Большая Советская энциклопедия

    (термин звукоподражательный, заимствован из Индии)

    ударный музыкальный инструмент, разновидность Гонга.Звук извлекают ударами колотушек с войлочным наконечником. Применяется в симфоническом оркестре.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. тамта́м;
    2. тамта́мы;
    3. тамта́ма;
    4. тамта́мов;
    5. тамта́му;
    6. тамта́мам;
    7. тамта́м;
    8. тамта́мы;
    9. тамта́мом;
    10. тамта́мами;
    11. тамта́ме;
    12. тамта́мах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    муж. медная сковорода, в которую бьют деревянным клепалом; род таза; китайск.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ТАМТА́М, -а, муж. Ударный музыкальный инструмент, разновидность гонга.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    Ударный музыкальный инструмент, разновидность гонга.

    Есть инструмент тамтам, со странным, зловещим, потрясающим звуком. А. Серов, Великое слово великого художника.

    [франц. tam-tam из хинди]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Ударный музыкальный инструмент, применяемый в симфоническом оркестре; разновидность гонга.

    II

    м.

    Барабан с деревянными щитками вместо кожи, распространённый в Африке.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ТАМТАМ (название основано на звукоподражании) - музыкальный инструмент типа гонга. В симфоническом оркестре с кон. 18 в.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ТАМТАМ (название основано на звукоподражании), музыкальный инструмент, род гонга, со звуком неопределенной высоты. В симфоническом оркестре с конца 18 в.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    тамта́м "индийский барабан". Через франц. tamtam, англ. tomtom из малайск.; см. Литтман 131; Клюге-Гётце 610; Локоч 158 и сл.

  17. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    муз. tomtomtom-tom

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    (муз. инструмент) tam-tam m (pl tam-tams)

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    (муз. инструмент) tamtan m, tantán m, batintín m

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    (музыкальный инструмент) tamtam

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Энциклопедия Кольера

    дальневосточный гонг, применяемый в европейской музыке. Входит в состав симфонического оркестра (введен Ф. Ж. Госсеком в 1791). Один из самых известных примеров его использования - финал Шестой симфонии Чайковского.

  27. Источник: Энциклопедия Кольера



  28. Энциклопедический словарь

    ТАМТА́М -а; м. [франц. tam-tam из хинди]

    1. Ударный музыкальный инструмент, разновидность гонга. Китайский, индийский т. Звуки тамтама.

    2. Барабан с деревянными щитками вместо кожи (распространён в Африке). Африканский т.

    * * *

    тамта́м

    (название основано на звукоподражании), музыкальный инструмент типа гонга. В симфоническом оркестре с конца XVIII в.Тамтам.

    * * *

    ТАМТАМ

    ТАМТА́М (название основано на звукоподражании), музыкальный инструмент типа гонга. В симфоническом оркестре с кон. 18 в.

  29. Источник: Энциклопедический словарь



  30. Музыкальная энциклопедия

    тaм-тaм (термин, осн. на звукоподражании, заимствован из языков народов Индии; франц. и итал. tam-tam, нем. Tam-Tam) - ударный инструмент. С древнейших времён использовался в качестве ритуального инструмента в храмах стран юго-вост. Азии. Имеет форму плоского, несколько выпуклого в центре диска 600-1500 мм в диаметре (чаще ок. 1000 мм), 8-10 мм толщиной, иногда со слегка загнутыми краями. Изготовляется из спец. сплавов, в к-рые входят серебро, сурьма, медь и др.; благодаря многократной горячей проковке структура металла многослойна. При игре Т. из-за его значит. тяжести подвешивают к стойке или прочной раме (станку); звук извлекают ударами (по краю или в центр Т.) большой колотушки с шаровидным войлочным или др. наконечником (от материала к-рого зависит окраска звука). Т. издаёт неопределённой высоты низкий, мощно рокочущий звук "колокольного" оттенка; он несколько нарастает после удара и медленно затухает. Партия Т. нотируется на 1 линейке ("нитке"). Звучание Т. может быть разл. мощности и оттенков окраски - от воздушно-лёгкого до мрачного, зловещего (симф. поэмы "Что слышно на горе" Листа, 1856; "Смерть и просветление" Штрауса, 1889; 6-я симфония Чайковского, 1893). Проводя с нажимом по краю Т. дерев. палочками от малого барабана или металлическими от треугольника, получают своеобразное скрежещущее подобие глиссандо; прикасаясь лёгкой палочкой к поверхности звучащего после удара Т., можно получить эффект тремоло.

    Т. впервые введён в состав симф. оркестра в последней четв. 18 в. ("Траурный марш на смерть Мирабо" Ф. Ж. Госсека, 1791; опера "Ромео и Джульетта" Штейбельта, 1793). В рус. орк. музыке Т. впервые применил О. А. Козловский ("Реквием" на смерть С. А. Понятовского, 1798; музыка к трагедии В. А. Озерова "Фингал", 1805). Звучность Т. привлекала оперных композиторов периода романтизма, применявших его гл. обр. в изобразит. целях (Г. Спонтини, В. Беллини, Дж. Мейербер и др.). Со 2-й пол. 19 в. Т. получил широкое распространение в симф. музыке ("Данте-симфония", 1857, симф. поэмы Ф. Листа; симфония "Манфред", 1885, фантазия "Франческа да Римини", 1878, балеты и др. соч. П. И. Чайковского; симф. картина "Садко", 1867, симфония "Антар", 1868, нов. ред. 1897, Н. А. Римского-Корсакова; 1-я симфония, 1888, Г. Малера; кантата "Весна", 1902, "Колокола", 1913, Симфонические танцы, 1940, С. В. Рахманинова). Разнообразно применяли Т. композиторы И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Б. Мартину, О. Мессиан. В этнографической литературе Т. называют также деревянный африканский барабан.

    Литература: Rогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956, с. 272; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, М., 1962; Дмитриев Г., Ударные инструменты, М., 1973, с. 66-68; Панаиотов А., Ударные инструменты в современных оркестрах, М., 1973, с. 81-84; Piston W., Orchestration, N. Y., 1955; Kunitz H., Instrumenten-Brevier, Wiesbaden, 1961.Ю. А. Фортунатов.

  31. Источник: Музыкальная энциклопедия



  32. Музыкальный словарь

    Случалось ли вам слушать Шестую симфонию или «Франческу да Римини» Чайковского? А «Шехеразаду» Римского-Корсакова? Если случалось, то вы, наверное, обратили внимание на один совершенно необычный звук: непонятный, таинственный, гулкий, как будто неопределенной высоты, но сливающийся с музыкой, в которую он ворвался неожиданно и зловеще. Это тамтам, инструмент из группы ударных, пришедший к нам из Азии. Тамтам -- литой металлический диск. Он делается из специальных сплавов, а играют на нем, ударяя колотушкой с войлочной головкой. Тамтам относится к инструментам с неопределенной высотой звука, но обладает удивительной способностью: его звучание всегда словно «подстраивается» к той тональности, в которой играют в это время другие инструменты. Партия тамтама записывается в виде разных длительностей на одной линейке -- «нитке». В симфонический оркестр тамтам пришел недавно. Используется он для создания особых звуковых эффектов. Его звучность может быть самой разнообразной -- от таинственного, еле слышного пианиссимо до мощного, подчас зловещего и грозного фортиссимо. Не случайно в операх тамтам нередко применяют для имитации погребального звона. Звучанием тамтама сопровождаются сцены волшебства, заклинаний, молений жрецов. С целью создания яркого колористического звучания он был введен и в те произведения, с которых начался наш рассказ.

  33. Источник: Музыкальный словарь



  34. Большой Энциклопедический словарь

    ТАМТАМ
    ТАМТАМ (название основано на звукоподражании) - музыкальный инструмент типа гонга. В симфоническом оркестре с кон. 18 в.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  35. Источник:



  36. Толковый словарь Даля

  37. Источник: