Большая Советская энциклопедия

    Нестор Васильевич [8(20).9.1809, Петербург, — 8(20).12.1868, Таганрог], русский писатель. Из семьи профессора Петербургского педагогического института. Учился вместе с Н. В. Гоголем в Нежинской гимназии высших наук. Известен как автор драматической фантазии «Торквато Тассо» (1833) и ряда исторических пьес, в том числе пьесы «Рука всевышнего отечество спасла» (1834), в которой напыщенно и высокопарно выражена идея «казённого патриотизма». В литературном наследии К. выделяются повести и рассказы из эпохи Петра I («Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова», 1844, и др.) и из современной жизни («Надинька», 1843), отличающиеся живописностью в обрисовке русского быта. Повесть «Максим Созонтович Березовский» (1844) посвящена трагической судьбе крепостного композитора 18 в. На слова К. написаны многие романсы и песни М. И. Глинки (См. Глинка) («Сомнение», «Жаворонок» и др.), а также музыка к драме «Князь Холмский».

    Соч.: Соч., т. 1—10, СПБ, 1851—53; Исторические повести, 3 изд., кн. 1—6, П., 1894—1901.

    Лит.: История русской литературы, т. 7, М.— Л., 1955, с. 629—38; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.— Л., 1962.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. ку́кольник;
    2. ку́кольники;
    3. ку́кольника;
    4. ку́кольников;
    5. ку́кольнику;
    6. ку́кольникам;
    7. ку́кольника;
    8. ку́кольников;
    9. ку́кольником;
    10. ку́кольниками;
    11. ку́кольнике;
    12. ку́кольниках.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    КУКОЛЬНИК, -ный и пр. см. кукла.

    | Растен. Veratrum album, чемерица, чеморка.

    | Растен. Veronica latifolia, змеиная головка, змеиная трава, укус, миронник, зорник.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    КУ́КОЛЬНИК, -а, муж.

    1. Человек, ведущий кукольное представление, артист кукольного театра. Русские народные кукольники в театре Петрушки. Подготовка актёров-кукольников.

    2. Мастер, изготовляющий кукол.

    | жен. кукольница, -ы.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Мастер, делающий куклы.

    2. разг.

    Актер или режиссер кукольного театра.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м. разг.

    1.

    Мастер, изготавливающий кукол [кукла I 1.].

    2.

    Актёр кукольного театра.

    II

    м. местн.

    Многолетнее травянистое растение семейства лилейных с большим толстым корневищем и метелками цветов; чемерица.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.
    1) (артист) puppeteer
    2) (мастер, делающий кукол) puppet-makerм. разг. puppeteer.

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    1)(мастер) fabricante de muñecos

    2)разг.(актер) titiritero m

  15. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    burattinaio (тж. мастер и торговец); marionettista(артист)

  17. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  18. Литературная энциклопедия

    Кукольник

    КУКОЛЬНИК Нестор Васильевич (1809—1868) — русский драматург и беллетрист. Учился в нежинском лицее, был учителем русского яз. и словесности, служил в министерстве финансов и в военном министерстве. Дебютировал в литературе в 1833 «драматической фантазией» «Торквато Тассо», за которой последовал длинный ряд его пьес и повестей.

    В творчестве К. получили чрезвычайно рельефное выражение те патриотически-нацоналистические настроения, которые были так характерны для зажиточных слоев русской буржуазии в эпоху 30-х годов и которые обусловливались подъемом ее политического самосознания под эгидой николаевской монархии, покровительствовавшей «отечественному» капитализму. Вместе с поэтом Бенедиктовым и прозаиком Лажечниковым драматург К. является одним из вождей русского буржуазного романтизма. Как и автор «Ледяного дома», К. был одним из канонизаторов историко-патриотического жанра, прославляющего величие русского «народа» в самые критические моменты его истории. В этом плане особенно характерна пьеса К. «Рука всевышнего отечество спасла», с чрезвычайной выспренностью изображавшая избрание на престол Михаила Романова. Драма эта была поставлена в 1834 и произвела такой огромный эффект, что критиковавший ее «Московский телеграф» Н. Полевого за этот «антипатриотический» выпад подвергся правительственному запрещению (до нас дошла язвительная эпиграмма современника: «„Рука всевышнего три дела совершила: отечество спасла, крест автору дала и Полевого задушила»). Написанная годом позже, драма К. «Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский» еще сильнее подчеркнула националистические тенденции его классовой группы.

    Драматические фантазии К. («Торквато Тассо», «Джакобо Санназар», «Джулио Мости» и мн. др.) по своей структуре сходны с его патриотическими драмами, изобилуя патетическими монологами, обильными метафорами, антитезами и пр. Защищая в большинстве своих «фантазий» идею чистого искусства, К. отнюдь не оказывается в противоречии со своими политическими убеждениями. Характерно, что избранная им тема о трагической судьбе Тассо разработана в соответствии с буржуазным генезисом его творчества. «Французы — классики и рады бы вклеить Тассо в трагедию, — писал по этому поводу еще Н. Полевой, — но как? Ведь он не король и не принц! и кто тут будет герой? Тассо — мещанин! не годится...» Пламенная защита Тассо чистого искусства ни в коей мере не исключала, по К., того, что в тех случаях, когда отечество потребует от поэта служения себе, последний должен настроить свою лиру на торжественно-патриотический лад.

    Слава К. была недолговечна; уже Белинский сурово осуждал риторику его драм. В 40-х годах — эпоху окончательного разложения романтизма и утверждения «натуральной школы» — К. вместе с Марлинским и Бенедиктовым делается объектом насмешек передовой критики. Одна из наиболее язвительных оценок драмы «Генерал-поручик фон Паткуль» принадлежит молодому Тургеневу; Достоевский пародировал «фантазию» «Джакобо Санназар» в своей «Неточке Незвановой».

    Перу К. принадлежат кроме пьес несколько романов и множество рассказов, проводивших в историко-бытовом плане те же тенденции, но не пользовавшихся и малой долей популярности его драматургии.Библиография:

    I. Повести и рассказы, т. I и II, СПБ., 1843; Сочинения, 10 тт., СПБ., 1851—1853; Исторические повести, 6 кн., СПБ., 1886.

    II. Скабичевский А., Сочинения, т. II (ст. «Наш исторический роман в прошлом и настоящем»); Панаев И., Литературные воспоминания, Сочин., т. VI; Полевой Н., Очерки русской литературы, ч. 4, СПБ., 1839; Записки Глинки, М., 1871; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. 2, М., 1929.

    III. Мезьер А., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, СПБ., 1902.

  19. Источник: Литературная энциклопедия



  20. Энциклопедический словарь

    КУ́КОЛЬНИК -а; м.

    1. Мастер, делающий куклы (1-2 зн.).

    2. Разг. Актёр или режиссёр кукольного театра.

    Ку́кольница, -ы; ж. (1 зн.).

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Толковый словарь Даля

  23. Источник: