«Эмаль»

Эмаль в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Эмаль»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Современная энциклопедия
  12. Строительный словарь
  13. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  19. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  21. Научно-технический энциклопедический словарь
  22. Биологический энциклопедический словарь
  23. Энциклопедия Кольера
  24. Энциклопедический словарь
  25. Геологическая энциклопедия
  26. Большой энциклопедический политехнический словарь
  27. Большая политехническая энциклопедия
  28. Русско-английский политехнический словарь
  29. Dictionnaire technique russo-italien
  30. Русско-украинский политехнический словарь
  31. Русско-украинский политехнический словарь
  32. Естествознание. Энциклопедический словарь
  33. Юридическая энциклопедия
  34. Большой Энциклопедический словарь
  35. Большой Энциклопедический словарь
  36. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    I(франц. émail, итальянск, smalto, немецк. Schmelz, средневек.-латинск. smaltum, от верхненемецк. глагола smelzan — плавить, русск. финифть) — стекловидное легкоплавкое вещество, наносимое на металлические предметы для предохранения их от окисления (например, на железную, чугунную, медную и др. посуду), или же употребляемое только для их украшения (как напр., для золотых и серебряных ювелирных изделий). Поэтому покрытие предметов Э. или их эмальирование бывает двоякого рода: одно относится к разряду чисто ремесленных производств, другое составляет особую отрасль применения искусства к промышленности. В настоящее время слово Э. употребляется преимущественно в этом втором, художественном значении. Материалом для эмальирования служит стеклянный сплав, содержащий в себе свинцовую соль (или буру), получивший белизну или непрозрачность от примеси олова, или же прозрачный и окрашенный в какой-либо цвет через прибавку к нему соли того или другого металла. Это — тот же самый сплав, из которого изготавливаются смальты, т. е. столбики, употребляемые при производстве наборной мозаики (см.). Число различных цветов и оттенков этого сплава простирается теперь более чем до 20000. Чтобы быть пригодным для использования в Э., сплав разбивается на куски, которые потом превращаются в мелкий порошок посредством толчения в ступке. Каждый порошок известного цвета хранится впредь до употребления в банке с притертой пробкой или в какой-либо другой плотно закрытой посуде. Самое эмальирование бывает следующих двух главных родов. 1) Выемчатая Э. (émail champlevé); если надо украсить металлическую пластинку Э. этого рода, на ней вырезаются вглубь места, которые должно занимать подлежащее воспроизведению изображение, причем оставляются неуглубленными главные его контуры; дно углублений или гнезд, образующихся между этими контурами, делается шероховатым, и затем они наполняются порошком смальты того или другого цвета, смоченным водой и похожим на тесто. В таком виде пластинка высушивается на воздухе и потом, для окончательного удаления воды из порошка, — на горячих углях. После того она кладется в муфель и подвергается в нем накаливанию. По прошествии некоторого времени, когда наложенный на пластинку порошок вполне расплавился, ее вынимают из муфеля с большой осторожностью — так, чтобы её остывание шло постепенно, потому что при быстром охлаждении Э. может дать трещины и отстать от металла. Затем пластинку омывают слабым раствором серной кислоты и чистой водой и, наложив на нее снова в те же места мокрого порошка смальты тех же цветов, вторично обжигают ее в муфеле. Эту операцию иногда проделывают в третий, четвертый и т. д. раз до тех пор, пока поверхность сплавившейся Э. не окажется после её охлаждения находящейся на одном уровне с поверхностью выступающих частей металла. В заключение эмальированная вещь шлифуется мокрым песчаником и снова обжигается в муфеле для того, чтобы поверхность Э. сделалась совершенно гладкой и блестящей. Надо заметить, что, прибегая к способу выемчатой Э., углубления на пластинке можно производить и не резцом, а штампованием; если предмет литой, то можно изготовлять их при самой его отливке. 2) Второй способ назыв. перегородочной Э. Если надлежит эмальировать всю поверхность пластинки по этому способу, ее окружают невысоким, также металлическим бордюром; затем нарезают из того же металла тонкие полоски или ленточки и, сгибая их помощью щипцов, ставят на ребро внутри этого огороженного пространства так, чтобы они обозначали собой контуры рисунка, которым хотят украсить пластинку. Дабы полоски не съезжали со своих мест, их прикрепляют к пластинке воском или слегка припаивают к ней. Полученные таким образом промежутки между полосками наполняют мокрым порошком смальты надлежащих цветов и помещают пластинку для накаливания в муфель, в котором расплавившаяся смальта плотно пристает к полоскам и прочно прикрепляет их ко дну углубления. Дальнейший процесс изготовления перегородочной Э. — такой же, как и в технике Э. выемчатой. В том случае, когда желают украсить перегородочной Э. не всю поверхность пластинки, а только известную её часть, то эта часть вырезывается в виде одного общего углубления, и уже в нем располагаются перегородки из вышеупомянутых полосок. Оба способа эмальирования, выемчатый и перегородочный, иногда употребляются при украшении одного и того же изделья совместно, и тогда Э. называется смешанной (mixte). Каким бы способом пластинка ни была эмальирована, задняя её сторона обыкновенно покрывается одноцветным (преимущественно, белым) слоем Э. с целью её защиты от действия паров воды и газов, содержащихся в воздухе. Производство Э., как доказывают то археологические находки, было известно издревле в Ассирии, Финикии, Египте и вообще на Востоке. Вероятно, оттуда оно было занесено в Грецию и Италию. В эпоху падения Римской империи мы находим его также у сев.-западных народов — у галлов, кельтов, вендов и др. племен, пользовавшихся им для украшения фибул, блях, браслетов и прочих принадлежностей костюма, а также для отделки оружия и конской сбруи. Но особенно блестящим образом развилось это искусство в пристрастной к роскоши Византии, где оба рода Э., выемчатая и перегородочная, нашли себе обширное применение при изготовлении не только различных ювелирных изделий светского характера, но и драгоценной церковной утвари — потиров, других священных сосудов, дарохранительниц, ковчежцев для мощей, окладов на богослужебные книги, небольших икон, крестов и пр. Сохранившиеся образцы византийской перегородочной Э., каковы, напр., род иконостаса, известный под названием Pala d'oro, в венецианском соборе св. Марка., так наз. "Железная корона" в соборе Монцы, отделка алтаря в миланской церкви св. Амвросия, реликварий в соборе Лимбурга на Лане и многие другие предметы, хранящиеся в различных общественных музеях и частных коллекциях (между прочим, в Имп. Эрмитаже и в собраниях покойного А. Звенигородского и М. П. Боткина), поражают удивительной тонкостью работы и чистотой колеров смальты. Из Византии искусство Э. распространилось, с одной стороны, в Грузию и в Русь домонгольского периода [Замечательные образцы древнерусской Э., в том числе золотая диадема и другие изделия, найденные в Киеве в 1889 г., можно видеть в Имп. Эрмитаже], а с другой, — в Западную Европу, где, начиная с XI века, это мастерство процветало особенно на Рейне (в Кельне, Трире и др. местах) и во Франции, в Лиможе. Развитие западной средневековой Э. нельзя, впрочем, объяснять единственно византийским влиянием: его причиной, по-видимому, были также традиции предшествовавшего варварского производства; это тем более вероятно потому, что в Византии Э. употреблялась почти исключительно для украшения золотых вещей, а на Рейне и в Лиможе она наводилась, главным образом, на медные изделия. В XIV столетии, на смену выемчатой и перегородочной Э. явился, прежде всего, в Италии, а потом и в других странах, новый род художественных Э., так наз. просвечивающая Э. (opera di basso rilievo, émaux de bassetaille, émail translucide), техника которой состоит в том, что на металлической поверхности исполняется невысоким рельефом изображение, после чего она покрывается сплошь полупрозрачной Э. так, чтобы возвышенные части изображения просвечивали сквозь нее сильнее, чем углубленные части, и через то получался эффект света и теней. К этому третьему разряду Э. относятся также металлические изделия, украшенные гравированным изображением, на которое наведена просвечивающая Э. Четвертый род Э. составляют Э. живописные (émaux peints, émaux en apprêt), называемые также, по главному месту их производства, процветавшего во второй половине XVI стол., лиможскими. Изготовление изделий этого рода состоит в том, что медный предмет покрывается весь непрозрачной Э. темного, по большей части черного цвета, и на полученном фоне художник пишет огнеупорными красками изображение, которое потом обжигается. Образцы лиможской Э. — блюда, тазы, другие сосуды различного вида, образа, декоративные щиты и доски — высоко ценятся любителями искусства за изящество их форм и мастерство украшающей их живописи. На них были изображаемы библейские или мифологические сцены, отдельные фигуры, портреты и орнаменты, преимущественно, гризалью, иногда с прокладкой телесного тона; но встречаются также изображения, исполненные в несколько тонов и играющие блеском золота или серебра, подложенного под прозрачные краски. Работами подобного рода больше всех других мастеров прославились Леонар Пеникó (1495—1513), Леонар Лимузен (1505—ок. 1575), Пьер Реймон (трудившийся в 1534—82 гг.) и Жан Куртуа (ум. в 1586 г.). В XVI стол. лиможская Э. пришла в упадок и вскоре была совершенно вытеснена из употребления изобретенной шатоденским ювелиром Жаном Тутеном (работал в 1618—40 гг.) живописью огнеупорными красками всевозможных цветов по белому слою Э., наведенному на металлическую поверхность. Эта отрасль прикладного искусства, имеющая близкое сходство с живописью на фарфоре, была в большой моде до начала XIX стол., служа для украшения золотых табакерок, карманных часов, медальонов и тому подобных вещей. Прием исполнения этой живописи — миниатюристический. Особенно распространены были миниатюрные эмалевые портреты на золоте, по части которых самым знаменитым мастером явился женевец Жан Петитó (1607—91). Кроме вышеуказанных родов Э., в эпоху Возрождения с успехом возделывались еще два других, а именно: так назыв. венецианская Э. и сквозная или филигранная Э. Техника первой состоит в том, что на слой цветной или белой Э., наведенный на поверхность металлического предмета, напр., подноса, накладываются слегка выпуклые орнаменты, вытисненные и вырезанные из тонкого золотого, серебряного или золоченного медного листа, после чего предмет подвергается накаливанию, по окончании которого орнаменты остаются прочно припаявшимися к Э. Что касается до филигранной Э., то её изготовление сопряжено с большой трудностью. Оно состоит в том, что отверстия, сделанные в ювелирной вещи, заполняют мокрой массой порошка цветной прозрачной смальты, этой массе дают совершенно высохнуть и затем обжигают: расплавившийся порошок превращается в стекло, и в отверстиях оказываются как бы вправленные рубины, сапфиры или другие драгоценные каменья. В начале XIX стол. Э. на Западе Европы служила почти единственно для украшения карманных часов, но позднее, когда псевдоклассическое направление искусства сменилось романтическим и в обществе возбудилось внимание к художественным произведениям средних веков и цветущей поры Возрождения, все роды Э. снова заняли видное место в промышленности. Повсюду, преимущественно же в Париже, Люне, Брюсселе, Мехельне, Ахене, Кельне и Вене, завелись мастерские, из которых стали выходить отличные подражания старинным эмальированным изделиям и такие изделия в новом, оригинальном вкусе. Усовершенствованию и удешевлению их производства способствовали успехи химии и технологии. Затем это производство получило новый толчок вперед от знакомства публики с выемчато-эмальированными изделиями Китая и Японии, являвшимися на всемирные выставки и распространявшимися в торговле. Возникла потребность в подражаниях не только прежним европейским, но и этим восточным образцам. Украшенные Э. вазы, кубки, лампы, чаши, кресты и др. предметы составляют теперь одну из важнейших отраслей промышленности, которую снабжают ими преимущественно французские, английские и немецкие мастерские. Известнейшие их фабриканты: Барбедьен и Кристофль в Париже, Элькингтон в Лондоне, Зуссман и Равенé в Берлине. — Ср. J. Labarte, "Recherches sur la peinture en émail dans l'antiquité et le moyen-âge" (Париж, 1856); его же, "Histoire de la verrerie et d'émaillerie" (2 изд., Париж, 1872—75, 3 т.); Popelin, "L'art de rémail" (Париж, 1868); B. Bucher, "Geschichte der technischen Künste" (т. I, Штуттгарт, 1875); Quast et Verneilh, "Les émaux d'Allemagne et les emanx limousins" (Париж, 1860); Molinier, "Dictionnaire des émailleurs" (Париж, 1884); его же, "L'émaillerie" (Париж, 1890); Schulz, "Der byzantische Zellenschmelz" (Франкфурт на Майне, 1890); Luthmer, "Das Email" (Лпц., 1892), H. Кондаков, "История и памятники византийской Э." (роскошное издание А. Звенигородского, СПб., 1892) и пр.

    II (техн.)см. Глазурь.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Эма́ль (франц. email, от франкск., smeltan — плавить)

    стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) на металл. Э. часто называют также легкоплавкие глухие белые или окрашенные глазури (См. Глазурь), применяемые для покрытия и художеств, росписи керамических и стеклянных изделий. Основными компонентами почти всех Э. являются двуокись кремния SiO2, борный ангидрид B2O3, окись алюминия Al2O3, окись титана TiO2, окислы щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, некоторые фториды и др. Э. принято делить на грунтовые и покровные. Грунтовые Э., в которые входят сцепляющие вещества (главным образом окислы кобальта и никеля), служат для нанесения слоя, который хорошо сцепляется с металлом и является промежуточным между покровным слоем Э. и металлом. Покровные Э., которые хорошо сцепляются с металлом, наносят без грунтовой Э. Для приготовления Э. смесь полевого шпата, песка или кварца, плавикового шпата, буры, борной кислоты, соды, селитры, криолита и другие сплавляют в печах при 1150—1550 °С и выливают в воду для грануляции. Гранулы размалывают в шаровых мельницах в присутствии воды, глины и других материалов для получения устойчивой суспензии мелких частиц, т. н. эмалевого шликера. Металл сначала покрывают грунтовым шликером, сушат и обжигают (500—1400 °С, в зависимости от покрываемого металла), после чего наносят покровную Э. в один-два слоя с обжигом каждого слоя отдельно. Шликер наносят погружением, обливом, пульверизацией и электростатически, проводят в периодически или непрерывно действующих печах.

    Э. защищает металл от коррозии и придает ему красивый внешний вид. Наносят Э. в основном на чугун и сталь, однако в ряде случаев и на медные, алюминиевые и серебряные изделия, а также изделия из различных сплавов. Основные области применения эмалированных металлов — пищевая, химическая, фармацевтическая, электротехническая промышленность, строительство. Жароупорные и высококорозионностойкие эмалевые покрытия используются в реактивных двигателях; в аппаратах для особо агрессивных сред; при термообработке и горячей деформации специальных сплавов.

    С. С. Солнцев

    Эмали художественные — украшение Э. золотых, серебряных и медных изделий (сосудов, ювелирных изделий и пр.). Э. — древнейшая техника, применяемая в ювелирном искусстве: холодная (без обжига) и горячая, при которой окрашенная окисями металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Э. различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые Э. заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора,—передают четкие линии контура. Выемчатые Э. заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла отличаются большой интенсивностью цвета. Э. (чеканному, литому), прозрачная и глухая, позволяет передать объемные формы, достигать живописных эффектов, т. к. при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающие ощущение теней. В расписной (живописной) Э. изделие из металла покрывается Э. и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в. — огнеупорными). Э. бывает также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Наиболее ранние из дошедших Э. — золотые украшения и амулеты Древнего Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней европейской перегородчатой Э. — облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус 9 в.). В Византии в 10—12 вв. была развита перегородчатая Э. на золоте. К началу 12 в. сложились европейские школы Э.: маасская — в долине р. Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена) рейнская с Кельном во главе (мастера монахи Эйльбертус и Фридерикус) школа лиможской эмали (См. Лиможская эмаль). Европейские Э. в основном украшавшие церковную утварь, органически связаны с убранством соборов, Витражами.С конца 14 — в начале 15 вв. в технике Э. выполнялись предметы светского характера. Глухие и непрозрачные Э. сменяются прозрачными Э. по гравировке с введением золотых линий и накладок. В 18 в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная Миниатюраи живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоёмкая техника Э. пришла в упадок в 19 в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля «модерн» в Париже, Брюсселе, Вене — изготовление украшений, табакерок, вееров в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом). В Китае Э. известны с 7 в., получили большое развитие в 14—17 вв. Э., украшающие детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символическими растительными мотивами, изображениями птиц и животных. На территории СССР Э. изготовлялись в 3 — 5 вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с красной, голубой, зелёной и белой Э). Сохранились перегородчатые Э Киевской Руси 11 в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых Э. 12-13 вв. на серебре и золоте и средневековой грузинской Э. на золоте, отличавшейся от византийской Э. менее тонкой технической проработкой, от русских — более ярким цветом (Хахульский складень, 12 в., Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси). В 16-17 вв. у московских мастеров получила распространение Э. по скани — прозрачная многоцветная Э. густых насыщенных тонов на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по сюжетам и орнаментике близкая украшению рукописей того же времени. В 17 в. в Сольвычегодске расцвело искусство расписной Э. («усольской»). Развитие расписной Э. по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных Э. (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложки и т. д.). В 18-19 вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и другие изделия в технике расписной Э. В 18 в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов; был учрежден эмальерный класс в петербургской АХ (впервые упомянут в 1781). В конце 19 — начале 20 вв. изделия с Э. изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачева.

    В СССР выпускают изделия с расписной Э., с Э. по скани, по гравировке, штампованному рельефу и др. Крупным центром производства Э. является фабрика «Ростовская финифть» (в Ростове-Ярославском), продолжающая идущую с 18 в. традицию живописной Э. (броши, пудреницы, коробочки), в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А. М. Кокин, В. В. Горский, И. И. Солдатов, В. Г. Питслин и др.).

    Лит.: Технология эмали и эмалирование металлов, 2 изд., М., 1965; Петцольд А., Эмаль, пер. с нем., М., 1958; Солнаев С. С., Туманов А. Т., Защитные покрытия металлов при нагреве, М., 1976; Пупарев А. А., Художественная эмаль, М., 1948; Разина Т. М., Русская эмаль и скань. М., 1961; Макарова Т. И., Перегородчатые эмали Древней Руси, М., 1975; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI — XIX вв., М., 1974; Burger W, Abendländische Schmelzarbeiten, В., 1930; Medding-Alp E., Rheinische Goldschmiedekunst in ottonischer Zeit, Koblenz, [1952]; Hasenohr K., Email, Dresd., 1955.

    Декоративное блюдо. Эмаль. 16 в. Франция. Эрмитаж. Ленинград.

    II

    Эма́ль

    зубная, обызвествлённая ткань, покрывающая коронку зуба. Вырабатывается специальными эпителиальными клетками — амелобластами, которые после образования зуба отмирают, превращаясь в так называемые эмалевые призмы, имеющие вид радиально расположенных тонких (3— 5 мкм в диаметре) волокон, плотно прилегающих друг к другу. Э. — наиболее твёрдая ткань в животном организме, содержит около 97% минеральных веществ (главным образом фосфорнокислые и углекислые соединения кальция, а также небольшое количество кремнекислых солей). Защищает зубы от износа. После повреждений не восстанавливается. Поражение Э. наблюдается при кариесе зубов (См. Кариес зубов), Флюорозе и др.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. эма́ль;
    2. эма́ли;
    3. эма́ли;
    4. эма́лей;
    5. эма́ли;
    6. эма́лям;
    7. эма́ль;
    8. эма́ли;
    9. эма́лью;
    10. эма́лями;
    11. эма́ли;
    12. эма́лях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен. финифть; полива, мурава по металлу; стеклянистая, цветная наводка. Эмалевый, эмальный, финифтяной, -тевый. Эмалировать, финифтить, наводить финифть. -ся, страд. Эмалированый медальон, финифтяная ладанка. -рованье, -ровка, действие по гл. -ровщик, -щица, финивщик.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ЭМА́ЛЬ, -и, ж.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Непрозрачная стекловидная масса, служащая для покрытия металлических предметов с целью предохранения их от окисления, а также глазурь для покрытия художественных изделий.

    [1-я маска:] Вот счастье. Боже мой — потерянный браслет С эмалью, золотой… отдам ему. Лермонтов, Маскарад.

    [Венецианцы] художественно раскрашивали стеклянные сосуды золотом и цветными эмалями, которые сверху покрывали стеклянной пленкой. Строгова, Русское стекло.

    || перен.; чего или какая.

    Блестящая гладкая поверхность, напоминающая такую массу.

    Глаза были полузакрыты, и синеватая эмаль белков уже утратила искрящуюся живость и блеск. Шолохов, Тихий Дон.

    2. обычно мн. ч. (эма́ли, -ей).

    Художественные изделия, покрытые такой массой.

    Коллекция эмалей.

    Грузинские эмали отличаются особо яркими красками, лица изображенных фигур имеют красноватый, винный оттенок. Арциховский, Основы археологии.

    3.

    Твердое, блестящее вещество, покрывающее наружную часть зуба.

    4. разг.

    То же, что эмалевые краски.

    [франц. émail]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ЭМА́ЛЬ, эмали, жен. (франц. émail).

    1. только ед. Непрозрачная стекловидная масса вроде глазури, которой покрывается поверхность различных металлических предметов для предохранения от окисления или с целью украшения. Посуда, покрытая эмалью. Жетон с эмалью.

    || перен. Блестящая, гладкая поверхность. «Как небеса, твой взор блистает эмалью голубой.» Лермонтов.

    2. Предмет, покрытый такой массой. Коллекция эмалей. Эмали и камеи.

    3. только ед. Стекловидная кислотоупорная поверхность сетчатого клише (тип.).

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    1.

    Непрозрачная стекловидная масса, служащая для покрытия металлических предметов с целью предохранения их от окисления.

    отт. Слой такого вещества, покрывающий что-либо.

    2.

    Поверхность из непрозрачной стекловидной массы.

    II

    ж.

    Густая краска, растёртая со специальными лаками, дающая после высыхания ровную и стойкую окраску предмета.

    III

    ж.

    1.

    Глазурь для покрытия художественных изделий.

    2.

    разг.

    Художественные изделия, покрытые такой массой.

    IV

    ж.

    Видоизмененная эпителиальная ткань, твёрдая и блестящая, покрывающая наружную часть зуба.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ЭМАЛЬ (зубная) - затвердевшие выделения эпителиальных клеток, покрывающие коронку зуба. Защищает его от износа и повреждений. Наиболее плотное вещество в организме (97% составляют минеральные вещества).

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    ЭМАЛЬ (от франц. email; др.-рус. финифть) - прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Художественная эмаль применяется для украшения предметов, исполнения миниатюрных портретов и т. д. Различаются эмали: выемчатая (заполняющая углубления в металле), перегородчатая (заполняющая промежутки между металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность металла), эмаль по скани, прозрачная эмаль (с просвечиванием сквозь слой эмали украшенной рельефом или гравировкой поверхности металла) и расписная (живопись цветной эмалью, а также огнеупорными красками по эмалевой поверхности). Знамениты византийские, грузинские, русские, японские эмали, в Зап. Европе - французские (лиможские) и др.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Современная энциклопедия

    ЭМАЛЬ (от французского email; древнерусское финифть), прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Художественная эмаль применяется для украшения предметов, исполнения миниатюрных портретов и т.д. Различаются эмали: выемчатая (заполняющая углубления в металле), перегородчатая (заполняющая промежутки между металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность металла), эмаль по скани, прозрачная эмаль (с просвечиванием сквозь слой эмали украшенной рельефом или гравировкой поверхности металла) и расписная (живопись цветной эмалью, а также огнеупорными красками по эмалевой поверхности). Знамениты византийская, грузинская, русская, японская эмаль, в Западной Европе - французские (лиможские) эмали и др.

  21. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  22. Строительный словарь

    суспензия пигмента или смеси пигментов с наполнителями в лаке, которая после нанесения на поверхность образует непрозрачное покрытие, обладающее защитными, декоративными или специальными техническими свойствами. (Смотри: ГОСТ Р 51691-2000. Материалы лакокрасочные. Эмали. Общие технические условия.)Источник:"Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006.

  23. Источник: Строительный словарь



  24. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    эма́ль ж. Из франц. émail, которое производят из франк. *smalt (ср. нем. Schmelz "эмаль", schmelzen "плавить"); см. Гамильшег, ЕW 348; Доза 271. Из нж.-нем. schmelt "финифть", ср.-н.-нем. smelt происходит шмельть "эмаль" – слово Петровск. эпохи; см. Смирнов 331.

  25. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  26. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. enamel покрывать эмалью зубная эмальж. enamel.

  27. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    эмальEmaille

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Email n, pl -s, Emaille f; иск. тж. Schmelz m

    покрывать эмалью — emaillieren vt, mit Schmelz überziehen(непр.) vt

    зубная эмаль анат. — Zahnschmelz m

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    эмаль ж Email ( e '' m X ] n 1, pl -s, Emaille ( e '' m a l j q ] f c; иск. тж. Schmelz m 1 покрывать эмалью emaillieren ( e m a '' ( l ) j i: - ] vt, mit Schmelz überziehen* vt зубная эмаль анат. Zahnschmelz m

  33. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  34. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. в разн. знач.

    émail m

  35. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  36. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    esmalte m (в разн. знач.)

  37. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  38. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)smalto m тж. анат.

    эмаль для ногтей — smalto per le unghie

    черная эмаль — niello m

    покрывать эмалью — smaltare vi

    2)собир. smalti m pl, oggetti smaltati

  39. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  40. Научно-технический энциклопедический словарь


    ЭМАЛЬ, в промышленности - декоративное или защитное покрытие, наносимое на металлические поверхности, или тип краски. Керамические эмали изготовляют из стеклянного порошка и глушителя (смеси олова и свинца). Для придания различных цветов добавляют разные оксиды металлов. Смесь плавят, гранулируют, размалывают и затем наносят на поверхность. При обжиге эмаль превращается в оплавленное стеклообразное покрытие. Эмалевые краски состоят из оксида цинка, олифы (коричневого льняного масла) и высококачественного лака. Поверхности, окрашенные эмалевыми красками, становятся твердыми, блестящими, и эта окраска долго сохраняется. Эмалевыми такие краски называют потому, что они придают поверхностям вид, напоминающий эмалевое покрытие керамических изделий.


    ЭМАЛЬ, у млекопитающих - твердое наружное покрытие ЗУБОВ. Это самая твердая из тканей тела. Наиболее прочна эмаль на режущих кромках зубов, на других участках она отличается по плотности и толщине слоя.

  41. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  42. Биологический энциклопедический словарь

    ЭМАЛЬ

    (франц. email, от франкск. smeltan — плавить), зубная, специализир. эпителиальная ткань, покрывающая коронку зуба. Вырабатывается спец. клетками — адамаитобластами. Наиб. твёрдая ткань в животном организме, защищает зубы от износа и повреждений. После разрушения не восстанавливается. В составе Э. почти 97% неорганич. солей, гл. обр. фосфат и карбонат кальция (имеет структуру апатита). Зубы нек-рых рыб и немногих млекопитающих (напр., броненосцев) лишены Э.

    .

  43. Источник: Биологический энциклопедический словарь



  44. Энциклопедия Кольера

    тонкое и прочное стеклообразное покрытие, наплавленное на поверхность металла. В качестве металла обычно используется сталь или чугун; медь, бронза, золото и серебро чаще покрываются художественной эмалью. Эмалевое покрытие на поверхности металла имеет свойства стекла, защищая металл от коррозии. Нанесение стекла на металлы для украшения применялось уже за много веков до новой эры; образцы этого древнего искусства имеются во всех крупных музеях мира. Секреты клуазонне (перегородчатая эмаль), шанлеве (выемчатая эмаль), финифти и миниатюр были известны еще древним мастерам, однако только в 19 в. стекло научились наносить на чугун и сталь, что в конце концов привело к созданию современной эмалевой промышленности.

    Свойства. Эмалевые стекла отличаются от обычных стекол во многих отношениях. Их коэффициент теплового расширения должен быть немного меньше, чем у металла, на который они наносятся. Расплав эмали должен образовывать ровный сплошной слой и хорошо сцепляться с основой (металлом или предыдущим эмалевым покрытием). Физические, оптические и химические свойства эмалей изменяются в широких пределах. Прочность эмалей на растяжение обычно составляет от 280 до 350 МПа, модуль продольной упругости (модуль Юнга) - от 50 000 до 60 000 МПа, коэффициент теплового расширения - от 3*10-5 до 3,5*10-5. Для каждого конкретного применения следует выбирать такое эмалевое покрытие, чтобы его свойства соответствовали ожидаемым условиям работы. В одних случаях наиболее важным свойством может быть внешний вид, блеск, цвет или белизна, в других - кислотостойкость, атмосферостойкость или механическая прочность. Эмаль на кухонной плите может не быть кислотостойкой, но должна выдерживать резкие перепады температуры и иметь приятный внешний вид. Напротив, цистерна для химреактивов должна быть предельно кислотостойкой, а ее внешний вид имеет второстепенное значение. Проверить кислотостойкость эмали в типичных домашних условиях очень просто: надо оставить каплю сока лимона на эмалевой поверхности на 15 мин, а потом, смыв ее, посмотреть, потерян ли блеск. Это очень чувствительный тест, поскольку сок лимона - весьма характерная агрессивная кислота, а его воздействие, даже небольшое, легко различимо глазом. Эмалевые покрытия металлов могут иметь любой цвет, в том числе черный и белый. Цвет покрытия можно подбирать, и он устойчив, т.е. не исчезает и не меняется со временем. Можно получать как высокоглянцевые, так и матовые эмалевые поверхности.

    ПРИМЕРЫ СОСТАВА ЭМАЛЕЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТАЛЛОВ

    Цвета создаются различными добавками: оттенки синего - оксидом кобальта или меди, зеленого - оксидом меди, хрома или никеля, розового и темно-бордового - смесью оксидов хрома и олова, черный - смесью оксидов железа, никеля, марганца, кобальта и хрома. Коэффициент отражения современных белых эмалей с добавкой карбоната магния всегда превышает 60% и, как правило, составляет от 70 до 80% для чисто белого цвета. Могут быть также получены голубовато-белый и желтовато-белый цвета.

    Состав. Состав эмали выбирается в зависимости от химической природы металла, на который она наносится, и назначения эмалированного изделия. Типичные составы эмалей для трех различных по своим свойствам металлов приведены в таблицах. На железо эмали обычно наносятся в форме двух покрытий - грунтового и покровного. Первое (грунтовое) покрытие часто содержит кобальт и имеет темно-синий цвет. Кобальт усиливает сцепление эмали с железом. Состав покровного покрытия обычно выбирается так, чтобы оно было непрозрачным (глухим) и таким образом скрывало цвет грунтового покрытия. Температура обжига эмалей на железе обычно составляет ок. 815° С, на меди - примерно 950° С, на алюминии - ок. 540° С.

    Применение. Области применения эмалей чрезвычайно разнообразны; в самом общем виде их можно разделить на бытовую, промышленную и архитектурную группы. К бытовой группе относятся такие предметы, как кухонные плиты, холодильники, кастрюли, ванны посудомоечных машин, кухонные раковины, стиральные тазы, купальные ванны, а также великое множество других предметов, среди которых - камины, мусоросжигатели, вентиляторы и т.д. Промышленная группа включает рекламные вывески, дорожные знаки, резервуары и хранилища, оборудование парикмахерских, больниц, магазинов и многие другие предметы. Архитектурная группа включает бензоколонки, сборные дома, фасады магазинов, кровельные материалы и декоративные знаки.

    ЛИТЕРАТУРА

    Технология эмали и эмалирование металлов. М., 1965 Борисенко А.И., Николаева Л.В. Тонкослойные стеклоэмалевые и стеклокерамические покрытия. Л., 1970 Эмалирование металлических изделий. Л., 1972

  45. Источник: Энциклопедия Кольера



  46. Энциклопедический словарь

    ЭМА́ЛЬ -и; ж. [франц. émail]

    1. Прочная стекловидная масса, наносимая на поверхность металла и закрепляемая обжигом (предохраняет металлические изделия от окисления); глазурь для покрытия керамических изделий. Нанести э. Слой эмали. Цветная э. Белая э. // Поверхность чего-л. из такой массы; слой такой массы, застывший на поверхности чего-л. Повредить э. Отбить кусочек эмали. Чайник с блестящей эмалью.

    2. обычно мн.: эма́ли, -ей. Художественные изделия, покрытые такой массой. Коллекция эмалей. Грузинские эмали. // Роспись, художественная отделка такой массой, а также её разновидности; финифть. Выемчатая эмаль. Перегородчатая э. Прозрачная э. (с просвечиванием сквозь слой эмали поверхности металла, украшенного гравировкой или рельефом). собир. Выставка эмали. Знаток эмали.

    3. Твёрдое белое вещество, покрывающее наружную часть зуба.

    4. Разг. Эмалевые краски.

    Эма́левый (см.).

    * * *

    эмаль

    I

    (от франц. émail; древнерусское — финифть), прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Художественная эмаль применяется для украшения предметов, исполнения миниатюрных портретов и т. д. Различаются эмали: выемчатая (заполняющая углубления в металле), перегородчатая (заполняющая промежутки между металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность металла), эмали по скани, прозрачная эмаль (с просвечиванием сквозь слой эмали, украшенной рельефом или гравировкой поверхности металла) и расписная (живопись цветной эмалью, а также огнеупорными красками по эмалевой поверхности). Знамениты византийские, грузинские, русские, китайские, французские (лиможские) эмали.

    II

    (зубная), затвердевшие выделения эпителиальных клеток, покрывающие коронку зуба. Защищает его от износа и повреждений. Наиболее плотное вещество в организме (97% составляют минеральные вещества).

  47. Источник: Энциклопедический словарь



  48. Геологическая энциклопедия

    — непрозрачный перл, получаемый при анализе м-лов при помощи паяльной трубки в результате сплавления порошка м-лов с бурой или фосфорнокислой солью.

  49. Источник: Геологическая энциклопедия



  50. Большой энциклопедический политехнический словарь

    (франц. email, от франкск. smeltan - плавить) - прочное стеклообразное покрытие, наносимое на поверхность изделия электрохим. способом (см. Эмалирование). Э. изготовляют из спец. легкоплавких цветных стёкол с добавлением в них разл. пигментов и вспомогат. в-в (оксидов марганца, кобальта, никеля, сурьмы и др.), к-рые регулируют хим. процессы. Э. может быть прозрачной и непрозрачной, иметь разл. окраску. Э. наз. также непрозрачную глазурь на керамич. и стек. изделиях.

  51. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  52. Большая политехническая энциклопедия

    ЭМАЛЬ — (1) прочное стеклообразное покрытие, наносимое в виде тонкодисперсной смеси оксидов на поверхности различных металлических изделий в два этапа (грунтовой и покровный слои) с последующей сушкой и закреплением путём обжига. (См. эмалирование.) Такие покрытия отличаются относительно высокими механической прочностью, термостойкостью, стойкостью к повышенным температурам к коррозионным воздействиям, а также красивым внешним видом. Э. широко применяют для нанесения покрытий на металлическую посуду, хим. и медицинскую аппаратуры, чугунные ванны, бытовые холодильники, предметы украшений, ордена и т.п. Э. принципиально не отличаются по хим. составу и свойствам от стёкол и глазурей. В их состав входят: песок или кварц, полевой шпат, сода, селитра, бура иди борная кислота, а также оксиды различных металлов для придания эмалям какой-либо окраски; они могут быть прозрачными или непрозрачными; (2) художественное изделие с эмалевым покрытием.

  53. Источник: Большая политехническая энциклопедия



  54. Русско-английский политехнический словарь

    porcelain enamel,(1. покрытие 2. краска 3. светочувствительный копировальный слой) enamel

    * * *

    эма́ль ж.

    1. (vitreous) enamel, porcelain enamel

    наноси́ть эма́ль — apply enamel

    обжига́ть эма́ль — fire (a coat of enamel)

    наплавля́ть эма́ль на мета́лл — fuse (a coat of enamel) to metal

    2. (вид краски) (organic) enamel (Примечание. Нормативный термин для этого значения — эма́левая кра́ска )

    не́которые эма́ли при высыха́нии даю́т ма́товую пове́рхность — some enamels dry to a flat finish

    эма́ль образу́ет при высыха́нии твё́рдую глянцеви́тую плё́нку — enamel dries to a glossy solid

    придава́ть эма́ли ма́товость — flatten an enamel coating

    эма́ль растека́ется и образу́ет гла́дкое покры́тие — enamel flows out to a smooth coat

    суши́ть эма́ль в пе́чи — cure enamel by backing

    алки́дная эма́ль — alkyd (organic) enamel

    эма́ль возду́шной су́шки — air-drying (organic) enamel

    глуха́я эма́ль — opaque (vitreous) enamel

    эма́ль горя́чей су́шки — baking (organic) enamel

    грунтова́я эма́ль — ground-coat [undercoat] (vitreous) enamel

    ма́сляная эма́ль — oleoresin (organic) enamel

    нитроцеллюло́зная эма́ль — nitrocellulose enamel

    эма́ль печно́й су́шки — baking (organic) enamel

    покро́вная эма́ль — cover-coat (vitreous) enamel

    наноси́ть покро́вную эма́ль по грунтово́й эма́ли — apply a cover enamel coat over a ground coat

    эма́ль по ста́ли — sheet-steel (vitreous) enamel

    эма́ль по чугуну́ — cast-iron enamel

    прозра́чная эма́ль — transparent (vitreous) enamel

    эма́ль холо́дной су́шки — air-drying (organic) enamel

  55. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  56. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    smalto m

    - акриловая эмаль

    - алкидная эмаль

    - битумная эмаль

    - горячая эмаль

    - изоляционная эмаль

    - лаковая эмаль

    - непрозрачная эмаль

    - нитроцеллюлозная эмаль

    - покровная эмаль

    - полиуретановая эмаль

    - прозрачная эмаль

    - стекловидная эмаль

    - фарфоровая эмаль

  57. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  58. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    ема́ль, скли́ця, поли́ва

    - грунтовая эмаль

    - покровная эмаль

    - прозрачная эмаль

    - синяя эмаль

    - фарфоровая эмаль

  59. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  60. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    ема́ль, скли́ця, поли́ва

    - грунтовая эмаль

    - покровная эмаль

    - прозрачная эмаль

    - синяя эмаль

    - фарфоровая эмаль

  61. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  62. Естествознание. Энциклопедический словарь

    (зубная), затвердевшие выделения эпителиальных клеток, покрывающие коронку зуба. Защищает его от износа и повреждений. наиб. плотное в-во в организме (97% составляют минер. в-ва).

  63. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  64. Юридическая энциклопедия

    11) эмаль - лакокрасочный материал, который после нанесения на поверхность образует защитно-декоративное непрозрачное лакокрасочное покрытие;

    Источник: Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 № 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза"

  65. Источник: Юридическая энциклопедия



  66. Большой Энциклопедический словарь

    ЭМАЛЬ
    ЭМАЛЬ (зубная) - затвердевшие выделения эпителиальных клеток, покрывающие коронку зуба. Защищает его от износа и повреждений. Наиболее плотное вещество в организме (97% составляют минеральные вещества).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  67. Источник:



  68. Большой Энциклопедический словарь

    ЭМАЛЬ
    ЭМАЛЬ (от франц. email; др.-рус. финифть) - прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Художественная эмаль применяется для украшения предметов, исполнения миниатюрных портретов и т. д. Различаются эмали: выемчатая (заполняющая углубления в металле), перегородчатая (заполняющая промежутки между металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность металла), эмаль по скани, прозрачная эмаль (с просвечиванием сквозь слой эмали украшенной рельефом или гравировкой поверхности металла) и расписная (живопись цветной эмалью, а также огнеупорными красками по эмалевой поверхности). Знамениты византийские, грузинские, русские, японские эмали, в Зап. Европе - французские (лиможские) и др.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  69. Источник:



  70. Толковый словарь Даля

  71. Источник: