картина-декорация больших размеров, изображающая здания или пейзаж, с переменным освещением. Для усиления иллюзии рама этой картины составляется предметами, среди которых находится зритель, напр. для этого служат столбы, перила и крыша настоящей беседки или павильона, так расположенные, что зритель, даже переходя с места на место, не может видеть краев картины. Д. занимает одну только сторону или все пространство, окружающее павильон, представляя собой в последнем случае внутреннюю поверхность цилиндра, верх и низ которого скрыты от зрителя. Такая декорация с круговым горизонтом часто называется панорамой, но существенная особенность Д. есть переменное освещение. Д. изобретена французским живописцем Дагерром, имя которого связано с другим действительно великим изобретением — светописью (в частности, дагерротипией). Перемена освещения в Д. производится при помощи цветных стекол, находящихся в крыше здания, в котором находится картина; но, кроме того, картина освещается насквозь с задней ее стороны. Для достижения этой цели картина пишется достаточно прозрачными красками на тонкой материи и даже на двух ее сторонах, с помощью чего можно, при сквозном освещении, вводить и новые красочные тона и даже новые предметы или же только усиливать одни из них и ослаблять другие. Д. была в первый раз устроена в Париже в 1822 г. и производила сильное впечатление. В Берлине была позднее устроена Д. известным декоратором Грониусом, откуда в 1851 г. она была переведена в Петербург; у нас она была известна под названием панорамы Палермо. Посетители входили внутрь круглого здания и по лестнице поднимались в павильон, из которого открывался во все стороны вид на Палермо и его окрестности. Павильон находился как бы внутри монастырского здания, двор которого был выстлан каменными плитами; вблизи видна была колокольня (все — живопись), с которой, при наступлении сумеречного освещения неслись звуки колокола, призывавшие к вечерней молитве, что способствовало усилению иллюзии, производимой прекрасно написанной декорацией.
Ф. П.
диарама (от греч. diá — через, сквозь и hórama — вид, зрелище), 1) вид живописи, где изображение исполняется на просвечивающем, специально освещённом материале. 2) В современном словоупотреблении вид живописи, в котором лентообразная картина, вертикально натянутая по внутренней поверхности полукруглого в плане подрамника, сочетается с расположенным перед ней «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др.). Д. рассчитана на искусственное освещение; крупные Д. расположены в специально построенных зданиях. Изображение натуры (главным образом батальных сцен) в Д., как и в Панорамах, достигает большой иллюзорности. Первая Д. создана Л. Ж. Дагером в 1822 в Париже. Д. получили распространение в 19 в. Из советских Д. наиболее значительна «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»; др. диорамы: «Штурм Перекопа» (1961, художники М. И. Самсонов, М. А. Ананьев, В. П. Фельдман, Центральный музей Вооружённых Сил СССР, Москва), «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году» (1970, художник М. И. Самсонов, Военно-исторический музей им. А. В. Суворова, Очаков), «Восстание в городе Пермь в 1905 году» (1970, художники Е. И. Данилевский, М. А. Ананьев, Пермь).
Лит.: Петропавловский В., Искусство панорам и диорам, К., 1965.
Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». 1959. Художник П. Т. Мальцев (при участии Г. И. Марченко и Н. С. Присекина). Сапун-гора близ Севастополя.
жен. картина, освещаемая переменным светом, представляя день, утро, ночь.
ДИОРА́МА, -ы, жен. (спец.).
1. Картина, написанная с обеих сторон на просвечивающем материале.
2. Лентообразная, изогнутая полукругом картина с расположенными на переднем плане объёмными предметами. Д. сражения.
| прил. диорамный, -ая, -ое.
-ы, ж.
1.
Картина, написанная с обеих сторон просвечивающей ткани, матового стекла и специально освещенная для создания впечатления объемности.
2.
Картина с расположенными впереди нее объемными фигурами.
[От греч. διά — через и ‛όραμα — зрелище, вид]
ж.
1.
Вид живописи, в котором изображение наносится на обе стороны просвечивающегося, специально освещенного материала.
отт. Картина, написанная на просвечивающемся материале - на матовом стекле, ткани и т.п. - и специально освещенная для создания иллюзии объёмности.
2.
Лентообразная картина на батальный сюжет с объёмным передним планом, охватывающая не весь круг горизонта, а лишь его часть.
ДИОРАМА (от греч. dia - через - сквозь и horama - вид, зрелище), лентообразная, изогнутая в плане полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах. Диорамы (главным образом батальные сцены) создаются с 19 в. (Л. Ж. Дагер в Париже, 1822). Среди мастеров диорамы - художники Студии военных художников им. Грекова (П. Т. Мальцев и др. - "Штурм Сапун-горы", 1959, М. И. Самсонов и др. - "Штурм Перекопа", 1961).
ДИОРАМА (от греческого dia - через, сквозь и horama - вид, зрелище), лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах. Создаются с 19 в.
жен. dioramaж. diorama.
ж.
diorama m
ж.
diorama m
ж.
diorama m
ДИОРА́МА -ы; ж. [от греч. dia - через и horama - зрелище, вид]
1. Картина, написанная с обеих сторон на просвечивающем материале (стекле, ткани и т.п.) и специально освещённая для создания впечатления объёмности.
2. Живописное произведение с предметным передним планом, являющимся составной частью всего произведения. Обозревать диораму. Здание диорамы.
* * *
диора́ма(от греч. diá — через, сквозь и hórama — вид, зрелище), лентообразная, изогнутая в плане полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах. Диорамы (главным образом батальные сцены) создаются с XIX в. (Л. Ж. Дагер в Париже, 1822). Среди мастеров диорамы — художники Студии военных художников им. Грекова (П. Т. Мальцев и др. — «Штурм Сапун-горы», 1959, М. И. Самсонов и др. — «Штурм Перекопа», 1961).
* * *
ДИОРАМАДИОРА́МА (диарама) (от греч. dia — через, сквозь и horama — вид, зрелище), лентообразная, изогнутая в плане полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах. Диорамы (главным образом батальные сцены) создаются с 19 в. (Л. Ж. Дагер в Париже, 1822). Среди мастеров диорамы — художники Студии военных художников им. Грекова (П. Т. Мальцев и др. — «Штурм Сапун-горы», 1959, М. И. Самсонов и др. — «Штурм Перекопа», 1961).