(термин звукоподражательный, заимствован из Индии)
ударный музыкальный инструмент, разновидность Гонга.Звук извлекают ударами колотушек с войлочным наконечником. Применяется в симфоническом оркестре.
муж. медная сковорода, в которую бьют деревянным клепалом; род таза; китайск.
ТАМТА́М, -а, муж. Ударный музыкальный инструмент, разновидность гонга.
-а, м.
Ударный музыкальный инструмент, разновидность гонга.
Есть инструмент тамтам, со странным, зловещим, потрясающим звуком. А. Серов, Великое слово великого художника.
[франц. tam-tam из хинди]
I
м.Ударный музыкальный инструмент, применяемый в симфоническом оркестре; разновидность гонга.
II
м.Барабан с деревянными щитками вместо кожи, распространённый в Африке.
ТАМТАМ (название основано на звукоподражании) - музыкальный инструмент типа гонга. В симфоническом оркестре с кон. 18 в.
ТАМТАМ (название основано на звукоподражании), музыкальный инструмент, род гонга, со звуком неопределенной высоты. В симфоническом оркестре с конца 18 в.
тамта́м "индийский барабан". Через франц. tamtam, англ. tomtom из малайск.; см. Литтман 131; Клюге-Гётце 610; Локоч 158 и сл.
муж.;
муз. tomtomtom-tom
м.
(муз. инструмент) tam-tam m (pl tam-tams)
м.
(муз. инструмент) tamtan m, tantán m, batintín m
м.
(музыкальный инструмент) tamtam
дальневосточный гонг, применяемый в европейской музыке. Входит в состав симфонического оркестра (введен Ф. Ж. Госсеком в 1791). Один из самых известных примеров его использования - финал Шестой симфонии Чайковского.
ТАМТА́М -а; м. [франц. tam-tam из хинди]
1. Ударный музыкальный инструмент, разновидность гонга. Китайский, индийский т. Звуки тамтама.
2. Барабан с деревянными щитками вместо кожи (распространён в Африке). Африканский т.
* * *
тамта́м(название основано на звукоподражании), музыкальный инструмент типа гонга. В симфоническом оркестре с конца XVIII в.
* * *
ТАМТАМТАМТА́М (название основано на звукоподражании), музыкальный инструмент типа гонга. В симфоническом оркестре с кон. 18 в.
тaм-тaм (термин, осн. на звукоподражании, заимствован из языков народов Индии; франц. и итал. tam-tam, нем. Tam-Tam) - ударный инструмент. С древнейших времён использовался в качестве ритуального инструмента в храмах стран юго-вост. Азии. Имеет форму плоского, несколько выпуклого в центре диска 600-1500 мм в диаметре (чаще ок. 1000 мм), 8-10 мм толщиной, иногда со слегка загнутыми краями. Изготовляется из спец. сплавов, в к-рые входят серебро, сурьма, медь и др.; благодаря многократной горячей проковке структура металла многослойна. При игре Т. из-за его значит. тяжести подвешивают к стойке или прочной раме (станку); звук извлекают ударами (по краю или в центр Т.) большой колотушки с шаровидным войлочным или др. наконечником (от материала к-рого зависит окраска звука). Т. издаёт неопределённой высоты низкий, мощно рокочущий звук "колокольного" оттенка; он несколько нарастает после удара и медленно затухает. Партия Т. нотируется на 1 линейке ("нитке"). Звучание Т. может быть разл. мощности и оттенков окраски - от воздушно-лёгкого до мрачного, зловещего (симф. поэмы "Что слышно на горе" Листа, 1856; "Смерть и просветление" Штрауса, 1889; 6-я симфония Чайковского, 1893). Проводя с нажимом по краю Т. дерев. палочками от малого барабана или металлическими от треугольника, получают своеобразное скрежещущее подобие глиссандо; прикасаясь лёгкой палочкой к поверхности звучащего после удара Т., можно получить эффект тремоло.
Т. впервые введён в состав симф. оркестра в последней четв. 18 в. ("Траурный марш на смерть Мирабо" Ф. Ж. Госсека, 1791; опера "Ромео и Джульетта" Штейбельта, 1793). В рус. орк. музыке Т. впервые применил О. А. Козловский ("Реквием" на смерть С. А. Понятовского, 1798; музыка к трагедии В. А. Озерова "Фингал", 1805). Звучность Т. привлекала оперных композиторов периода романтизма, применявших его гл. обр. в изобразит. целях (Г. Спонтини, В. Беллини, Дж. Мейербер и др.). Со 2-й пол. 19 в. Т. получил широкое распространение в симф. музыке ("Данте-симфония", 1857, симф. поэмы Ф. Листа; симфония "Манфред", 1885, фантазия "Франческа да Римини", 1878, балеты и др. соч. П. И. Чайковского; симф. картина "Садко", 1867, симфония "Антар", 1868, нов. ред. 1897, Н. А. Римского-Корсакова; 1-я симфония, 1888, Г. Малера; кантата "Весна", 1902, "Колокола", 1913, Симфонические танцы, 1940, С. В. Рахманинова). Разнообразно применяли Т. композиторы И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Б. Мартину, О. Мессиан. В этнографической литературе Т. называют также деревянный африканский барабан.
Литература: Rогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956, с. 272; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, М., 1962; Дмитриев Г., Ударные инструменты, М., 1973, с. 66-68; Панаиотов А., Ударные инструменты в современных оркестрах, М., 1973, с. 81-84; Piston W., Orchestration, N. Y., 1955; Kunitz H., Instrumenten-Brevier, Wiesbaden, 1961.Ю. А. Фортунатов.Случалось ли вам слушать Шестую симфонию или «Франческу да Римини» Чайковского? А «Шехеразаду» Римского-Корсакова? Если случалось, то вы, наверное, обратили внимание на один совершенно необычный звук: непонятный, таинственный, гулкий, как будто неопределенной высоты, но сливающийся с музыкой, в которую он ворвался неожиданно и зловеще. Это тамтам, инструмент из группы ударных, пришедший к нам из Азии. Тамтам -- литой металлический диск. Он делается из специальных сплавов, а играют на нем, ударяя колотушкой с войлочной головкой. Тамтам относится к инструментам с неопределенной высотой звука, но обладает удивительной способностью: его звучание всегда словно «подстраивается» к той тональности, в которой играют в это время другие инструменты. Партия тамтама записывается в виде разных длительностей на одной линейке -- «нитке». В симфонический оркестр тамтам пришел недавно. Используется он для создания особых звуковых эффектов. Его звучность может быть самой разнообразной -- от таинственного, еле слышного пианиссимо до мощного, подчас зловещего и грозного фортиссимо. Не случайно в операх тамтам нередко применяют для имитации погребального звона. Звучанием тамтама сопровождаются сцены волшебства, заклинаний, молений жрецов. С целью создания яркого колористического звучания он был введен и в те произведения, с которых начался наш рассказ.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.