см. Категория
категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства. Первые попытки специального анализа проблемы К. восходят к пифагорейцам, которые изучали природу чисел. Как особую категорию К. рассматривал Аристотель: «Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, данным налицо. То или другое количество есть множество, если его можно счесть, это — величина, если его можно измерить. Множеством при этом называется то, что в возможности (потенциально) делится на части не непрерывные, величиною,— то, что (делится) на части непрерывные» (Met. V, 13, 1020а 7—14; рус. пер., М., 1934).
В связи с развитием естествознания и математики в истории нового времени проблема К. занимает особое место. Р. Декарт рассматривал К. как реальную пространственную и временную определённость тел, которая выражается через число, меру, величину. По Г. Гегелю, К. отличается от качества (См. Качество) тем, что в то время как последнее однозначно характеризует вещь, так, что при изменении качества вещи она становится другой, — количественное же изменение до поры до времени может и не превращать её в другую вещь.
В работах классиков марксизма-ленинизма категория К. рассматривается, прежде всего, в связи с установлением количественных (математических) закономерностей, связанных с качественными преобразованиями вещей. «... Невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 385).
Каждая совокупность предметов есть некоторое множество. Если оно конечное, то его можно сосчитать. Всякий счёт состоит в повторённом полагании единицы. Например, число «40» является количественной характеристикой любого множества из 40 предметов, будут ли это люди или деревья. Следовательно, числа и величины оказываются формальной, внешней, по Гегелю, «равнодушной» стороной качественных отношений. Есть вещи большие и маленькие, длинные и короткие, есть движения быстрые и медленные, есть степень развития чего-либо высокая и низкая и так далее. Все это можно измерить с помощью определенного эталона: метра, секунды и так далее. С целью установления количественной определенности предмета сравниваются составляющие его элементы — пространственные размеры, скорость изменения, степень развития — с определённым эталоном как единицей счёта и измерения (См. Измерение).Чем сложнее явление, тем труднее его подвергать изучению с помощью количественных методов (например, явления в сфере нравственности, политики, эстетического восприятия мира и тому подобное); в этих случаях прибегают к различного рода шкалам. Процесс познания реального мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание качества предшествует познанию количественных отношений. Наука движется от качественных оценок и описаний явлений к установлению количественных закономерностей.
К. находится в единстве с качественной определённостью явлений, вещей, процессов; это единство составляет их Меру.Изменение количественной определённости вещей до известного предела не затрагивает их качества. За этими пределами количественные изменения сопровождаются изменением качества. См. Переход количественных изменений в качественные.
Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Соч., 2 изд., т. 20; его же, Диалектика природы, там же: Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Математика, её содержание, методы и значение, т. 1, М., 1956. См. также лит. при ст. Измерение.
А. Г. Спиркин.
КОЛИЧЕСТВО, см. коли.
КОЛИ́ЧЕСТВО, -а, муж.
1. Степень выраженности измеряемых свойств предметов, явлений, их мерные характеристики (спец.). Категории количества и качества. К. времени. К. звука.
2. кого (чего). Величина, число (в 3 знач.). Большое к. людей.
| прил. количественный, -ая, -ое. Переход количественных изменений в качественные. Количественные числительные (обозначающие количество как число, напр. два, пять, десять).
-а, ср.
1.
Категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны величины, объема, числа, степени развития.
Ожидалось не малое количество гостей к вечеру. Л. Толстой, Детство.
[Фуке] заготовил чудовищное количество провизии. Булгаков, Жизнь господина де Мольера.
2. филос.
Определенность предметов, изменение которой осуществимо в пределах данного качества предметов.
Тут количество переходит в качество. Кооператив, как маленький островок в капиталистическом обществе, есть лавочка. Кооператив, если он охватывает все общество, в котором социализирована земля и национализированы фабрики и заводы, есть социализм. Ленин, Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти».
КОЛИ́ЧЕСТВО, количества, ср.
1. только ед. То в вещах и явлениях, что подлежит измерению и счету; одна из основных логических категорий, выражающая ту сторону действительности, которая определяет предмет со стороны его измеримости (филос.). Механическая философия сводит качественное многообразие мира к количеству. Количество переходит в качество (см. качество).
2. (мн. редк.). Число, величина, объем, масса. Количество людей. Количество воды. Значительное количество служащих. Деньги в большом количестве. Из равных количеств угля и селитры и двух таких же количеств серы можно сделать порох.
3. только ед. Продолжительность, с которой произносится звук речи (линг.). По количеству звуки бывают долгие и краткие.
I
ср.Одна из основных логических категорий, характеризующая ту сторону действительности, которая определяет предметы со стороны их измеримости (в философии).
II
ср.1.
Нечто в предметах и явлениях, что подлежит измерению или счёту.
2.
Число, величина, объём, масса.
КОЛИЧЕСТВО - философская категория, выражающая внешнюю определенность объекта: его величину, число, объем, степень развития свойств и т. д.
коли́чество цслав. количьство, см. коли́кий.
количеств|о - с. quantity, amount;
(число) number;
большое ~ народа great many people;
переход ~а в качество the transformation of quantity into quality.
amount, count, number, population, quantity, strength
количество— amountamount of IL-1
количество с Quantität f c; Menge f c, Anzahl f (число, масса) большое количество людей eine Menge Leute
количествоQuantität
с
Quantität f; Menge f, Anzahl f(число, масса)
большое количество людей — eine Menge Leute
с.
quantité f; nombre m(число)
переход количества в качество филос. — transition f de la quantité en qualité
с.
cantidad f; número m(число)
большо́е коли́чество наро́ду — mucha gente
в коли́честве ста челове́к — en cantidad de cien personas
перехо́д коли́чества в ка́чество филос. — transformación de la cantidad en calidad
с.
quantita f, numero m
переход количества в качество — trasformazione della qualita in quantita
个数, 量, 数量
КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО
философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в ‘Категориях’ и ‘Топике’. Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос ‘какое?’) Аристотель приписывал четыре возможных контекста: наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик; наличие как преходящих, так и стабильных свойств; свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи либо явления. Количеству (вопрос ‘сколько?’) Аристотель приписывал ипостаси ‘множества’ и ‘величины’ в русле главной, с его точки зрения, мыслительной функции данной категории: выяснения ‘равенства’ либо ‘неравенства’. В картезианской традиции данные понятия были исключены из реестра главных философских категорий. Кант, применяя эти понятия в процедуре организации и классификации категорий чистого рассудка (по ‘количеству’ суждения чистого рассудка делились на единичные, частные и общие; по ‘качеству’ — на бесконечные, утвердительные и отрицательные), неявно обозначил наличие некоей взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Гегель, трактовавший качество как определенность тождественную с бытием, а количество как внешнюю, безразличную для бытия определенность, понимал их как некие этапы определения и самоопределения бытия. Качество выступало у Гегеля ступенью трансформации бытия через наличное бытие к ‘для-себя-бытию’, а количество — как ступень перехода от чистого количества через определенное количество к степени. Эксплицируя содержание категории ‘качество’, Гегель вводит понятие ‘определенности’ как эмпирической презентации качества, ‘свойства’ как проявления качества в конкретной системе взаимодействий или отношений (и в этом смысле единое качество может проявляться в бесконечном ряду свойств, связанных с той или иной системой отсчета, однако, будучи внутренне обусловленными качеством, свойства открывают возможность его познания) и ‘границы’ как феномена дифференцированности качества от других качеств. Аналогично содержание категории ‘количество’ уточняется посредством введения понятий ‘величины’ (пространственной протяженности и временной длительности системы) и ‘числа’ как непустого множества. Синтезом качества и количества у Гегеля выступала мера. Гегельянизируя марксистскую парадигму миропонимания, Энгельс трансформировал учение Гегеля о противоположенности качества и количества и их синтезе в мере и придал данной схеме прочтение и статус закона перехода количественных изменении в качественные и обратно’. Появление и развитие совокупности математизированных эмпирических наук, основанных на процедуре измерения количественных параметров вещей и явлений, на соотнесении и сопоставлении этих параметров с качественными характеристиками элементов бытия, сохраняют и актуализируют философскую значимость категорий ‘качество’ и ‘количество’.
— филос. категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во-первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собою, во-вторых, выделить то свойство или отношение, по которому рассматриваемые вещи сравниваются, и абстрагироваться от др. их свойств. Поскольку количественная сторона мира стала прежде всего предметом исследования математики, то в дальнейшем филос. представления о К. связывались именно с результатами изучения тех видов или форм К., которые существовали в математике. Простейшей формой К. является целое положительное число, которое возникает в процессе счета предметов. Изучая отношения между числами натурального ряда, пифагорейцы первыми обратили внимание на то, что такие отношения определяют закономерности между свойствами предметов внешнего мира. Однако открытие несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной вызвало глубокий кризис в пифагорейской школе. Хотя в дальнейшем это противоречие было формально преодолено остроумной теорией пропорций Евдокса, оно и в дальнейшем продолжало оказывать влияние на обобщение и развитие понятия числа.
Первое развернутое определение К., явно ориентированное на опыт др.-греч. математики, было дано Аристотелем: «Количеством называется то, что может быть разделено на части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, и величина, если измеримо». Это определение в тех или иных вариациях повторялось др. философами и до сих пор не потеряло своего значения, хотя в нем недостаточно ясно выражена связь между К. и качеством. Различие между предметами и явлениями уже на уровне чувственного познания непосредственно отображается с помощью свойств, которые выражают отдельные их особенности, признаки и отношения. Сравнение и измерение свойств и отношений предполагает выделение качественно однородного и одинакового в вещах, а именно эквивалентных их свойств и отношений. Поскольку первичным в познании является ощущение, ав нем неизбежно содержится качество, то анализ К. начинается именно с выявления качественно однородных свойств вещей. Эти свойства, называемые величинами, можно сравнивать или измерять. В первом случае между ними устанавливается отношение, выражаемое терминами «больше», «меньше» или «равное». Во втором — выбирается определенная общая единица измерения (напр., длины, массы, температуры и т.п.), и значение соответствующей величины определяется ее отношением к единице измерения, т.е. числом (целым, дробным или даже иррациональным).
Поскольку важная цель познания заключается в открытии законов, выражающих инвариантные, регулярные связи между величинами, характеризующими определенные процессы, постольку количественные связи отображаются с помощью различных математических функций. Если с помощью элементарной математики можно было изучать отношения между постоянными величинами, то с введением переменных величин стало возможным исследовать разнообразные функциональные отношения, а тем самым математически отображать движение и процессы. Создание дифференциального и интегрального исчислений дало в руки ученых мощное средство для исследования различных процессов. В дальнейшем математика создала еще более эффективные методы функционального анализа, а затем перешла к исследованию более общих абстрактных структур и категорий, среди которых анализ величин занимает весьма скромное место, хотя в прикладных исследованиях по-прежнему он продолжает играть важную роль. Не случайно поэтому иногда математику определяют как науку о косвенных измерениях величин.
КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО - философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в «Категориях» и «Топике». Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос «какое?») Аристотель приписывал четыре возможных контекста: наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик; наличие как преходящих, так и стабильных свойств; свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи либо явления. Количеству (вопрос «сколько?») - Аристотель приписывал ипостаси «множества» и «величины» в русле главной, с его точки зрения, мыслительной функции данной категории: выяснения «равенства» либо «неравенства». В картезианской традиции данные понятия были исключены из реестра главных философских категорий. Кант, применяя эти понятия в процедуре организации и классификации категорий чистого рассудка (по «количеству» суждения чистого рассудка делились на единичные, частные и общие; по «качеству» - на бесконечные, утвердительные и отрицательные), неявно обозначил наличие некоей взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Гегель, трактовавший качество как определенность тождественную с бытием, а количество - как внешнюю, безразличную для бытия определенность, понимал их как некие этапы определения и самоопределения бытия. Качество выступало у Гегеля ступенью трансформации бытия через наличное бытие к «для-себя-бытию», а количество - как ступень перехода от чистого количества через определенное количество к степени. Эксплицируя содержание категории «качество», Гегель вводит понятие «определенности» как эмпирической презентации качества, «свойства» как проявления качества в конкретной системе взаимодействий или отношений (и в этом смысле единое качество может проявляться в бесконечном ряду свойств, связанных с той или иной системой отсчета, однако, будучи внутренне обусловленными качеством, свойства открывают возможность его познания) и «границы» как феномена дифференцированно-сти качества от других качеств. Аналогично содержание категории «количество» уточняются посредством введения понятий «величины» (пространственной протяженности и временной длительности системы) и «числа» как непустого множества. Синтезом качества и количества у Гегеля выступала мера. Гегельянизируя марксистскую парадигму миропонимания, Энгельс трансформировал учение Гегеля о про-тивоположенности качества и количества и их синтезе в мере и придал данной схеме прочтение и статус закона «перехода количественных изменений в качественные и обратно». Появление и прогресс совокупности математизированных эмпирических наук, основанных на процедуре измерения количественных параметров вещей и явлений, на соотнесении и сопоставлении этих параметров с качественными характеристиками элементов бытия, сохраняет и актуализирует философскую значимость категорий «качество» и «количество».
КОЛИ́ЧЕСТВО -а; ср.
1. Категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны величины, объёма, числа, степени развития. Ожидалось большое к. гостей. К. воды в водоёме. Небольшое к. примесей в сплавах.
2. Филос. Определённость предметов, изменение которой осуществимо в пределах данного качества предметов. Переход количества в качество.
◁ Коли́чественный, -ая, -ое. К-ые отношения. К-ые методы исследования. К. состав команды сохранился. Переход количественных изменений в качественные. К-ые числительные (обозначающие число, количество предметов). Коли́чественно, нареч. В отношении количества, посредством количества. К. состав групп не изменился.
* * *
коли́чествофилософская категория, выражающая внешнюю определённость объекта: его величину, число, объём, степень развития свойств и т. д.
* * *
КОЛИЧЕСТВОКОЛИ́ЧЕСТВО, философская категория, выражающая внешнюю определенность объекта: его величину, число, объем, степень развития свойств и т. д.
философская и обыденная категория, выражающая внешнюю определенность объекта: его величину, число, объем, степень развития свойств и др.; о количестве спрашивают: «сколько», «как много», «как долго».
КОЛИЧЕСТВО — (1) вещества физ. величина, определяемая числом структурных элементов, содержащихся в веществе. В СИ единицей количества вещества является моль (см.); (2) К. информации — мера снятой неопределённости — её уменьшение в результате наблюдения за др. объектом при получении данного сообщения (сигнала) адресатом. Наименьшей стандартной единицей измерения К. информации является бит (см.); (3) К. теплоты — переданная от одного тела к другому энергия теплового движения молекул посредством теплообмена между ними. Количество теплоты, необходимое для нагревания данного тела, пропорционально его массе и изменению температуры:
Русско-английский политехнический словарь
amount, count, number, population, quantity, strength
* * *
коли́чество с.quantity, amount
коли́чество движе́ния — momentum
коли́чество дутья́ — blast capacity
коли́чество информа́ции — quantity [amount] of information
коли́чество магнети́зма — quantity of magnetism, magnetic charge
незначи́тельное коли́чество — minute quantity
ничто́жное коли́чество — trace amount
коли́чество облуче́ния — energy exposure
коли́чество освеще́ния — exposure, quantity of light, quantity of illumination
коли́чество подводи́мого тепла́ — heat input
коли́чество подводи́мого то́плива — fuel input
равнове́сное коли́чество — equilibrium amount
коли́чество разнообра́зия — quantity of variety
коли́чество тепла́ — quantity of heat
коли́чество тепла́, потре́бное — heat [calorific] requirement
коли́чество электри́чества — quantity of electricity, electric charge
с.
quantità f; numero m
- весомое количество
- количество выпавших осадков- количество движения
- количество дутья
- забракованное количество
- заказанное количество
- запрошенное количество
- заявленное количество
- количество излучения
- измеренное количество
- количество информации
- критическое количество
- количество магнетизма
- мнимое количество
- общее количество
- количество работы
- количество света
- количество тепла
- количество электричества
- количество энергии
1) физ. кі́лькість, -кості
- количество движения
2) матем. кі́лькість, -кості, число́
- количество информации
- мнимое количество- отрицательное количество
- положительное количество
1) физ. кі́лькість, -кості
- количество движения
2) матем. кі́лькість, -кості, число́
- количество информации
- мнимое количество- отрицательное количество
- положительное количество
- англ. quantity; нем. Quantitat. Определенность предмета, характеризующая его величину, интенсивность и степень проявления того или иного свойства.
- англ. quantity; нем. Quantitat. Определенность предмета, характеризующая его величину, интенсивность и степень проявления того или иного свойства.
Количество: числовое значение параметра, выражаемое в определенных единицах измерения
Источник: "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ. СОСТАВ ДАННЫХ О ВЗАИМОРАСЧЕТАХ ЗА ПРОЛЕЧЕННЫХ ПАЦИЕНТОВ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБМЕНА ЭТИМИ ДАННЫМИ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ Р 52977-2008"
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 13.10.2008 № 240-ст)