(Obâ) — богиня холеры у индийских племен, обитающих в джунглях Бенгалии, близ Мирзапура. То же, что мари (см.).
муж. и ср. обе жен., мн. обое, обадва, обадве, южн., зап. обоим пск., твер. (обоим идут, оба); обое, новг. оба; два, тот и другой, каждый из двух; те двое, о коих идет речь. Местами говорят обои муж., новг., смол. и обое ср. о вещах: платье двое, да обое худое. Два брата хвалились, да оба никуда не годились. Обое рябое, зап. все равно. Оба лучше, шуточное. Обои брата, новг. обои брата, смол. обои браты, вор. Гляди в оба, слушай в оба, зри в три. Замуж выходи - в оба гляди. Два Демида, да оба не видят. В полплеча работа тяжела: оба подставишь, легче справишь. Оба два, да ни в одном добра. Оба луки, оба туги. Ерема в воду, Фома ко дну: оба упрямы, со дна не бывали. Не идет Фома за Ерему, бает: оба мужики! В словах сложных оба, обо употребляют иногда вместо два, дву-, если тут не может быть речи более, чем о двух: обоглазый, не кривой; оболицая ткань; оборукий, оборучный (и оберучный) человек; оборогая корова, не комолая; обоспальная кровать. Обаполне нареч., зап. обоюдно, с общего, со взаимного согласия. Это слово от обе полы, половины, а великорусское обапол, иное, с предлогом о, ·об. Обанадесять, все двенадцать или двенадцатеро. Обоюдный, двусторонний; двулезый, двулицевой, и туды-и-сюдный;
| взаимный, меж двух, касающийся обоих, того и другого;
| двусмысленный, двузнаменательный, двуразумный, заключающий двоякий смысл, силу, значенье. Обоюду нареч. с обеих сторон, концов. Обоюдком нареч., пск., твер. вдвоем, самдруг, оба вместе. Обоюдный нож, кинжал, обоюдоострый, у которого обух посредине, на два лёза. Обоюдная ткань, двулицевая, двулицевка. Обоюдная вина. В речи: "Тут прут, а там жгут", обоюдный смысл. Обоюдить, обоюдничать, говорить или поступать двусмысленно, инословно; хитрить, лукавить, не высказываясь. Ты что обоюдишь? либо по нас, либо на нас! Обоюдно, обоюду; ·стар. обоямо нареч. с обеих сторон, двусторонне. Обоюдность жен. обоюдство ср. свойство, состояние ·по·прилаг. и
| самая вещь или речь обоюдного смысла. Обоякий, двоякий, обоюдный; и туда, и сюда. Дело, человек обояковатый, сомнительный или ненадежный; лукавый. Дело это сделать можно обояко, двояко, на два лада; и так, и этак.
О́БА, обоих, муж. и ср.; жен. обе, обеих; числ. И тот и другой. Оба сына на заводе. Обе дочери студентки. Обоими глазами. Обеими ногами. Обеими руками подписаться (перен.: с полной готовностью согласиться на что-н.; разг.).
• Смотреть (глядеть) в оба (разг.) то же, что в оба глаза смотреть.
обо́их, м. и ср., О́БЕ, обе́их,
ж., числ. собир. И тот и другой.
Пред испанкой благородной Двое рыцарей стоят, Оба смело и свободно В очи прямо ей глядят. Пушкин, Пред испанкой…
К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада. Тургенев, Отцы и дети.
На лежанке сидела Танька, около нее Павел Антоныч. Оба пили чай с молоком. Бунин, Танька.
Василий Карпович поднял обеими руками ведро и стал пить, запрокинув голову. С. Антонов, Весна.
- глядеть в оба
- за обе щеки уплетать
- обеими руками подписаться обеими руками ухватиться
О́БА, обоих, муж. и ср.; Обе, обеих, жен., числ. колич. (оба и обе сочетаются с род. ед. имени, остальные формы согласуются в роде и падеже с именем). И тот и другой. Оба глаза. Оба уха. Обе ноги. Обоих глаз. Обеих ног. Обеими руками. Оба маленькие (или маленьких) мальчика. Обе деревянные (или деревянных) избы.
❖
Обеими руками (что-нибудь сделать; разг.) - очень охотно, с полной готовностью. Обеими руками я подписался бы под этими словами. Глядеть или смотреть в оба (разг.) - пристально, внимательно смотреть, быть осторожным. «Хозяйская дочка стоит в стороне, смотрит в оба, да слушает песню мою.» Некрасов. «Замуж выходи - в оба гляди.» (посл.)мест.
Употребляется как местоименно-количественное слово и соответствует по значению сл.: и тот и другой, и то и другое (из двух названных или известных предметов мужского и среднего рода).
о́ба м., ср. р., о́бе ж., укр. оба́, обí, блр. оба́два, оба́, смол. (Добровольский), др.-русск., ст.-слав. оба м., обѣ ж., ср. δύο (Супр.), болг. о́ба м., о́бе ж., ср., сербохорв. о̏ба, о̏бjе, о̏ба, словен. оbа̑ м., obė̑ ж., ср., чеш. оbа м., obě ж., ср., слвц. оbа, оbе, польск. оbа, оbiе, оbаj, в.-луж. wobaj, wobě, н.-луж. hoběj dwа м., hoběj dwě ж., ср. Праслав. *оbа, *obě родственно лит. abù, abùdu м., abìdvi ж., лтш. abi, др.-прусск. аbbаi м., далее – лат. ambō, греч. ἄμφω, др.-инд. вед. ubhā́ м., ubhā́u м., ubhḗ ж., ср. р., авест. uvа м., ubē ж., гот. bai, ср. bа, тохар. аnt-арi "оба"; см. Траутман, Арr. Sprd. 295; ВSW 1, М.–Э. 1, 5; согласно Мейе–Эрну (48), исходным является и.-е. *bhō, в то время как *о-, *ambh, *u- рассматриваются как приставки.
числ.;
муж.;
жен. обе both, обе both, the two;
~ брата both brothers, the two brothers;
мы, вы, они ~ both of us, you, them;
ухватиться за что-л. обеими руками seize smth. with both hands;
перен. jump at smth.;
смотреть в оба keep one`s eyes open, be* on guard.
оба— (Th1 cells or Th2 cells,) both (responding to)
pron.both; непрерывный в обе стороны, adj., bicontinuous; равномерный в обе стороны, adj., biuniform
оба beide мы оба wir beide
beide
мы оба — wir beide
(обоих) tous les deux, l'un et l'autre, les deux
оба сына — les deux fils
оба глаза — les deux yeux
обоими глазами — des deux yeux
•
•
смотреть в оба разг. — прибл. ouvrir l'œil et le bon; être sur ses gardes(быть настороже)
числ.
(о́бе) ambos (ambas), los (las) dos, el uno y el otro (la una y la otra)
-обеими руками
•
•
смотре́ть (гляде́ть) в о́ба — estar ojo avizor, estar alerta; no dormirse en las pajas
есть (упи́сывать) за о́бе щеки́ — comer (mascar) a dos carrillos
положи́ть на о́бе лопа́тки — hacer medir el suelo, hacer morder el polvo
числит.
ambo, ambedue, tutti e due, l'uno e l'altro
оба сына на заводе — entrambi i figli lavorano in fabbrica
обе дочери студентки — entrambe le ragazze sono studentesse
обоими глазами — con entrambi gli occhi
•
•
обеими руками подписаться — metterci la firma
смотреть / глядеть в оба разг. — stare
О́БА обо́их; м. и ср.;О́БЕ, обе́их; ж. числ. собир. И тот и другой (из двух лиц, предметов). Стояли двое, оба с портфелями. Обе дочери студентки. Тащить сумку обеими руками. Дважды был ранен, оба раза тяжело. Обоим было интересно. За обе щеки уплетать, уписывать (есть с большим аппетитом, жадно).
◊ Глядеть в о́ба. Очень внимательно, пристально, не выпуская ничего из виду.
А мои ти Куряни свѣдоми къмети ... пути имь вѣдоми, яругы имъ знаеми, луци у нихъ напряжени, тули отворени, сабли изъострени. 8. Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! ...подперъ горы Угорскыи своими желѣзными плъки, заступивъ Королеви путь, затворивъ Дунаю ворота. 30.
По приключаю же иереи нѣкыи съхождааше путьмъ тѣмь, и видѣвъ мимоиде. Остр. ев., 103 (1056—1057 гг.). Паче же минуюштиимъ тя по пути, не стыдися таковыимъ главы свое покланяти. Изб. Св. 1076 г., 23 об. Яко да воинъ прѣди изидеть вьсѣмъ царю пути приготовая. Мин. сент., 0187 (1095 г.). И шедше на слѣдъ цесаря сурьскаго доже и до Иердана, и се весь путь исполнь портъ и съсудъ, ихъже пометаша суряне въ ужасти своеи. Хрон. Амарт., 181 (XIII—XIV вв. ← XI в.). 1096: На заутрье же налѣзоша Тугоркана мертва ... и привезше и к Кыеву, погребоша и на Берестовѣмь, межю путемъ, идущимъ на Берестово, и другымъ, в манастырь идущимъ. Пов. врем. лет., 151 (1377 г. ← нач. XII в.). Азъ бо есмь, княже, аки древо при пути: мнозии бо посѣкають его и на огнь мечють. Сл. Дан. Зат., 12 (нач. XVII в. ← XII в.). 1185: Перебреде (Игорь) Донѣць, и тако приида ко Осколу, и жда два дьни брата своего Всеволода: тотъ [бяше] шелъ инемь путем ис Курьска. Ипат. лет., 638 (XV в.).
И внезапу припадше, вои Антигонови на ня по теснымъ путемь и по лесом, и не оставиша ни единого. Флав. Полон. Иерус., 195 (XVI в. ← нач. XII в.). И тоя же нощи проиде Давидъ и ста у тѣснаго пути Сауля у верхы скалы. Палея толк., 379 (1406 г. ← XIII в.).
Пьтице небесные и рыбы морскые, еже ходетъ путми морскыми, рекше птице морьскые единѣмъ именемъ, ходещиими путьми морскыми рекъ, многа имена нарече. Шест. Ио. екз., 68 об. (1263 г.). Бѣ некто мужь, старѣйшина земли Ижерской, именемъ Белглусичь; поручена жъ бысть ему стража утреничная морская... Стрегуще ему обоя пути. Ж. Алекс. Нев., 3 (XVI в. ← XIII в.). 1398: Злочестивыи царь турскый ... пришедъ, городъ оступи со всѣ стороны, и пути переа по морю и по суху. Воскрес. лет. VIII, 71 (XVI в.).
Солнце ему (Игорю) тъмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди. 8—9. Всеславъ князь ... въ ночь влъкомъ рыскаше изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя; великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. 36.
Зане ни врачебнии от[р]оци единемь точью быльемь всѣмъ стражющимъ приносити добро, ни кормьчиямъ единѣмъ путь вѣдати противу вѣтромъ брань. Хрон. Амарт., 394 (XIII—XIV вв. ← XI в.). Идущим же им, и пакы скрыся звѣзда. ...И ротишася ему, мняще, яко звѣзда тѣм путем покажеть имъ возвратитися. И шедше по звѣздѣ. Флав. Полон. Иерус., 205 (XVI в. ← нач. XII в.). И есть путе тъ тяжекъ велми и страшенъ и безводенъ: суть бо горы высокы камены, и суть разбои мнози и разбиваютъ въ горахъ тѣхъ и въ дебрехъ страшныхъ. Хож. Дан. игум., 41—42 (1496 г. ← 1107 г.). Яко же се съ вьрха горы вода текущи своимь путьмь и, ображающи ся о каменице, шюмъ творить сладъкъ. Златостр., 93 (XII в.).
Игореви князю богъ путь кажетъ изъ земли Половецкои на землю Рускую, къ отню злату столу. 39—40. Дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ. 43.
1073: Изяславъ же иде в Ляхы со имѣньем многым, глаголя, яко „симь налѣзу вои“. Еже все взяша ляхове у него, показавше ему путь от себе. Пов. врем. лет, 122 (1377 г. ← нач. XII в.). 1181: Тъгда же на зиму показаша путь Володимиру Святославицю, и иде къ отцю на Русь. Новг. 1 лет., 37 (XIII в.).
Въ та же времена съвѣщаша внити на Мидьскую землю на воевание. И просиша пути у урканскаго цесаря, тъ бо бѣ владыка выхода того. Флав. Полон. Иерус., 454 (XVI в. ← нач. XII в.). Али которыи русинъ хочеть поити съ Готьского берега въ Немецьскую землю въ Любекъ, немцомъ не боронити имъ того путе. Смол. грам. 1229 г., 37. Менгу Темирево слово [ко] Ярославу князю: Даи путь немецкому гостю на свою волость. Грам. 1266—1272 гг. Русс.-Лив. акты, 453.
А от Смолѣньска чистыи путь до Ригы. Грам. ок. 1230 г. Русс.-Лив. акты, 452. А вашому гостеви сѣмо буди путь чистъ, а нашому гостеви буди къ вамъ путь чистъ. Грам. 1284 г. Сахаров, № 4.
И запрѣти имъ, да ничесоже възьмуть на путь, тъкъмо жьзлъ единъ, ни пиры, ни хлѣба. Остр. ев., 290 (1056—1057 гг.). Съ дьрзъмь не ходи на путь, да не въстанеть на тя, тъ бо сътворить по силѣ своеи. Изб. Св. 1076 г., 174. И ни мало же помьдьливъши, ни дълготы же пути убоявъшися, въ прежереченыи градъ иде (мать Феодосия) на възискание сына своего. Ж. Феод., 49 (XII в. ← ок. 1088 г.). А и-Щернигова до Кыева нестишьды ѣздих ко отцю. ...А всѣх путий 80 и 3 великих, а прока не испомню менших. Поуч. Вл. Моном., 162 (1377 г. ← нач. XII в.). Да не прельстять тя мужи нечьстивии, ни ходи в путь с ними. Пчела, 1 (XIV в. ← XIII в.).
Куда же ходяще путемъ по своимъ землямъ, не дайте пакости дѣяти отрокомъ, ни своимъ, ни чюжимъ. Поуч. Вл. Моном., 157—158 (1377 г. ← нач. XII в.). 1173: Тоѣ же зимы посла князь Андрѣи сына Мьстислава на Болгары, а муромьскии князь сына посла, а рязаньски князь сына посла. И бысть нелюбъ путь тъ всимъ людемь симь, зане непогодье есть зимѣ воевати Болгары. Ипат. лет., 564—565 (XV в.). 1193: Святославъ же рече: „Нынѣ, брате, пути не мочно учинити, зане в землѣ нашеи жито не родилося нынѣ, абы нынѣ земля своя устеречи“. Рюрикъ же рче ему: „...азъ ти ся повѣдаю, есть ми путь на Литву“. Там же, 676. И сам же Александръ, поемъ юже имяше силу, иде на путь. Александр., 50 (XV в. ← нач. XII в.).
Надъ мрьтвыимь не плачи, нъ надъ несъмысльныимь: онъ бо обьшть путь, а се своя воля. Изб. Св. 1076 г., 77—77 об. Се бо и пьрвѣе единъ пресѣче житья сего путь, жизнь показавъ чисту и вышьшю, въину принося душю от грѣховъ телесных. Хрон. Амарт., 239—240 (XIII—XIV вв. ← XI в.). И кто, первѣе клеветавъ, бысть обличник, со обличным от него въ единъ путь смьртныи ведошася. Флав. Полон. Иерус., 216 (XVI в. ← нач. XII в.). Къждо бо насъ къ своему коньцю ближе приступаеть; да сего ради вси на пути есмъ, мимоходи бо есмъ вси въ житии семь. Златостр., 66 (XII в.).
Глагола ему Фома: „Господи, не вѣмь, камо идеши; и како путь можемъ вѣдѣти?“. Глагола ему Иисус: „Азъ есмь путь, и истина и животъ“. Остр. ев., 165 (1056—1057 гг.). Блаженыя сладости нетьлѣньныя пища въ селѣхъ небесныхъ съподоби [ся], всечьстьн[е] Елпидифоре неуклоньно [бо] тече ты путьмь страдания си. Мин. нояб., 282 (1097 г.). 1093: Симь казнить (бог) ны нахожденьемь поганых; се бо есть батогъ его, да негли встягнувшеся вспомянемъся от злаго пути своего. Пов. врем. лет, 145 (1377 г. ← нач. XII в.). Нъ чюдися прѣмудрости божии, како ти ся по три мѣста дасть блюсти, еже не ити на съвѣтъ нечьстивыихъ, ни стати на пути грѣшьныихъ, ни сѣсти на столѣ губительнѣ. Златостр., 64 (XII в.). 1251: ...и придоста со славою на землю свою, наследивши путь отьца своего великаго Романа, иже бѣ изострился на поганыя, яко левъ. Ипат. лет., 813 (XV в.).
А коли ми взяти дань на своихъ боярѣхъ на больших и на путных, тогды ти взяти на своихъ так же, по кормленью и по путемъ, да дати ти мнѣ, а то опроче того урока, трехъ сотъ руб. и дватцати. Гром. 1389 г. ДДГ, 32.
А сынъ его Кузма како поидетъ съ моря съ потками съ данными по данничю пути, дадятъ ему корму и подводы по пошлинѣ съ погостовъ. Грам. Двин. 1294 г. Срезн. Матер., II, 1739. ...Да тобѣ соколничии путь, и садовници, да конюшии путь. Грам. 1350—1351 гг., ДДГ, 11.