(Gros)
Антуан (16.3.1771, Париж, — 26.6.1835, там же), французский живописец. Сын художника-миниатюриста. Учился в Париже у Ж.Л. Давида (с 1785) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787). В 1793—1801 работал в Италии. Духом патетической героики овеяны изображения Наполеона в ранних работах Г. и ряд его батальных картин («Битва при Назарете», 1801, Музей изящных искусств, Нант; «Наполеон в госпитале чумных в Яффе», 1803—04, «Битва при Эйлау», 1808, — обе в Лувре, Париж), которые поражали современников жизненной выразительностью. Яркую патетику вносил Г. и в парадный портрет («Полковник Ф. Фурнье-Сарловез», 1812, Лувр). Эти работы вели к разрушению канонов Классицизма и оказали влияние на романтиков Т. Жерико и Э. Делакруа. Однако положение официального живописца Наполеона I толкало Г. на путь ложного пафоса, льстивой идеализации и беспринципности. В годы Реставрации он перешёл к восхвалению Бурбонов. Писал также картины на античные и средневековые сюжеты.
Лит.: Escholier К., Gros. Ses amis, ses éléves, P., 1936.
А. Гро. «Наполеон на Аркольском мосту». Этюд. Около 1797—98. Лувр. Париж.
ср., нескл., франц. название шелковых, самых плотных тканей, ныне изменяющихся по обыку; грогро, гроденапль и пр. разные виды их. Гродетур, одна из таких же, бывших, тканей.