«Триумф»

Триумф в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Триумф»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Энциклопедический словарь
  20. Советская историческая энциклопедия
  21. Энциклопедия кино
  22. Реальный словарь классических древностей
  23. Энциклопедия социологии
  24. Словарь антонимов
  25. Тезаурус русской деловой лексики
  26. Большой Энциклопедический словарь
  27. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (triumphus) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Т. выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Т. стал допускаться лишь при наличности целого ряда условий. Т. считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел imperium (см.) и вел войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Т. могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (imperium extraordinarium). T. определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в Т., военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев). Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать Т. лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся Т., ждал решения вопроса, будет ли ему дарован Т., находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего еще imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего Т. imperium в городе. В день, назначенный для Т., участвовавшие в нем собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (villa publica) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звездами пурпуровую тогу (toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями. Когда Камилл (см.) впервые запряг во время своего Т. белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время Т. стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи. В древнейшую эпоху, пока Рим вел войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть ее составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать Т. на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамена, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоеванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах. Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для Т. много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесенные победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой — около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение Т. составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побежденные цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время Т. убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали "Jo triumphe" и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом иоде, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по via sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались еще игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев). Лица, получившие Т., имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период Т. сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения Т. — права вести войну "suis auspiciis". Сохранив Т. лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен Т. лишь право одевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов. Последний Т. был, кажется, справленсправлен ДиоклетианомДиоклетианом. Менее важную и торжественную форму Т. представляла так называемая "овация" (см.).

    Д. Кар.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (лат. triumphus)

    в Древнем Риме торжественное вступление в столицу полководца-победителя с войском (от Марсова поля к храму Юпитера на Капитолий). Триумфальное шествие открывалось сенаторами и магистратами, следом двигалась колесница, запряжённая четвёркой белых коней, с триумфатором, увенчанным лавровым венком и атрибутами Юпитера; колесницу сопровождали музыканты и певцы. Затем шло войско, несли добычу, а также вели знатных пленников. На Капитолии приносились жертвы Юпитеру, частично делилась добыча. Затем начинались пир и игры в цирке. Т. устраивался по разрешению сената и являлся высшей наградой полководцу. Имя триумфатора записывалось в триумфальные фасты. В императорское время Т. удостаивались лишь императоры и их ближайшие родственники. В переносном смысле Т. — блестящий успех, выдающаяся победа.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. триу́мф;
    2. триу́мфы;
    3. триу́мфа;
    4. триу́мфов;
    5. триу́мфу;
    6. триу́мфам;
    7. триу́мф;
    8. триу́мфы;
    9. триу́мфом;
    10. триу́мфами;
    11. триу́мфе;
    12. триу́мфах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж. победное торжество славы, торжественная встреча. Триумфальные ворота, в честь победителей сооруженные.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ТРИУ́МФ, -а, муж. Блестящий успех, торжество [первонач. в Древнем Риме торжественная встреча полководца, возвращающегося с победой]. Т. певца.

    | прил. триумфальный, -ая, -ое. Триумфальная арка (построенная в ознаменование военной победы).

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Торжественная встреча полководца-победителя и его во́йска в древнем Риме.

    2.

    Выдающийся, блестящий успех, победа, торжество.

    Триумф русского оружия. Триумф советского балета.

    Этот спектакль был настоящим триумфом для юного артиста. Публика устроила ему овацию. Щепкина-Куперник, Театр в моей жизни.

    [лат. triumphus]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ТРИУ́МФ, триумфа, муж. (лат. triumphus от греч. thriambos - праздничное шествие в честь бога вина и веселья Вакха) (книжн.).

    1. В древнем Риме - торжественная встреча полководца, возвращающегося после победы (ист.).

    2. перен. Блестящий успех, торжество, доставляемое удачей, победой. Выступить на сцене с триумфом.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Торжественный въезд полководца-победителя и его войска в столицу (в Древнем Риме).

    II

    м.

    Выдающийся, блестящий успех, победа; торжество.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ТРИУМФ (лат. triumrhus) - в Др. Риме торжественное вступление в столицу полководца-победителя с войском (от Марсова поля на Капитолий). Устраивался по решению сената и является высшей наградой полководцу. В переносном смысле - блестящий успех, выдающаяся победа.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    ТРИУМФ (латинское triumphus), в Древнем Риме торжественное вступление в столицу победителя с войском (от Марсова поля на Капитолий). Устраивался по решению сената и являлся высшей наградой полководцу. В переносном смысле - блестящий успех, выдающаяся победа.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    триу́мф род. п. -а, начиная с XVII в. (Ф. Прокопович; см. Огиенко, РФВ 66, 368). Через нем. Triumph из лат. triumphus от греч. θρίαμβος "тройной шаг"; см. Вальде – Гофм. 2, 707 и сл.

  23. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. triumph с триумфомм. triumph.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    триумф м Triumph m 1a

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Triumph m

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    triomphe m

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    triunfo m (тж. высок.)

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    trionfo; successo strepitoso

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Энциклопедический словарь

    ТРИУ́МФ -а; м. [лат. triumphus]

    1. Выдающийся, блестящий успех, победа, торжество Т. русского балета. Т. артиста. Блистательный т. Полный т.

    2. В Древнем Риме: торжественная встреча полководца-победителя.

    * * *

    триу́мф

    (лат. triumphus), в Древнем Риме торжественное вступление в столицу полководца-победителя с войском (от Марсова поля на Капитолий). Устраивался по решению сената и являлся высшей наградой полководцу. В переносном смысле — блестящий успех, выдающаяся победа.

    * * *

    ТРИУМФ

    ТРИУ́МФ (лат. triumphus), в Др. Риме торжественное вступление в столицу полководца-победителя с войском (от Марсова поля на Капитолий). Устраивался по решению сената и является высшей наградой полководцу. В переносном смысле — блестящий успех, выдающаяся победа.

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Советская историческая энциклопедия

    (лат. triumphus) - в Древнем Риме торжественное вступление в столицу полководца и его войска после окончания победоносной войны (в к-рой было убито не менее 5 000 врагов). Т. удостаивался по решению сената лишь тот, кто имел империй и вел войну в качестве главнокомандующего. Открываемое сенаторами и магистратами триумфальное шествие начиналось на Марсовом поле и направлялось к храму Юпитера на Капитолий. Следом в сопровождении музыкантов и певцов двигалась колесница, запряженная четверкой белых коней, на к-рой восседал триумфатор, увенчанный лавровым венком, с аттрибутами Юпитера. За ним шло войско. Воины пели импровизированные хвалебные, а иногда, с целью магич. защиты триумфатора, и высмеивающие его песни, а раб восклицал: "Помни, что ты человек!". Затем несли добычу: золото, оружие, изображения покоренных земель и городов и т. д., вели знатных пленников. Жрецы и юноши сопровождали жертвенных быков. На Капитолии приносились жертвы Юпитеру, слагалась и частично делилась между воинами добыча; затем устраивались пир (иногда для всей публики, иногда только для магистратов) и игры в цирке. Имя триумфатора записывалось в триумфальные фасты. В императорское время Т. удостаивались лишь императоры и их ближайшие родственники.

    Лит.: Versnel H. S., Triumphus. An inquiry into the origin, development and meaning of the Roman triumph, Leiden, 1970.

  39. Источник: Советская историческая энциклопедия



  40. Энциклопедия кино

    ТРИУМФ, Россия, Новое кино, 2000, цв., 80 мин. Криминальная мелодрама.

    Захолустный городок. Две подростковые банды делят сферы влияния. Стычками «абреков» и «рентгенов» ловко манипулирует их сверстник Андрей по прозвищу Рыжий — и, таким образом, расчищает себе путь к криминальному успеху. В план его действий вторгается нежданная помеха — любовь к неприступной красавице Юльке. Это чувство разрушает безнравственный, но цельный мир Рыжего, и в конечном итоге губит его.

    В ролях: Петр Ульянов, Екатерина Черепухина, Арам Геворкян, Анатолий Пономарев, Артур Смольянинов, Даниил Большов, Ляна Ильницкая, Людмила Аринина (см. АРИНИНА Людмила Михайловна), Сергей Бездушный.

    Режиссеры: Олег Погодин (см. ПОГОДИН Олег Георгиевич), Владимир Алеников (см. АЛЕНИКОВ Владимир Михайлович). Авторы сценария: Олег Погодин (см. ПОГОДИН Олег Георгиевич), Евгений Фролов, Владимир Алеников (см. АЛЕНИКОВ Владимир Михайлович), Денис Родимин. Операторы: Владислав Опельянц (см. ОПЕЛЬЯНЦ Владислав), Максим Осадчий (см. ОСАДЧИЙ Максим). Художники-постановщики: Никита Мурзин, Федор Савельев. Композитор: Максим Фадеев. Продюсер: Александр Элиасберг.

  41. Источник: Энциклопедия кино



  42. Реальный словарь классических древностей


    • Triumphus,

    см. Dona militaria, Награды военные, 1-4.

  43. Источник: Реальный словарь классических древностей



  44. Энциклопедия социологии

    (от лат. triumphus - торжество, чествование) - англ. triumph; нем. Triumf. 1. В Древнем Риме - торжественный въезд полководца-победителя в столицу. 2. Выдающийся, блестящий успех; победа, торжество.

  45. Источник: Энциклопедия социологии



  46. Словарь антонимов

  47. Источник:



  48. Тезаурус русской деловой лексики

  49. Источник:



  50. Большой Энциклопедический словарь

    ТРИУМФ
    ТРИУМФ (лат. triumrhus) - в Др. Риме торжественное вступление в столицу полководца-победителя с войском (от Марсова поля на Капитолий). Устраивался по решению сената и является высшей наградой полководцу. В переносном смысле - блестящий успех, выдающаяся победа.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  51. Источник:



  52. Толковый словарь Даля

  53. Источник: