(liuto — ит., luth — фр., Laute — нем.) — весьма распространенный в старину, теперь забытый струнный инструмент персидского происхождения, бывший в употреблении у арабов и перешедший в Европу через Испанию. Инструмент этот имел приблизительно вид современной мандолины, но гораздо больших размеров. Первоначально на нем было от 4 до 5 струн, позднее 24 струны, из которых 14 шли по грифу, а 10 натягивались сбоку грифа. Строй первых струн менялся вследствие укорачивания их пальцами, строй вторых не менялся во время игры. Л. были различных величин. Басовая Л., саженной величины, называлась теорбой. Музыка для Л. нотировалась буквами на 6 линейках. Длительность каждого звука, изображавшегося буквой, обозначалась нотой, поставленной против этой буквы над шестой линейкой. На Л. играли миннезингеры. Знаменитые виртуозы на Л. — Конрад Пауман (XV ст.), Ганс Герле, Мельхиор Нейзидлер в Нюрнберге (XVI ст.). Школы игры на Л. появились в начале XVI ст. в Венеции и в XVIII ст. в Нюрнберге. Литература Л. в свое время разрослась до громадных размеров, так как этот инструмент играл такую же роль, как в настоящее время фортепиано. Для Л. перекладывалось все, что появлялось в области музыкальной литературы. Малороссийские бандура и торбан имеют сходство с Л.
Н. С.
(польск. lutnia; первоисточник: арабское аль’уд, буквально — дерево)
струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет выпуклый овальный корпус, короткую широкую шейку с отогнутой назад головкой, 6—16 струн (иногда число струн доходило до 24). Верхняя дека плоская с большим резонаторным отверстием. В основе настройки струн — различные последовательности интервалов кварты и терции (в зависимости от исполняемого произведения). Л. ведёт своё происхождение от арабо-иранского уда (сведения о нём восходят к 3—7 векам, занесённого в конце средних веков в Испанию и Сицилию. Отсюда под названием Л., с некоторыми изменениями в конструкции, инструмент распространяется в странах Западной, а затем и Восточной Европы. Наивысшего расцвета искусство игры на Л. достигло в 16—17 веках. Ко 2-й половине 18 века Л. была вытеснена гитарой (См. Гитара).
жен., малоуп. музыкальное орудие, род бандуры, гитары. Лютнист муж. -стка жен. играющий на лютне.
ЛЮ́ТНЯ, -и, род. мн. -тен, жен. Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент.
| прил. лютневый, -ая, -ое.
-и, род. мн. -тен, дат. -тням, ж.
Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент.
[От итал. liuto]
ЛЮ́ТНЯ, лютни, род. мн. лютней, жен. (польск. lutnia, от араб., букв. дерево) (муз. ист.). Старинный струнный щипковый инструмент. Серенада под аккомпанемент лютни.
ж.
Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент с короткой шейкой и овальным корпусом.
ЛЮТНЯ (польск. lutnia - первоисточник: араб. аль-уд - дерево), 1) струнный щипковый музыкальный инструмент ближневосточного происхождения (см. Уд), распространенный у разных народов Вост. и Юж. Европы (кобза и др.), Африки и Азии. В Зап. Европе появился в позднем средневековье.
2) Общее название группы струнных инструментов, имеющих как обязательные резонансный корпус и струноноситель.
В Китае символизирует гармонию между правителями и министрами; дружбу; оргазмическое блаженство. Один из четырех символов учености наряду с литературой, живописью и шахматами. В христианстве символизм Орфея и его лютни использовался в первые века после Р, Х. для изображения последователей Христа и Евангелия. Человеческие страстные желания символизируются дикими зверями, которых укрощает Добрый Пастырь - Христос. В Древней Греции Орфей как Добрый Пастырь был посредником между Богом и человеком, а его лютня символизировала гармонию и примирение природных сил; очарованные дикие звери означали самопознание и мастерское разрешение конфликта.
лю́тня Через польск. lutnia, чеш. loutna из ср.-в.-н. lûtе – то же, которое восходит через ит. liutо к араб. аl-Ώūd (Ώūd "дерево, древесина"); см. Литтман 91; Карлович 350; Мi. ЕW 161, 172; Клюге-Гётце 348; М.-Любке 30; Локоч 166.
жен.;
муз. luteж. lute.
ж муз.
Laute f
лютня ж муз. Laute f c
ж.
(муз. инструмент) luth m
ж. муз.
laúd m
струнный щипковый музыкальный инструмент. В своей классической форме она имеет изящный корпус в форме половинки груши, шейку с ладами, колковую коробку, отогнутую назад под углом к шейке, звуковое отверстие в виде розетки и 11 струн (пять пар и одинарная дискантовая струна). Слово "лютня" употребляется также в самом общем смысле для обозначения струнных инструментов, имеющих резонаторный корпус и шейку, поверх которых натягиваются струны. Под это определение не подходят цитры (у них нет шейки), лиры с поперечной планкой вместо шейки, а также арфы, где струны располагаются под прямым углом к корпусу; но определение охватывает фидели, или смычковые лиры, а также гитары, колесные лиры и многие другие инструменты. Овальная или грушевидная форма является признаком принадлежности к лютневому семейству для ряда инструментов эпохи Возрождения, значительно отличающихся друг от друга размерами, длиной шейки, количеством и расположением струн, а также названием. Большая популярность таких лютен была обусловлена их универсальностью, кроме того, они легко совершенствовались, что позволяло им поспевать за быстрым развитием гармонической и полифонической техники. Исполняя мелодический рисунок или аккордовые последовательности, лютня хорошо вписывалась в любой ансамбль и была идеальным аккомпаниатором для голоса. Подобно большинству современных инструментов, европейская лютня представляла собой всего лишь усовершенствованный вариант ближневосточной модели, которая проникла в Европу в Средние века через Испанию. Короткие лютни того же типа, в которых шейка по существу является продолжением корпуса, получили распространение в Китае, Японии, Индии и Малайзии, в то время как лютня стала главным инструментом в арабской профессиональной музыке. Длинные лютни, в которых корпус является всего лишь маленьким резонатором, прикрепленным к длинной шейке, представляют собой более древний вариант инструмента, по-видимому, происходящий от музыкального лука; их еще можно обнаружить у тюркских народов Азии, а также в Китае, Японии и Северной Африке.
ЛЮ́ТНЯ -и; мн. род. -тен, дат. -тням; ж. [от итал. liuto] Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. Играть на лютне. Звуки лютни. Струны лютни зазвенели.
* * *
лю́тня(польск. lutnia, первоисточник: араб. аль-уд — дерево), струнный щипковый музыкальный инструмент ближневосточного происхождения (смотри Уд), распространённый у разных народов Восточной и Южной Европы (кобза и др.), Африки и Азии. В Западной Европе появился в VIII—X вв.
* * *
ЛЮТНЯЛЮ́ТНЯ (польск. lutnia, первоисточник: араб. аль-уд — дерево), общее название группы струнных инструментов, имеющих как обязательные резонансный корпус и струноноситель. Собственно лютня — струнный щипковый музыкальный инструмент ближневосточного происхождения (смотри уд(см. УД)), распространенный у разных народов Восточной и Южной Европы (кобза(см. КОБЗА)), Африки и Азии. В Западной Европе появилась в позднем средневековье.
(польск. lutnia; первоисточник: араб. аль'уд, букв. - дерево) - струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет выпуклый овальный корпус (склеенный из отдельных сегментов), короткую широкую шейку с отогнутой назад под прямым углом головкой. Верхняя дека плоская, с большим круглым резонаторным отверстием, в к-рое обычно вставлена ажурная розетка из дерева или папье-маше. Струны жильные, крепятся внизу к приклеенной на деке подставке, вверху наматываются на поперечные колки, вставленные в головку. Количество струн (в разное время и у разных экземпляров) - 6-16; 1-я струна одинарная, остальные - парные (иногда число струн доходило до 24). Наибольшим распространением пользовались 6-8-струнные Л. В основе настройки - квартово-терцовые соотношения (обычно терция в середине и кварты по краям), менявшиеся в зависимости от исполняемого произв. До нач. 16 в. Л. обычно не имели ладов или их было не более 4. Затем число ладов (делались навязными из жильных струн) увеличилось до 11. Во время исполнения Л. держали, оперев корпус о колени и слегка приподняв шейку вверх. Звук извлекали, защипывая струны пальцами, иногда плектром. По характеру звучания Л. близка к гитаре.
Л. ведёт своё происхождение от уда - одного из древнейших и главных струн. инструментов арабо-иранской муз. культуры, сведения о к-ром восходят к 3-7 вв. В конце средних веков уд был занесён маврами и сарацинами в Испанию и Сицилию, откуда в 14 в. под назв. Л. и с нек-рыми изменениями в конструкции распространился в странах Зап., а позднее и Вост. Европы, включая Польшу, Украину и отчасти Россию (с нач. 18 в. - гл. обр. среди петерб. придв. круга). В эпоху Возрождения Л. приобрела господствующее положение как в проф., так и любительском исполнительстве. На ней играли соло, вводили её в состав разл. ансамблей и оркестров, аккомпанировали собственному пению, солистам, хору. Об исключит. популярности Л. свидетельствуют многочисл. картины, рисунки и гравюры, на к-рых художники изображали лютнистов и лютнисток с инструментами в руках. Наивысшего расцвета иск-во игры на Л. достигло в 16-17 вв. Ко 2-й пол. 18 в. Л. была вытеснена гитарой и струнными клавишными инструментами (клавикорд, клавесин, позднее - фортепьяно). В 19 в. интерес к Л. и лютневой музыке возник вновь. Однако Л. этого времени ничем, кроме формы резонаторного корпуса, не отличалась от гитары (имела прямую головку, более узкую шейку с врезанными металлич. ладами, 6 одинарных струн и квартовый строй). Сохранила своё значение лишь в странах Востока. Бытует в Армении под араб. назв. "уд".
Для Л. была создана обширная муз. лит-ра. Часто авторы произв. были одноврем. и исполнителями. Среди наиболее крупных композиторов-лютнистов 16-18 вв.: итальянцы Фр. Спиначчино, Франческо да Милано, В. Галилеи, француз Д. Готье, англичанин Дж. Дауленд, немцы Г. Нёйзидлер и С. Вайс, поляки В. А. Длугорай и Б. Пенкель, украинец по происхождению, петерб. придв. музыкант Т. Белоградский. Л. использовали в своих соч. А. Вивальди, Г. Гендель, Й. Гайдн (сам хорошо игравший на Л.) и др.Музыка для Л. записывалась при помощи табулатуры.
В 16 в. были созданы разновидности Л. - более высокая по строю, дискантовая пандурина и низкие, басовые - теорба и китаррон (архилютня). В 16-18 вв. работали выдающиеся мастера по изготовлению Л. - П. Габбони, И. Вайс, И. Тильке, И. Гофман и др.
Литература: Вrеnе t M., Notes sur l'histoire du luth en France, Turin, 1899; La Laurencie L., Les luthistes, P., 1928; Zuth J., Handbuch der Laute und Guitarre, W., 1926-28.К. А. Вертков.«Самый важный и самый интересный в музыкально-историческом отношении инструмент», -- так говорят о лютне многие музыканты, интересующиеся историей музыкальных инструментов. Лютня была распространена во всем древнем мире -- в Месопотамии, Индии и Китае, в Египте и Ассирии, в Древней Греции и Риме, у персов и арабов. Арабы считали лютню самым совершенным из всех музыкальных инструментов и называли ее королевой инструментов. Именно через арабов лютня попала в Европу: она появилась в Испании в VIII веке, когда ее завоевали мавры. С течением времени из Испании лютня проникла в Италию, Францию, Германию и другие страны. Много веков продолжалось ее господство в музыкальной жизни. В XV -- XVII веках она звучала повсюду. Использовали ее и как сольный инструмент, и для сопровождения. Лютни больших размеров звучали в ансамблях и даже в оркестрах. Постепенно ей пришлось уступить свое место смычковым инструментам: они обладали более мощным и ярким звуком. А в домашнем музицировании лютню вытеснила гитара. Если вы когда-нибудь видели репродукцию картины Караваджо «Лютнист», то представляете себе, как выглядит этот инструмент. Корпус, напоминающий половину дыни или панцырь черепахи, довольно большой по размеру, широкий гриф с колками для натяжения струн. Нижняя дека, то есть выпуклая часть корпуса, для красоты часто проложена кусочками черного дерева или слоновой кости. Посередине верхней деки -- вырез, сделанный в виде красивой звезды или розы. У больших, так называемых архилютен, таких вырезов-роз было три. Количество струн на лютне бывало разным, от шести до шестнадцати, причем все они, кроме двух самых высоких, были удвоенными в унисон или октаву. Играли на лютне сидя, положив ее на левое колено. Правой рукой защипывали струны, в то время как левая фиксировала их на грифе, удлиняя или укорачивая. Несколько десятков лет назад казалось, что лютня -- инструмент. ушедший от нас безвозвратно. Но в последние годы появился интерес к старинной музыке, старинным инструментам. Поэтому теперь в концертах ансамблей старинной музыки вы можете иногда увидеть лютню и ее разновидности -- архилютню и теорбу.