Большая Советская энциклопедия

    (Gros)

    Антуан (16.3.1771, Париж, — 26.6.1835, там же), французский живописец. Сын художника-миниатюриста. Учился в Париже у Ж.Л. Давида (с 1785) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787). В 1793—1801 работал в Италии. Духом патетической героики овеяны изображения Наполеона в ранних работах Г. и ряд его батальных картин («Битва при Назарете», 1801, Музей изящных искусств, Нант; «Наполеон в госпитале чумных в Яффе», 1803—04, «Битва при Эйлау», 1808, — обе в Лувре, Париж), которые поражали современников жизненной выразительностью. Яркую патетику вносил Г. и в парадный портрет («Полковник Ф. Фурнье-Сарловез», 1812, Лувр). Эти работы вели к разрушению канонов Классицизма и оказали влияние на романтиков Т. Жерико и Э. Делакруа. Однако положение официального живописца Наполеона I толкало Г. на путь ложного пафоса, льстивой идеализации и беспринципности. В годы Реставрации он перешёл к восхвалению Бурбонов. Писал также картины на античные и средневековые сюжеты.

    Лит.: Escholier К., Gros. Ses amis, ses éléves, P., 1936.

    А. Гро. «Наполеон на Аркольском мосту». Этюд. Около 1797—98. Лувр. Париж.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Даля

    ср., нескл., франц. название шелковых, самых плотных тканей, ныне изменяющихся по обыку; грогро, гроденапль и пр. разные виды их. Гродетур, одна из таких же, бывших, тканей.

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Толковый словарь Даля

  5. Источник: