Большая Советская энциклопедия

    Казимир (6.11.1879, Пажегей, Зарасайский район, — 2.12.1924, Кенигсберг), литовский языковед. Окончил Петербургский университет. Профессор Томского (1919—20) и Каунасского (с 1922) университетов. Специалист по балтийским и славянским языкам. Изучал историческую грамматику и этимологию литовского языка, проблемы заимствований из соседних языков в литовский, а также вопросы русской и вообще славянской этимологии. Внёс серьёзный вклад в исследование связи балтийских языков с др. индоевропейскими языками.

    Соч.: Rinktiniai raštai, t. 1—3, Vilnius, 1958—62.

    Лит.: Мажюлис В., К. Буга, в сборнике: Вопросы славянского языкознания, в. 3, М., 1958; Búténas 1. ir Kruopas 1., Kalbininkas Kaziemieras Búga, Vilnius, 1955.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Даля

    жен., архан. урема, оренб. низменные берега речные, поросшие ивняком, осокорником и кустами, на ширину поймы; лесная полоса, на сколько она потопляется яроводьем; лес и кустарник, по водопольному руслу. На всей полосе этой вода перебуравливает лес, образует овраги, водороины и наклоняет всякую поросль по течению. Бугор жен. хлам, дрязг, нанос.

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    бу́га "низменные берега реки, поросшие ивняком, осокорником и кустами на ширину поймы", арханг. (Подв.), оренб. (Даль); сравнивается (М. - Э. 1, 267) с лтш. bauga 1. "топкое место у реки; крутая дорога", 2. "плохая почва". По семантическим соображениям это сравнение следовало бы предпочесть этимологии Остен-Сакена (IF 22, 312 и сл.), который русск. слово с исходным. знач. "топь" считает родственным лит. bangà "волна", лтш. buoga "каменистый участок в поле, поросший кустарником", др.-инд. bháŋgas "топь, волна"; однако к этим словам близко также бу́жать "ломать из земли камень", арханг. (Даль). Возм., связано с бужа́ть?

  5. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  6. Большая биографическая энциклопедия

    или Багуй — татарский сборщик податей в Устюге. В 1262 г., как будто по предварительному соглашению, во Владимире, Суздале, Ярославле и др. городах Суздальской земли, а по Никоновской летописи — "по всем градом русским", начали собираться веча, на которых вечники решали изгонять бесерменских откупщиков татарской дани, сильно притеснявших народ. В Устюге в то время сборщиком податей был "Буга-богатырь". Этот Б. взял у одного крестьянина, за неуплату податей, дочь "девку" "на постелю", по смыслу известий — еще ранее 1262 г. В том же 1262 г., по известиям местных летописцев, на Устюг пришла грамота от вел. кн. Александра Невского, "что татар бити". Само собою разумеется, что при той политике, которой держался Александр Невский до отношению к татарам, от него не могло выйти грамоты об истреблении "сыроядцев", как тогда называли сборщиков податей, а иногда и вообще татар; но вполне естественно, что в народе могли распространиться слухи о подобной грамоте. Народ собрался на вече, и Буге грозила опасность. Но по совету девки, которой, очевидно, с течением времени полюбился насильник, Б. является на вече, извиняется в своих действиях перед гражданами и заявляет о своем желании принять христианство. Сделавшись христианином с именем Иоанна и женившись на взятой им девке, которая в рукописных святцах названа Марией, Буга своим благочестием и добрыми делами приобрел всеобщую любовь сограждан. Недалеко от Устюга (тогда, а теперь в самом городе), на одной горе, где Б. часто забавлялся соколиной охотой, почему и гора до настоящего времени удержала название Соколиной, или Сокольей, новый христианин видел сон, который побудил его построить на горе церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, при которой образовался потом женский монастырь. Когда супруги скончались — неизвестно, а погребены оба в Устюге у церкви Вознесения на посаде. Рукописные святцы считают Иоанна (Бугу) преподобным.

    А. Э.

    {Брокгауз}

  7. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  8. Советская историческая энциклопедия

    Бугады, - в религии тунгусов (эвенков) фантастич. образ хозяина или хозяйки тайги, "матери зверей"; являлся в то же время олицетворением Вселенной. Рисовался в виде лося, оленя или человека. Культ Б. был связан с верой в духов - хозяев природы и покровителей промысла.

    Лит.: Анисимов А. Ф., Религия эвенков..., М.-Л., 1958.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Толковый словарь Даля

  11. Источник: