ПОТОП, потопь и пр. см. потапливать.
ПОТО́П, -а, муж.
1. По библейской легенде: наводнение, затопившее всю землю в наказание за грехи людей. Всемирный п. После нас хоть п.! (лишь бы нам было хорошо; неод.).
2. Наводнение, разлив воды (разг.). Река залила берега настоящий п. Что это за п. у нас в ванной? (шутл.).
| прил. потопный, -ая, -ое.
-а, м.
1.
По библейскому сказанию: наводнение, затопившее за грехи людей всю землю.
Всемирный потоп.
2. разг.
Сильное наводнение, большой разлив воды.
Из года в год на протяжении десятилетий вода заливает ярмарку, портит здания, мостовые: эти ежегодные потопы приносят огромные убытки людям, и все знают, что потопы эти не устранятся сами собою. М. Горький, В людях.
Пока этот великий ледник простирался еще далеко на юг, таяние, начавшееся по его краям, не грозило потопом. Савельев, Следы на камне.
до потопа шутл. в незапамятные времена.
(всемирный)
Ср. Бытие. 6, 17, 7; 10, 17. Ср. И. Сир. 40, 10. Мат. 24, 39. 2 Петра. 2, 5; 3, 6.
См. по мне хоть трава не расти.
ПОТО́П, потопа, муж.
1. По библейской легенде - Наводнение, затопившее землю за грехи людей. Всемирный потоп.
2. перен. Наводнение, разлив воды (разг.). Труба лопнула и в подвале потоп. «Не худо явить хоть небольшое чудо: или потоп, иль с трусом гром.» Крылов.
❖
До потопа (разг. шутл.) - в незапамятные времена. «Неужели все это так же просто в наше время, как было до потопа?» Чехов.м.
1.
Наводнение, посланное на землю - по библейскому преданию - в наказание за грехи людей и приведшее к гибели человечества.
2.
перен.Сильный разлив воды; наводнение.
по́топ "топот", с.-в.-р. (Даль). От то́пать.
муж. flood, deluge до потопа ≈ way back when, before the flood всемирный потопм. flood, deluge;
библ. Всемирный ~ the Flood, the Deluge;
после нас хоть ~ after us the deluge.
м
(наводнение) Überschwemmung f, Hochwasser n
•
•
всемирный потоп — Sintflut f
потоп м (наводнение) Überschwemmung f c, Hochwasser n 1 а всемирный потоп Sintflut f
м.
déluge m
всемирный потоп — déluge universel
после нас хоть потоп! — après nous le déluge!
м.
diluvio m
всеми́рный пото́п библ. — (el) diluvio universal
•
•
до пото́па шутл. — antes del diluvio, en tiempos antediluvianos
м.
diluvio тж. перен.
Всемирный потоп библ. — diluvio universale
до потопа — ai tempi dei tempi
ПОТО́П -а; м.
1. В Библии: всемирное наводнение, в котором из-за своих грехов погибло всё человечество. Всемирный п. После потопа. До потопа (также: шутл.; в незапамятные времена). После нас хоть п.! (разг.; лишь бы нам сейчас было хорошо).
2. Разг. Сильное наводнение; большой разлив воды. Устроить п. Настоящий п.! Что это у вас тут за п.?
Потоп (евр. мабул,"гигантское, продолжительное наводнение").
I.
Божья кара отпавшему человечеству, от к-рой был спасен только см. Ной, как родоначальник нового человечества, и его семья (ср. Быт 10) (Быт 6-9; Ис 54:9; Мф 24:37-39; Лк 17:26 и след.; 1Пет 3:20; 2Пет 2:5; 3:6; Евр 11:7); см. Арарат см. Ковчег см. Летосчисление.
II:
1) сказания о великом потопе имеются у многих народов мира, в т.ч. Месопотамии, Греции, Китая, Австралии и Океании. Из всех подобных сказаний наиболее близок по своим деталям к библ. повествованию шумеро-вавил. рассказ из эпоса о Гильгамеше, к-рый при этом в объяснении причин потопа имеет совершенно иной, мифологический характер. До нас дошли различные версии этого вавил. рассказа, имевшие хождение почти до 2000 г. до Р.Х. Отрывок из него, найденный при раскопках города Мегиддо в Израиле, показывает, что в XIV в. до Р.Х. он был известен и в Палестине. Наблюдается литературная общность библ., полностью демифологизированного повествования о потопе и вавил. рассказа при наличии глубоких идеологических и смысловых различий в обоих текстах;
2) потоп упомянут и в ист. записях Шумера и Аккада. В клинописном документе из Киша названы десять "великих мужей", правивших до потопа (ср. Быт 5), их имена встречаются и в др. текстах как имена ист. правителей. Правда, их возраст мифологически исчисляется многими тысячелетиями.
III.
При раскопках в Уре, Кише и в других местах Месопотамии были найдены толстые пласты отложений ила, к-рые покрывали самые ранние культурные слои, но сами не содержали никаких находок. В Уре эти слои достигают толщ. 2,5-3,5 м. Они свидет-вуют об одном или нескольких чрезвычайно сильных наводнениях; установление временной и пространственной связи между отдельными местами находок пока еще затруднительно.
IV.
На основании устных и письменных преданий, а также геол. открытий и археол. находок совр. исследователи считают несомненной гигантскую катастрофу, вызванную потопом в позднем каменном веке, о к-рой сохранились сообщения и сказания у столь многих народов.
пот’оп (Быт.6:17; Быт.7:6; Быт.9:11,28; Быт.10:1,32; Пс.28:10; Мат.24:38,39; Лук.17:27; 2Пет.2:5 ) — «воды Ноя», которыми Бог истребил всякую плоть на земле, ибо развращенность людей стала очень велика (Быт.6:5 ). Потоп произошел на 600-м году жизни Ноя (Быт.7:11 ) (см. Приложение 9 ), то есть на 1656-м году от начала счета лет Адама и его потомков (Быт.5) (примерно за 2250 лет до рождения Христа).
(Быт. 6 - 8). Во время повсеместного растления нравов от смешения благочестивого племени Сима с потомками Каина, оставался непричастным злу праведный и непорочный Ной. Ему сказал Бог: "Земля наполнилась злодеяниями от людей: и Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег из смолистых дерев, с отделениями (по длине и широте), и осмоли его смолою с внутренней и наружной стороны. Сделай его длиною в триста локтей, шириною в пятьдесят, а высотою в тридцать, с отверстием на верху в локоть и с дверью с боку ковчега (на нашу меру ковчег был 65 сажень 1 аршин 14 вершков длиною, 10 сажень 2 аршина 13 вершков широтою и 6 сажень 1 аршин 11 вершков высотою). Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. А Я наведу на землю поток водный, чтобы истребить под небесами всякое существо, в котором есть дыхание. Но с тобою Я поставлю завет Мой: ты войдешь в ковчег, и с тобою сыновья твои, и жены сыновей твоих. Введи также в ковчег животных всех родов: из птиц, из скотов и из всех пресмыкающихся по земле, из каждого рода по паре войдут к тебе, чтобы им остаться в живых с тобою. Запаси у себя всякой пищи, которою бы могли пропитаться и ты, они". Ной сделал все, что повелел ему Бог.
За семь дней до наступления потопа Бог предварил Ноя новым откровением. Он дал ему повеление со всем семейством войти в ковчег и взять с собою животных, присовокупивши, что чистых жертвенных, из скота - коров, овец и коз, а из птиц - голубей и горлиц надобно взять не по паре, а по семи пар, и предсказал, что через семь дней начнется дождь, который будет продолжаться сорок дней и сорок ночей. Ной сделал все нужные приготовления.
В семнадцатый день второго лунного месяца (в конце ноября нашего юлианского года) шестисотлетний Ной вошел в ковчег с тремя сыновьями своими, и с ним жена его и жены сыновей его. Особенным действием промысла Божия собраны были и звери, скот, гады и птицы и вошли в тот же ковчег. Наконец сам Бог затворил за ними дверь. И в тот же день полился на землю дождь, который не прерывался сорок дней и сорок ночей. Воды бездны морской устремились на сушу. Вода все более и более увеличивалась и подняла ковчег. Она покрыла самые высокие горы, так что ковчег, погруженный в нее на пятнадцать локтей, то есть до половины высоты своей, носился беспрепятственно поверх высочайших гор Азии. И лишилось жизни все что имело движение и дыхание на земле. Поднималась же вода в продолжении пяти месяцев, или ровно 150 дней.
Наконец в семнадцатый день седьмого месяца (в конце апреля) Бог навел на землю сильный ветер, который очистил атмосферу от туманов и дождевых туч и двинул воды бездны морской обратно в их ложе и ковчег остановился на горах Араратских, в Армении. Воды убывали; показались верхи гор. Ной выждал сорок дней и чрез окно в ковчеге выпустил ворона. Ворон в ковчег обратно не возвратился, вероятно потому что находил обильную пищу в плававших трупах и отдых на деревах и верхах гор и на верху ковчега, к которому прилетал. Спустя семь дней, чтобы лучше узнать, стекла ли вода с земли, Ной выпустил от себя голубя, который обыкновенно любит места сухие и вблизи жилищ человеческих. Голубь возвратился в ковчег, потому что не нашел сухого места, где бы отдохнуть ему. Прошли другие семь дней. Ной опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился вечером с свежим масличным листом в клюве. Это ясно показало Ною, что начинает показываться растительность и что поверхность земли освобождается от воды. Наконец еще чрез неделю он опять выпустил голубя, но он уже не возвращался. С наступлением нового года, в самый первый день его, Ной открыл кровлю ковчега, посмотрел и увидел, что воды нет более на земле. Во втором же месяце к двадцать седьмому дню (т.е. к концу ноября) земля осушилась. Таким образом потоп продолжался на земле ровно год, так называемый солнечный.
Потоп был всемирный или всеобщий для всей земли. "На сомнение, заимствуемое от потребного на сие чрезвычайного количества воды, не трудно ответствовать, говорит митр. Филарет: а) что всеобщий потоп можно представить прехождением воды, занимающей, как известно, около половины земного шара, на другую открытую половину, и что б) земля была даже и вся покрыта водою, доколе воды не были собраны в одно место (Быт.1:9 ) и что в) как известно по новейшим исследованиям, одна атмосфера может дать более воды, нежели сколько нужно для потопления всей земли. Напротив того мнение о частном потопе влечет за собой неразрешимый в сем случае вопрос: к чему нужен был ковчег и собрание в него всех животных, если бы животные во многих странах света оставались невредимы, куда и Ной также мог бы переселиться? Филон доказывал всеобщность потопа из морских раковин, которые находятся на вершинах самых высоких гор (Phys. Sacr. t. 1). Подобные следы потопа видимы во многих местах к изумлению неверующих. Фонтенель во Франции, Лейбниц в Германии узнали на природных камнях изображения растений Восточной Индии и Южной Америки и Бюффон признается, что сего явления не можно изъяснить иначе, как действием великого наводнения (Hist. Nat. Theorie de la terre, t. 1). Паллас в Сибири, которая есть возвышеннейшая часть возвышеннейшей из частей света Азии, на горах нашел целые остовы слона и носорога. Что кроме всеобщего потопа могло загнать их туда, или занести трупы их? (Observ. sur la formation des montagnes par M. Pall.). Происхождение всеобщего потопа новейшие испытатели естества с вероятностью стараются изъяснить:
а) движением средоточия земли, или точки ее равновесия;
б) удержанием ее обращения около своей оси;
в) действием проходившей близ земли кометы на ее атмосферу.
Но человеческие догадки ничего не прибавляют к достоверности св. Писания" (митр. Филарет. Записки на кн. Бытия).
гидр.
пото́п, -пу
гидр.
пото́п, -пу
гидр. пото́п