Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Τιμόθεος — почитающий Бога) — апостол из числа семидесяти, ученик и спутник апост. Павла, родом из малоазийской провинции Ликаонии. Отец его был эллин, мать — еврейка, глубоко преданная вере отцов и с юных лет внушившая своему сыну любовь к изучению Свящ. Писания. Отец Т. если и не был "прозелитом врат", то во всяком случае дозволил воспитать своего сына по правилам и обычаям иудейским. К вере Христовой Т. был обращен, по всей вероятности, самим апост. Павлом, когда тот в первый раз проходил с проповедью Евангелия ликаонские города. Получив о Т. похвальные отзывы со стороны братий Листры и Иконии и лично удостоверившись в его высоких нравственных качествах, апостол избрал его в проповедники Евангелия. Мы видим Т. то сопровождающим апостола в его путешествиях, то помогающим ему в проповеднических трудах, то обходящим по его поручению со словом назидания и утешения разные христианские общества. Он прошел с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию. Когда Павел отправился из Филипп, Т. для укрепления христиан в вере остался на некоторое время там; точно так же оставался он на время в Верии; из Афин по поручению апостола он отправился в Фессалоники для утверждения тамошних христиан, претерпевавших гонение от соотечественников. В Коринфе он пробыл с ап. Павлом около полутора года; при нем апостол написал здесь оба послания фессалоникийцам (1 Фесс. I, 1; 2 Фесс. I, 1). По возвращении апостола из Иерусалима в Ефес туда прибыл к нему и Т. и получил от него поручение отправиться в Македонию для сбора милостыни на бедных христиан. Между тем в коринфской церкви произошли беспорядки; для восстановления правильного течения церковных дел Павел отправил туда Т. Затем мы встречаем Т. вместе с апостолом в Македонии, куда последний прибыл из Ефеса вследствие мятежа, произведенного серебренником Димитрием (Деян. Апост. XX, 4). Из Македонии апостол отправился в Ахайю (Грецию) и по обещанию посетил коринфскую церковь; за ним следовал и Т., как видно из Послания к римлянам (Римл. XVI, 21), написанного именно в это время. Из Коринфа Павел отправился в Сирию и Палестину для передачи денежного сбора бедным палестинским христианам; в этом путешествии сопровождал его и Т. до Филипп. Оттуда он отправился в Троаду и ожидал там апостола. Далее в истории жизни Т. оказывается значительный пробел: он упоминается вновь уже при первых узах апостола в Риме. О бытности его с апостолом в Риме говорится в посланиях к колосянам (I, 1), филиппийцам (I, 1) и Филимону (I, 1). Из послания к филиппийцам, кроме того, видно, что ап. Павел намерен был послать Т. из Рима в Филиппы (Фил. II, 19—24). В Послании к евреям Т. представляется узником и получает свободу вместе с апостолом (Евр. XIII, 23). В Малой Азии апостол посвятил Т. во епископа ефесской церкви (1 Тим. I, 18; IV, 14; 2 Тим. I, 6), после чего написал ему из Македонии (приблизительно в 65 г. по Р. Хр.) свое первое послание. Обязанности, возложенные на Т., были нелегки и сложны. Он должен был управлять пресвитерами, многие из которых были старше его по летам, распределять между ними вознаграждение, разбирать распри и жалобы, заведовать делами благотворения и женских общежитий, рукополагать пресвитеров и диаконов. Ему приходилось умиротворять недовольных его главенством да и самим апостолом, которого иные считали неспособным за старостью к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами. Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Ефесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола. В своем первом послании к Т. ап. Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах. Будучи вторично в узах в Риме и предвидя свою близкую кончину, апостол написал Т. второе послание, увещевая его "возгревать полученный им чрез рукоположение дар Божий" и предсказывая, какие еще тяжкие дни ожидают церковь. Указав на свое одиночество — так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным сторонам, — апостол просил Т. прийти к нему возможно скорее. Скончался Т. мученическою смертию в царствование Домициана. В Ефесе совершался праздник в честь Дианы, во время которого замаскированные идолопоклонники с идолами и дрекольем в руках ходили по городским улицам и пели песни. Чтобы остановить это торжество, сопровождаемое развратом, Т. со словом обличения и назидания вышел к народному собранию; разъяренная толпа бросилась на него с палками и забросала его камнями. Полагают, что Т. был епископом ефесским 15 лет; поэтому мученическую кончину его можно отнести к 80 г. по P. Xp. Память Т. православная церковь празднует 4 и 22 января; мощи его почивают в Константинополе, куда они перенесены в царствование Констанция. См. епископ Феофан, "Толкование пастырских посланий св. апостола Павла" (М., 1882); M. Троицкий, "Послания св. ап. Павла к Тимофею и Титу" (Каз., 1884).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Толковый словарь Даля

    ТИМОФЕЙ, -вейка, -веевка тамб. тимофеиха, тимофеева трава, кормовая трава Phleum palustre, см. ржанец.

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Мужское имя.

    II

    м.

    Народное название дня 4 февраля как приметного дня в середине зимы; Тимофей-полузимник.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ТИМОФЕЙ (1 в.) - ученик и спутник апостола Павла в его миссионерских путешествиях, адресат двух его посланий. Первый епископ Эфеса, где претерпел мученичество в конце 1 в. Память в Православной церкви 4 (17) января, 22 января (4 февраля), в Католической - 24 и 26 января.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    ТИМОФЕЙ (1-я пол. 4 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор. Участвовал в работах над рельефами Мавсолея в Галикарнасе (ок. 350 до н. э.). Сохранились фрагментарно рельефы на храме Асклепия в г. Эпидавре (1-я четверть 4 в. до н. э.).

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. TimothyTimothy;

  11. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  12. Энциклопедический словарь

    Тимофе́й

    (I в.), ученик и спутник апостола Павла в его миссионерских путешествиях, адресат двух его посланий. Первый епископ Эфеса, где претерпел мученичество в конце I в.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Тимофей ("чти Бога!"), один из верных сотрудников Павла (см. Павел). Т. выполнял многие ответств. поручения апостола. Он родился в Листре Ликаонской. Отец Т. был греком, а мать - еврейкой. В юности Т. был наставлен в Свящ. Писании матерью Евникой и бабкой Лоидой (2Тим 1:5; 3:15), а впоследствии, вероятно, духовно сформировался под влиянием Павла, с к-рым впервые встретился в Листре во время второго миссионерского путешествия апостола (Деян 16:1). По воззрениям иудеев, Т., как сын иудейки, подлежал обрезанию. Павел, желая взять Т. с собой в путешествие в качестве спутника и соратника, подверг его обрезанию, чтобы избежать нападок со стороны иудеев (Деян 16:3). Павел, см. Сила и Т. отправились через Малую Азию в Македонию. Когда апостол направился в Афины, он оставил Т. и Силу в Македонии (Деян 17:14). После встречи апостола и его помощников в Афинах (Деян 18:5), Т. был направлен в Фессалонику (1Фес 3:1 и след.), после чего он вернулся к Павлу в Коринф с радостными вестями "о вере и любви" фессалоникийцев (ст. 6). В Коринфе Т. проповедовал Евангелие вместе с Павлом (2Кор 1:19). Т. упоминается в начале первого и второго посланий к фессалоникийцам (см. Послания к фессалоникийцам). Он сопровождал Павла и во время его третьего миссио-нерского путешествия, а когда апостол написал из Эфеса Первое послание к Коринфянам, Т. - вероятно, по более длинному пути, чем тот, по к-рому шло письмо - добирался в Коринф (1Кор 4:17; 16:10; ср. Деян 19:22). Неизвестно, добрался ли он туда, во всяком случае, о результатах его деят-сти там ничего не известно. Из 2Кор 1:1 видно, что Т. вновь находился с Павлом. В Деян 20:4 Т. назван среди тех, кто сопровождал апостола на обратном пути в Иерусалим, но, вероятно, туда он не прибыл. Возм., что он остался в Эфесе, где позднее трудился по поручению Павла (1Тим 1:3). Т. не было с апостолом, когда тот был арестован и отправлен в Рим (Деян 27:2), но позднее он находился вместе с Павлом в Риме, как это следует из Кол 1:1; Флм 1 (а отчасти и из Флп 1:1; 2:19). О жизненном пути Павла после его первого рим. заточения известно мало, поэтому и путь Т. в этот период проследить невозможно. Когда Павел писал свое Первое послание к Тимофею, он был на свободе, но Т. с ним не было - он либо еще оставался в Эфесе, либо был вновь туда послан (1Тим 1:3), чтобы противодействовать лжеучителям. Это, видимо, нелегко давалось еще молодому человеку, каким был Т. (1Тим 4:12). Позднее, когда Павел писал ему из своего второго заключения в Риме, Т., по-видимому, еще находился в Эфесе. Затем он был призван апостолом в Рим (2Тим 4:9,21). Из Второго послания к Тимофею видно, что Павел высоко ценил Т. и испытывал потребность в общении с ним. Именно ему послал он свое завещание. Сообщение о заточении и освобождении Т. в Евр 13:23 стоит особняком. Где и когда Т. был арестован, как произошло его освобождение, неизвестно. Служение Т. было служением благовестника (2Тим 4:5), поэтому он посещал разные города. На это служение он был призван "по пророчеству" (1Тим 1:18; 4:14) и специально для него принял особый дар Божий через возложение рук Павла и пресвитеров (1Тим 4:14; 2Тим 1:6). см. Послания к Тимофею.

  15. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  16. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (почитающий Бога) - имя двух лиц:

    а) (1Мак.5:6,7 и др.) один из Сирийских предводителей войск Антиоха Епифана в войнах его с Иудеями, во времена Иуды Маккавея;

    б) (Деян.16:1,3, Рим.16:21, 1Тим.1:2 и др.) ученик и ревностнейший сотрудник св. ап. Павла в деле Евангельской проповеди, уроженец Дервии, Ликаонской области или г.Листры. Имя его матери было Евника, Иудеянка, а имя бабки Лоида. Мать его и бабка уже были обращены к Христианству (Деян.16:1 ), и их великие добродетели имели благодетельное влияние на юного Тимофея. От них-то он получил превосходное Христианское воспитание. Отец Тимофея был из Греков. Всецелым обращением своим к Христианству Тимофей, без сомнения, был обязан св. ап. Павлу, потому что апостол везде называет его то сыном, то возлюбленным сыном, то верным в Господе сыном (1Тим.1:18, 1Кор.4:17, 2Тим.1:2 ). Он был из детства научен свящ. Писанию (2Тим.3:15 ); он пользовался ранним, но здравым, религиозным воспитанием, благодаря неусыпным заботам о сем со стороны его матери и бабки; он имел и возгревал в себе дар Божий, так что св. ап. Павел избрал его своим сотрудником в деле Евангельской проповеди. В позднейший период его жизни ап. Павел с такою высокою похвалою отзывается о нем: "Он делает дело Господне, как и я" (1Кор.16:10 ) в другом месте он свидетельствует, что "Сын Божий, Иисус Христос, проповедан у Коринфян им самим вместе с Силуаном и Тимофеем (2Кор.1:19 ). В послании к Филиппийцам (Фил.2:19,20) он превозносит его, как человека, с которым никто не может равняться в усердии и заботах о них. св. апостол послал к своему духовному возлюбленному сыну два послания, первое и второе. По преданию, рукоположенный самим апостолом в епископы Ефесской церкви, Тимофей, по смерти апостола, долго управлял оною. "Рук ни на кого не возлагай поспешно" (1Тим.5:22 ), писал в это время, между прочим, апостол. Свое 15 летнее служение в сане епископа Тимефой, по преданию, окончил мученическою смертью при Домициане, а по другим при Нарве, будучи побит камнями, во время одного языческого праздника в честь Дианы, от раздраженных язычников. Святая память его празднуется Церковью 4 и 22-го января.

  17. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  18. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Тимоф’ей (Деян.16:1; Деян.17:14,15; Деян.18:5; Деян.19:22; Деян.20:4; Рим.16:21; 1Кор.4:17; 1Кор.16:10; 2Кор.1:1,19; Фил.1:1; Фил.2:19; Кол.1:1; 1Фес.1:1; 1Фес.3:2,6; 2Фес.1:1; 1Тим.1:2,18; 2Тим.1:2; Флм.1:1; Евр.13:23 ) — молодой сотрудник и верный помощник ап. Павла, сын грека и еврейки Евники, которая вместе с бабкой наставила его с юности в вере. Житель Листры, он наверное был свидетелем как проповеди ап. Павла в этом городе, так и дальнейших бурных событий (Деян.14:6 -7,19-20; 2Тим.3:10 -11). При втором посещении Листры ап. Павел, видя его верность, взял его с собой, после чего Тимофей уже не покидал его. Не очень крепкого здоровья (1Тим.5:23 ), но очень крепкий духом, самоотверженный и скромный, он до конца был с ап. Павлом, разделив с ним заключение и в Кесарии, и в Риме, куда он пришел из Ефеса по просьбе ап. Павла (2Тим.4:9 ), пренебрегши смертельной опасностью, грозившей каждому христианину, появлявшемуся в Риме, особенно в этот последний год правления Нерона. В 1Фес.2:7 назван Апостолом (срн. 1Фес.1:1 ).

  19. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  20. Реальный словарь классических древностей


    • Timothĕus,

    Τιμόθεος,

    1. Т. Милетский, сочинитель дифирамбов, см. Dithyrambus, Дифирамб;

    2. ваятель, жил ок. 350 г. до Р. X. и вместе со Скопасом, Леотаром и др. трудился над украшением Мавсолея. Plin. 36, 5, 4;

    3. сын Конона, вместе с которым возвратился в 393 г. в Афины. Не только громкое имя отца и унаследованные богатства, но и высокое образование, полученное им у Исократа и Платона, обратили на него внимание афинян. Как полководец, он отличался храбростью, осмотрительностью и проницательностью; но в частной жизни был также предан порокам своего времени, особенно невоздержанию и расточительности. В 378 г. он вместе с Хабрием и Каллистратом командовал флотом, снаряженным против Спарты; но главное влияние принадлежало тогда Хабрию. В 375 г. Тимофей, опустошив берега Лаконики, взял с флотом в 60 кораблей остров Керкиру и выказал снисходительность и умеренность к побежденной партии (Хеn. Hell. 5, 4, 62); затем он победил спартанца Николоха при Левке или Ализии (в Акарнании) и хотя вследствие недостатка в деньгах не мог извлечь всех выгод из своей победы, тем не менее способствовал заключению мира в 374 г., условия которого, впрочем, не совсем были приведены в исполнение (ibid. 6, 2, 1). Сделав потом во Фракии новые завоевания, он получил приказ снова отправиться в Керкиру, теснимую Мнасиппом, но за неимением средств пропустил удобное время и за это лишен был начальства (ibid. 6, 2, 13. Dem. Tim. p. 1186 слл.), по обвинению предводителей демократической партии, Ификрата и Каллистрата, он был даже привлечен к ответственности (Хеn. Hell. 5, 6, 2. 6, 2, 1), но благодаря заступничеству своих друзей Ясона Ферейского и Алкета Эпирского был освобожден от суда и отправился на некоторое время в Персию, где участвовал в покорении Египта. По возвращении в Афины он примирился с Ификратом, выдав свою дочь за его сына Менесфея, и содействовал упрочению могущества Афин на море и прекращению захватов фивян. В 368 г. он был послан с флотом на помощь персидскому сатрапу, Ариобарзану, но когда оказалось, что тот отделился от царя, Т. напал на Самос, занятый персами, и взял его после 11-месячной осады (в 366 г.). В следующие годы он действовал близ Геллеспонта и получил Сеcт и Крифоту от Ариобарзана, которого афиняне и спартанцы стали поддерживать с тех пор, как афиняне вступили в сношения с персидским царем; в 364 г. взял Торону, Мефону, Пидну, Потидею, покорил халкидийцев, но потерпел неудачу при Амфиполе и Олинфе. Diod. Sic. 15, 81. Dem. Olinth. 1, 6, 10. В союзнической войне, после гибели Хабрия, он вместе с Ификратом был поставлен во главе флота, и им было поручено сообща с Харетом действовать против союзников; но когда они, несмотря на желание последнего, отказались начать сражение по причине сильной бури, он обвинил их перед афинянами в измене, в 354 г. Diod. Sic. 16, 7. 21. Dinarch. in Dem. 14. Ификрат уклонился от суда, Т. же был наказан пеней в 100 талантов и отправился в изгнание в Халкиду, где и умер. Скоро потом сыну его, Конону, пеня была сбавлена до 10 талантов, которые ему позволено было употребить на починку городских стен. ср. Rehdantz, vitae Iphicratis, Chabriae, Timothei (1845).

  21. Источник: Реальный словарь классических древностей



  22. Большой Энциклопедический словарь

    ТИМОФЕЙ
    ТИМОФЕЙ (1 в.) - ученик и спутник апостола Павла в его миссионерских путешествиях, адресат двух его посланий. Первый епископ Эфеса, где претерпел мученичество в конце 1 в. Память в Православной церкви 4 (17) января, 22 января (4 февраля), в Католической - 24 и 26 января.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  23. Источник:



  24. Большой Энциклопедический словарь

    ТИМОФЕЙ
    ТИМОФЕЙ (1-я пол. 4 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор. Участвовал в работах над рельефами Мавсолея в Галикарнасе (ок. 350 до н. э.). Сохранились фрагментарно рельефы на храме Асклепия в г. Эпидавре (1-я четверть 4 в. до н. э.).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  25. Источник:



  26. Толковый словарь Даля

  27. Источник: