, которая есть одновременно и истина Б., и истина человека, к природе, которая есть одновременно природа болезни и безмятежная природа мироздания. По Фуко, ‘отныне всякое объективное осмысление безумия, всякое познание его, всякая высказанная о нем истина будет разумом как таковым... концом отчуждения в сумасшествии’. Безумец прежде выступал Чужим относительно Бытия — человеком-ничто, иллюзией. Теперь он Чужой относительно себя самого, Отчужденный, Сумасшедший. Результатом выступает то, что ‘все то, что составляло неоднозначный, основополагающий и конститутивный опыт безумия’, окажется утрачено в ‘сплетении теоретических конфликтов, связанных с проблемами истолкования различных феноменов безумия’. Главный тезис книги Фуко заключается в том, что до 19 в. не было Б.; психиатрия создала психические болезни; современная культура непреднамеренно создала такой образ психической болезни, в который можно вглядываться, ища разгадки сущности человека. По мысли Фуко, истина Б. связывает истину дурных инстинктов человека с его телом. Таковая истина несовместима с общественными нормами. Излечение безумных становится уделом других людей (ср. у Делеза: ‘Чтобы сойти с ума, нужны двое. С ума сходят всегда на пару’), а — как итог — ‘истина человека’ как таковая посредством Б. и тела становится объектом научного исследования, надзора и управления.

  27. Источник: История Философии: Энциклопедия



  28. Философская энциклопедия

    БЕЗУМИЕ

    — психическое и душевное состояние, поведение, противоположное разумности. Имеются два основных подхода к анализу Б.: медицинский и филос. Согласно первому, Б. является болезнью; согласно второму, это духовная (моральная, религиозная) категория. Спор между сторонниками этих т.зр. уходит корнями в античность. Стоики, представители филос. подхода, считали, что душевные расстройства происходят от избытка страстей и неспособности к моральной ответственности. Платон называл одержимыми поэтов. Существовала близкая смысловая связь между представлениями о Б. и самоубийстве. Имела распространение и противоположная т.зр., одним из самых известных ее представителей был Гиппократ, считавший психические черты личности происходящими от физических причин.

    С наступлением Средневековья медицинский подход надолго исчезает. Б. считается сакральной категорией: в нем видят одержимость бесами, до 15 в. сумасшедших приравнивали к еретикам и колдунам. Они оказывали, однако, некоторое влияние на жизнь общества через пророчества, юродство и т.п. Медицинский подход вновь проявляется в 15—16 вв.: больных изолируют, помещают в дома для умалишенных. Вплоть до 18 в. Б. не считалось, однако, болезнью, равной прочим (так, больных плохо кормили, заковывали в цепи).

    Один из основоположников современной психиатрии фр. врач Ф. Пинель (1745—1826) развил идею «морального лечения» Б. С одной стороны, он рассматривал его как заболевание, имеющее органическую природу, с другой — считал, что нельзя понять Б., не обратившись к познанию духовной жизни. В рамках медицинского подхода сам термин «Б.» стал считаться уничижительным и постепенно заменился термином «психические заболевания». В 18—19 вв. постепенно возобладал медицинский подход к психическим болезням, вытеснив специфический филос. интерес к Б. Понятие «Б.» расщепилось на различные медицинские категории, в зависимости от т.зр. на патогенез психических заболеваний. В 19 в. в связи с развитием уголовного права психиатрия разрабатывает критерии невменяемости. Медицинский подход достигает пика, психиатрия становится позитивистски ориентированной наукой, основанной на физиологии.

    Радикальный поворот в подходе к Б. осуществил З. Фрейд. Психоанализ переходит к изучению психического функционирования в его становлении, перенося акцент с нозологии болезни на ее психологические истоки и, далее, с болезни на больного. Считая неврозы и даже некоторые психозы обусловленными воспитанием, психическими (моральными) конфликтами детства, Фрейд практически реанимировал филос. подход, переведя его в русло исследования социальной детерминированности Б. В 20 в. в психиатрии получили широкое распространение «мягкие» методики психотерапии (беседы, групповая терапия, игры и т.п.), что отражает дальнейшее развитие начатой психоанализом линии рассмотрения психических отклонений как имеющих психологические (неорганические) причины. В отличие от антич. варианта филос. подхода в настоящее время характерным является поиск не моральных, а обусловленных внешней средой (воспитанием, культурой) причин психических болезней.

    Одним из наиболее ярких представителей философии протеста против господства медицинского подхода является М. Фуко, который считает его яркой демонстрацией отказа от рассмотрения специфической «антропологической» реальности Б. Филос. анализ симптомов психических отклонений позволяет исследовать специфические черты не только их самих, но и того, что считается разумом, и поставить вопрос об обоснованности превосходства последнего.

    Подобных воззрений придерживаются также некоторые др. современные философы и психиатры, в частности, идеолог движения «антипсихиатрии» Р.Д. Лэйнг, который пишет, что по сравнению с миром психически больного мир здорового человека беднее, и проводит связь между Б. и трансцендентальным (религиозным) опытом.

  29. Источник: Философская энциклопедия



  30. Энциклопедический словарь

    БЕЗУ́МИЕ -я; ср.

    1. Сумасшествие. В припадке безумия.

    2. Разг. Крайнее безрассудство; безрассудный поступок. Считать затею безумием. Строить город на болоте - чистое б.

    До безу́мия, в зн. нареч. Очень, чрезвычайно. Любить, страдать до безумия. Увлечься чем-л. до безумия.

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Безумие см. Болезнь.

  33. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  34. Энциклопедия кино

    «БЕЗУМИЕ», СССР, Таллинфильм, 1968, ч/б, 79 мин. Драматическая притча.

    Конец второй мировой войны. В загородном доме для умалишенных эсэсовцы готовятся к операции по уничтожению пациентов. Но главврач, зная о приближении советских войск, придумывает историю с английским шпионом, будто бы скрывающимся среди больных. Чтобы провести расследование, в клинику прибывает штурмбанфюрер СС Виндиш и временно отменяет приказ о расстреле. Под видом врача Виндиш знакомится с персоналом, историями болезни пациентов. От общения с больными гестаповец сам находится на грани помешательства...

    В ролях: Волдемар Пансо (см. ПАНСО Волдемар Ханс), Юри Ярвет (см. ЯРВЕТ Юрий Евгеньевич), Бронюс Бабкаускас (см. БАБКАУСКАС Бронюс Адам), Валерий Носик (см. НОСИК Валерий Бенедиктович), Викторас Плютс (см. ПЛЮТС Викторас), Харий Лиепиньш (см. ЛИЕПИНЬШ Харий), Эльвира Жебертавичюте, Вацлавас Бледис (см. БЛЕДИС Вацлавас), Маре Хелластэ-Гаршнек.

    Режиссер: Калье Кийск (см. КИЙСК Калье Карл). Автор сценария: Виктор Лоренц (см. ЛОРЕНЦ Виктор Клавс). Оператор: Анатолий Заболоцкий (см. ЗАБОЛОЦКИЙ Анатолий Дмитриевич). Художник-постановщик: Халья Клаар (см. КЛААР Халья). Композитор: Лембит Веево (см. ВЕЕВО Лембит). Звукорежиссер: Хаат Лаанеметс.

    Приз за лучшее исполнение мужской роли (актер Ю.Ярвет) КФ республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии в Минске—69.

  35. Источник: Энциклопедия кино



  36. Социология: Энциклопедия

    - понятие, приобретающее собственно философскую и культурологическую размерность в контексте выхода книги Фуко "История безумия в классическую эпоху" (1961). Осмысливая генезис современного европейского человека, Фуко анализирует становление феномена Б. в истории европейского Запада. По мысли Фуко, в конце средних веков культуру Европы охватили тревога и беспокойство. Б. и безумец несли в себе "и угрозу, и насмешку, и головокружительную бессмыслицу мира, и смехотворное ничтожество человека". При этом Б. полагалось не только предвестником апокалипсиса, оно полагалось также и знанием, элементами некоего труднодостижимого, скрытого от всех, эзотерического знания. Гуманизм 16 в., который, по мысли А.Арто, "не возвеличил, а умалил человека", предварил эпоху классицизма, давшую начало новому пониманию Б. 1) Б. становится формой, соотнесенной с разумом. Оба служат друг другу мерой. 2) Б. превращается в одну из форм самого разума. Оно сохраняет определенный смысл и самоценность, лишь находясь в пространстве последнего. "Истина Б.", по Фуко, стала "одним из ликов разума", благодаря которой он обрел "еще большую уверенность в себе". Эпоха Возрождения выпустила на свободу голоса Б., сумев усмирить их неистовую силу; классическая эпоха... заставила Б. умолкнуть. Так, Декарт отметил, что Б. сродни сновидению и заблуждению ума во всех его формах. Для 16 в. Не-разум был некой прямо грозящей опасностью, которая всегда могла... нарушить связь субъективного восприятия и истины. Со времен Декарта Б. помещено "вне той неотъемлемо принадлежащей субъекту сферы, где он сохраняет все права на истину, - т.е. вне той сферы, какой является для классической мысли сам разум... Если отдельный человек всегда может оказаться безумным, то... мысль безумной быть не может". Появляется институт изоляции безумных, медицина применительно к ним приняла "форму репрессии, принуждения, обязанности добиваться спасения собственной души".

    Классическая эпоха, согласно Фуко, уподобила друг другу ряд самых различных форм девиантного поведения и собственно Б. на основе "общего знаменателя" неразумия: "наше научное и медицинское познание безумия имплицитно основывается на сложившемся в эту эпоху этическом опыте неразумия, и это неоспоримый факт". Неразумие выступило в роли осуждаемого, отрицаемого и тайного опыта, но "на его основе не только сложился такой социальный институт, как изоляция, не только возникла система категорий и практик, относящихся к Б., но прошла перестройка всей этической сферы". 19 в. создал понятие "душевной болезни", десакрализировав Б.: "человек неразумный" был переведен в больницу, а изоляция стала терапевтической мерой. Фуко ставит проблему: "Какой смысл заключает в себе упрямое и неотвязное присутствие безумия в современном мире - такого безумия, которое неизбежно влечет за собой свою науку, свою медицину, своих врачей и которое целиком поглощается пафосом душевной болезни". При этом немаловажно и то, что "вся проблематика Б." начала центрироваться на представлениях о "материальности души". К 19 в. неразумие начинает интерпретироваться и как "психологическое следствие моральной вины": "все, что было в безумии парадоксальным проявлением небытия, станет лишь естественным возмездием за моральное зло". "Научная" психиатрия 19 ст. отныне становится возможной.

    По мысли Фуко, весьма значимым в судьбах "научной" психиатрии оказалось создание психоанализа: "Фрейд вновь стал рассматривать безумие на уровне его языка, восстанавливая один из центральных элементов опыта, обреченного позитивизмом на немоту... он вернул медицинской мысли понятие о возможности диалога с неразумием... Психоанализ - это вовсе не ответвление психологии; это возврат к тому самому опыту неразумия, в сокрытии которого, собственно, и состоит смысл психологии в современном мире". Как отмечает Фуко, если до 17 ст. средой, наиболее благоприятствующей распространению Б., считалось богатство и прогресс, то в 19 в. эту роль берет на себя нищета. Б. осмысляется в рамках социальной морали: оно превращается в стигмат класса, отказавшегося принять формы буржуазной этики. Б. утрачивает связь с неразумием. Медицинское и психологическое понятие сумасшествия становится полностью внеисторическим, претворяясь в нравственную критику, направленную на все, что способно подорвать благоденствие и спасение человечества. Согласно Фуко, "представление о сущности безумия", которое имплицитно перешло от 18 ст. к 19, таково: 1) Роль изоляции состоит в том, чтобы свести Б. к его истине. 2) Истина Б. равна ему самому, минус окружающий мир, минус общество, минус все, что идет вразрез с природой. 3) Этой истиной Б. является сам человек в своей простейшей изначальной неотчуждаемости. 4) Неотчуждаемым началом выступает в человеке единство Природы, Истины и Морали, иными словами, сам Разум. 5) Исцеляющая сила Убежища заключается в том, что оно сводит Б. к истине, которая есть одновременно и истина Б., и истина человека, к природе, которая есть одновременно природа болезни и безмятежная природа мироздания. По Фуко, "отныне всякое объективное осмысление безумия, всякое познание его, всякая высказанная о нем истина будет разумом как таковым... концом отчуждения в сумасшествии". Безумец прежде выступал Чужим относительно Бытия - человеком-ничто, иллюзией. Теперь он Чужой относительно себя самого, Отчужденный, Сумасшедший. Результатом выступает то, что "все то, что составляло неоднозначный, основополагающий и конститутивный опыт безумия" окажется утрачено в "сплетении теоретических конфликтов, связанных с проблемами истолкования различных феноменов безумия".

    Главный тезис книги Фуко заключается в том, что до 19 в. не было Б.; психиатрия создала психические болезни; современная культура непреднамеренно создала такой образ психической болезни, в который можно вглядываться, ища разгадки сущности человека. По мысли Фуко, истина Б. связывает истину дурных инстинктов человека с его телом. Таковая истина несовместима с общественными нормами. Излечение безумных становится уделом других людей (ср. у Делеза: "Чтобы сойти с ума, нужны двое. С ума сходят всегда на пару"), а - как итог - "истина человека" как таковая посредством Б. и тела становится объектом научного исследования, надзора и управления.

    А.А. Грицанов

  37. Источник: Социология: Энциклопедия



  38. Словарь церковнославянского языка

  39. Источник:



  40. Словарь антонимов

  41. Источник:



  42. Толковый словарь Даля

  43. Источник: