Нестор Васильевич [8(20).9.1809, Петербург, — 8(20).12.1868, Таганрог], русский писатель. Из семьи профессора Петербургского педагогического института. Учился вместе с Н. В. Гоголем в Нежинской гимназии высших наук. Известен как автор драматической фантазии «Торквато Тассо» (1833) и ряда исторических пьес, в том числе пьесы «Рука всевышнего отечество спасла» (1834), в которой напыщенно и высокопарно выражена идея «казённого патриотизма». В литературном наследии К. выделяются повести и рассказы из эпохи Петра I («Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова», 1844, и др.) и из современной жизни («Надинька», 1843), отличающиеся живописностью в обрисовке русского быта. Повесть «Максим Созонтович Березовский» (1844) посвящена трагической судьбе крепостного композитора 18 в. На слова К. написаны многие романсы и песни М. И. Глинки (См. Глинка) («Сомнение», «Жаворонок» и др.), а также музыка к драме «Князь Холмский».
Соч.: Соч., т. 1—10, СПБ, 1851—53; Исторические повести, 3 изд., кн. 1—6, П., 1894—1901.
Лит.: История русской литературы, т. 7, М.— Л., 1955, с. 629—38; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.— Л., 1962.
КУКОЛЬНИК, -ный и пр. см. кукла.
| Растен. Veratrum album, чемерица, чеморка.
| Растен. Veronica latifolia, змеиная головка, змеиная трава, укус, миронник, зорник.
КУ́КОЛЬНИК, -а, муж.
1. Человек, ведущий кукольное представление, артист кукольного театра. Русские народные кукольники в театре Петрушки. Подготовка актёров-кукольников.
2. Мастер, изготовляющий кукол.
| жен. кукольница, -ы.
-а, м.
1.
Мастер, делающий куклы.
2. разг.
Актер или режиссер кукольного театра.
I
м. разг.1.
Мастер, изготавливающий кукол [кукла I 1.].
2.
Актёр кукольного театра.
II
м. местн.Многолетнее травянистое растение семейства лилейных с большим толстым корневищем и метелками цветов; чемерица.
муж.
1) (артист) puppeteer
2) (мастер, делающий кукол) puppet-makerм. разг. puppeteer.
м.
1)(мастер) fabricante de muñecos
2)разг.(актер) titiritero m
м.
burattinaio (тж. мастер и торговец); marionettista(артист)
КУКОЛЬНИК Нестор Васильевич (1809—1868) — русский драматург и беллетрист. Учился в нежинском лицее, был учителем русского яз. и словесности, служил в министерстве финансов и в военном министерстве. Дебютировал в литературе в 1833 «драматической фантазией» «Торквато Тассо», за которой последовал длинный ряд его пьес и повестей.
В творчестве К. получили чрезвычайно рельефное выражение те патриотически-нацоналистические настроения, которые были так характерны для зажиточных слоев русской буржуазии в эпоху 30-х годов и которые обусловливались подъемом ее политического самосознания под эгидой николаевской монархии, покровительствовавшей «отечественному» капитализму. Вместе с поэтом Бенедиктовым и прозаиком Лажечниковым драматург К. является одним из вождей русского буржуазного романтизма. Как и автор «Ледяного дома», К. был одним из канонизаторов историко-патриотического жанра, прославляющего величие русского «народа» в самые критические моменты его истории. В этом плане особенно характерна пьеса К. «Рука всевышнего отечество спасла», с чрезвычайной выспренностью изображавшая избрание на престол Михаила Романова. Драма эта была поставлена в 1834 и произвела такой огромный эффект, что критиковавший ее «Московский телеграф» Н. Полевого за этот «антипатриотический» выпад подвергся правительственному запрещению (до нас дошла язвительная эпиграмма современника: «„Рука всевышнего три дела совершила: отечество спасла, крест автору дала и Полевого задушила»). Написанная годом позже, драма К. «Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский» еще сильнее подчеркнула националистические тенденции его классовой группы.
Драматические фантазии К. («Торквато Тассо», «Джакобо Санназар», «Джулио Мости» и мн. др.) по своей структуре сходны с его патриотическими драмами, изобилуя патетическими монологами, обильными метафорами, антитезами и пр. Защищая в большинстве своих «фантазий» идею чистого искусства, К. отнюдь не оказывается в противоречии со своими политическими убеждениями. Характерно, что избранная им тема о трагической судьбе Тассо разработана в соответствии с буржуазным генезисом его творчества. «Французы — классики и рады бы вклеить Тассо в трагедию, — писал по этому поводу еще Н. Полевой, — но как? Ведь он не король и не принц! и кто тут будет герой? Тассо — мещанин! не годится...» Пламенная защита Тассо чистого искусства ни в коей мере не исключала, по К., того, что в тех случаях, когда отечество потребует от поэта служения себе, последний должен настроить свою лиру на торжественно-патриотический лад.
Слава К. была недолговечна; уже Белинский сурово осуждал риторику его драм. В 40-х годах — эпоху окончательного разложения романтизма и утверждения «натуральной школы» — К. вместе с Марлинским и Бенедиктовым делается объектом насмешек передовой критики. Одна из наиболее язвительных оценок драмы «Генерал-поручик фон Паткуль» принадлежит молодому Тургеневу; Достоевский пародировал «фантазию» «Джакобо Санназар» в своей «Неточке Незвановой».
Перу К. принадлежат кроме пьес несколько романов и множество рассказов, проводивших в историко-бытовом плане те же тенденции, но не пользовавшихся и малой долей популярности его драматургии.Библиография:
I. Повести и рассказы, т. I и II, СПБ., 1843; Сочинения, 10 тт., СПБ., 1851—1853; Исторические повести, 6 кн., СПБ., 1886.
II. Скабичевский А., Сочинения, т. II (ст. «Наш исторический роман в прошлом и настоящем»); Панаев И., Литературные воспоминания, Сочин., т. VI; Полевой Н., Очерки русской литературы, ч. 4, СПБ., 1839; Записки Глинки, М., 1871; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. 2, М., 1929.
III. Мезьер А., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, СПБ., 1902.
КУ́КОЛЬНИК -а; м.
1. Мастер, делающий куклы (1-2 зн.).
2. Разг. Актёр или режиссёр кукольного театра.
◁ Ку́кольница, -ы; ж. (1 зн.).