Словарь Брокгауза и Ефрона

    Арпеджиатура (от итал. arpa — арфа) — так называется исполнение аккордов на фортепиано и струнных инструментах, как на арфе, причем звуки аккорда следуют один за другим. Самый употребительный знак для А.

    А. в более старинной фортепианной музыке, около 1700 г., применялись так часто, что целые пьесы написаны таким способом.">

    ставится перед аккордом; иногда употребляется также знак дуги: (. Арпеджированные аккорды называются также "ломаными", или разбитыми; с этим выражением связаны такие звуковые группы в гармонической фигурации, которые происходят от раздробления аккордов и в которых отдельные ноты аккорда могут подвергаться различной перестановке. Такие фигуры и суть так называемые басы Альберти (арфовые басы, арпеджированные басы, или, точнее, арпеджированный аккомпанемент в басу), носящие свое название от Доменико Альберти (знаменитого певца и виртуоза на клавесинах, жившего в первой половине XVIII столетия в Италии и Испании), который особенно часто употреблял в своих композициях для клавесины такие расчлененные аккорды в виде фигур аккомпанемента. А. в более старинной фортепианной музыке, около 1700 г., применялись так часто, что целые пьесы написаны таким способом.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    правильнее арпеджо (итал. arpeggio, от arpeggiare — играть на арфе), исполнение звуков аккорда вразбивку, большей частью начиная с нижнего тона. А. применяют при игре на арфе, а также на фортепиано и других музыкальных инструментах.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. арпеджио.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    ср., нескл., итал., муз. взятие (пальцами или смычком) аккорда, созвучия, но не зараз, а переваливаясь со струны на струну, со звука на звук; перевал.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Малый академический словарь

    и арпе́джо. муз.

    1. нареч.

    Исполнение звуков аккорда не одновременно, а поочередно, обычно от нижнего к верхнему.

    2. в ед. ч. нескл.; мн. арпе́джии, -ий, ср.

    Самый аккорд, исполняемый таким образом.

    [итал. arpeggio]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    АРПЕ́ДЖИО (точнее арпэджо; итал. arpeggio от arpa - арфа) (муз.).

    1. нареч. О способе исполнения аккордов, при котором составляющие их тоны берутся не сразу, а быстро один за другим.

    2. сущ., в ед. нескл., мн. арпеджии, арпеджий, ср. Самый аккорд, исполняемый указанным способом (разг.). Сыграть несколько арпеджий.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    нескл. ср.; = арпе́джо

    Последовательное извлечение звуков аккорда (обычно начиная с нижнего тона).

    II

    нареч. качеств.-обстоят.; = арпе́джо

    1.

    Извлекая звуки не одновременно, а быстро один за другим (о способе исполнения аккордов).

    2.

    Употребляется как несогласованное определение.

    Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    АРПЕДЖИО (правильнее арпеджо) (итал. arpeggio - от arpa - арфа), исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная с нижнего тона, при игре на арфе, фортепиано и др. инструментах.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    АРПЕДЖИО (правильнее арпеджо) (итальянское arpeggio, от arpeggiare - играть на арфе), исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно, обычно начиная с нижнего тона, при игре на струнных и клавишных инструментах.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    arpeggo

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с. муз.

    arpège m

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. нескл. муз.

    arpegio m

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Энциклопедия Кольера

    исполнение аккорда на манер игры на арфе, последовательное (а не одновременное) исполнение тонов аккорда. В нотной записи арпеджио может обозначаться волнообразной вертикальной линией слева от аккорда; иногда арпеджио выписывается мелкими нотами, как украшение.

  27. Источник: Энциклопедия Кольера



  28. Энциклопедический словарь

    АРПЕ́ДЖИО,АРПЕ́ДЖО [от итал. arpeggiare - играть на арфе].

    I. нареч. Извлекая звуки аккорда не одновременно, а поочерёдно.

    II. только мн.: арпе́джии, -ий; м. и ср. Последовательное извлечение звуков аккорда (обычно от нижнего к верхнему).

    * * *

    арпе́джио

    (правильнее арпеджо) (итал. arpeggio, от arpeggiare — играть на арфе), исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная с нижнего тона, при игре на струнных и клавишных инструментах.Арпеджио.

    * * *

    АРПЕДЖИО

    АРПЕ́ДЖИО (правильнее арпеджо) (итал. arpeggio, от arpa — арфа), исполнение звуков аккорда(см. АККОРД) последовательно, большей частью начиная с нижнего тона, при игре на арфе, фортепиано и др. инструментах.

  29. Источник: Энциклопедический словарь



  30. Музыкальная энциклопедия

    арпеджо (итал. arpeggio, от arpeggiarе - играть на арфе) - исполнение звуков аккорда "вразбивку" одного за другим, как на арфе. Применяется преим. при игре на струн. и клавишных инструментах. Обозначается волнистой линией перед аккордом и другими знаками.

    При игре на клавишных инструментах все арпеджируемые звуки обычно выдерживаются, пока не истечет длительность аккорда. В очень широко изложенных фп. аккордах, в к-рых невозможно одновременно взять все звуки, они выдерживаются с помощью правой педали. При игре на струн. инструментах в соответствии с их возможностями выдерживаются только 2 верхних звука или 1 самый верхний. Скорость арпеджирования определяется характером пьесы. В настоящее время применяется лишь арпеджирование аккорда снизу вверх, начиная с самого низкого звука; ранее было употребительным и арпеджирование сверху вниз: (см. нотные примеры).

    Встречалось и последовательное арпеджирование сначала вверх, затем вниз (у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и других).

    Я. И. Мильштейн.

  31. Источник: Музыкальная энциклопедия



  32. Музыкальный словарь

    Что такое аккорд вы, наверное, уже прочли, если не знали этого раньше. Когда звуки аккорда берут не одновременно, а поочередно, то и получается арпеджио. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом arpeggio (правильнее его произносить -- арпеджо), что в переводе означает -- как будто на арфе, -- потому что именно для арфы он наиболее характерен. Вы, наверное, не раз слышали нежные переливы арпеджио в исполнении арфы. А в музыкальной школе начинающие пианисты развивают технику, играя арпеджио наряду с обязательными гаммами. В нотах арпеджио обычно обозначается волнистой вертикальной чертой, поставленной перед аккордом. Если нужно исполнить арпеджио (или еще говорят -- арпеджиато) ряд аккордов, в нотах рядом с этими аккордами просто пишут итальянское слово -- arpeggio. Изредка записывают арпеджио маленькими нотками, которые затем слиговываются -- соединяются дугами с основными нотами аккорда. На струнных смычковых инструментах вообще все аккорды играются только арпеджиато. Эти инструменты устроены так, что одновременно можно вести смычок только по двум соседним струнам. Если же нужно захватить еще и третью, или все четыре, то музыканту приходится «пробежаться» по ним смычком -- звуки возникнут не вместе, хотя и очень быстро один за другим.

  33. Источник: Музыкальный словарь



  34. Большой Энциклопедический словарь

  35. Источник:



  36. Толковый словарь Даля

  37. Источник: